Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Наши прародительницы – амазонки

 

Недаром нашу страну называют Heartland – «сердцевинная земля». В Ледниковый Период и позднее здесь создался биогеоценоз, способствующий мобилизации человеческих сил и благоприятствующий инновационному развитию человека и человеческих обществ. Где-то здесь до Адама и Евы обитали палеоантропы – «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Бытие 2:8). И здесь в Костенках под Воронежом, в Сунгири под Владимиром, в Мальте под Иркутском, а не где-то в Африке, возмужал человек современного вида – кроманьонец-неоантроп. И где-то здесь у нас на востоке обосновалось послепотопное человечество (вспомним Аркаим под Челябинском), и отсюда шла экспансия наших предков – «От них /потомков Ноя/ распространились народы на земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Бытие 10:32; 11:1-2). У нас под ногами сокрыто не меньше тайн истории человечества, чем на Святой Земле. И вот недавно отгадана одна из давних загадок - об историчности-реальности амазонок!

Близок к идеалу Российский исторический телеканал 365 – с утра смотрел содержательно-толковый сюжет про великого английского мыслителя Джона Локка, сейчас, приступая к данной заметке, смотрю-слушаю захватывающую передачу про нацистского «человека смерти» Рейнхарда Гейдриха. А в программе «Час истины» - совершенно роскошное повествование «Прекрасные и ужасные амазонки (передача третья)», в которой об этих загадочных воительницах степей рассказали научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук Лариса Леональдовна Селиванова и кандидат исторических наук с исторического факультета МГУ Андрей Валентинович Стрелков.

Не просто пересказаны работы директора Центра изучения евразийских номадов (CSEN, The Center for the Study of the Eurasian Nomads) профессора Жаннин Дэвис-Кимбол (Jeannine Davis-Kimball, родилась 23 ноября 1929 года), прежде всего её известной книги Warrior Women: An Archaeologists Search for History"s Hidden Heroines /Женщины-воительницы: как археологи нашли таинственных героинь истории/ (with Mona Behan; New York: Warner Books, 2002. – 268 p.),



но высказаны и некоторые собственные суждения. Например, переход к патриархату правильно увязывается с появлением «излишков» (богатства), а следы амазонок отмечаются в кавказских сказаниях о нартах и в русских былинах.

В 1970-х годах на меня огромное впечатление произвели исследования и обобщения другой американской профессорши родом из нашей Литвы – Марии Гимбутас. Её концепция «курганной культуры», согласно которой наши предки-индоевропейцы взрастали в степях Евразии и оттуда военно-пастушескими ордами кочевников волна за волной вторгались в Европу, Ближний Восток и Иран, в Индию и Китай и там, как сперматозоиды, оплодотворяли яйцеклетки оседлых земледельческих культур и в итоге порождали великие государства-цивилизации, - вдохновила меня на написание книги «Арийский марш». С этой концепцией я выступил в секторе Бориса Анатольевича Литвинского (Институт востоковедения Академии наук СССР) и подвергся критике за пропаганду сомнительных взглядов «какой-то литовки», которая, между прочим, стала одной из гуру авторитетного международного издания Journal of Indo-European Studies. У нас тогда и даже иногда теперь побаиваются использовать термин «арийский», а также изучать смысл первозданного знака «свастика». И вообще отечественные археологи очень сильны как профессионалы-эмпирики, но не всегда решаются на обобщения, и их находками сполна пользуются зарубежные археологи, не боящиеся выдвигать вполне верифицируемые и стимулирующие гипотезы и концепции. К таким ученым относится и Жаннин Дэвис-Кимбол.

Она сама как современная амазонка. Её судьба не менее замысловата, чем у Марии Гимбутас. Вырастила шестерых детей, работала няней в штате Айдахо, пасла скот в Южной Америке и в конце концов стала охотницей за тайнами прошлого. «Отважная археолог Жаннин Дэвис-Кимбол, - написано на переднем клапане суперобложки её книги «Воительницы», - распределяет своё время между раскопками в диких Евразийских степях, загадочными погребениями в глуши Монголии и могильными курганами Северной Ирландии в поисках самых сильных женщин истории». И вот близ оренбургского села Покровка на левобережье Илека и в долине реки Хобда, которая слева впадает в Илек, (смотри космические съемки района раскопок к юго-юго-востоку от Покровки и в Казахстане в долине реки Хобда), она вместе с казахстанскими и российским археологами (их возглавил доктор исторических наук Леонид Теодорович Яблонский) совершила сенсационное открытие – захоронения знаменитых и до последних лет загадочных амазонок. О том, как это произошло, сказано в Главе 1 «Путь к Покровке» её вышеупомянутой книги «Воительницы» (стр. 1-13), а Лариса Селиванова объяснила, что после распада Советского Союза прекратилось финансирование раскопок, а Жаннин Дэвис-Кимбол нашла спонсоров и стала главной, и в результате лавры первооткрывательницы «киллер-красоток» (killer beauties) достались ей.

Отмечаются следующие достижения американской исследовательницы:

- Она доказала, что существование амазонок, этих грозных женщин, скачущих на конях и сражающихся в битвах, – это не миф, а истина;

- Она обнаружила, что найденные в северо-западном Китае таинственные мумии высоких темнорыжеволосых жриц могут быть кельтскими по происхождению;

- Она распутала клубок противоречивых свидетельств, которыми мужчины-археологи долго пренебрегали, и реально идентифицировала знаменитого «золотого человека» саков;

- Она выяснила происхождение воинственных королев Ирландии, гробницы которых до сих пор возвышаются над сочными зелеными пастбищами Эйре.

Резюме гласит – «Доктор Дэвис-Кимбол в Warrior Women впечатляюще выявила новое глобальное созвездие женщин, богатых в золоте и одаренных в знании. Эти невоспетые героини теперь заняли своё достойное место в грандиозной панораме человеческой истории – как воспитательницы, предсказательницы, воительницы и лидеры, которые отражали захватчиков и помогали завоевывать новые миры».

Отклики коллег и феминисток на её книгу более чем красноречивы:

Олимпия Дукакис (Olympia Dukakis), актриса:
«Прикольно… Эта книга помогает нам лучше оценить воистину доминирующую роль, которую женщины играли в обществе на протяжении всей истории. Уверена, что книга (Воительницы) вдохновит всю новую генерацию сильных женщин».

Мириам Роббинс Декстер (Miriam Robbins Dexter), автор книги Whence the Goddesses (Происхождение Богинь):
«Совершенно убедительное соединение приключенческой истории и непосредственного исследования. Раскопки и находки Дэвис-Кимбол открывают новую парадигму… Увлекательно написано для широкого читателя».

Сара Нельсон (Sarah Nelson), автор книги Queens in Archaeology (Королевы в археологии):
«Крутые и поучительные приключения… восхитительная книга для интеллектуальных романтиков, археологических энтузиастов и каждого, кто интересуется тем, что представляли из себя женщины прошлого».

Ральф Лейтон (Ralph Leighton), соавтор книги Deep in the Heart of Tuva (Глубоко в сердце Тувы):
«Новый и давно ожидаемый взгляд на захватывающую историю евразийских обществ. Доктор Дэвис-Кимбол привносит провокативные прозрения и увлекательные личные перипетии в этот чрезвычайно читабельный нарратив».

Доктор Барбара Войтек (Dr. Barbara Voytek), археолог-«доисторик», Калифорнийский университет, Беркли:
«Весьма хорошо читается… информативно… трудно опровергнуть».

Дэвид Кристиан (David Christian), адъюнкт-профессор исторического факультета штатского университета в Сан-Диего, автор книги A History of Russia, Central Asia, and Mongolia (История России, Центральной Азии и Монголии):
«Чудесный тур по местам археологических раскопок вдоль древнего Шелкового Пути… Живой и вдохновенный рассказ о мире, который вскоре должен полностью исчезнуть».

Вики Нобль (Vicki Noble), автор книг Motherpeace (Материнский покой) и Shakti Woman (Шакти-женщина):
«Сердечная, поразительная и заряженная энергетикой личностная история… Дэвис-Кимбол без посторонней помощи преобразовала лици археологии на Западе… Открытая ею правда значительно интереснее, чем вымысел».

Квинтэссенция концепции Жаннин Дэвис-Кимбол изложена в резюме её статьи Statuses of Sauromatian and Sarmatian Women /Статусы савроматских и сарматских женщин/ (в заголовке статьи на странице сайта CSEN вкралась ошибка – пропущена буква «s» в слове Statuses /статусы/, и получилось Statues, то есть «изваяния»):

«Многочисленные мифы и легенды возникли вокруг женщин или племен женщин в древние времена, которые вместе или в одиночку сражались с мужчинами. Греки и римляне называли некоторых из них амазонками. Скифское слово для этих женщин – ойорпата (Oiorpata), что значит «мужеубийца». Но до 20-го века не имелось археологических данных, которые доказывали действительное существование этих грозных женщин, и в итоге историки и ученые в основном пренебрегали древними свидетельствами, считая их чисто мифологическими. Однако новые раскопки в Покровке среди казахских степей вдоль границы между Казахстаном и Россией засвидетельствовали другое – о том, что женщины савроматских и ранних сарматских (раннекочевнических) племен были воительницами. Их курганы (погребальные холмы) найдены в южноуральских степях. Жертвенные приношения этих погребений включали то, в чем нуждались кочевники при переходе в потусторонний мир, то есть предметы домашнего обихода, религиозные и культовые предметы, конскую сбрую и оружие – и не только в мужских, но и в женских погребениях. Население в этом регионе состояло из индоевропеоидов и говорило на индо-иранском языке. Облик одной из таких женщин был реконструирован. На сей момент не обнаружено никакой монголоидной примеси среди савроматов и сарматов Покровки».

Раскопанные захоронения под Покровкой и над рекой Хобда удалось датировать по следующим периодам – Савроматский (6-4 века до нашей эры), Ранний Сарматский (4-2 века до нашей эры), Средний Сарматский (1 век до нашей эры – 1 век нашей эры), Поздний Сарматский (2-3 века). И удалось классифицировать погребенных женщин по статусам – хранительницы очага, жрицы, воительницы. Женщины явно доминировали. По сравнению с мужскими захоронениями, женские были представительнее, богаче оружием. Дети, кстати, хоронились или отдельно, или с мужчиной, а не с женщиной, но Жаннин Дэвис-Кимбол не нашла никаких физических следов того, что женщины-воительницы жили отдельно от мужчин, как античная молва приписывала легендарным амазонкам.

Богатые женские курганные погребения были раскопаны десятилетия назад, они столь же общеизвестны, как и каменные бабы степей. Однако долгое время археологи не могли сделать вывод, что женщины играли значительную роль в кочевых обществах, а мужчины не только воевали, но и занимались домашним хозяйством, нянчили детей, готовили еду. И лишь Жаннин Дэвис-Кимбол, будучи уже в солидном возрасте, энергично взялась за восстановление правды, объехала тысячи километров от Северной Ирландии до Западного Китая, вместе со своим мужем-инженером постигала быт и обычаи сохранившихся степняков, посещала десятки музеев, фотографировала археологические находки от 4000 года до нашей эры и возглавила Центр изучения евразийских кочевников и писала книги и статьи и выступала по телевидению с рассказами о героических женщинах древности. Она пишет – «Я поразилась отсутствием интереса многих историков и археологов к статусу женщины в изучаемых ими обществах».

Когда в западно-китайской провинции Синьцзян (ранее Восточный Туркестан) открыли захоронения белокурых и рыжеволосых дев-воительниц, она участвовала в организации передачи «Таинственные мумии Китая» на телеканале NOVA и получила широкую известность. Её книга, говорится в одной из рецензий, свидетельствует о том, что человек даже на склоне лет может стать тем, кем он или она желает быть.


Облик раннекочевнической женщины-«амазонки» индоевропейского типа (реконструировал доктор исторических наук Леонид Яблонский из Института археологии Российской Академии наук, Москва). Доктор Иоахим Бергер из Майнцского университета (Германия) в статье DNA Results from Pokrovka: Warrior Women compared with Meirmgul /«ДНК-анализы из Покровки: женщины-воительницы в сравнении с монгольской девочкой Меирмгуль»/ попытался методами генетического анализа выявить расово-этническую принадлежность «покровских амазонок» 4 века до нашей эры и установить их возможную генетическую связь с блондинистой белокожей монгольской девочкой Меирмгуль, живущей в монгольской глуши близ границы с Китаем и отдаленно напоминающей своей внешностью давно исчезнувших сарматов. Согласно проведенным анализам, из 15 исследованных скелетов 3 оказались мужскими, 3 детские и 9 (особо богато снабженные оружием) женские. Погребенные особи не родственны друг другу ни по матери, ни по отцу (хотя родственность по отцу до конца не проверена). Судя по митохондриальной ДНК, все особи являлись индоевропейцами. Лишь скелет Pr6 оказался носителем центральноазиатского / восточноазиатского гаплотипа, который обнаруживается у тюркоговорящих кочевых народов. Этот гаплотип, за исключением одной пары оснований, идентичен с гаплотипом женщин из Западной Монголии – например, девочки Меирмгуль.



Предметы, найденные Жаннин Дэвис-Кимбол в могиле молодой девушки-воительницы: 1 – бронзовые наконечники стрел; 2 – железный меч; 2 – ископаемые раковины «устриц» Gryphaea; 4 – необработанный камень в форме раковины Gryphaea. Культ раковин напоминает кавказские сказания о вещей «матери нартов» Сатана (Сатанай, Шатанай), обладающей неограниченным авторитетом (упоминаемый в отдельных вариантах эпоса о нартах муж Сатаней-Гуаши ни в каких событиях участия не принимает). Согласно космогоническим представлениям балкарцев, Сатанай – прародительница людей - рождена от брака Солнца и Луны, но в младенчестве была похищена Богом (Тейри) Моря и долгие годы провела на морском острове, опекаемая Суу Анасы (Матерью Воды), и больше всего любила играть красными камушками – кораллами” (Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. - Москва, 1994, стр. 597). «Сатан» в древнетюркском – «коралл» (Там же, стр. 642), а «ай» - Луна. Индо-иранскую этимологию исследовал Руслан Челахсаев в статье «К вопросу о происхождении имени Шатана». С рождением Шатаны связано также рождение первого коня и первой собаки. Шатана аналогична «матери скифов» богине Апи, что означает "водная" или "принадлежащая воде" – полуженщина-полузмея, крылатая богиня с рыбьими или змеиными хвостами. Аватара Сатаны и аналог Апи –«златокудрая» прародительница нартов Дзерасса. Она дочь бога воды-моря и в виде птицы прилетает к яблоне нартов (символу мирового древа). Ныне её считают амазонкой-налётчицей, а детьми её – «женоуправляемых» сарматов. Образ Дзерассы перекликается с арийскими змеехвостыми летучими апсарами-амазонками, свершающими набеги на Мировое Древо кшатриев и уводящие мужчин.


Жрица из Азова. Хотя, видимо, сохранилось мало письменных свидетельств о женщинах, исполнявших жреческие обязанности в Средневековье (около 12 века нашей эры, когда князь Игорь свершал свой поход - «Хочу, - сказал он, - копье преломить о край поля Половецкого, с вами, русичи, хочу голову свою сложить или испить шеломом Дона!»), на раскопках античного города Танаис вблизи города Азов нашли вот эту скульптурку. Как видим, традиции амазонок сохранялись в степях много веков после савроматско-сарматских жриц и воительниц. Конусообразный головной убор с полями подобен такому же убору, найденному при раскопках в бассейне реки Тарим (Синьцзян) в женском захоронении эпохи саков. Он также напоминает головные уборы «ведьм» в Англии и Салеме.

Кандидат исторических наук Марианна Георгиевна Муравьева из Питера в «Словаре гендерных терминов» пишет:

"Амазонки - в греческой мифологии женщины-воительницы, представлявшие собой отдельное племя. Согласно легендам, оно проживало у самых дальних берегов Эвксинского Понта (Черного моря). Их столицей являлся город Фемиксира. С детства амазонок учили владеть копьем, мечом, метать дротики и быть искусными наездницами. Проблему воспроизводства своего племени они якобы решали так: раз в году встречались с мужчинами соседнего племени, а затем всех родившихся мальчиков отдавали этим мужчинам, а девочек оставляли себе. Геракл выступил против амазонок, чтобы отнять волшебный пояс Ипполиты, их царицы, дарованный ей самим Аресом, богом войны (девятый подвиг Геракла). В Троянской войне амазонки выступали на стороне троянцев.

Исторической основой мифа об амазонках является противоборство с воинственными племенами. Интересно проанализировать сведения, которые приводит Геродот в IV книге своей "Истории". Он говорит о происхождении савроматов и обычаях "гендерного равенства" (если употреблять современную терминологию) в их среде. Савроматские женщины, указывает он, сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую с мужчинами одежду. Девушка же не может выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага, поэтому некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж. Как указывает Геродот, савроматы произошли от соединения амазонок со скифами. При этом скифы "укротили" амазонок, чтобы те не занимались разбоем: к ним послали молодых скифских юношей. Но они не остались у скифов с этими юношами, так как не могли жить как скифские женщины, которые выполняли женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотились и вообще никуда не выходили. Поэтому скифские юноши, забрав полагающуюся им долю наследства, ушли с амазонками за реку Танаис (Геродот, IV. С. 110-117).

Популярная версия легенды об амазонках сильно искажает собственно рассказы Геродота и Диодора Сицилийского. Вопрос о том, являлись ли амазонки классическим матриархатным (см. Матриархат) обществом, остается открытым. Тем не менее, амазонки, как и савроматы, представляют собой интересную культурную модель поведения, которую можно обнаружить в некоторых современных обществах (например, Папуа и Новая Гвинея). Археологические открытия, однако, показали, что культуры, в которых присутствовали женщины-воительницы, существовали в Древнем мире. Первые находки связаны с открытием в 1972 г. рядом с городом Орджоникидзе захоронения семьи вождя, где оружие находилось рядом с женщиной, а ребенок лежал на руке мужчины. Следующим археологическим подтверждением существования такого рода культур стало открытие большого захоронения в Покровке в середине 90-х гг., относящегося примерно к 600 году до н. э. В этом захоронении выделялось три группы женщин: воительницы, похороненные с оружием в руках или с конем, жрицы, погребенные с культовыми знаками, и просто женщины, богато украшенные. Рядом обнаружены были захоронения мужчин с детьми на руках, причем женских захоронений такого типа найдено не было. Именно эти археологические открытия, сделанные археологом Джанин Дэвис-Кимбелл, возродили миф об амазонках и стали средствами массовой информации преподноситься как реальное доказательство их существования. Более того, раскопки в северной Турции (г. Самсун) в культуре Дюндар Тепе обнаружили большие женские захоронения с оружием и боевыми конями, а также крепость с остатками в ней женских захоронений.

Сегодня историки и археологи не пришли к единому мнению относительно реальности существования амазонок, описанных Геродотом. Тем не менее, отрицать существование обществ и культур, в которых роль воинов исполняли женщины, или утверждать, что такие общества являлись матриархатными в смысле доминирующего положения в нем женщин, также нельзя. Для Геродота и древних греков такого рода культуры, где женщины имели сугубо мужские, в их понимании, профессии, казались не нормальными, а наши сведения об амазонках основаны на древнегреческой интерпретации. Тем не менее, спор об амазонках еще далек от завершения".

Литература:

Геродот. История, IV.
Гуляев. В. И. "Амазонки" Среднего Дона // Природа. М., 1995. N 5. С. 32-42.
Мирошина. Т. В. Амазонки у сарматов и проблема матриархата // Проблемы скифо-сарматской археологии. М., 1990. С. 159-176.
Она же. Амазонки и савроматы // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 4-10.
Плетнева. С. А. "Амазонки" как социально-политическое явление // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 529-537.
Скрипник Т. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного краеведения. Ростов-на-Дону, 1988. Вып. 5. С. 29-39.
Суриков И. Е. Перикл, Амис и амазонки // Из истории античного общества. Н. Новгород, 1999. Вып. 6. С. 147-152.
Таркова Р. А. Амазонки: по следам легенды: Ист.-культурол. исслед. Астрахань, 1999.
Alpern Stanley B. Amazons of Black Sparta: the women warriors of Dahomey. London: Hurst, 1998.
Davis-Kimball J. Warrior Women in the Eurasian Steppes // Archaeology. 1997. Vol. 50. N 1.
Rothery Guy Cadogan. The Amazons. London: Senate, 1995.
Sobol Donald J. The Amazons of Greek mythology. South Brunswick: A. S. Barnes, 1972.
Tyrrell William Blake. Amazons, a study in Athenian mythmaking. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1984.

Что касается раскопок Жаннин Дэвис-Кимбол, то на них ссылаются в Рунете, не говоря уже об очень компетентном их обсуждении в вышеупомянутой передаче ТВ 365. Например, Юрий Коробов из Саратова разъясняет:

«При раскопках древних сарматских курганов IV-III вв. до н.э. близ села Покровка археологами была сделана очень интересная находка. Она позволила предположить, что за несколько столетий до новой эры эти места были местом обитания легендарного народа, представителям которого один из древнегреческих историков дал такую характеристику: "Они не знакомы с законом, не признают никаких царей, даже великих, своим имуществом считают то, что взяли с поля боя, а в душе не имеют ничего, кроме дерзости, дикости и жестокости. Они мастера метать дротики и добивать противников короткими мечами". Как вы думаете, каково было основное отличие женских и мужских захоронений в этих курганах?

Ответ - оружие находили в основном в погребениях женщин, останки же мужчин за редким исключением покоились в обрамлении ритуальных горшков и другой простой утвари. По мнению ученых, найденный у села Покровка некрополь принадлежал не кому иному, как легендарным воительницам - амазонкам!

Например, в одном из захоронений были найдены останки юной сарматки примерно 14 лет, обложенные большим количеством бронзовых наконечников от дротиков, колчанами, луками и другим оружием. Характерная изогнутость ног скелета красноречиво свидетельствовала, что погребенная большую часть своего, видимо, не очень радужного детства провела на спинах лошадей. Причиной ее гибели, по заключению археологов, стал каменный осколок от наконечника копья, обнаруженный в грудной клетке погибшей. Следы неоднократных ранений говорили о том, что до своей гибели юная всадница уже не раз побывала в боях. По характеру наконечника историки определили, что он был от длинного /пятиметрового/ копья македонского типа, из чего, видимо, следовало, что последнее сражение отважной амазонки произошло в далеком краю, откуда ее привезли для погребения в наши южноуральские степи».

Николай Николаевич Непомнящий в содержательной статье «Белокурые амазонки из Китая», не ссылаясь, правда, на давно изложенные в классическом исследовании «Древняя Русь» нашего историка Георгия Владимировича Вернадского доводы о тохарском прошлом ныне китайского Восточного Туркестана и тохарском наследии в нашей русской культуре, добавляет:

««Таримские мумии», найденные китайскими археологами в северо-западном Китае, принадлежат людям европейской расы. Предположительно, сарматам, тохарам и скифам — кочевникам из Северного Причерноморья. Это доказывает, что индоевропейские племена, жившие от двух до четырех тысяч лет назад, продвинулись на восток гораздо дальше, чем привыкли считать историки.

На мумиях надеты просторные платья из очень тонких тканей, вязаные штаны и клетчатые юбки, из-под капюшонов и шапочек струятся по плечам рыжеватые или белокурые волосы. Прекрасно сохранившиеся продолговатые лица имеют глубоко посаженные глаза, крупные носы и тонкие губы — типичные черты белой расы. Трудно поверить, что эти «европейские» мумии тысячи лет пролежали в песках в западной китайской провинции Синьцзян. Давным-давно из степных просторов, лежащих к северу от Черного моря, кочевые народы — скифы, сарматы и тохары — проложили путь в далекий Китай. Тохары, вероятно, принесли в Китай бронзовые орудия и искусство их производства. Они же научили азиатские племена делать колесные повозки.

Начиная с 1970-х гг., китайские археологи обнаружили уже более сотни мумий в неглубоких песчаных могилах. Могилы находятся между предгорьями Тянь-Шаня с севера и оазисами пустыни Такла-Макан — с юга.

Первой иностранкой, получившей разрешение осмотреть и сфотографировать эти мумии, была археолог из Центра изучения кочевников Евразии университета Беркли в Калифорнии Жаннин Дэвис-Кимбол. «Сохранность деталей просто невероятная», — удивляется Дэвис-Кимбэлл. При высокой температуре и исключительно низкой влажности на коже трупов сохранился даже нанесенный охрой орнамент. Мумии не утратили свои человеческие черты, и, по словам археолога, можно угадать их социальную принадлежность: они выглядят не просто как высохшие трупы, а как зажиточные воины, купцы, ремесленники, крестьяне... На них надеты одежды из тканей, вытканных из крашеных шерстяных нитей голубого, коричневого и зеленого цветов.

«Клетчатые и диагональные узоры на тканях — североевропейского типа, — объясняет археолог. — Вместе с покойником в могилу укладывали все, что требовалось человеку в повседневной жизни: горшки, гребни, иглы, пряжки и заколки из дерева и из кости, а также целые караваи хлеба и пучки трав. Очень редко в могилах находится оружие».

Каким образом светловолосые люди попали в отдаленные районы Азии? Куда же они потом подевались? Древнекитайские рукописи II в. до н.э. сообщают о «высокорослых пришельцах с глубоко посаженными голубыми или зелеными глазами, длинными носами, с окладистыми бородами и рыжими или светлыми волосами». Мумии доказывают, что в этих описаниях нет ничего фантастического. И рост мумий тоже соответствует описаниям: среди них был даже один мужчина двухметрового роста. Наскальные рисунки в пещерах в северо-западном Китае, относящиеся к I в. н.э., представляют рыжеволосых всадников. Судя по их внешнему виду, они вполне могли быть соседями или родственниками мумифицированных мертвецов из Таримской впадины.

Специалист по мумиям Виктор Мэйр из университета Пенсильвании в Филадельфии убежден, что продвижение индоевропейских кочевников на Восток началось из степей Северного Причерноморья. На территории Южной Украины около 4000 лет до н.э. люди уже научились взнуздывать лошадей. Самые древние остатки конных повозок имеют возраст около 3000 лет. В могилах, где лежат мумии тохаров, тоже найдены деревянные дисковые колеса.

Судя по находкам в могильных курганах, эти народы действительно не вели оседлый образ жизни. Кочевники не оставили после себя практически ничего, кроме погребений. Однако они использовали курганы в течение нескольких столетий, и поэтому содержимое кургана очень много может сказать о племени, которое хоронило в нем своих высокопоставленных покойников. В нескольких курганах на территории Казахстана были похоронены женщины явно очень высокого общественного положения. В их могилах ученые нашли большое количество украшений, что типично для женских захоронений и, как ни странно, — мечи!

«У этих кочевников женщинам наверняка принадлежала власть и собственность, они играли главную роль в ритуалах, на охоте и в бою», — к такому выводу пришла американка Дэвис-Кимбол, руководившая четырьмя археологическими экспедициями в районе Покровки на российско-казахстанской границе. Вместе с российскими коллегами она обследовала 50 захоронений кочевников-сарматов, которые в VII—III вв. до н.э. жили в степях между Доном и Южным Уралом. Может быть, именно мужественные сарматские женщины и были легендарными амазонками?

Около 450 г. до н.э. греческий историк Геродот путешествовал в дальних краях к северу от Черного моря и позднее передал услышанный там рассказ о воинственных всадницах, которых он назвал амазонками. Соотечественники-греки добавили к его рассказу еще множество вымышленных подробностей и с удовольствием изображали амазонок в литературных произведениях, на барельефах и мозаиках. Женщины-воины, найденные археологами в курганах под Покровкой, жили или, по крайней мере, умерли и погребены примерно на 1500 км восточнее, чем указывал Геродот. «Но они вполне могли быть современницами Геродота», — предполагает руководительница экспедиции. Она считает, что одни племена вытесняли другие из европейских степей, и те вынуждены были кочевать дальше на восток, в глубь континента».

Тип «бой-бабы» распространен в наших евразийский краях до сих пор, достаточно вспомнить Юлию Тимошенко. На спортивных ристалищах и в силовых единоборствах мало кто может ныне сравниться с нашими женщинами. Нынешние русские мужчины – жалкие и сломленные, много пьяни и вырожденцев. Но отрадно видеть напористых и здравомыслящих русских женщин-возрожденниц, перекрывающих дороги, оказывающих отпор обрушившемуся на русский народ самопредательству снизу, вредительству сверху и социальному геноциду. О таких пусть немногих, но сохранивших витальность русских женщинах как хранителей и защитников русского рода и духа, в позапрошлом веке писал Николай Алексеевич Некрасов:



...Тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,— спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

В избранное