Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Понимать - подвергая сомнению, а не принимая на веру
Понимать - подвергая сомнению, а не принимая на веру
Руководствоваться «философской верой» (в смысле Карла Ясперса) или Правой Верой – значит не принимать на веру никакое мнение и никакую догму, но подвергать всё сомнению, и прежде всего предпосылки своего сознания, познания, знания, то есть быть субъектом. «Критика чистого разума» Иммануила Канта – вот «библия» субъектника. Ясперовская «философская вера» подразумевает, следуя кантианской установке, - рационально-критическое отношение к первоосновам бытия сущего. Между тем многие зашкаливаются
на слове «вера» и ассоциируют «правоверного субъектника» с каким-нибудь упёртым догматиком, который не доверяет знанию и предпочитает мистику.
Между тем свидетельства человеческих чувств, убеждения «здравого смысла» и даже аксиомы математики давно разоблачены критической философией как недостаточные-непервоисходные. Земля сущего кружит вокруг солнца бытия, а не наоборот. Однако догматики от атеизма и «здравого смысла» полагают, что достаточно сущего, а вопрошают о бытии недоумки-«мистики». Мол, не
нужны нам для нормальной жизни всякие платоны, не говоря уж о вероучителях, и без них как-нибудь обойдемся, нам сущего хватает. Тем самым такие апологеты сущего считают «мистической» и потому прагматически-ненужной всю экзистенциальную сферу жизни с её вопросами о смысле, целях и ценностях. Логика «атеистической» жизненной позиции ведёт не просто к социальной дискриминации «попов и знахарей», включая психоаналитиков, но в конце концов к физической ликвидации «духовного сословия».
Более того, догматики
«здравого смысла» удовлетворены своим утилитарным «знанием» и, борясь с какой-либо «верой», полагают, что основоположения знания, особенно «строгой математики», самоочевидны и не нуждаются в «мистике» дальнейшего осмысления и понимания. Но это не так. Самоочевидность «знания» – это вера в мнение, тогда как признание проблемности самоочевидного – это проблеск правоверия. Ибо само «признание проблемности» - вера не в то или иное мнение, а вера в свою волю к истине. Устранять же тех, кто пытается постичь-понять
первоосновы через откровения пророков, постижения мудрецов и открытия ученых – это духовный и интеллектуальный геноцид. Напротив, правоверный субъектник исходно стоит в позиции удивления-вопрошания перед проблематичностью бытия сущего и потому стремится к пониманию-ответу, не принимая общепринятое «знание» (вместе со всякими догмами, стереотипами, суевериями и обрядовериями) на веру и подвергая всё сомнению.