С утра, как всегда, включаю Российский исторический телеканал – История России в истории человечества «365 дней ТВ», очень
высоко ценю. Здесь – респектабельность и популярность. За годы работы в Отделе исторических наук ИНИОН АН СССР (1973-1979) научился уважать академический профессионализм и сторониться публицистического дилетантизма. Сейчас на книжных прилавках и на телеэкранах преобладают историческая графомания, надстроечное воспарение или ангажированная фальсификация, особенно вокруг сюжетов прошлого века и прежде всего вокруг Русской Революции, а «365 дней» даже здесь соблюдает какие-то приличия и не впадает в брызги слюны
и фонтаны вранья, даже когда приглашает политически-сдвинутых историков.
Чувствуется профессионализм даже в мелочах. Вообще программа отлично продумана, и постоянные рубрики выше всяких похвал, везде изюминки и редкостная информация. Вот пространно о Генрихе Гиммлере и кратенько о Сунь Ятсене – но настолько хорошо подобран материал в обоих телесюжетах, что достигается полнота представления.
Про Сунь Ятсена сейчас проняло. Ведь он 20 августа 1905 года создал в Токио китайскую нацию – то
есть собрал дюжину молодых орговиков-пассионариев, которые решили взять власть в Китае и уже через 6 лет сделали это, свершив буржуазно-демократическую и одновременно национально-освободительную Синхайскую революцию. Ситуация в Китае тогда и в России тогда и сейчас – почти одинакова. Есть многомиллионный бедный народ, в массе он за скобками политики, есть правящая кучка наверху – и вызов бросает снизу дюжина саможертвенных патриотов. Китай шел тогда за Россией, ныне надо наоборот.
Вот второй после
Сунь Ятсена в революционной Дюжине орговиков – лидер восстания в Гуанчжоу 27 апреля 1911 года Хуан Син. После образования китайской нации в 1905 году он пишет отцу (цитирую по книге: Матвеева Галина Сергеевна. Отец Республики: Повесть о Сунь Ят-сене. Москва: Политиздат, 1975, стр. 109) – «Летом /1905/ мне удалось познакомиться наконец с доктором Сунь Ятсеном. Сейчас мы создали новую партию – Объединенный союз /Тунмэнхой, прообраз созданного в 1912 году Гоминьдана = буквально «Национальная партия»/. Сунь Ятсен
– президент Союза, а я – его заместитель. Цель наша верная. Русская революция потоплена в крови царским самодержавием, но ходят упорные слухи, что организация русских революционеров ушла в глубокое подполье и не слагает оружия. А ведь корни болезни России те же, что и у Китая».
И Сунь Ятсен в зимний коловорот 21 декабря 1906 года в речи «Три народных принципа и будущее Китая» сформулировал своё учение "три принципа и пять властей" государственного устройста. "Итак, - сказал он,
- цель нашей революции — добиться счастья для Китая. Поскольку мы против диктатуры кучки маньчжуров, мы стремимся к национальной революции; поскольку мы против самодержавной власти монарха, мы стремимся к политической революции; поскольку мы против диктатуры богачей, мы стремимся к социальной революции. Если нам не удастся достичь хотя бы одной из этих целей, значит, мы не претворим в жизнь своих первоначальных намерений. После осуществления всех трех целей Китай станет самым совершенным государством".
Проанализировав Американскую конституцию, Сунь Ятсен заглянул в будущий непрерывно усложняющийся мир и предложил наряду с классическим разделением законодательной, исполнительной и судебной властей ввести две новые независимые ветви власти, ранее не раз успешно апробированные в многотысячелетней истории Китая и пригодные для всех демократических (или, как можно сказать, субъектных) обществ. Первая из пяти властей - "экзаменационная" или "селекционная", которая отбирает кадры для высших
государственных и общественных должностей. Современный прообраз - система ученых степеней в научном сообществе или квалификационной лестницы на производстве. Ясно, что в наступающем постиндустриальном "обществе знания" предложенная Сунь Ятсеном независимая от чиновников "экзаменационная" или "квалификационная" инстанция власти вполне имеет право на существование и даже, наверное, должна существовать. Второе нововведение Сунь Ятсена - независимость "контрольной власти",
котоую сейчас делят между собой органы законодательной и исполнительной власти. Впрочем, в уставах общественных организаций давно предусмотрен независимый контрольный орган, и ввести таковой в государстве - тоже разумно. Характерно, что Сунь Ятсен не предлагал особо вводить "шестую власть" - свободные СМИ, поскольку при демократии само собой предусматривается свобода слова и сила общественного мнения.
"Три принципа и пять властей" Сунь Ятсена сопряжены с всемирным процессом субъектизации,
который обретает новый импульс в наступающую эпоху "общества знания" - и потому они актуальны для всех, в том числе для нас. Несколько раз в России почти складывалась нация, но попытки глохли, и нам ещё только предстоит взрастить национальную "критическую массу". Китайская нация совсем молода, в августе 2005 года в Нанкине праздновалось её столетие. Но молодым - везде дорога. Если нам в России удастся наш национальный проект, как он удался в Китае, - мы станем самой молодой и самой напористой
нацией мира и приобретем высочайшую конкурентоспособность и ближе всех приблизимся к политическому совершенству, о котором сто лет назад мечтал Сунь Ятсен.