Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Панк-раскол

Привет! Я вообщето стараюсь не повторяться при перепечатке материалов в
разные листы, но решил всётаки эту статью, выложенную вчера в Диалоге,
предложить здесь. Евгений.

Панк-раскол

21 февраля Pussy Riot исполнили в ХХС
молебен <Богородица, Путина прогони>
Панк-раскол. 46% граждан считают адекватным наказание от 2 до 7 лет лишения
свободы для участниц панк-молебна в храме Христа Спасителя. В самой Церкви
нет единого мнения, как относиться к акции феминисток из Pussy Riot, а
эксперты говорят об усилении консервативного крыла РПЦ. В ситуации
разбирался The New Times

Спустя месяц после знаменитого панк-молебна в храме Христа Спасителя, за
которым последовал арест солисток группы Pussy Riot, Русская православная
церковь буквально пошла навстречу обидчикам: 22 марта протоиерей Всеволод
Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и
общества, встретился с адвокатами арестованных и принял от них письмо.
<Встреча прошла неплохо. Разумеется, никаких конструктивных решений принято
не было, но Чаплин взял письмо Надежды Толоконниковой, адресованное ему. Он
подтвердил, что не против встретиться с девушками. Но ему потребуется
согласовать это со своим руководством. Нам же нужно договориться с
руководством СИЗО>, - сказал The New Times адвокат Pussy Riot Николай
Полозков.

Напомним: начиная с 18 марта в храмах Москвы священники собирали подписи под
обращением к генпрокурору Юрию Чайке и прокурору Москвы Сергею Куденееву с
просьбой привлечь к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ
(<Разжигание религиозной вражды>) <всех лиц, причастных к организации,
проведению акции и распространению в СМИ и интернете материалов и информации
о кощунственной акции>. А Межрелигиозный совет России на заседании 22 марта
назвал акцию в ХХС преступлением и заявил: <Отрадно видеть, что
государственная власть проявила должное внимание случившемуся и проводит
необходимые действия по расследованию инцидента>.
"

Целый ряд священников, опрошенных The New Times, полагают, что гонения на
панк-группу выгодны как раз политикам, но никак не Церкви

"

Пикеты у здания Мосгорсуда 14 марта
проводили как защитники Pussy Riot,
так и их противники
Заказчики

Вопрос вопросов: кто был инициатором столь жестоких действий властей по
отношению к солисткам панк-группы? ОМОН задержал Надежду Толоконникову и
Марию Алехину 3 марта, спустя две недели после акции в ХХС. 18 марта
арестовали еще одну участницу группы Екатерину Самуцевич. На время
следствия, до 24 апреля, согласно решению суда они будут находиться за
решеткой, в СИЗО. Дочке Толоконниковой - четыре года, сыну Алехиной - пять
лет. Обвиняют солисток Pussy Riot по части 2 статьи 213 УК РФ
(<Хулиганство>), максимальный срок наказания - семь лет лишения свободы.
Сами героини скандала отрицают свою причастность к акции в ХХС.

РПЦ поначалу отреагировала на акцию весьма вяло. Тот же протоиерей Чаплин в
день проведения панк-молебна сказал журналистам, что ничего нового в акции
не видит: <Две тысячи лет наш храм осаждают. Несчастные люди>. Но уже на
следующий день он призвал ужесточить наказание за оскорбление чувств
верующих, а также заявил, что те политики, которые не осудят акцию Pussy
Riot, <могут перестать рассчитывать на поддержку православных>. Вскоре
Владимир Путин последовал его совету. <Надеюсь, такого больше не
повторится>, - сказал он прессе 7 марта.

Супруг Надежды Толоконниковой, активист арт-группы <Война> Петр Верзилов,
уверен, что реакция пошла не на саму акцию, а на видео, которое стало
стремительно распространяться в интернете. <Когда следователи только
возбудили дело, они говорили мне, что посыл изначальный был от Кирилла.
Патриарх обратился в аппарат Путина и к главе ГУВД Москвы Владимиру
Колокольцеву с просьбой наказать Pussy Riot>, - сказал Верзилов The New
Times. По его мнению, Владимир Путин сердит на группу еще за акцию 20
января - на Лобном месте напротив Кремля с антипутинской песней.
<Следователи постоянно подчеркивают, что они лишь мелкие пешки и все приказы
приходят с очень-очень высокого уровня>, - утверждает Верзилов.

Александр Солдатов, религиозный публицист и редактор <Портала-Сredo.ru>,
рассказал The New Times, что, по его информации, разговор у патриарха с
премьер-министром о Pussy Riot действительно состоялся: <Но решение Путин
принял самостоятельно>. По мнению Солдатова, власть инициировала жесткие
меры против Pussy Riot, чтобы переключить внимание прессы и либеральной
общественности с анализа итогов выборов: <На моей памяти не было еще в
России такой информационной кампании, связанной с Церковью, которая бы
удерживала внимание на протяжении месяца>. Политолог Станислав Белковский,
напротив, уверен, что инициатива исходила от патриарха: <А Путин высказал
свое мнение по просьбе Кирилла, так как уважает священноначалие РПЦ и не
может ему отказать. К выборам эта история не имеет никакого отношения -
утратив свой моральный авторитет, Церковь просто компенсирует его
административным ресурсом>, - сказал Белковский The New Times.

Однако нельзя не вспомнить, что акции в храме Христа Спасителя
предшествовала другая, на которую никто не обратил внимания: 19 февраля
похожий перформанс был исполнен в Богоявленском кафедральном соборе в
Елохове (он расположен на Елоховской улице в Москве), который при советской
власти был одним из главных соборов РПЦ и где в 1990-х предыдущий глава
православной церкви патриарх Алексий II служил пасхальные и рождественские
службы. Однако последствий эта акция не имела. Не заметили? Или не нашлось
политтехнолога, который сообразил, как можно раскрутить и использовать эту
историю?

Целый ряд священников, опрошенных The New Times, полагают, что гонения на
панк-группу выгодны как раз политикам, но никак не Церкви. <Кому-то было
важно, чтобы все винили Церковь в строгом аресте. Мы прекрасно понимаем,
что, если бы не фамилия премьер-министра в тексте песни, вряд ли была бы
такая жесткая реакция на эту выходку. Вместе с тем эти девочки сделали
большой подарок Путину перед выборами: так дискредитировать протестное
движение в целом - это нужно постараться>, - считает один из священников,
просивший не упоминать его имени. Так это или нет, но опрос <Левада-Центра>,
опубликованный 22 марта, показал, что 46% россиян считают адекватным срок от
2 до 7 лет участницам акции в ХХС. 35% назвали такое наказание чрезмерным, и
лишь 9% респондентов сказали, что подобные акции не должны преследоваться в
уголовном порядке. Здесь, впрочем, важно, что те же 46% об акции в храме
узнали от социологов, 30% знали о ней, 20% - слышали, но не знали, что
именно сделали девушки, а лишь 4% респондентов заявили, что следят за
скандалом. Другими словами, именно арест солисток Pussy Riot, широкое
освещение скандала на федеральных телеканалах превратили панк-хулиганство в
мощную пиар-акцию. <История с этими девицами по реакции и страстям явно
избыточна по отношению к самому событию. Это пока, слава богу, неумело
дирижируется. Но в принципе это модель реакции на инаковость>, - считает
известный политтехнолог Глеб Павловский.

"

Кураева вызвали на ковер в Московскую духовную академию, где он преподает.
Санкций пока не последовало, и только один из коллег предложил ему покаяться

"

В защиту и против

Практически сразу после ареста солисток Pussi Ryot в сети появилась петиция
к патриарху с просьбой проявить милосердие и заступиться за арестованных.
Составила ее представитель фонда помощи хосписам <Вера> Лидия Мониава. В
интервью The New Times она сказала, что была возмущена резкими
высказываниями Всеволода Чаплина о Pussy Riot, а увидев, что в интернете
много людей считают арест солисток <настоящим кошмаром>, составила текст
петиции и опубликовала его в своем Живом журнале: <Сейчас уже 7,5 тыс.
подписей под ней стоит. Патриарху мы отнесли 5700 подписей, которые собрали
за первые четыре дня>. Среди подписавших было довольно много священников,
причем в основном из регионов - Иркутской, Новгородской, Новосибирской
областей, подписывали текст и батюшки из приходов за пределами России,
служащие в Лос-Анджелесе, Дублине. Были и москвичи. Так, о. Андрей Зуевский
из храма Святителя Николая в Толмачах сказал The New Times, что акция в ХХС
была спланированной, враждебной по отношению к чувствам верующих. Но он
подписал петицию, потому что она <отражает христианское отношение к
произошедшему>. <Меня просто поразило, что многие миряне и клирики стали
требовать от государства жестокого наказания к этим людям. Хочется спросить,
где бы были все эти священники и церковные активисты, если бы Христос своей
всемогущей волей заточил на семь лет в тюрьму глумившихся над Ним, а потом и
распинавших Его? Сила христианства в том, чтобы не отвечать злом на зло>, -
считает Зуевский. РПЦ на петицию не ответила, а глава патриаршей
пресс-службы Владимир Вигилянский сказал, что граждане зря пытаются
заставить патриарха повлиять на правоохранительные органы.

Первая акция в защиту Pussy Riot прошла 8 марта: через социальные сети
распространился призыв устроить молебен в поддержку Pussy Riot в храме
Христа Спасителя. Церковь подготовилась: когда люди пришли к храму, он
оказался закрыт <по техническим причинам>, рядом топтался ОМОН. В результате
потасовки с членами Конгресса русских общин, среди которых был помощник
вице-премьера Дмитрия Рогозина Александр Босых, несколько человек были
задержаны. Вторая волна акций поддержки была запланирована на 14 марта,
когда Мосгорсуд рассматривал жалобу адвокатов Pussy Riot на арест. Люди
встали в пикеты у здания суда. И тут снова появились молодые люди, которые
стали обливать их водой и пытались отобрать плакаты. И среди них снова был
все тот же Босых: интернет обошла фотография его прямого удара кулаком в
лицо стоявшей с пикетом Таисии Круглых. В разговоре с The New Times Босых
подтвердил, что протоиерей Всеволод Чаплин, возглавляющий, напомним, в
Московском патриархате отдел, отвечающий за взаимоотношения Церкви с
обществом, благословляет его на акции: <РПЦ очень поддерживает молодежное
крыло КРО. Например, выделяет нам помещение для занятий спортом.
Периодически Церковь дает нам благословения на наши акции - например,
пробеги спортивные. Это чтобы люди не думали, что мы экстремисты и бандиты.
А после того как я оказал противодействие молебну 8 марта, Чаплин звонил мне
и благодарил>. По словам Босых, рукоприкладство 14 марта Чаплин уже не
одобрил, но и ругать не стал - <пожурил>. Всеволод Чаплин подтвердил The New
Times, что РПЦ оказывает КРО поддержку: <Православная общественность может и
должна протестовать против попыток защищать и оправдывать преступление,
которое было совершено в храме Христа Спасителя. Конечно, не нужно никого
бить, но выступать против таких акций можно и нужно>.

Главный вопрос в деле Pussy Riot - кого панк-молебен обидел больше:
Владимира Путина или патриарха Кирилла

Протоиерей
Всеволод Чаплин
встретился
с адвокатами Pussy
Riot и согласился
посетить арестованных
девушек в СИЗО
Раскол?

Словно в ответ на гражданскую петицию в защиту Pussy Riot и акций в их
поддержку в московских церквях и храмах появились письма для сбора подписей
в прокуратуру против участниц акции в ХХС. Глава синодального
информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда опроверг
сообщения о специальном указе сверху: <Уверен, такого циркуляра не было>.
Однако историк, доцент РГГУ Дмитрий Антонов рассказал The New Times, что в
его приходе письмо было зачитано священником: <Он сказал, что подписи велел
собрать благочинный. Сам священник при этом занял нейтральную позицию: ни
саму акцию Pussy Riot, ни письмо он лично комментировать не стал>. По словам
Антонова, подписали бумагу немногие - примерно 5-10% присутствовавших
прихожан.

Один из священников, занимающий терпимую позицию в отношении Pussy Riot,
признался The New Times, что вопреки своему личному мнению письмо зачитал,
опасаясь санкций: <Да такой бумаги только в Новодевичьем монастыре не было.
Все остальные точно получили. Мне звонил благочинный, просил зачесть>. По
его словам, прихожане <отнеслись с пониманием, но подписали немногие>. По
словам другого священника, большинство настоятелей просто положили письмо на
входе в храм, не зачитывая его пастве.

Некоторые из настоятелей полагают, что инициатива с письмом в прокуратуру
шла уже не от патриарха, а от церковных чиновников уровнем ниже. <Это была
инициатива викарных епископов, священников, имеющих административный ресурс
и стремящихся бежать впереди паровоза>, - уверен один из них. Этой позиции
придерживается и руководитель пресс-службы патриарха Владимир Вигилянский:
<Это не сверху, это кто-то из священников устроил. И я их в некотором роде
понимаю, потому что та вакханалия, которая выражается в защите арестованных,
провоцирует людей>.

Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев сказал The New
Times, что к письму прилагался сопроводительный циркуляр, так что примерно
известно, откуда пошла инициатива. Но конкретные имена он назвать отказался.

Эксперты, с которыми побеседовал The New Times, считают, что история с Pussy
Riot свидетельствует об усилении правого, консервативного крыла внутри РПЦ.
<Консервативное крыло сплотилось и громче, чем обычно, заявило о себе. В
информационном пространстве Церкви оно сейчас доминирует. Несколько слабых
голосов церковных <модернистов> не слышны за канонадой ненависти>, - говорит
религиозный публицист Александр Солдатов. Религиовед Борис Фаликов также
считает, что консервативное крыло Церкви активизировалось. <И патриарх
сейчас в общем-то с ними>, - считает он.

На это диакон Кураев жестко возразил. <Есть разногласия. Но это не
гражданская война и уж, конечно, не раскол - это слово для Церкви
табуировано. Дискуссии тоже нет. Если даже я и высказываю свою точку зрения
на происходящее, то не веду внутрицерковную полемику с кем-то конкретным>,-
сказал он в интервью The New Times. Но правда и то, что самого Кураева
вызвали на ковер в Московскую духовную академию, где он преподает. Санкций
пока не последовало, а разговор, по его словам, был спокойный, и только один
из коллег предложил ему покаяться.
P.S. для справки- Общее число верующихВ России сегодня не существует
официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает
требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким
образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации
можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких
опросов весьма противоречивы.

По данным Российского независимого института социальных и национальных
проблем (2007 год), верующими в Бога себя называют 47 % респондентов. Из них
почти половина никогда не открывали Библии, лишь 10 % регулярно посещают
церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по
праздникам.[6]

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года,
население страны причисляет себя к следующим конфессиям: [7]

Православие - 75 %
Ислам - 5 %
Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм - по 1 %
Другие конфессии - около 1 %
Неверующие - 8 %
Кроме того, 3 % респондентов высказали мнение о том, что являются верующими,
но не причисляют себя к какой-либо конкретной конфессии. В то же время
религиозные обряды соблюдают лишь 66 % россиян, и то только по праздникам
или эпизодически.[7] Для сравнения: все ритуалы своей религии, согласно
опросу 2006 года, соблюдали 22 % всех верующих (независимо от
конфессиональной пренадлежности).[8]
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EB%E8%E3%E8%FF_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8

--

Ответить   Tue, 27 Mar 2012 11:54:10 +0600 (#2414194)

 

Ответы:

Привет всем!

Постараюсь в этом посте выразить свою точку зрения на данный материал и
заодно отреагировать на письмо Андрея, т.к. цитата из моего письма там была
упомянута. Евгений, вы пишите:

где бы были все эти священники и церковные активисты, если бы Христос своей
всемогущей волей заточил на семь лет в тюрьму глумившихся над Ним, а потом и
распинавших Его? Сила христианства в том, чтобы не отвечать злом на зло>.

ответ:
Да, действитеьно во многом сила христианства и состоит в том, чтобы не
отвечать злом на зло, но это понятие достаточно неоднозначно - к примеру,
если на страну идут войной, то это совсем не означает, что граждане
христианской страны должны неприменно не оказывать никакого сопротивления
противнику, также как и в высказывании Христа: "если тебя бъют по одной
щеке, то подставь другую" совсем не следует вкладывать совершенно прямой
смысл этого выражения. приведу небольшой пример из моего разговора со
знакомым батюшкой - когда я его спросил: батюшка, если вас ударят по щеке,
то вы и вправду подставите другую щёку? он ответил, что так и сделает, а
когда я его спросил: а если вас и по второй щеке ударят? на что я получил
следующий ответ: ну, уж тогда пусть сами на себя пиняют, махну так, что мало
не покажется... .. смысл этого в том, что всему есть свой предел. Если кто
читал библию, то наверное обращал внимание на то, что Господь многих
наказывал, но делал он это, как правило, после того как тем или иным
способом предупреждал о том, чего делать нельзя.
также я согласен, что действительно в нашей православной церкви сейчас
далеко не всё впорядке, но я лично не вижу в этом абсолютно ничего страшного
потому как это только подтверждает то, что церковь это живой и несовсем
закостеневший организм, в который пытаются вдохнуть новые и свежие идеи и
отношения, о которых раньше и говорить то было запрещено. Ещё Христос
сказал: "а кто из вас без греха, киньте в меня камень", то же относится и к
церкви в том плане, что все её служители просто-напросто не могут быть
святыми и им тоже присущи некоторые грехи, как и нам всем. Вообще, в этой
неприглядной истории мне кажется очевидным одно - то, что наш уважаемый
патриарх Кирил по-моему слишком был ошарашен этим событием и на протяжение
почти месяца оказался неспособен как-нибудь вразумительно отреагировать на
это событие, пришлось реагировать вместо его совсем другим лицам и
получилось это неожиданно достаточно разноголосо. Этим По-моему и
объясняется то, что на вторую выходку не было почти никакой реакции, хотя
вообще-то я слышал в СМИ, что эта выходка состоялась за две недели до
всеобщеизвестной и происходила она не внутри храма, а около его стен и была
задумана, как репетиция перед событием в храме Христа спасителя, мол если
всё пройдёт безнаказанно, то можно попробовать и в храме. Имеется такое
мнение, что ягобы всё это организовано чуть-ли не специально нашими
спецслужбами, чтобы помочь как-то Путину. Ну, это уж совсем полный бред,
т.к. даже один из батюшек выразился, в том стиле, что большей медвежьей
услуги Путину трудно себе представить.

Сергей пишет:

интересно! чем же это они оскорбили верующих? вообще по информации из
сми никаких оскорблений не было, кроме проведения своеобразного
молебна. ну то что церковь порой закостеневает- это понятно, нельзя
читать в стиле рэп молитвы, вот интересно только- почему это
оскорбительно? и для кого?
может быть конечно их поведение помешало медитации верующих- это уже
другое дело, но никак не оскорбление, хотя испытывать они могут именно
это чувство, кто знает...

Сергей, а вы никогда не задумывались над тем, что допустим у вас происходит
какое-нибудь торжественное мероприятие или просто вы общаетесь по душам с
кем-то из своих близких и в этот момент к к вам в квартиру заваливается
вдруг какая-либо группа несовсем адекватных личностей и начинает ни с того
ни с сего исполнять перед вами какие-нибудь гадости, да ещё и с матом? как
бы вы интересно на это отреагировали? Вы пишете:

почему же оскорбляются так верующие, тем более христианство учит быть
терпимыми и добрыми!
где в их выступлении были призывы против христианской
церкви?

ответ:
Ну, на первую часть вопроса я уже по-моему ответил, а вот что касается: где
в их выступлении были призывы против христианской церкви? То я, если не
ошибаюсь, уже в этой рассылке давал полный текст этого выступления, если
ошибаюсь, то в конце поста я ещё его полностью помещу, вот только ссылку на
видиозапись как-то нечаянно потерял, а то бы смогли ещё и послушать сие
творение. что же косается оскорбления церкви, то это было сделано хотя бы
потому, как в тексте напрямую и в матерной форме был оскорблён наш патриарх
Кирил, который для многих является большим и уважаемым не только у нас в
стране авторитетом.
А что касается, кстати говоря, не такой уж большой волны защитников этих
самых пусей-мусей, то знаете, у нас в России всегда была потребность в двух
вещах, а именно в царе-батюшке и так называемых униженных и оскорблённых,
которые якобы бедные страдают непонятно из-за чего, в результате чего
получается, что с таких мнимых героев некоторые неосознанно начинают брать
потом пример и отсюда начинаются многие наши беды, и зачастую таких "героев"
к сожалению создают продажные журналисты и интернет. Теперь начинают давить
на то, что мол у этих бедных девочек есть уже свои детки и надо ради этого
хотя бы простить их. Да только вот почему эти бедные девочки прежде чем
пойти на эту гадость как-то совсем не подумали о своих детках и тем более о
чувствах других людей? Да, возможно их и надо простить чисто по-христиански,
но ведь прощают-то раскаявшихся, а судя по всему они этого делать и не
собираются. Ведь даже Христос на кресте простил одного из трёх разбойников
приговорённых к распятию с ним, но он ведь простил того, кто в него поверил
и раскаялся.
Ладно, что-то меня уже далеко и много понесло. Теперь даю ещё раз полный
текст того самого так называемого молебна.

Богородица, Дево, Путина прогони
Путина прогони, Путина прогони
(конец хора)

Черная ряса, золотые погоны
Все прихожане ползут на поклоны
Призрак свободы на небесах
Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах

Глава КГБ, их главный святой
Ведет протестующих в СИЗО под конвой
Чтобы Святейшего не оскорбить
Женщинам нужно рожать и любить

Срань, срань, срань Господня
Срань, срань, срань Господня

(Хор)
Богородица, Дево, стань феминисткой
Стань феминисткой, феминисткой стань
(конец хора)

Церковная хвала прогнивших воджей
Крестный ход из черных лимузинов
В школу к тебе собирается проповедник
Иди на урок - принеси ему денег!

Патриарх Гундяй верит в Путина
Лучше бы в Бога, сука, верил
Пояс девы не заменит митингов - На протестах с нами Приснодева Мария!

(Хор)

Богородица, Дево, Путина прогони
Путина прогони, Путина прогони
(конец хора)

С уважением
Валерий.

Ответить   Tue, 27 Mar 2012 18:27:56 +0400 (#2414642)