[pc] Церковь хорошим людям не нужна?
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21674913.png)
Доброго здоровья всем читающим!
Церковь хорошим людям не нужна?
Церковь хорошим людям не нужна
Правда ли, что не имеет значения религиозная принадлежность человека - важно
просто творить добро, как утверждают некоторые?
Притча о Страшном суде многими прочитывается в том смысле, что богословие
неважно, а важно быть хорошим и сострадательным человеком.
В самом деле, притча ничего не говорит о вере во Христа - как оправданные,
так и осужденные искренне удивлены, узнав, что они послужили (или отказались
послужить) Христу. Похоже, спасенные оправданы делами любви и милосердия
совершенно безотносительно к какой-либо их вере.
Этот вывод - неважно, как верить, важно быть добрым и хорошим - многими
охотно и делается. Тем более что примеры ревностных и жестокосердных (и
погибающих
в своем жестокосердии) ортодоксов мы встречаем уже непосредственно в
Евангелии. Поэтому не важно, как верить, не важно, ходит человек в церковь
или нет,
приступает к таинствам или нет, и вообще за кого он почитает Иисуса - важно,
добрый ли он человек. Так что не будите меня в воскресенье - я не собираюсь
тащиться в церковь.
Но если читать Новый Завет целиком, то его главное послание состоит в том,
что в мир пришел Спаситель, Иисус Христос, Своей Крестной Жертвой Он
приобрел
для нас прощение грехов и жизнь вечную; мы усваиваем это спасение покаянием
и верой.
Сам Господь ясно требует именно веры в Него - которая проявляется в крещении
и евхаристии. <И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие
всей
твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет
веровать, осужден будет> (Мк.16:15,16).
Но что если человек веровал и крестился, но не кормил голодных? Или наоборот
голодных кормил, но не веровал? Как все это понимать?
Я бы предположил, что ситуация прояснится, если вместо абстрактного доброго
человека я представлю себя. Я добрый человек? Ожидаю ли я по праву услышать
<приди, благословенный>?
Часто бывает, что люди, не решающиеся прямо говорить о своей ситуации,
описывают ее как произошедшую с их другом или подругой; так и здесь - за
предположением
<добрые люди спасутся своей добротой, без веры>, стоит вполне конкретный
человек - я сам.
Должен ли я заморачиваться всей религиозной стороной дела - догматикой,
таинствами, участием в богослужениях, исправлением своей жизни сообразно
требованиям
Церкви - или я могу с чистой совестью объявить все это совершенно излишним,
поскольку Судия оправдает меня и благословит на том основании, что я -
чрезвычайно
добрый и сострадательный человек?
Обетования вечного спасения тем, кто хранит закон Божий, в Библии есть. Те,
кто любит Бога и ближнего и являет это в хранении заповедей и делах
милосердия,
будут благословлены Богом. Они точно унаследуют жизнь. Вопрос не в этом.
Вопрос в том, отношусь ли я к этим людям.
Весь человеческий опыт говорит о том, что быть добрым человеком чрезвычайно
трудно; зато чрезвычайно легко себя добрым человеком считать.
Это с легкостью удается всем - даже явным злодеям. Злодеям даже особенно
легко. Самая устойчивая из наших иллюзий - иллюзия собственной хорошести.
Закон Божий в целом - и притча о Суде особенно - эту иллюзию ломает. Законом
познается грех, как говорит апостол. Оказывается, что для оправдания
недостаточно
воздерживаться от совершения зла; надо еще активно творить добро и являть
любовь к Богу и ближнему. Попытки делать это приводят к осознанию того, что
у
меня этого не получается. Потому что я не добрый человек. Я не люблю людей и
не хочу ради них чем-то жертвовать.
То есть я понимаю, что должен - но ближние, с их притязаниями на мое время,
мои средства, мои силы и мои нервы просто раздражают. Притча ставит меня
перед
тем фактом, что я нахожусь среди козлищ - и при этом не могу и не хочу
измениться.
И вот когда это становится ясно, становится ясно, и зачем пришел Спаситель и
почему так важно веровать - только Он и может сделать меня добрым человеком.
Спасение действительно дается даром - нам нечем его оплатить. Оно оплачено
крестной жертвой Христа.
Но спасение - не чисто загробная реальность; это реальность, в которую мы
входим (или отказываемся войти) уже здесь и сейчас.
Новая жизнь во Христе начинается не за гробом; она начинается здесь и сейчас
- или не начинается вообще. И она проявляется в том, что Христос действует
в Своих людях. Не их собственная - а Его любовь проявляется в тех, кто
доверился Ему.
Мы не обретаем новую жизнь в награду за то, что проявляем любовь и
милосердие; ровно наоборот - новая жизнь, дарованная нам во Христе,
проявляет себя в
любви и милосердии.
Христиане транслируют в мир Его любовь, поскольку возлюблены и искуплены Им
- не наоборот. Христос возлюбил и искупил нас не потому, что мы сдали
норматив
по добрым делам. Мы его не сдали и не способны. Наоборот, мы делаемся
способны к любви и добрым делам лишь потому, что жизнь Христова действует в
нас.
Его овцы - те, кто принадлежат
advert
Ему - проявляют эту принадлежность в служении ближним. Сначала мы встречаем
<Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня> (Гал.2:20), потом
дарованная нам жизнь проявляется в том, как мы себя ведем.
Путь спасения пролегает через следующие этапы. Сначала человек в ужасе
обнаруживает, что он - грешник, осужденный перед судом Божиим. Затем слышит
(и только
в этом состоянии он это способен услышать), что Христос умер за его грехи и
ему предложено прощение; затем, получив это прощение через покаяние и веру,
он меняется - и это проявляется в том, как он себя ведет.
Причта говорит о том, что для того, чтобы стать по правую руку, я должен
глубоко измениться - а опыт говорит о том, что без сверхъестественной помощи
Божией
у меня этого не выйдет. Я отчаянно нуждаюсь в Спасителе - и поэтому мне
совершенно необходимо в воскресенье вставать и идти в Церковь.
Оригинал
Православие и мир