[svoboda] Какова роль религии в науке _статья_

Привет всем!
Мы воспитаны на противопоставлении науки и религии. <Темные> средние века, инквизиция,
гонения на Галилео Галилея и сожжение Джордано Бруно. Жуть! Между
тем роль религиозных институтов в развитии естествознания велика. Обратимся к
фактам.
Образование
Школы. Начнем со схоластики (ее системой перекрестных ссылок пользуется любой
ученый). Слово школа, school (англ.), Schule (нем.) происходит от Schola (лат.).
Производное <Scholasticus> - школьный, учебный. Этим именем обозначается философия,
преподававшаяся в средние века.
Слово <Scholasticus>, употребляемое в качестве существительного, прилагалось
сначала к учителям нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим
монастырских школах, а также к учителям богословия; впоследствии оно было перенесено
на всех, кто занимался
науками.
Это начало регулярного организованного обучения. В России оно связано со школами
при церковных приходах. К 1861 году было основано свыше 18 тысяч начальных
училищ, так называемых <церковно-приходских школ>.
Университеты.
Первые университеты
создавались, прежде всего, для нужд религиозного образования.
В X-Х?? веках возникают школы, отличные от старых, связанных с интересами местного
прихода. Профессоры и их ученики образуют корпорации с особой юрисдикцией,
органами самоуправления и привилегиями. Товарищество, купеческая гильдия или
торгово-промышленный цех в средние века назывались universitas, поэтому члены
вольной школы как представители педагогического и ученого ремесла стали называться
universitas studentium (термином studentes обозначали и учителей, и
учащихся). В первых университетах преподавание велось на общем для всех народов
латинском языке. Примеры: Болонский университет (год основания - 1088);
Падуанский (1222 год);
Сорбонна
- университет в Париже, вначале богословская школа, основана в 1258 г. теологом
Р. де Сорбоном; Гейдельбергский (1386 год); Оксфордский (1117 год).
Славяно-греко-латинская академия - первое в России высшее учебное заведение.
Учреждена в 1687 под названием <Эллино-греческие схолы> на основе Типографской
школы в Заиконоспасском монастыре как всесословное учебное заведение. В ней обучался
М.В. Ломоносов.
Сохранение и распространение информации
На чтение и списывание книг монахи смотрели как на богоугодное дело. При монастырях
рано стали заводиться
библиотеки.
В 1445 году был изобретен печатный станок. Книга стала доступна широкому кругу
любознательных. Одна из первых печатных книг - Библия.
Монастыри служили и
книгохранилищами.
Например, библиотека аббатства Санкт-Галлен в Швейцарии, основанная в 612 году,
за время так называемых <темных> веков выросла в крупную библиотеку по медиевистике.
Монастыри были одной из первых форм поддержки фундаментальной науки, поскольку
освобождали своих насельников от забот о хлебе насущном, крове, одежде и:
обороне. А что еще надо истинному ученому?
Получение непосредственно научного знания
Начнем с того, что ученых-атеистов вплоть до XIX века не могло быть. Мировоззрение
их было религиозным по воспитанию.
Приведем имена некоторых ученых, бывших профессиональными священнослужителями
или учившихся в монастырских школах.
Cв. Исидор Севильский (560-636). Автор 20-томного труда <Этимология>. Он считается
покровителем учеников и студентов, а в 1999 году папа Иоанн Павел II
официально назвал
Св. Исидора
покровителем пользователей компьютеров и Интернета, основываясь на том, что Всемирная
сеть - это огромная сокровищница человеческого знания.
Альберт Великий (1193-1280) - схоластик, доминиканец. Впервые выделил в чистом
виде мышьяк.
Бэкон Р. (1214- после 1294) - францисканец, естествоиспытатель. Он считал, что
только математика, как наука, наиболее достоверна. С ее помощью можно проверять
данные всех остальных наук.
Коперник Н. (1473-1543) - католический священник,
астроном
и экономист. Автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной
революции.
Галилей Г. (1564-1642). Начальное образование получил в монастыре.
Основатель
экспериментальной физики.
Кеплер И. (1571-1630) - математик,
астроном и оптик.
Открыл законы движения планет. Закончил школу при монастыре и теологический факультет
университета.
Декарт Р. (1596-1650) - создатель аналитической геометрии и современной алгебраической
символики. Начальное образование получил в иезуитском коллеже. Он
сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над
результатами воспроизводимых опытов.
Гримальди Ф.М. (1618-1663) - священник. Открыл дифракцию света. Составил карту
Луны и ввёл название лунных образований, употребляющиеся по сей день.
Дерхам У. (1657-1735) - священник. Первый измерил скорость звука.
Бошкович Р.И. (1711-1787) - священник-иезуит. Создатель геодезии. Предложил термин
<геоид2.
Пристли Дж. (1733-1804) - священник, химик. Открыл кислород и углекислый газ.
Мальтус Т.Р. (1766-1834) - священник,
демограф
и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения
должен привести к голоду на Земле.
Мендель Г.И. (1822-1884) - монах, биолог и ботаник, сыгравший огромную роль в
развитии представления о наследственности. Законы Менделя лежат в основании
современной генетики.
Тейяр де Шарден П. (1881-1955) - теолог и философ, священник-иезуит, один из
создателей теории ноосферы.
Флоренский П.А. (1882-1937) - православный священник, физик, химик, искусствовед.
В 1921 году работал в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а
в 1924 году выпускает в свет монографию о диэлектриках.
Хеллер М. (род. 1936) - священник, физик и космолог. Автор работ по теории относительности,
квантовой механике, космологии. Один из вопросов, которыми занимался
Хеллер, звучит так: <Нужна ли Вселенной причина?>.
Любознательный читатель дополнит этот список десятками имен...
С уважением
Валерий.