[pc] Свобода взрослого человека в отношениях
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21674913.png)
Доброго здоровья всем читающим!
Свобода взрослого человека в отношениях
Свобода взрослого человека в отношениях
В контексте разговора о становлении хорошего и взрослого человека мы говорим
об одном из главных его качеств - подлинной Свободе.
Свободный человек - это тот, который не ведётся. Тот, кем невозможно
управлять. Такая свобода дорого стоит и тому, кто желает ею обладать, и его
окружению.
(Ведь если не ведёшься на манипуляции жены, упрёки родителей, капризы детей
и замечания начальников, то становишься неуправляем / неудобен. Забегая
вперёд,
отметим, что если занимать свою позицию прочно, то она принимается и даже
получает множество вариантов для следования ей.)
Мы исходим из положения, что психика человека не монолитна, что в каждом из
нас есть целый ансамбль личностей (субличностей), которые включаются в нас
попеременно, и именно через них происходит управление нашим восприятием и
поведением. То есть в каждом Николае одновременно живёт множество самых
разных
Николаев, которые выступают вперёд в зависимости от окружающего контекста.
Каждая из этих частей/психических структур развивается и взрослеет поэтапно.
Есть общепринятая и более дробная теория поэтапного развития личности, а
Михаил
Павлович предлагает её укрупнённые блоки с фокусом на <ведение/управление>
Как мы помним, свободный взрослый человек не ведом никем (кроме, возможно,
чего-то
Высшего, что сейчас не является предметом обсуждения). Но чтобы стать
взрослым и свободным, нужно пройти несколько этапов в развитии.
Три этапа развития управления поведением
1) Конструкция Ведущий+Ведомый
Есть маленький Ребёнок, который в силу биологических законов не способен
себя самостоятельно обеспечивать и вести, и Взрослый, который берёт это
ведение
на себя (от питания и безопасности до ограничений).
Маленьким Ребёнком изначально управляют неорганизованные инстинкты, которые
без Взрослого не гарантируют выживания и благополучия.
Взрослый (как правило, родитель) управляет Ребёнком через телесную заботу,
эмоциональный посыл и речь.
2) Конструкция Представитель Родителя
С возрастом в психике Ребёнка формируется конструкция Представителя
Родителя, и она получает над ним больше власти, чем даже реальная мама. Этот
Представитель
учит Ребёнка слушаться (и подчиняться).
Ребёнок демонстрирует то поведение, которому его научили и которое ожидается
от него разного толка Взрослыми Ведущими. То есть Ребёнок учится
организовывать
своё поведение в соответствии с тем, что ему велели/куда его повели.
(Формируется матрица, где определённые поведенческие схемы соседствуют с
подходящими к ним чувствами и переживаниями. Эта матрица остаётся с нами на
всю
жизнь, и мы неосознанно действует согласно этим с детства вросшим в нас
схемам).
На этом же этапе зарождаются субличности, каждая из которых может
управляться отдельным Представителем Родителя. Например, если первоклассник
слышит, как
мама ругается матом, и выдаёт такой же пассаж в школе, его учительница
скажет, что это плохо и даже мама не права, когда так делает.
И это знание закрепится у Ребенка-который-ходит-в-школу в голове, так как
учительница - это тоже очень важный и влиятельный Взрослый (можно даже
сказать
- Заместитель Родителя). Её голос отныне будет звучать в голове во всех
похожих ситуациях (и управление поведением в этих ситуациях будет
осуществлять,
соответственно, не внутренняя Мама, а внутренняя Учительница. Наверняка вам
и её голос знаком:).
Средства управления здесь покруче:
авторитет Взрослого
негативные эмоции (стыд, страх, вина) и давление (Я думала, ты у меня
хороший мальчик)
любовь Ребёнка к Родителю (желание быть принятым и любимым, желание угодить
и понравиться и т.д.)
Итак, в психике каждого человека есть отдельные субличности, управляемые
отдельными Представителями Родителей разными способами, и всё это в виде
матричных
схем напрочь зашито в наших головах.
Плохая новость состоит в том, что большинство так называемых Взрослых Людей
удовлетворяется этими понятными и привычными схемами и ведётся ими по жизни
- то есть слушаясь как реальных, так и виртуальных Родителей и их
Представителей (сюда входят супруги, выбранные по заданной родительскими
фигурами схеме,
или начальники на работе, которые мгновенно вычисляют, насколько строгими с
нами можно быть - ведь если мы награждаем их ролью строгих и наказывающих
Отцов,
она просто вынуждены включить в себе Заместителей наших Родителей - чтобы
все соответствовали запросам друг друга и система была в равновесии:).
3) Конструкция Я Сам / Я сама, или интериоризация Ведущего
Это этап формирования настоящего, полнокровного Эго взрослого человека.
Ведущий и его Представители со всеми их целями/ценностями осмысляются,
отбраковываются
или принимаются и становятся новой внутренней инстанцией.
И дальше человек ведёт себя Сам - во всех смыслах. Реальные фигуры и
вызываемые ими поведенческие схемы больше не имеют власти над по-настоящему
взрослым
человеком (то есть теперь ему не говорят, что делать и он делает, ему
сообщают, чего бы от него хотелось получить, и он выбирает, делать это или
нет -
исходя исключительно из собственных соображений!).
Вот здесь начинается подлинная Свобода Взрослого человека. В идеальной
картинке все его субличности обладают такой Свободой, в реальности же
дела так хорошо обстоят у наименьшей части наших частей. То есть
значительная часть нашей психики застревает на втором этапе развития, всю
жизнь ищет и
всегда (!) находит себе Ведущих, и часто - внешних.
(Поэтому наша жизнь как правило состоит из следования за чужими идеалами,
иллюзии о необходимости соответствовать чужим представлениям о нас, из
нашего
запроса на определенный тип контакта и большого облома, когда другой человек
такой контакт поддерживать не хочет. Например, зачем я нужна в дочки уютному
и большому незнакомому мужчине сорока лет, к которому меня тридцатилетнюю
так и манит на коленки?)
Механизм запроса на управление - когда управляют нами и управляем кем-то
другим мы - и есть один из главных механизмов Не-Свободы. Способы обхождения
с
подобными механизмами - предмет глубокой работы с психотерапевтом.
Папуш Михаил Павлович