[pc] Психологический возраст и деньги
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21674913.png)
Доброго здоровья всем читающим!
Психологический возраст и деньги
Психологический возраст и деньги
Возрастных периодизаций существует множество. Все они близки, потому что
основываются на одних и тех же психофизиологических параметрах развития
человека.
Приведу для примера, скажем, периодизацию на основе концепции Эрика
Эриксона. Я её немного модифицировала с учётом современных реалий, как я их
понимаю.
До 1 года - младенчество
1-3 года - раннее детство
3-6/7 лет - дошкольное детство
6/7-12 лет - школьное детство
12-20 - подростковый возраст (отрочество)
20-35 - юность и молодость (ранний средний возраст)
35-65 - взрослость (поздний средний возраст, ранняя зрелость) 65+ - поздняя
зрелость (старость).
В идеале, все мы в период до 25-35 лет должны стать взрослыми людьми. А
дальше - наслаждаться плодами своей взрослой жизни, идя к зрелости и
мудрости.
Но на деле всё обстоит гораздо сложнее. Большинство людей, несмотря на
паспортный возраст, так и не становятся взрослыми. Взрослых людей
приблизительно
5-10% от общего числа людей. А зрелых и того меньше - дай Бог, если один 1
наберётся.
Что же такое психологический возраст?
Психологический возраст определяет способ, который является у человека
ведущим при совершении жизненных выборов, решении проблем и вызовов, которые
нам
щедро подбрасывает жизнь. Итак, пойдём по порядку.
Признаки отличия психологических возрастов:
1) Психологический ребенок - человек, который сам себя регулировать не может
и не хочет. Его цель - отсутствие напряжений простейшим способом. Например,
алкоголь и телевизор.
2) Психологический подросток - тот, кто не хочет или не умеет думать своей
головой, а предпочитает ориентироваться на мнения других или делать всё
наоборот,
то есть противоречить мнению других. Его цель - получить результат без
усилий и как можно быстрее, например, чтобы "прожевали за него" или украсть.
3) Психологический юноша - это тот, кто умеет думать сам и очень этим
доволен. Его цель - наслаждаться мыслями и ничего не делать.
4) Взрослый человек наслаждается своим действием и результатом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТИ
Главной задачей детского возраста является овладение своим телом и эмоциями
и получение устойчивых навыков саморегуляции. Далее, начиная, со школьного
возраста, ребёнок должен научиться социализироваться и строить отношения с
другими. В неблагоприятной психологической среде эти задачи не осваиваются
вовремя
и человек, взрослея биологически, психологически застревает в детском
возрасте.
Психологические "дети" - импульсивные люди "настроения", живущие с позиции
"хочу". У них нет плана на жизнь и чёткого понимания, чего они хотят. Им
трудно
разделить отрезок времени своей жизни впереди на краткосрочную и
долгосрочную перспективы.
Они ведут себя, как ребёнок в магазине: видя красочные игрушки, они
бросаются от одной к другой, крича, что всё это хотят купить. Вспомните
своих или чужих
детей. Обычно, если родители поддались на крики и уговоры и купили ребёнку
всё затребованное, то многое из этого ребёнок даже не открывает. А если
открывает,
то через пять минут теряет интерес.
Им всё время нужны новые развлечения, они жалуются на скуку, они требуют,
чтобы кто-то пришёл и решил их проблемы. Они инфантильны по жизни. Им нужны
"мамочки"
и "папочки", которые бы обеспечивали им комфорт и развлечения. Таких людей
немного. Но с ними выстраивать удовлетворяющие отношения труднее всего.
ОТНОШЕНИЯ С ДЕНЬГАМИ У ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ
Серьёзных денег у этой категории быть не может. Всё зарабатываемое или
получаемое от "родителей" спускается на спонтанные "хотелки". Накоплений у
них,
как правило, нет, потому что для этого надо иметь хоть какую-то стратегию и
финансовое планирование, а эти опции "детям" недоступны.
Именно психологические дети берут потребительские кредиты, потому что им
захотелось купить новую игрушку,
advert
а денег на это нет. Они не отдают себе отчёт в последствиях, не задаются
вопросом, а как они этот кредит будут отдавать. Это не "детские" вопросы.
Очень
часто они берут новый кредит, чтобы вернуть старый, и так до бесконечности.
Психологические дети чаще всего становятся добычей мошенников, которые
предлагают бесплатный сыр. Именно поэтому такой вид мошенничества никогда не
исчезнет
- ведь для него всегда найдётся "клиент", сколько об этом ни писали и ни
предупреждали в СМИ. Психологические дети предупреждений не слышат - уровень
мышления
не позволяет. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДРОСТКИ И ДЕНЬГИ
У подростков две главные цели. Первая - быть принятым в референтной группе
сверстников. Не быть "белой вороной", а быть "как все". Эту цель преследует
большинство. Вторая - стать "крутым" по стандартам той самой референтной
группы. Занять, по возможности, высокое место в иерархии значимого
сообщества,
стать лидером.
Но если для реальных подростков эти цели вполне нормальны и развивают их
адаптивность и уверенность в себе, то у взрослых людей, застрявших в
подростковом
мышлении ("психологические подростки"), эти особенности вызывают отнюдь не
эффективное поведение.
Например, беспокойство о том, "что скажут люди" по поводу тех или иных их
действий, жгучее желание соответствовать социальным стандартам "хорошести" в
ущерб собственным интересам, стремление продемонстрировать свою "крутизну"
любыми способами, даже ценой немыслимых долгов и отказа в удовлетворении
своих
реальных потребностей.
Психологические подростки бегут покупать первыми очередную версию айфона, но
не потому, что им действительно нужны какие-то новые функции, а чтобы
доказать
референтной группе свою "крутизну" и не прослыть "лохом".
Они - неудержимые конформисты и всегда будут подстраиваться под группу, даже
если это несёт им конкретные и серьёзные неудобства.
В делах психологические подростки могут быть вполне успешны, но они легко
теряют заработанное, потому что во-первых, тратят деньги на ненужные, но
"статусные"
предметы, а во-вторых, ориентируются не на свою интуицию и знания, а на
мнение группы и часто принимают непродуманные решения, доверяя дутым
авторитетам.
Деньги, материальные ценности нужны им, чтобы продемонстрировать и
подтвердить свою значимость. Они всё время кому-то что-то доказывают (самому
себе или
кому-то значимому из отроческого периода).
Психологические подростки - находка для индустрии потребления, потому что
ими легко манипулировать. Вся реклама продукции, призванной подчеркнуть их
статус
и "крутизну", рассчитана именно на них.
Другая проблема психологических подростков - это страх. Страх потерять
деньги, работу, статус, репутацию и т.д. Движимые этим страхом, они много
суетятся,
пытаясь достичь безопасности, но никогда её не достигают, потому что их же
собственные страхи по механизму самосбывающихся пророчеств ведут их к утрате
всего приобретённого, и тогда они вынуждены начинать этот виток заново.
"Белка в колесе", "крысиные бега" - вот метафоры, отражающие жизнь
психологического подростка. Много суеты, отсутствие этики и собственного
мнения (оперирует
только общепринятыми стереотипами), невротические страхи и беспокойная,
"тяжёлая" жизнь - удел психологического подростка.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДРОСТКИ И ДЕНЬГИ
Отношения с деньгами у этой категории бывают двух типов.
Первый тип - обычные, среднестатистические люди, живущие на одну, весьма
небольшую, зарплату. Они - <как все>, не высовываются, не хватают звёзд с
неба
и всегда беспокоятся о том, <что скажут люди>. Они годами ходят на нелюбимую
работу ради того, чтобы "свести концы с концами" и элементарно выжить.
Именно
они боятся сделать шаг в сторону, чтобы вырваться из замкнутого круга
бедности.
Главная проблема подростков - это страх. Именно он заставляет их сидеть в
надоевшей, неудовлетворяющей, но привычной зоне комфорта.
Среди подростков есть и другой тип, составляющий оставшиеся 5%. Это, если
так можно выразиться, <крутые подростки>. Они всерьёз хотят денег, и много,
потому
что им надо как раз обратное - выделиться из серой массы и вознестись на
вершину социальной иерархии, стать "круче" остальных "лохов". Они хотят
<сладкой
А поскольку ценностной системы у подростков, как таковой, пока нет, то они
легко сваливаются в нарушение закона в попытках заработать денег. Дальше уже
особенности характера поведут их по разным дорожкам - кто-то пойдёт грабить
и разбойничать в организованных бандах или в одиночку, а кто-то станет
мошенничать
и воровать.
Те "подростки", кого страх тюрьмы всё-таки останавливает от криминала, а
денег хочется иметь много, готовы сутки напролёт бегать и суетиться ради
заработка.
Лучшие сетевики и продажисты <door-to-door>, впаривающие фигню
добропорядочным гражданам - это как раз психологические подростки из
"крутой" категории.
Для них такие агрессивные действия - норма, они от этого не устают и не
парятся (в отличие от
advert
"юношей", к примеру, но об этом позже). Если вам нужны кадры в отдел продаж,
берите только "подростков". Будут носом землю рыть за свои проценты.
Из-за страха удержать заработанные или украденные деньги они не смогут.
Потому что страх будет создавать самосбывающиеся пророчества. Если деньги
приходят
к вам на основе вашего страха нищеты или прозябания, то случится в итоге как
раз то, чего вы боитесь - нищета и прозябание. Так что "подростки" тоже не
могут удерживать долго свои "миллионы", даже если они у них и появляются.
А про тех, кто живёт от зарплаты до зарплаты, и говорить нечего - у них
крупных денег не может быть в принципе. Страх будет удерживать их от любых
попыток
вырваться из того уровня, на котором они выживают.
(продолжение следует...)
По материалам Марка Пальчика, Ольги Юрковской, Елены Галочкиной