Иосиф Сталин и Махатхир бин Мохамад о национальном вопросе
Прочел и сопоставил теоретические работы и практические предложения двух государственных деятелей по решению национального вопроса – Иосиф Сталин «Марксизм и национальный вопрос» (1913) и Махатхир бин Мохамад «Путь вперед» (1998). Оба модернизатора умны и подкованы. Сталин убедительно критикует программы австрийских социал-демократов и еврейских бундовцев по национальному вопросу, а Махатхир берет на вооружение американскую «программу аффирмативных действий», которая в свою очередь восходит к ряду аксиом ленинской национальной политики. Отвлекаясь от терминологических нюансов и держа в уме разработки современных теоретиков nation-building, обратился
к давнему исходному тезису Карла Маркса о том, что «пролетарии не имеют отечества». И не имеют прежде всего потому, что им нечего терять, кроме своих цепей, и потому они, не обладая самодостаточной собственностью, базисно не укоренены в почве родной страны. Значит, чтобы они стали патриотами и насмерть стояли за своё Отечество, когда оно находится в опасности, они должны экзистенциально чувствовать, что им есть что терять – своё господство над родным сущим, своё хозяйство, свою собственность. Сталин верно сопрягал
нацию с прорывом буржуазии, то есть сопряженной с обретением экономической самодостаточности низовой субъектности, но допустил теоретически (в работе «Национальный вопрос и ленинизм: Ответ товарищам Мешкову, Ковальчуку и другим» /1929/) и практически перекос в сторону необходимой социализации за счет достаточной субъектизации, что и привело к атрофии национального на фоне гипертрофии интернационального и в конце концов обусловило крах Советского Союза, в то время как Махатхир сумел добиться оптимального сопряжения социализации с субъектизацией и в результате гармонизировать отношения
между малайской, китайской и индийской общинами в Малайзии и взрастить единую малайзийскую нацию низовых разноэтнических субъектников с естественным выигрышем для всех этносов, прежде всего для коренной малайской. Важно, что руководство Коммунистического Китая в основном учло базисную слабость Советского Союза и с "четырёх модернизаций" Дэн Сяопина упорно взращивает низовую субъектность и соответственно держит курс на достижение уровня "средней зажиточности" китайского народа, хотя из-за
продолжающегося гипертрофирования социализации за счет субъектизации допустило, в отличие от сингапурского Ли Куан Ю и малайзийского Махатхира бин Мохамада, вопиющие проколы национальной политики в Тибете и отчасти в Синьцзяне. Если же "критическая масса" представителей этнических общин обретает субъектность, то наступает межэтнический мир, какой наблюдаем ныне в совсем недавно раздираемых кровавыми межэтническими разборками Сингапуре и Малайзии, а к вершинам власти могут катапультироваться такие субъектизированные
этники, как Барак Обама.