Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Свобода взрослого человека в отношениях

Доброго здоровья всем читающим!

Свобода взрослого человека в отношениях

Свобода взрослого человека в отношениях

В контексте разговора о становлении хорошего и взрослого человека мы говорим
об одном из главных его качеств - подлинной Свободе.

Свободный человек - это тот, который не ведётся. Тот, кем невозможно
управлять. Такая свобода дорого стоит и тому, кто желает ею обладать, и его
окружению.

(Ведь если не ведёшься на манипуляции жены, упрёки родителей, капризы детей
и замечания начальников, то становишься неуправляем / неудобен. Забегая
вперёд,

отметим, что если занимать свою позицию прочно, то она принимается и даже
получает множество вариантов для следования ей.)

Мы исходим из положения, что психика человека не монолитна, что в каждом из
нас есть целый ансамбль личностей (субличностей), которые включаются в нас

попеременно, и именно через них происходит управление нашим восприятием и
поведением. То есть в каждом Николае одновременно живёт множество самых
разных

Николаев, которые выступают вперёд в зависимости от окружающего контекста.

Каждая из этих частей/психических структур развивается и взрослеет поэтапно.
Есть общепринятая и более дробная теория поэтапного развития личности, а
Михаил

Павлович предлагает её укрупнённые блоки с фокусом на <ведение/управление>
Как мы помним, свободный взрослый человек не ведом никем (кроме, возможно,
чего-то

Высшего, что сейчас не является предметом обсуждения). Но чтобы стать
взрослым и свободным, нужно пройти несколько этапов в развитии.

Три этапа развития управления поведением

1) Конструкция Ведущий+Ведомый

Есть маленький Ребёнок, который в силу биологических законов не способен
себя самостоятельно обеспечивать и вести, и Взрослый, который берёт это
ведение

на себя (от питания и безопасности до ограничений).

Маленьким Ребёнком изначально управляют неорганизованные инстинкты, которые
без Взрослого не гарантируют выживания и благополучия.

Взрослый (как правило, родитель) управляет Ребёнком через телесную заботу,
эмоциональный посыл и речь.

2) Конструкция Представитель Родителя

С возрастом в психике Ребёнка формируется конструкция Представителя
Родителя, и она получает над ним больше власти, чем даже реальная мама. Этот
Представитель

учит Ребёнка слушаться (и подчиняться).

Ребёнок демонстрирует то поведение, которому его научили и которое ожидается
от него разного толка Взрослыми Ведущими. То есть Ребёнок учится
организовывать

своё поведение в соответствии с тем, что ему велели/куда его повели.

(Формируется матрица, где определённые поведенческие схемы соседствуют с
подходящими к ним чувствами и переживаниями. Эта матрица остаётся с нами на
всю

жизнь, и мы неосознанно действует согласно этим с детства вросшим в нас
схемам).

На этом же этапе зарождаются субличности, каждая из которых может
управляться отдельным Представителем Родителя. Например, если первоклассник
слышит, как

мама ругается матом, и выдаёт такой же пассаж в школе, его учительница
скажет, что это плохо и даже мама не права, когда так делает.

И это знание закрепится у Ребенка-который-ходит-в-школу в голове, так как
учительница - это тоже очень важный и влиятельный Взрослый (можно даже
сказать

- Заместитель Родителя). Её голос отныне будет звучать в голове во всех
похожих ситуациях (и управление поведением в этих ситуациях будет
осуществлять,

соответственно, не внутренняя Мама, а внутренняя Учительница. Наверняка вам
и её голос знаком:).

Средства управления здесь покруче:

авторитет Взрослого

негативные эмоции (стыд, страх, вина) и давление (Я думала, ты у меня
хороший мальчик)

любовь Ребёнка к Родителю (желание быть принятым и любимым, желание угодить
и понравиться и т.д.)

Итак, в психике каждого человека есть отдельные субличности, управляемые
отдельными Представителями Родителей разными способами, и всё это в виде
матричных

схем напрочь зашито в наших головах.

Плохая новость состоит в том, что большинство так называемых Взрослых Людей
удовлетворяется этими понятными и привычными схемами и ведётся ими по жизни

- то есть слушаясь как реальных, так и виртуальных Родителей и их
Представителей (сюда входят супруги, выбранные по заданной родительскими
фигурами схеме,

или начальники на работе, которые мгновенно вычисляют, насколько строгими с
нами можно быть - ведь если мы награждаем их ролью строгих и наказывающих
Отцов,

она просто вынуждены включить в себе Заместителей наших Родителей - чтобы
все соответствовали запросам друг друга и система была в равновесии:).

3) Конструкция Я Сам / Я сама, или интериоризация Ведущего

Это этап формирования настоящего, полнокровного Эго взрослого человека.
Ведущий и его Представители со всеми их целями/ценностями осмысляются,
отбраковываются

или принимаются и становятся новой внутренней инстанцией.

И дальше человек ведёт себя Сам - во всех смыслах. Реальные фигуры и
вызываемые ими поведенческие схемы больше не имеют власти над по-настоящему
взрослым

человеком (то есть теперь ему не говорят, что делать и он делает, ему
сообщают, чего бы от него хотелось получить, и он выбирает, делать это или
нет -

исходя исключительно из собственных соображений!).

Вот здесь начинается подлинная Свобода Взрослого человека. В идеальной
картинке все его субличности обладают такой Свободой, в реальности же

дела так хорошо обстоят у наименьшей части наших частей. То есть
значительная часть нашей психики застревает на втором этапе развития, всю
жизнь ищет и

всегда (!) находит себе Ведущих, и часто - внешних.

(Поэтому наша жизнь как правило состоит из следования за чужими идеалами,
иллюзии о необходимости соответствовать чужим представлениям о нас, из
нашего

запроса на определенный тип контакта и большого облома, когда другой человек
такой контакт поддерживать не хочет. Например, зачем я нужна в дочки уютному

и большому незнакомому мужчине сорока лет, к которому меня тридцатилетнюю
так и манит на коленки?)

Механизм запроса на управление - когда управляют нами и управляем кем-то
другим мы - и есть один из главных механизмов Не-Свободы. Способы обхождения
с

подобными механизмами - предмет глубокой работы с психотерапевтом.

Папуш Михаил Павлович

Ответить   Fri, 14 Dec 2018 07:35:57 +0600 (#3596662)