Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

По спирали вниз – М.Е. Салтыков-Щедрин о вечных бедах России

Нехитрое дело – хватать и не пущать. Вместо творческих мук созидания – «полный
стабилизец». Периоды реакции бывали не только в России, однако обидно – ради
чего разрушено тысячелетнее государство? Чтобы получить ту мерзость, которую
имеем? Снова произвол и беззаконие и соответственно нищета? В позапрошлом и прошлом
веках хоть просвет был, а при Путине – сплошная беспросветность, сомоса навеки.

Читаю горячее обсуждение статьи Юлии Латыниной «В стране переворот» на форуме
«Новой Газеты» http://2003.novayagazeta.ru/guest/n80n-s00/book.shtml. Многие
констатируют повторение пройденного. Например, Виталий: «К 1917 году царская
Россия имела пожалуй самую совершенную в мире тайную полицию. Что не спасло Россию
от крушения. К 1993 году СССР располагал самой эффективной спецслужбой - КГБ.
Результат тот же. И мы вновь идем старой дорогой. Со времен Пушкина ничего не
изменилось. По прежнему "... немытая Россия, страна господ, страна рабов и вы,
мундиры голубые и вы, им преданный народ." Ну не спасут Россию спецслужбы и бюрократы.
Что мы за дураки такие, что собственная история нас ничему не учит».

Виталий немного ошибся – строки о «стране господ, стране рабов» принадлежат Лермонтову.
Но кроме Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова и Николая
Васильевича Гоголя и Федора Михайловича Достоевского, есть ещё один классик,
слова которого о типичных болячках России тоже звучат актуально. Это – Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин.

Обратил на это внимание один из участников «новогазетного» форума - Old ass (eg_phone@mail.ru).
«Власть (имеется в виду Кремль, gang) сбросила маски, - говорит он. - Ясно было,
что власть для мальчика с изуродованной психикой (человек KGB)- не по Сеньке.
Ясно было, что примеры диктаторов покоя не дают. Но всё это просчитывалось умозрительно,
а теперь и этого стеснения нет. Однозначно всё трактуется: ради власти я готов
на всё, на превращение России в выжженное пространство и т.д.».

И он призывает – «К Михаилу Евграфовичу самое время обратиться, сухари сушить
начинать да Богу молиться. А лучше Михаила Евграфовича всё равно лучше не скажешь.
Прилагаю образцы ниже. А если нужно, могу и большой файл прислать с цитатами
из него» (судя по всему, цитаты приводятся по худлитовскому Собранию сочинений
в 20 томах /в 24 книгах/, выходившему в 1965-1977 годах). «Да ещё, - говорит
Old ass, - успеха Вам в Вашем нужном, но таком почти уже одиноком гласе. И моё
особое восхищение и пером, и человеком, и женщиной - Латыниной. Наверное, ещё
какое-то время почитаю газету, пока под нож "спора хозяйствующих субъектов" не
попадёте». 

Итак, вот некоторые цитаты из Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, подобранные
уважаемым форумянином:

«ДУХ ВРЕМЕНИ. С каждым днём приобретает всё большую и большую авторитетность.
Везде мы встречаемся с несомненными сивыми меринами, которые пропагандируют несомненно
полоумные фантазии и бреды и, не обинуясь, присвоивают им наименование политических
и административных программ. (16/I/.346) 

ДУХ ПОДНЯТЬ. Соделать дух способным к восприятию начальственных мероприятий.
(13.306) Сообщить ему ту непоколебимость, которая необходима в видах перенесения
бедствий. (13.306) 

НАЧАЛЬСТВО. Есть то зиждущее, всепроникающее начало, которое непрестанно бдит
и изыскивает. Во-первых, оно стоит на высоте, во-вторых, одарено мудростию, в-третьих,
наконец, может дать и не дать. (07.011) 

БЛАГОНАМЕРЕННОСТЬ. Слово это произошло на свет так недавно, что даже значение
его не вполне определилось. Толкуют его больше фигурами и уподоблениями. Прежде
всего благонамеренный должен обладать хорошим поведением. Другая черта благонамеренности
— хороший образ мыслей. Что такое «хороший образ мыслей» — это скорее чувствуется,
нежели понимается. Например, отличительной чертой хорошего образа мыслей является
невинность. Любите отечество и читайте романы Поль де Кока — вот краткий и незамысловатый
кодекс житейской мудрости, которым руководствуется благонамеренный человек. Сидите
вы в театре, идёте ли по улице, — вы на каждом шагу встречаете людей, которых
наружность ничего иного не выражает, кроме того, что их отлично кормят. Тут не
может быть речи об убеждениях, а тем менее о недовольстве кем и чем бы то ни
было: в этих ходячих могилах всё покончено, всё затихло. На ваши приставанья
менее добродушный из них фыркнет и огрызнется как пёс, к которому неосторожно
подойдут в то время, когда он ест. Следовательно, благонамеренность не исключает
и некоторого остервенения, которое и составляет третью характеристическую черту
её. (06.010–012) 

ГЛАСНОСТЬ. Диковинное это дело — какая нынче свобода дана! читаешь и глазам не
веришь! Прежде бы этого самого корреспондента за такие его поступки за ушко да
на солнышко, а нынче — ничего!.. Начальство только посмеивается. (16/II/.143)
В настоящее время составляет ту милую болячку сердца, о которой все говорят дрожащими
от радостного волнения голосами, но вместе с тем заметно перекосивши рыло на
сторону. (03.264–265) 
Вот, подумал я, как отечество-то наше процветает! Давно ли, кажется, давно ли?...
А вот теперь и с гласностью! Но употребляя слово «гласность», я само собой разумеется,
понимаю гласность благонамеренную, т.е. такую, которая никого не обижает, никого
не затрагивает и предоставляет всякому спокойно пожинать плоды рук своих. Гласность,
находящаяся в руках неискусных и употребляемая без осторожности, может произвести
не умеренное и благопотребное для любезного отечества освещение, но пагубный
и малопотребный для оного пожар. Руководствуясь этими соображениями, я соболезную
о тех, которые в ослеплении своем и в солнце думают зреть пятна, и радуюсь о
тех, которые, пользуясь благодетельной гласностью, за правило себе поставили:
постепенность и неторопливость. (03.372–374) 
Такая вещь, при которой мошенничество хотя и возможно, но уже пользуется меньшими
льготами, и притом требует значительного ума. (06.139) 
«Добрые люди! — рассуждаете вы мысленно, — и до ваших мозгов коснулся луч света!
и ваши сердца растворились жаждою гласности и свободы! Да, и это уж шаг вперёд!»
Но в сущности, этого шага вперёд нет, и вы очень неосновательно думаете, что
в старых, местами продырявленных мехах может заключаться новое вино. Добродетельное
ваше рассуждение без ущерба для истины может быть заменено следующим: «Глупые
люди! и до ваших мозгов коснулась эпидемия болтовни! и вы получили способность
извергать из себя целые потоки слов, лишившихся, по милости вашей, смысла и значения!»
(03.266) 
Сегодня — гласность, завтра — безгласность, сегодня — перспективы, завтра — каменный
мешок... сколько угодно! (15/II/.118–119) 

СВОБОДОМЫСЛИЕ. Что зло повсюду распространяет свои корни — это ни для кого уже
не тайна. Люди обыкновенно начинают с того, что с усмешкой отзываются о сотворении
мира, а кончают тем, что не признают начальства. (10.335) 

ПРИКАЗАНИЕ. Ежели мы не изобрели пороха, то это значит, что нам не было это приказано;
ежели мы не опередили Европу на поприще общественного и политического устройства,
то это означает, что и по сему предмету никаких распоряжений не последовало.
Прикажут — и Россия завтра же покроется школами и университетами; прикажут —
и просвещение вместо школ сосредоточится в полицейских управлениях. (10.008)


ВРЕД. Промежду начальства два главных правила к руководству приняты. Первое правило:
чем больше начальник вреда делает, тем больше отечеству пользы принесёт. Науки
упразднит — польза; город спалит — польза; население испугает — ещё того больше
пользы. Предполагалось, что отечество завсегда в расстроенном виде от прежнего
начальства к новому доходит, так пускай оно сначала через вред остепенится, а
потом отдышится и настоящим манером процветёт. А второе правило: как можно больше
мерзавцев в распоряжении иметь, потому что обыватели своим делом заняты, а мерзавцы
— люди досужие и ко вреду способные. (15/I/.292) 

ЖИЗНЬ РУССКАЯ. Характеристические черты: благодушие, доведённое до рыхлости,
ширина размаха, выражающаяся с одной стороны в непрерывном мордобитии, с другой
— в стрельбе из пушек по воробьям, легкомыслие, доведённое до способности не
краснея лгать самым бессовестным образом. В практическом применении эти свойства
производят необеспеченность жизни, произвол, непредусмотрительность, недостаток
веры в будущее и т. п. (08.452, 18/II/.082–083) 
Вот истинное определение русской жизни: климат хорош; но всё-таки только тогда
вполне хорош, ежели и губернатор и вице-губернатор соответствуют. (19/II/.255)

Странный, но вместе с тем неоспоримый и в высшей степени замечательный факт,
что у нас на Руси всякое новое явление, обещающее, во-видимому, облегчить развитие
народной жизни, прежде всего ложится тяжелым гнётом именно на эту жизнь. (04.264)


ПРИНЦИПЫ. Священное исполнение предписаний начальства. (10.573) 

РАССТРЕЛЯНИЕ. Если бы своевременно было прибегнуто к расстрелянию, то общество
было бы спасено и молодое поколение спасено от заразы заблуждений. (10.311) 
Полагается небесполезным подвергнуть расстрелянию нижеследующих лиц: 
— всех несогласно мыслящих, 
— всех, в поведении коих замечается скрытность и отсутствие чистосердечия, 
— всех, кои угрюмым очертанием лица огорчают сердца благонамеренных обывателей,

— зубоскалов и газетчиков. И только. (10.312)».

Для полноты картины от себя добавлю ещё одно наблюдение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина:


ЕВРЕИ В РОССИИ. Собрал начальник еврейцев и говорит им: "Скажите, мерзавцы, в
чем по-вашему мнению, настоящий вред состоит?" - И ответили еврейцы единогласно
- "Дотоле, по нашему мнению настоящего вреда не получится, доколе наша программа
вся во всех частях выполнена не будет. А программа наша вот какова: Чтобы мы,
еврейцы говорили, а прочие все молчали. Чтобы наши, еврейцев предложения принимались
немедленно, а прочих желания оставались без рассмотрения. Чтобы нас, мерзавцев,
содержали в холе и нежили, а прочих - в кандалах. Чтобы о нас, о мерзавцах, никто
слово сказать не смел, а мы, еврейцы, о ком задумаем, что хотим, то и делаем.
Вот коли все это неукоснительно выполнится, тогда и вред настоящий получится".
(15/1/.296-299)

Естественно, арест богатейшего российского олигарха Михаила Ходорковского взбаламутил
надстроечные облака, но мало колышет базисное болото – простодушный и преданный
электорат Путина. Сушить сухари всегда надо, пока Россия остается бедной, но
и руки опускать негоже. Никому, кроме нас, субъектных россиян, будь мы по этническому
происхождению русскими, евреями, татарами, вайнахами, чукчами, финнами или «друзьями
степей» калмыками, - из болота Россию не вытащить.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное