СУБЪЕКТНОСТЬ И ШКУРНОСТЬ
Вернувшись из Государственной Думы РФ и включив комп, увидел отклик Дмитрия ЖигАлова
на свою утреннюю заметку «Классы современной России». Русский народ призывается
к самопожертвованию – мол, «сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу
ради Меня сбережет её» (Матфей 10:39). «Самопожертвование в ущерб собственным
«интересам», - уверяет Дмитрий ЖигАлов, - обеспечит русским большие возможности
и капитал, нежели глупое «спасение земли Русской»».
Но, во-первых, русский народ свою душу ныне не сберегает, а теряет и уже лет
двенадцать, как её потерял. Во-вторых, русский народ потерял душу не ради Иисуса
Христа, а ради Золотого Тельца. В-третьих, русский народ уже проявил «самопожертвование»
в ущерб собственным «интересам» - сам себя принес в жертву Золотому Тельцу, обожествленному
западному «обществу потребления». В-четвертых, русский народ давно занимается
не глупым «спасением земли Русской», а безжалостным «разорением родного дома»,
но это не добавило ему ни возможностей, ни капитала, а лишь вызвало к нему всеобщее
презрение в мире.
А вообще-то мысль насчет самопожертвования ради высшего правильная, и её досконально
обосновал Гегель в «Феноменологии духа» - дабы обрести всё и стать субъектным
господином (хозяином), надо в момент истины боя решиться поставить всё на кон,
включая свою жизнь. «И только риском жизни подтверждается свобода, - пишет Гегель,
- подтверждается, что для самосознания не бытие, не то, как оно непосредственно
выступает, не его погруженность в простор жизни есть сущность, а то, что в нем
не имеется ничего, что не было бы для него исчезающим моментом, - то, что оно
есть только чистое для-себя-бытие. Индивид, который не рисковал жизнью, может
быть, конечно, признан личностью, но истины этой признанности как некоторого
самостоятельного самосознания он не достиг».
И здесь Гегель намечает пропасть между субъектностью господина и шкурностью раба.
Господин – жертвует сущим (прежде всего своей шкурой) ради богоподобного достоинства
(субъектности), а раб – держится за сущее (за свою шкуру, свою физиологию). «Господин
относится к рабу через посредство самостоятельного бытия, ибо оно-то и держит
раба; это – его цепь, от которой он не мог абстрагироваться в борьбе, и потому
оказалось, что он, будучи несамостоятельным, имеет свою самостоятельность в вещности.
Между тем господин властвует над этим бытием, ибо он доказал в борьбе, что оно
имеет для него значение только в качестве некоторого негативного; так как он
властвует над этим бытием, а это бытие властвует над другим, /над рабом/, то
вследствие этого он подчиняет себе этого другого. Точно так же господин соотносится
с вещью через посредство раба; раб как самосознание вообще соотносится с вещью
также негативно и снимает её; но в то же время она для него самостоятельна, и
поэтому своим негативным отношением он не может расправиться с ней вплоть до
уничтожения, другими словами, он только обрабатывает её. Напротив того, для господина
непосредственное отношение становится благодаря этому опосредствованию чистой
негацией вещи или потреблением; то, что не удавалось вожделению, ему удается
– расправиться с ней и найти своё удовлетворение в потреблении. Вожделению это
не удавалось из-за самостоятельности вещи, но господин, который поставил между
вещью и собой раба, встречается благодаря этому только с несамостоятельностью
вещи и потребляет её полностью; сторону же самостоятельности /вещи/ он предоставляет
рабу, который её обрабатывает» (Гегель. Сочинения. Том IV. Феноменология духа.
Перевел Г. Шпет. Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1959,
стр. 102, 103).
Я вынужден напомнить всю эту азбуку философии, чтобы не спутать субъектность
и шкурность, разумный эгоизм и животный индивидуализм. А самое главное – чтобы
не спутать осознанное личностное самопожертвование ради субъектного самоутверждения
и стадное объектное самопожертвование ради утверждения «внушенной свыше» той
или иной идеологическо-мифической дребедени. «Интересы человечества» – для меня
полная дребедень. Я и есть человечество, и интересы самоутверждения моей субъектности
– это и есть главнейший интерес всего человечества, ради этого оно и существует.
Как известно, вся современная западная цивилизация создана на заре Нового Времени
кальвинистами, которые исповедовали личностное самопожертвование ради максимального
успеха в своём предпринимательстве, справедливо полагая, что их личный деловой
успех является свидетельством ниспосланной им Божьей благодати и их богоизбранности
(«протестантская этика»). Да, традиционные святые годами сидели на столбе или
стояли на одной ноге или постились до упаду, доказывая обуздыванием плоти не
свою субъектность, а свое стремление отдаться Господу. Такое самопожертвование
похвально, но недостаточно. Самое любезное Господу самопожертвование – ради достижения
человеком Богоравности, то есть субъектности. «Человек должен стать Богом», -
вот в чем смысл существования человека на Земле.
Теперь – ближе к сегодняшней России. Что делать современному русскому человеку?
По мнению Дмитрия ЖигАлова, «простому русскому вполне хватит идеи "малой Родины",
которую пропагандируют книги Мэгре "Анастасия", где идёт явное "проявление Души
Народа" (по Даниилу Андрееву)». А кто против? Достойная человека жизнь должна
быть «здесь и теперь», а не где-то в будущем или на том свете. А «здесь и теперь»
- это не человечество или земной шар вообще, а это твоя страна, твоя «малая Родина»,
твой дом, твоя работа, твоя семья, ты сам. Наша надпартийная программа постиндустриальной
индустриализации России «Путь из тупика» как раз и стремится обустроить Россию,
чтобы в ней можно было жить по-человечески – не хуже, чем в Европе, Америке или
Японии. И мне тоже хочется жить у себя дома по-человечески (по-хозяйски), без
какого-либо «самопожертвования» ради «всего человечества».
Однако Дмитрий ЖигАлов призывает меня не заботиться о благе родной страны и моего
русского народа – «Ваше мелкобуржуазное упорство не делает вам чести. Вы должны
выдвигать транснациональные культурно-экономические проекты и двигать планетарные
культурно-политические проекты». Разве забота о благополучии своей Родины и своих
близких не способствует прогрессу и счастью всего человечества? А что касается
«планетарных проектов», то самый насущный из них – проект постиндустриальной
модернизации России «Путь из тупика». Я полагаю, что если Россия совершит модернизационный
прорыв, то от этого неимоверно выиграет всё человечество, и стабилизируется устойчивое
развитие цивилизации, и глобализация пойдет по демократическому варианту, и плоды
русского гения востребуются народами Запада, Востока и Юга.
Что касается моих личных усилий по продвижению «транснациональных культурно-экономических
проектов», то я запатентовал универсальную электронную книгу «Панбук». Она предназначена
не только для русских. Панбук – идеальное устройство для единого цивилизационного
пространства, для демократического варианта глобализации. Для этой же цели –
сопряженная с Панбуком универсальная информационно-поисковая система Панлог,
которая представлено на временно вышедшем из строя моем сайте www.panlog.com.
Патентуется также придуманная мной квантово-механическая система связи Панком,
которая превосходит привычную электромагнитную связь примерно в такой же степени,
как электромагнитная коммуникация превосходит голосовую-звуковую.
Увы, реализовать этот свой бизнес в нынешней России весьма затруднительно. Каждый
день я, как и любой другой низовой (и верховой) предприниматель, могу быть арестован,
избит, искалечен и даже безнаказанно убит. Надеюсь, «дело ЮКОСа», не говоря о
множестве менее известных наездов на бизнес, наглядно подтверждает мои слова.
Такие субъектные граждане, как я, - самые опасные для правящего режима, не буду
ещё раз пояснять, почему. За мной пришли уже 7 февраля 2000 года – в тот же день
пришли за Святославом Фёдоровым и другими самодостаточными и субъектными. Если
прежняя советская номенклатурная власть была для меня враждебной, то нынешняя
компрадорская сомосовская стала вражеской. Между враждебным и вражеским отношением
– существенная разница, не правда ли?
Поэтому приходится заниматься политикой и, как иронизирует Дмитрий ЖигАлов, глупым
«спасением земли Русской», чтобы обеспечить себе жизненный простор и получить
возможность осуществить свои проекты, которые, надеюсь, способны принести пользу
мне, моим близким, моей стране и тем самым, уважаемый Дмитрий, - «всему человечеству».