Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2018-12-24

[pc] Как нельзя наказывать ребенка?

Доброго здоровья всем читающим!

Как нельзя наказывать ребенка?

Как нельзя наказывать ребенка

<А если по делу, если по-другому не понимает?> - так скажут иные родители,
убежденные в необходимости телесных наказаний в системе воспитания ребенка.

Неужели без этого никак? Можно ли обойтись без рукоприкладства и как
правильно наказывать детей, - рассказывает Марина Филоник - психолог,
психотерапевт,

научный сотрудник и преподаватель Федерального института развития
образования.

Почему вообще бьют детей?

Насилие порождает насилие. Как правило, бьют детей те, кого били в детстве.
Прежде всего, потому что это привычная и понятная форма детско-родительских

отношений - усвоенный семейный сценарий переносится на новую семью.
Некоторые даже считают, что это хорошо: <меня били, и это было справедливо и
полезно,

и я тоже буду так воспитывать детей, чтобы они выросли настоящими людьми
(как я)>.

За этим феноменом стоит несколько моментов. С одной стороны, такой человек
просто не знает, как по-другому, у него не было этого в опыте и ему трудно
представить,

что можно иначе. Так, как было у меня, становится всеобщей нормой в моем
сознании.

И это касается не только наказаний - многое из того, к чему мы привыкли,
особенно с детства, представляется порой единственно верной нормой, которая
потом,

нередко неосознанно, воспроизводится в следующем поколении.

С другой стороны, важно отметить, что к телесным или любым другим жестоким
наказаниям родитель прибегает, чаще всего, по следующим причинам:

1) от собственного бессилия (слабости, отчаяния), потому что другими
средствами не может справиться с ребенком;

2) в состоянии аффекта, когда сильные эмоции зашкаливают (<сорвался>);

3) из-за собственной жестокости и тирании, когда родитель сознательно и
произвольно, в спокойном состоянии (не в аффекте) регулярно наказывает
ребенка

(например, по выходным избивает ремнем до синяков по всему телу за все
проступки в течение недели).

В данном случае мы обычно имеем дело с серьезными психологическими
проблемами родителя. Это могут быть собственные непроработанные детские
травмы (нередко,

например, насилие в родительской семье); нездоровая потребность
самоутвердиться, проявить власть и силу (например, показать, <кто в доме
главный>); не

менее нездоровый способ выплеснуть свою собственную регулярно
накапливающуюся агрессию (пока бью, вхожу в раж, выражаю таким образом свою
злость, с которой

не умею обходиться иначе, и при этом думаю, что это же я не злюсь, а
справедливо воспитываю, то есть творю благо).

Могут быть и более серьезные проблемы с психическим здоровьем, разные формы
психопатологии, которые не обязательно относятся к т.н. большой психиатрии,

но могут требовать медицинского вмешательства.

И если в первом и втором случаях (бессилие и аффект) родитель, как правило,
осознает, что лучше все же быть с ребенком поласковее, понимает, что хотел

бы не наказывать так сильно и больно, но каждый раз <срывается> или просто
не знает, как быть иначе, не справляется, то в третьем случае проблема
нередко

особенно осложняется тем, что родитель полностью уверен в своей правоте.

Лучше меньше, да лучше

Вообще, стоит сказать, что запретов в семье должно быть немного, они должны
быть четкими и понятными для ребенка, однозначными. Не надо вводить много
правил,

пусть лучше их будет мало, но зато они будут безукоризненно соблюдаться
всеми членами семьи. И это очень важно.

Если папа запрещает смотреть мультики каждый день, а мама периодически
разрешает (ну, сегодня можно, ладно, ничего такого, хотя мы и
договаривались, что

можно смотреть только через день), то сама эта несогласованность между
родителями оказывается куда более вредной, чем, казалось бы, такой
безобидный факт

как смотрение мультфильма.

Это провоцирует неравное отношения ребенка к родителям и коалицию с одним из
них (мама хорошая, она разрешит), а также учит ребенка манипулировать, чтобы

добиваться своего.

Дети очень быстро усваивают, к кому с какой просьбой и как надо подойти. У
бабушки надо попросить конфет, маме надо сказать, что ты плохо себя
чувствуешь,

чтобы не пойти в школу, а у папы надо клянчить велосипед - именно так, а не
наоборот, и тогда получишь свое.

Нередко бабушки приносят много проблем в семью, когда остаются с внуками и
начинают разрешать им то, что запрещают родители, аргументируя это своей
любовью.

Правила должны быть едины. И, если вы кого-то привлекаете к воспитанию своих
детей (бабушку, няню, тетю, дядю - неважно), то договоритесь сначала о том,

чтобы эти люди соблюдали те правила, которые существуют у вас в семье.
Двойные стандарты, если они окружают ребенка, аукнутся потом немалыми
проблемами,

когда он вырастет. Но это отдельная тема.

Итак, наказания

advert

должны проистекать из понятной и однозначной системы правил. И поводов для
наказания тоже не должно быть много. Пусть лучше будут поводы для поощрений.

Наказания должны быть совершенно понятным для ребенка - за что конкретно и
почему это было плохо. <Ты просидел весь день за компьютерной игрой, хотя мы

договаривались, что ты будешь играть не больше часа в день, то есть ты
нарушил обещание - раз, и не сделал из-за этого уроки - два. И поэтому
ближайшие

три дня ты не будешь вообще подходить к компьютеру>. Тогда это учит
ответственности за свои действия.

А если просто сказать: <ты плохо себя ведешь, сколько можно, как ты меня
достал, не пущу тебя больше к компьютеру>, то ребенок может услышать это
так:

я плохой, я надоел, меня не хотят, меня не любят. Или: вечно им все не так,
лишь бы ругать и запрещать, ну, что я такого сделал-то?

Не в аффекте, а в любви

Наказывать, как и ругать, прояснять отношения и прочее крайне желательно в
спокойном мирном состоянии, а еще лучше - с искренним чувством любви в
данный

момент. Полезно не забывать про формулу Карла Роджерса: <я тебя люблю, но
то, что ты делаешь, меня расстраивает>.

Принципиально важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят всегда, любого,
но это не означает, что все, что он делает, хорошо. Травматичным для ребенка

оказывается посыл <я тебя такого не люблю> - станешь другим, исправишься,
тогда посмотрим (посыл условной, а не безусловной любви).

Это не обязательно прямо сказанные слова, это может быть охлаждение,
отчуждение, злость, игра в молчанку, эмоция или выражение лица родителя, по
которым

ребенок читает: я плохой, я не нужен, я не любим. Последствия условной любви
в детстве мы имеем сплошь и рядом, но это тоже отдельная серьезная тема.

Если вы пришли домой с работы уставшие и голодные, увидели, что ваше чадо
натворило нечто ужасное, и обнаружили себя уже с трясущимися руками от
злости

и слезами от бессилия - не говорите и не делайте в этот момент ничего! Во
всяком случае, постарайтесь этому учиться. Это может оказаться непросто, не
стоит

смущаться, опускать руки, если не получается - важен вектор и постепенность.

Итак, сначала придите в себя и только после этого занимайтесь воспитанием.
Наказания в аффекте или от собственного бессилия - не лучшая форма
педагогики.

Без вины виноват. Когда наказывать нельзя?

Бывает так, что ребенок сделал что-то, может быть, даже очень нехорошее, но
неосознанно и непроизвольно. Взрослые, кстати, тут не отличаются - сколько

боли мы причиняем друг другу, совершенно того не желая или даже не понимая,
как это могло произойти. Вспоминается - <прости нам грехи вольные и
невольные>.

Как говорилось выше, наказание должно логически вытекать из прозрачной
системы правил. Поэтому, если, скажем, правило не было введено,
договоренности и

обязательств не было, то наказание неправомерно. Например, если в семье нет
четкого правила, что ты всегда сначала делаешь уроки, а потом идешь гулять,

то не надо наказывать за то, что ребенок сегодня сначала пошел гулять - ведь
вы об этом не договорились. Это будет формировать ощущение несправедливости,

бессилия и небезопасности - никогда не знаешь, за что тебя сегодня накажут.

Важно учитывать мотивацию ребенка. Например, девочка-дошкольница, оказавшись
одна дома, решила <сшить> себе платье и порезала для этого мамино любимое

платье на куски, обмотала себя полученными фрагментами ткани и такой
красавицей предстала у входной двери, когда мама пришла с работы. Нельзя
ребенка ругать

и наказывать, но надо спокойно объяснить, почему так делать нельзя.

Вспоминаются подобные истории из жизни клиентов, когда после такого
искреннего творческого порыва ребенок встречался с жесткими, иногда
жестокими и, главное,

не понятными тогда для него последствиями, и после этого человек много лет,
уже во взрослом возрасте боится проявлять инициативу, живет со страхом
самовыражения

и <блоком> на творчество. Еще раз - наказание должно быть понятым.

Что же, не бить никогда? А если шлепнуть и по делу?

Сегодня активно обсуждается проблема телесных наказаний детей. Часто
спрашивают: а если шлепнул, а если подзатыльник, а если по памперсу, а если
ударить

иногда и только за большой проступок? И так далее - вариации самые разные.

Есть проблема в самой попытке провести границу возможного по <телесному>
критерию. Важен широкий контекст, в котором наказание осуществляется, о чем
говорилось

выше. Важна конкретная ситуация - за что, было ли это обговорено заранее,
было ли ребенку известно, что за данное нарушение последует такое-то
наказание.

Важна мотивация ребенка, почему он это сделал.

Не менее важна мотивация родителя - что им движет сейчас, в этот конкретный
момент, когда он хочет поднять руку. Важны отношения, внутри которых
рождается

то или иное наказание (например, это могут быть отношения <тиран - жертва>,
<сильный носитель власти - бессильный подвластный>, <агрессор -
преследуемый>

и т.п.).

Одно и то же действие (пощечина, шлепок или удар) будет совершенно разным в
зависимости от множества факторов, часть из которых были названы. Поэтому,

по-видимому, невозможно оценить поступок по его внешнему проявлению. И ведь
это так вообще в жизни, в том числе в духовной, почти про все можно сказать.

Один есть мясо в пост, потому что он вообще не в курсе, что сейчас пост,
другой - потому что у него низкий гемоглобин, третий - потому что ему лень
готовить

всякие кашки с овощами, четвертый - потому что он строитель и на кашках
просто загнется.

Мое частное мнение - лучше телесных наказаний

advert

избегать в принципе, то есть не использовать их вообще. Последствий и вреда
может оказаться куда больше, чем ситуативной, вроде бы видимой пользы. Не
будем

забывать, что насилие порождает насилие. <Бьет, значит, любит> - один из
мифов, которые нередко используют женщины, которых в детстве били родители,
а

теперь бьют мужья. Используют для оправдания насилия, потому что сделать с
этим ничего не могут, а признать горькую правду, что это может быть никакая

не любовь, не хватает мужества.

<Да любите друг друга>

Полезной рекомендацией может быть попытка посмотреть на своего ребенка, на
себя, на ситуацию в целом глазами Любви - непредвзятой и безусловной,
объективной

и истинной, какова Она есть по Своей сути. И, конечно, очень важными
являются примирение и прощение - даже после очень серьезных проступков.

Марина Филоник

   2018-12-24 04:54:37 (#3598099)

[pc] Как управлять гормоном стресса

Доброго здоровья всем читающим!

Как управлять гормоном стресса

Как управлять гормоном стресса

О стрессе знают все. О гормоне стресса - кортизоле - тоже знают все. Но что
его излишек особо опасен для женщин, догадываются немногие. Кортизол
ускоряет

старение. Но, оказывается, снизить его выработку можно без лекарств и
таблеток.

Как это сделать, рассказывает известный биогеронтолог, доктор биологических
наук, руководитель профильной лаборатории в Институте биологии Коми научного

центра Уральского отделения РАН и Московском физико-техническом институте
Алексей Москалев:

- Ответ мужчин и женщин на стресс отличается. Женщины сильнее реагируют на
психологический стресс, чем мужчины. При этом у них вырабатывается больше
гормонов

стресса: кортикостероидов. Их вырабатывают надпочечники, и в первую очередь
это касается гормона кортизола. Ещё сильнее повышается его концентрация в
организме

при старении. И это наиболее ощутимо для женщин, ведь кортизол способствует
повышению сахара крови и ускоряет старение кожи. Он усиливает её
обезвоживание,

слой подкожного жира истончается. Из-за таких изменений кожа становится
более тонкой и жесткой, и это ещё больше усиливает морщины, увеличивая их
количество.

Капризный кортизол

Концентрация кортизола в организме существенно колеблется в зависимости от
многих факторов. На неё влияют особенности питания, время суток, физическая

активность. Поэтому определение кортизола в крови, моче или слюне без учета
этих факторов не очень точно: все эти изменения могут очень сильно влиять на

результат. Возможно, стабильнее всего содержание кортизола в волосах. Этот
тест отражает среднюю концентрацию гормона в организме и не так сильно
зависит

от её резких колебаний.

Есть много факторов, которые могут повышать или понижать выработку кортизола
в организме, и их нужно использовать для сохранения здоровья и замедления

старения. Особенно это ощутимо для женщин. Доказано, что голодание и диета с
очень маленьким содержанием калорий способны повышать выработку кортизола

в организме. Также могут влиять тяжелые физические нагрузки, недосыпание,
психологический стресс, потребление алкоголя и напитков, содержащих кофеин.

С другой стороны, есть способы понизить концентрацию кортизола. Существенную
роль в этом играет профилактика стрессов: если их нет, не повышается и
выработка

гормона стресса. В этом плане полезно всё, что успокаивает и снижет
тревожность. Например, было показано в исследованиях, что выезд на природу
из города

хотя бы раз в месяц снижает концентрацию кортизола в организме в среднем на
12,5%. Из других полезных эффектов с таким же действием стоит назвать
ароматерапию,

проведение времени в хорошей компании, где вам нравится общаться и где вы
много смеетесь.

Полезные рецепты

Если вы любите домашних животных, то они тоже могут снижать концентрацию
кортизола. Прослушивание любимой музыки, танцы, йога, медитация, умеренные
физические

тренировки, глубокий качественный сон, хорошая освещенность помещений, даже
жевательная резинка, но только если она без заменителя сахара аспартама,
тоже

могут помочь в этом. Хорошо ещё следить за своей осанкой: прямая спина тоже
способствует снижению количества кортизола в крови.

Очень важно правильно питаться. Есть масса продуктов и лекарственных трав,
снижающих кортизол. Таким действием обладают популярные у нас женьшень,
родиола

розовая, плоды лимонника китайского,

advert

гинкго билоба и менее известный корень ашвагандхи. Помогут оливковое масло
extra virgin (оно холодного отжима и нерафинированное), диета с высоким
содержанием

жиров и низким - углеводов, а также фосфатидилсерин (его много в рыбе и
бобовых). Очень хороши продукты, богатые витамином С (шиповник, красный
перец,

черная смородина, зелень, облепиха), витамином D (рыба, кисломолочные
продукты, морепродукты), магнием (семечки кунжута, орехи кешью и миндаль,
гречка),

цинком (брокколи, шпинат, морепродукты, авокадо, бобовые, шоколад, грибы),
N-ацетилцистеином, омега-3 жирными кислотами (жирная рыба, печень рыб,
криль,

льняное масло), а так же ягоды, зелень, куркумин (приправа карри) и пища,
богатая пребиотиками (растворимыми и нерастворимыми пищевыми волокнами,
резистентным

крахмалом).

Если вы будете придерживаться этих правил, то риск старения, связанный со
стрессом и гормонами стресса, будет существенно ниже. Особенно это актуально

для женщин.

Оригинал

Аргументы и Факты

   2018-12-24 04:45:58 (#3598096)

[pc] Что значит быть взрослым

Доброго здоровья всем читающим!

Что значит быть взрослым

Что значит быть взрослым

Взрослость - это не когда у тебя мешок тяжелый, а когда ты понимаешь, куда
его тащишь и зачем.

<Что значит <быть взрослым>? - говорит мне позавчера приятель - По-моему,
все это миф. Мера твоей, так называемой взрослости, определяется только
мешком

ответственности, который ты тащишь:>. Если придираться к словам, я бы,
конечно, сказала, что взрослость - это не когда у тебя мешок тяжелый, а
когда ты

понимаешь, куда его тащишь и зачем. Хотя бы примерно. Но это немного сложно.
Мне кажется, есть формула взрослости гораздо проще. Она известна всем
стюардессам

и всем путешественникам, та самая знаменитая <сначала наденьте маску на
себя, затем на ребенка>. Объемно и просто, как я люблю. Формула взрослости

Во-первых, на место ребенка в этой формуле можно подставить что угодно. Не
только собственно ребенка, но и работу, родителей-пенсионеров, семью в
широком

контексте или мужа. Или жену, но чаще мужа.

Так вот, взрослый человек всегда сначала позаботится о себе, чтобы не
оказалось так, что и он вдруг без сознания-без денег-без сил-в депрессии, и
все остальные,

за кого он отвечает, тоже в полной жопе.

Из этого <во-первых> легко выводится <во-вторых>: взрослый человек примерно
знает, от чего ему становится лучше, а от чего хуже, и имеет хотя бы парочку

надежных способов позаботиться о себе. Сам. Вот этими самыми руками.
Невзрослый человек вынужден очень много и очень горько обижаться на тех, кто
<должен

был> или <мог> позаботиться, догадаться и так далее, но не захотел. Если
продолжать аналогию с самолетом, то не очень взрослый человек яростно
обвиняет

пилотов самолета, ругает себя, погоду, турбулентность, и это все очень
понятные чувства, тем более, что каждого есть за что повинить. Но маска,
маска не

надета.

В-третьих, тут важны обе части и их последовательность: и <сначала наденьте
маску на себя>, и <потом на ребенка>. Некоторые из нас радостно вцепляются

в первую часть, видя в ней освобождение от всякого "надо" и ликующее
торжество "хочу". А некоторые пропускают первую и слышат только вторую, видя
в себе

лишь средство для спасения ребенка. Условного, конечно, ребенка.

Первых понять можно. Слушайте, ну правда, если человек с младенчества тащил
мешок со всякими гадостями ("нет слова хочу, есть слово надо", "ты должен",

"не позорь мать" и много других, гораздо более тонких и вычурных колющих
предметов), взятый недобровольно, то ведь ничего, кроме тщательно
задавленного

гнева и ярости, он к этому мешку не испытывает. И будет пытаться сбросить
его всеми явными и неявными способами. Даже если привычная вмятина на плече
будет

заставлять снова и снова этот мешок на себя взгромоздить. А за этой
увлекательной внутренней борьбой можно и всю жизнь скоротать.

Вторых тоже легко понять. Это те, кто проскакивает первую часть формулы,
бормоча <да я-то чо, мне нормально>. Да, я синий, задыхаюсь и ногу
приволакиваю.

Зато смотрите, у меня все дети в масках, я отдал все, что имел, семье и
работе, ничего себе не оставил, хоть карманы проверьте. У Линор Горалик есть
такой

Заяц ПЦ с плакатом <Я спас мир и изнемог>. Заяц все время изможден, он
ощущает себя героем, но потом бац! - оказывается, что либо маски не нужны,
либо

самолет летел не в ту сторону. В общем, хаотичные, а то и тиранические
метания Зайца были бесполезны и даже навредили. Всем.

При хорошем (а

advert

может, плохом) раскладе человек с годами это понимает и страшно
расстраивается. При плохом (а может, наоборот, хорошем) раскладе так и живет
в своей картинке

с плакатом наперевес.

Ни один взрослый не будет жертвовать своей жизнью.

Просто потому, что это безответственно.

Жертвовать легко из детской позиции, потому что ребенок, во-первых, еще не
знает ценности собственной жизни, во-вторых, не понимает последствий, и
в-третьих,

надеется таким образом кого-то от чего-то "спасти" (глубоко в
бессознательном, в своем театре теней, он, конечно, надеется спасти
родителя. Но это затея

безнадежная, не стоит и браться).

И вот мы, наверное, всю жизнь как-то двигаемся в сторону этой взрослости.
Иногда проваливаемся, но ведь жизнь дает обычно больше чем одну попытку.

Анастасия Рубцова

   2018-12-24 04:42:57 (#3598095)

[pc] Почему важно держать баланс

Доброго здоровья всем читающим!

Почему важно держать баланс

Почему важно держать баланс

Почему важно держать баланс между "брать" и "давать"

Нельзя только лишь брать, не давая взамен, или только отдавать, ничего не
беря. В противном случае придется "разгребать" последствия.

Как известно, птицы могут летать и не падать, только когда у них полноценно
функционируют оба крыла. Если одно из крыльев частично или полностью
недееспособно,

полёт становится невозможен. Точно такое же правило распространяется и на
соблюдение баланса между "брать" и "давать". И это касается абсолютно любой
сферы

жизни. Если человек только отдает, то тут два риска: а) ресурс, не будучи
восполняемым, быстро иссякнет б) репициенты, пользуясь ситуацией, "сядут на
голову".

Баланс "брать" и "давать"

В ситуациях, когда человек только получает, не отдавая взамен, он, считая,
что так и должно быть, со временем начнет не просто просить, но и даже
требовать,

чтобы давали все больше и все чаще.

Донор, в свою очередь, если он понимает, что ситуация не вполне адекватная
(и если у него, у донора, все в порядке с самооценкой и самоценностью), со
временем

частично или полностью дистанцируется. Если же не понимает, то его начинают
просто использовать, все также требуя...

Чтобы говорить более предметно, предлагаю в очередной раз обратиться к
Модели Баланса (символично, однако!) из метода позитивной психотерапии.

Если, например, в области тела мы только берем, но не даем ничего взамен,
оно рано или поздно начнет давать сбой. Соответственно, соматические
проблемы

не заставят себя ждать. Я не раз слышала, как тело сравнивается с машиной,
которая должна исправно работать. Вот только ни одна машина не будет
работать,

во-первых, бесперебойно и четко, во-вторых, без топлива, и в-третьих, без
надлежащего ТО. Точно также и наше тело - оно нуждается в полноценном
отдыхе,

в своевременном и сбалансированном питании, а также в различного рода
процедурах. Косметических, при необходимости и медицинских, включая
профилактику.

Дисбаланс в деятельности очень скоро приведет не только к выгоранию и
повышению уровня стресса, но и точно так же может вылиться в болезни. А
заодно и

в конфликты на работе (если речь о ней). Если говорить более предметно, то
выглядит это так:

а) "дефицит": человек не уделяет достаточно времени и сил своим
производственным обязаностям, его могут депремировать, объявить выговор или
уволить;

б) "перебор": человек по разного рода причинам взваливает на себя кучу
обязанностей, с которыми рано или поздно начинает не успевать справляться.
Как следствие,

он вынужден работать сверхурочно или в выходные, что, разумеется, выматывает
и лишает сил для полноценного физического и умственного функционирования.

Или же начальство видит, что тайминг выполнения задач не соблюдается, и
делает выводы о недостаточной компетентности сотрудника. Результат - см.
подпункт

"а".

Рассматривая соотношение брать/давать в области отношений, следует помнить,
что любые отношения (супружеские, дружеские, деловые) строятся только на
взаимности

и обоюдном в них вкладе усилий. Если на отношения работает только одна
сторона, это вполне закономерно приводит к прекращению отношений (см. выше
примечание

про "донора").

Точно такой же принцип баланса распространяется и на область
фантазий/смысла. Только здесь наш вклад и вытекающие из него "дивиденды",
несколько своеобразны.

В том плане, что они не так видимы и ощутимы, как в других областях.

Попробую пояснить... Например, в эту область мы вложили еженедельное
посещение музеев и выставок. Или же прослушивание тематических лекций,
курсов и т.д.

И

advert

результат может прийти далеко не сразу. А, например, только тогда, когда
человек окажется в располагающей для этого ситуации или на специальном
мероприятии.

И точно также иностранный язык. Многие, еще начиная учить его в школе, часто
задаются вопросом, какой в этом смысл. А ведь он прямой! Попав, например,

за границу, человек не будет чувствовать себя неловко, когда не сможет
задать элементарный вопрос или на него же ответить...

Так что, я бы сказала, "изюминка" именно этой области заключается в
отсроченности эффекта. Т.е. - даешь/вкладываешь сейчас, а берешь/получаешь
спустя какое-то

время.

К сожалению, по другому этот принцип не работает. Как я уже сказала выше,
нельзя только лишь брать, не давая взамен, или только отдавать, ничего не
беря.

В противном случае придется "разгребать" последствия.

Виктория Тимофеева

   2018-12-24 04:41:01 (#3598094)