Моя школа - 3 Одноклассники
<Тени прошлого приходят ко мне в дом
Их шепот напоминает шелест моря:
Улыбаясь,
я вспоминаю былое
И понимаю, что был лишь в детстве:>
(подражание <Персиковому Источнику>)
Одноклассники. Оказывается, всех их я помню по именам. Хотя, прошло
столько времени. Я учился в уродской школе, и многие из них были уродами. В
те времена не торговали на переменках <кислотой>, не пили джин-тоник в
раздевалке перед уроком физкультуры, как это делают в классе моего сына, а
аборт у девочки в девятом классе считался ЧП: <Хочешь вискаря? Да на,
попробуй, это - вещь! Выдержанный! Не понравилось? Ну, ладно: Захочешь -
скажешь. Ты ведь знаешь, нормальные люди пьют приличную выпивку дома, в
хорошей компании, а всякое быдло - паленую херню в подворотне!> - это говорю
я, в надежде, что подобные <родительские хитрости> в совокупности с <Rolling
Stones> и спортом не дадут ему связаться со всякими пидорасами. От пидорасов
всего можно ожидать:
Одноклассники были разные. Их было много. Одни сели, других убили,
кто-то стал убивать сам. Класс был разбит на три группы - <наши>,
<противники> и <балласт>. Последние, в своей массе, отвалили после класса, и
поэтому я расскажу вначале о них. СтрЕля, Ява и Муля всегда сидели на
<галерке>. Стреля был рыхлый, невысокий мальчик с крючковатым носом и
птичьими глазами. Круглое пузо и кривенькие ножки, которыми он мог с
невообразимой быстротой перебирать, летая по этажам. Именно за эту свою
особенность он получил второе прозвище - Газель. Еще его звали Марфой.
Может быть, за бабье лицо, но точно помню, <окрестили>, когда по истории
проходили <Марфу-Посадницу>. Класса до шестого Стреля ссался прямо на
уроках, но, почему-то, учился вместе со всеми. Вряд ли его мать давала
кому-то взятку - я ее видел: Стреля умел громко рыгать, и этим пользовался.
Из всех учителей на его <рыг> лучше реагировала Катря. Перед математикой
кто-нибудь подходил к Стреле, и елейным голосом упрашивал: Марфочка, рыгни!
Стреля поднимал очи горе, и рассудительно излагал: видите, одна жевачка -
при этом он высовывал язык, показывал сморщенный кусочек резинки, и снова
прятал - нужно что-то более: существенное! На этом - даже при желании не
рыгну. Начиналась <складчина>: половинка булочки (за десять копеек!),
мандарин, большое яблоко: Звонок, Екатерина Антоновна исступленно, качаясь
из стороны в сторону, нараспев декламирует формулы. Позже я наблюдал
подобное, попадая на концерты камерной музыки. В самых непонятных местах
девы со скрипками почему-то испытывают оргазм. Раздаются тетради для
контрольной работы. Стены сотрясаются от Рыга. Звенящая тишина, наполненная
запахом мандарина. У Катри перехватывает дыхание: <Кто: Кто это?> Раскосые
глаза (бельмо-на-правом) смотрят сквозь толстые очки так, будто она получила
пулю. Взгляд останавливается на Стрелянове. Второй Рыг. <Сволочь...
Животное: Убери вонючие скорлупы:> - дрожащий перст указУет на корочки. Урок
сорван. Самостоятельной не будет. Впечатления, полученные в детстве -
великая вещь. Даже сейчас, много лет спустя, в памяти нет-нет, да и мелькнет
Екатерина Антоновна. Когда слушаю Тома Вэйтса - дикция у них похожа. В
микрофон летят слюни: Пару лет назад я заезжал в Харьков. Стрелянова видели
на вокзале, он спился.
У Явы мама была учительницей. Она работала в этой же школе, но у нас
не преподавала. Длинный и нескладный, с огромными торчащими ушами, Яворский
составлял со Стреляновым странную парочку. Ява любил стрелять. Он вообще,
любил все, что горит и взрывается. На выходные они компанией ездили в
пригород. Вокруг Харькова в 43-м шли ожесточенные бои. И сейчас вдоль
трассы, в ельнике можно увидеть невысокие курганы, обнесенные ржавой колючей
проволокой. Это склады боеприпасов, оставшиеся с тех времен. Город сдавали и
отбивали дважды. Всякий раз отступающие спешно минировали то, что не могли
вывезти. А потом арсеналы создавались на новом месте. Старые никто не
трогал - дураков нет. Ява с друзьями выкапывал боеприпасы. Иногда они
взрывали мины тут же, иногда привозили с собою в город, в переполненном
пригородном автобусе, и разбирали их на кухне. Пожалуй, Яве не нужны были
сами взрывы, которые он с приятелями устраивал в отдаленных, и не очень,
местах. Ему нравилось наблюдать, как люди пугаются. Он даже слово придумал -
<вздратанУться>, от украинского <дротувАты> - раздражать, и русского
<задрачивать>. Зима. Мы возвращаемся с какого-то культурно-общественного
выхода. Мягко падает снег. В нижнем окне сидит бабушка. Она задумчиво
смотрит на проходящих мимо ребят. Один <пионэр> отделяется от толпы, и,
улыбаясь, направляется в сторону старушки. Взмах руки, точный бросок. Перед
лицом бабушки маленький белый взрыв, часть крепкого снежка остается на
стекле. Пожилая женщина от неожиданности взмахивает руками, падает с
табуретки назад. <ЛюдИшка вздратанУлась!> - издает торжествующий клич Ява, и
большими скачками, на своих ногах-ходулях с хохотом убегает через сугробы.
Однажды я Яву побил. Не помню, за что: И забыл об этом. На следующий
день Ява подошел ко мне, и осторожно тронул за рукав - пойдем, покажу
штуковину.
- Зачем?
- Ну, пойдем!
Мы спустились в школьную раздевалку-бомбоубежище с толстенными стенами. Ява
полез за пазуху, и вытащил руку с гранатой. <РПГ-40, оборонительная> -
подумал я. Ява поднял гранату на уровень глаз, потянул за кольцо. Усики
чуть-чуть разжались. <Молись!> - сказал он мне.
-Ява, ты что:
-Становись на колени, сука! Ты зачем меня вчера побил?
Я ударил его в лицо. Ява с гранатой опрокинулся, а я побежал, считая
секунды. Наверное, так быстро я никогда не бегал. Взлетел по ступенькам, и
бросился, закрыв голову руками, под стену - подальше от зияющего входа.
Взрыва не было. Уже потом я узнал, что такие гранаты взрываются без
задержки, сразу - достаточно лишь уронить: Я огляделся. На меня испугано
смотрели третьеклашки. <Ты что, ебанулся?> - участливо спросил меня Юрик. В
проеме показался с распухшей щекой грустный Ява. И направился ко мне.
Оттянул его в сторону: <Ром, ты что? Ты обиделся, да? Ты не обижайся, я
просто испугался! Ты посмотри, детей сколько! Не надо, а?!> <Ты зачем
так?> - обиженно бубнил Ява - <Шуток не понимаешь, что ли? Смотри!...> И он
опять вытащил гранату: <Да не бойся! Видишь дыру? Я ее ладонью прикрыл! Это
я вчера тол с нее выплавил. Что я, дурак, что ли, боевую сюда приносить?
Только запал настоящий, а так - жестянка. Максимум - пальцы бы оторвало, ну,
может быть - глаза выбило!>
- А на чем плавил?
- На печке.
- Ява, не сердись на меня!
Кухонные плиты в Харькове во всех домах работали на природном газе. Он
плавил тол на открытом огне:
Однажды Ява, все-таки чего-то не рассчитал. Он смешивал магний на
столе у себя в комнате, смесь вспыхнула. Глаза Ява успел закрыть, и их
сварило. Верхний слой кожи вместе с ресницами испарился. На громкий хлопок в
комнату прибежал Ява-младший, и увидел лицо брата, от испуга у него отнялись
ноги. Лежали братцы в одной больнице. Все радовались, и разыгрывали на
переменках эту сценку в лицах. Когда через полтора месяца Яворский появился
снова, он все еще был похож на мультяшку. После восьмого Ява ушел в
техникум, но там ему поучиться не довелось. Огнемет, изготовленный
собственноручно, Ява испытал в тринадцать лет. Это видели многие: тонкая
струя жидкого огня из окна <хрущевки>, объятое пламенем дерево, вопли бабок:
Конструкция примитивно-простая: металлический корпус огнетушителя, ниппель,
через который нагнетается внутрь воздух, и тонкая трубка с краником. Перед
трубкой к доске прикручено металлическое кольцо с пропиткой, оно
поджигалось. Струя бензина, бьющая из баллона, пролетала несколько метров
огненной стрелой, и заканчивалась косматым шаром. Опыты с огнем Ява
продолжил. Ему нужны были зрители, зрители, которые пугаются. Наверное,
забавно было бы смотреть, как, шарахнувшись от огня, убегает, потеряв
смешную шляпу, интеллигентик: <Людишка вздротанулась!> Говорят, он не хотел
никого убивать, просто не рассчитал расстояние. Прохожий умер в больнице,
корчась от страшной боли - его кожа превратилась в сплошной ожог. Яву
отмазали - его папа в то время был районным прокурором. Отправили <на
дурку>. Через какое-то время Ява вышел. Начинались перестройка и бандитский
передел. Как ни странно, Рома оказался востребованным - он делал бомбы для
продажи. Не для шахидов, боже упаси! Тогда и слов таких не знали - просто
для разборок. А попался опять - как дурак. <Сколько волка не корми>: Он
застрелил из самодельного револьвера пьяного мужика, доебавшегося до него у
стадиона. Просто - <хотелось испытать>. Ява сел, и надолго. После отсидки он
спился. Знакомый подошел к нему на улице - жалкому и грязному. <А шо, мы с
тобою сидели?> - вперил в одноклассника безумные глаза Яворский. <Жалко его
стало!> - сказал Дрю. О Дрю пойдет речь позже.
Муля был из хорошей семьи. Вначале он даже не водился с Явой и
Стрелей. Он приглашал меня на свой день рождения. Нормальные родители.
Поразили два огромных цветных плаката АВВА на стене - диковинка по тем
временам. Да и позже, почему-то отойдя от нормальных людей, он так и не стал
другом тем, другим. Муля был статистом - рассказывал, что видел: <Пошли мы
на стройку. Взяли ПЕлю с собой. Стоим возле котлована. Марфа говорит - Пеля,
лезь вниз!
- Зачем, Марфочка?
- Я игру придумал, лезь! А то - играть с нами не будешь!
Угроза действует, Пеля лезет:
-Что дальше? Стреля, Ява? Во что играть будем?
-Играть будем в мамонта!>
Сверху летят камни, Пелю <забивают>. Друзья, отправляются на поиски
приключений, рыдающий Пеля лежит присыпанный комьями земли и рыжей глины:
Однажды осенью Муля, Стреля и Пеля поехали в пригород. Копать. На обратном
пути, когда они садились в автобус, Ява вдруг подбежал к дымящей куче
листьев на остановке, и сунул туда небольшой минометный снаряд. Автобус
отъезжал, остановка в клубах синего дыма удалялась. <Ты что, Ява! Сейчас же
на нее люди станут подходить!> <А пусть не ходют!> - ответил Ява. Муля был
искренний мальчик. Однажды он даже сочинение про дружбу начал так: <Я дружу
с Пелей, патаму, что ево можна бить и мучеть как кошку>. Потом сообразил,
что пишет не то, перечеркнул, на обратной стороне начал снова: <Сочинение:>
Дописать не успел - прозвенел звонок. <Сочинение> прочитала на классном часе
Аннушка. Говорят, что Мулю видели пьяного, со стремными портаками на
пальцах, в компании с подозрительными типами. Муля так и остался маленьким.
Блин, с ними еще был Кащей - как я мог забыть? Худенький еврейский
мальчик по имени Миша. <Мищя> - как звали его в классе. Мищя ничего не
взрывал и никого не забивал, они просто приходили часто к нему в гости. Жили
рядом. А потом рассказывали: <Сидит Кащей на унитазе, дверь в тубзик не
закрыта, и бутерброд ест! Вот урод!>
Миша краснеет, и комментирует: <Я спешил просто:> Еще Кащея звали Хрупким.
Потому что, когда ему дали по яйцам, он согнулся, и с укором говорил: <Вы
что?!! Вы же могли Его повредить!> Говорят, что Кащей подзывал свою собаку,
Дину, и давал ей лизать свои причиндалы, прилюдно. Не знаю - уродам
верить... Хотя:
Однажды Кащей подарил на день рождения Стреле книгу. (<Лучший подарок>,
книга, не так ли?) Какую-то <левую>. Через несколько месяцев эту книгу
Стреля подарил Муле. На день рождения Кащею Муля принес ее же. Без
титульного листа - там Стреля написал поздравление. <Это же моя книга! Я ее
Сереже подарил!> - сказал Миша. <А он - мне> - угрюмо сказал Муля - <А нахуя
мне такое гавно нужно?> Мищя уехал с мамой в Израиль. Собака Дина осталась.
Пеля. Это отдельная история. Пеля вообще стоял особняком, он мог
общаться лишь с вышеупомянутыми персонами. На то было много причин. Пеля
любил чеснок и лук, и поедал их в огромном количестве на завтрак. Пеля любил
лазать по помойкам - часто его видели, роющегося в мусорных баках после
школы. Он не искал там съестное, и не зарабатывал на жизнь, собирая цветной
металл. При социализме этого всего не было. Просто ему нравилось. Иногда он
ловил мух, отрывал им крылышки, и смотрел, как те ползают по парте. Пеля
всегда сидел один. К мальчикам он садиться боялся - за это били, а девочки
уходили за другой стол сами. Однажды свободных парт не было, Пеля мешкал, не
зная, куда ему приткнуться, и учительница сказала: <Ты чего стоишь?
Садись!> Пеля сел. В тот же момент его соседка поднялась из-за парты. <Что с
тобою, Лена?> - спросила Аннушка. <От него воняет!> - вскинула хорошенький
носик Черная. Пелю посадили у подоконника. После урока я слышал, как Анна
Леонтьевна наставляла его: <Вова, не надо есть столько лука. И попроси маму,
чтобы она отпарила эти жирные пятна с твоего пиджака и брюк. Вообще, чтобы
все отпарила:> Пелю в третьем классе трахнули. Он сам как-то проболтался по
глупости об этом. Поехал в деревню, заснул на сеновале. Тут пришли какие-то
сельские быки-педофилы, и Пелю выебали. Деревня вообще сыграла в судьбе Пели
некую роковую роль. В сентябре Пеля выкопал где-то противопехотную немецкую
мину. Принес ее домой, высушил на батарее. Мама спросила его, что это? Пеля
так и ответил: <Мина, мама!> - <Пойди и выкинь, сейчас же!> Пеля был не
дурак - выкидывать. Он закопал ее под окнами пятиэтажки, на грядке у соседа.
Дело было осенью, собирались копать картошку. Пеля похвастался перед своими
чувачилами - дескать, нашел. Поеду в село. Там взорву! Его долго упрашивали
отдать мину, взорвать на ближайшем пустыре вместе, Пеля не кололся.
Стрелянов и Яворский избили <ездуна в деревню>, а затем отвели его к
директору школы. Они честно рассказали все, что знали Дохе. Вызвали саперов.
Солдат-первогодок поднял черную коробочку одной рукой, рассмеялся: <Это же
не мина!>, кинул в овраг. Взрывом его отбросило в сторону. Солдата
контузило, его отвезли в больницу. Больше никто не пострадал. На следующий
день весь класс оставили на три часа после занятий - была профилактическая
беседа с участковым. Я опоздал на тренировку. Хотелось выместить злость, и
причин сдерживать себя не было. Толпа вышла из класса. Я ударил Пелю с
носка, как по мячу. Тут всех словно прорвало. Пинками его вынесли на
лестничный пролет. Пеля оказался прижат в угол. И вдруг Стрелянов встал
между разъяренной толпой и изгоем. <Назад! Я кому сказал, назад!> - кричал
он. Стрелянова могли легко смести, но всех взяла оторопь: ОН - тот, кто
чморил и унижал Пелю постоянно, его защищает? Чудес не бывает. <Защитник>,
освободив место, повернулся к затравленному Пеле, и со словами: <Получи,
блядь!> вмазал. Стреля и драться-то не умел. Но Пеля потерял равновесие, и
стукнул головой о бетонную ступеньку.
В детстве, я помню, был такой фильм - там злые кулаки красноармейца убивают.
Они расступаются и бегут, а герой фильма лежит у вагона в грязи, на него
сыпется зерно из разорванного мешка. Смерть коммуниста, бля: Тогда мы
подумали, что Пеля мертвый. Все застыли. Я попятился, и тихонько скользнул
назад, за угол. В конце коридора Аннушка запирала класс. Осталось совсем
немного - быстро неслышно пробежать вдоль стены, оказаться у нее за спиною,
и сделать вид, что только что вышел из туалета. Алиби. Я побежал.
Получилось.<Анна Леонтьевна!> - окликнул я, догоняя, классную
преподавательницу - <Так завтра по <пэрфэкту> самостоятельная будет?...>
Поворот. Безжизненное изломанное тело на лестнице. Топот ног в конце темного
коридора. Аннушка побледнела. Пеля оказался жив, его увезли в больницу, всех
снова оставили после занятий - прорабатывать. Меня директор не тронула.
Аннушка клятвенно заверила Доху, что <Захаров в безобразиях не участвовал>.
<В это мгновение даже я тебя ненавидел!> - изумленно смеялся позже мой
школьный приятель, Гришка.
- Анна Леонтьевна, простите меня, пожалуйста, за <подставу>!
А Пеля в школу так и не вернулся. Он перевелся в другую. Еще через
пол-года мы узнали, что его ограбили - средь бела дня, возле магазина,
местный откинувшийся бандит по кличке Соболь вывернул у Пели карманы. Пеля
испугался, и не кричал. Денег у Пели не было, были ключи, и он повел урку
домой. (Может, надеялся, что родители будут?) Родителей не было. В хате,
разумеется, ничего ценного. Тоненькая цепочка и замызганный бобинник - весь
<улов>. Соболь рассвирепел. Говорили, что он побил Пелю. На очередной
профилактической встрече с участковым, в актовый зал вошла симпатичная
молодая девушка в серой форме. Срывающимся от волнения голосом, она
рассказывала нам о том, что государство заботится о своих гражданах,
особенно - о детях. И, что есть еще несознательные элементы. <Вот, например,
ужасный случай в нашем районе. К вашему ровеснику у магазина подошел
преступник:> Все оживились. Концовка знакомой истории оказалась неожиданной:
<И подверг подростка половому надругательству!>
<Пелю выебали! Опять выебали!> - закричали все радостно в зале. <Что
происходит?!!> - порозовела наставница у микрофона. Пелю выебали. Вот ведь:
Значит, действительно у человека была судьба такая? Или, может, люди события
притягивают? Пидор, он и есть пидор: