Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Дмитрий Медведев переиграл Владимира Путина

 

Главное в Президентском Послании Медведева – ни одного славословия в адрес Путина и восьми лет его правления. Это значит, что Медведев перерезал политическую пуповину, связывающую его как «преемника» с Путиным. И он сделал шаг от утвердившегося при Путине неофеодализма и сопряженной с ним всяческой реакции и мракобесия в сторону демократии, раскрепощения народа. Пока надстроечно, в политической сфере, но предложенные им меры облегчат взращивание базиса низовой русской субъектности.

Общий вывод: Путин переоценил свои силы и свой авторитет, когда отказался от третьего срока и вознамерился осуществить вариант венесуэльского президента Гомеса столетней давности – посадить в президентское кресло своего ставленника-«преемника», чтобы не дразнить американцев, от которых зависит, а затем вернуться в президентский дворец. «Русский Гомес» из Путина не получился, а вот «русский Обасанджо» может получиться вполне. Обасанджо, как и Путин, одновременно с ним отсидел два президентских срока тоже в нефтедобывающей стране Нигерии, и он тоже под давлением американцев решил не идти на третий срок, а посадить послушного преемника. Но преемник обыграл Обасанджо и объявил его «крупнейшим вором в истории», а далее понятно.

Путин с командой ответственен за блокирование переназревшего модернизационного рывка России, за подавление гражданского общества и полное устранение его от контроля над самодержавной властью и над чиновничеством, за придушение реального сектора экономики и превращение нашей страны в компрадорско-тупиковую «трубу», за беспредельный взлёт коррупции, мародерства, рейдерства и т.п. И он, судя по всему, настоял на невзятии Тбилиси в августе 2008 года, хотя Медведев постоянно подчеркивал, что операцию «принуждения Грузии к миру» следует «довести до логического конца», под которым политологи подразумевают замену проамериканского ставленника Саакашвили на пророссийского лидера. Стратегически-проигрышная сдача китайцам амурских островов напротив Хабаровска, странно-упорное стремление сдать японцам южнокурильские острова, скандальное намерение отдать наши государственные деньги обанкротившейся Исландии, в которой зависли чьи-то частные миллиарды у.е. – вопиет! Плюс объявленная катастрофическая реформа российских Вооруженных Сил…

Благодаря инициативам Дмитрия Медведева, открываются некие отдушины для низовой политической субъектности. Призывы к инновационности и конкурентоспособности очень близки мне и моим коллегам. Год учителя – 2010 – в точку, только надо повысить оплату труда и соответственно престиж не только школьным учителям, но обязательно также вузовским преподавателям и научным работникам. Важнейший вопрос – отмена или существенное снижение налогообложения для ориентированного на экспорт нашего хайтека, прежде всего софтверного производства. Перезвонился с соратниками – они хотят, чтобы Медведев уже сегодня поднял эти ключевые вопросы инновационного развития. Я отвечаю им – «Не всё сразу!». Перезвонились с Валерием Цепкало из Минска, руководителем Парка Высоких Технологий – на этом плацдарме ИТ-технологий уже реализовано то, чего мы хотим добиться в РФ.

Предложения Дмитрия Медведева по преодолению мирового финансового кризиса через усиление роли наднациональных регуляторов тоже выглядят вполне разумно и отвечают тому, над чем я в эти последние недели размышляю, следуя давним мыслям Петра Аркадьевича Столыпина. Валерий Вильямович Цепкало тоже одобряет эти предложения и считает, что они ложатся в масть новой мировой ситуации, сложившейся сегодня после избрания американским президентом потомка выходца из кенийской деревни. Нынешний мир при переходе к планетарному «обществу знания» неудержимо глобализируется, и проиграет тот, кто пытается самоизолироваться, и задача продвинутых правительств и общественности в том, чтобы блага постиндустриальной реальности наращивались и распределялись и страховались от рисков под контролем и при помощи наднациональных инстанций типа ООН в политике и переформатированного Мирового Банка в финансах и различных международных судебных, антимонопольных, экологических, гуманитарных и прочих наднациональных инстанций. Инновационной общественности в мире и у нас в России есть где приложить свои силы и умения.

Дмитрий Медведев, утверждая своё первенство над Путиным, постоянно подчеркивал в своей речи «Я решил!». Он в самом деле получил, судя по всему, рычаги принятия и реализации самостоятельных решений.

В заключение приведу для осмысления и сравнения материал полугодовой давности «Россия идет по стопам Нигерии, где преемственная передача власти провалилась: преемник объявил своего патрона врагом народа»:

«Ровно год назад в Федеративной Республике Нигерии был опробован путь преемственной передачи власти: бывший президент Олусегун Обасанджо передал власть в руки преемника Умару Яр-Адуа. И так же, как в России, решение власти поддержал народ, для которого президент был национальным лидером. Однако спустя год модель "дала трещину": преемник не захотел служить интересам своего бывшего патрона, и в итоге Обасанджо был признан "крупнейшим вором за всю историю Нигерии".

Российский журнал Esquire предложил сравнительный анализ политических систем России и Нигерии. С точки зрения издания, политическая ситуация в Нигерии близка к российским реалиям.

"Проблема преемника", о которой много писали, к примеру, в нигерийских и российских СМИ, не имеет прямого отношения к особенностям проведения выборов и подсчета результатов голосования, пишет еженедельник "Дело". После выборов можно ожидать "междуцарствия", но оно длится лишь до тех пор, пока не окрепли позиции нового руководителя страны. Очевидно одно: двух лидеров одновременно в президентской республике, по-видимому, быть не может.
Нигерия и Россия – страны похожие, начиная от политических институтов власти и заканчивая экономическими показателями. Нигерия, как и Россия, идет дорогой нефтедолларов.

Нигерийский путь развития - это экономика, основанная на прибыли от нефти при слабых политических институтах. Характеризуется консервацией общественной жизни на фоне общего инерционного развития. Хотя экономический рост зависит здесь главным образом от состояния мирового рынка углеводородов, считается, что даже при высоких ценах на нефть, его темпы будут неуклонно падать, поскольку подобная модель снижает эффективность управления и экономики в целом.

Топливно-энергетический комплекс постепенно концентрируется в одних руках, создавая базу для авторитарного режима: мощные финансовые ресурсы, не связанные с ростом производительности труда, позволяют построить систему власти, которой не интересно мнение налогоплательщика.

Еще одна характерная черта нигерийской модели - это популизм в экономической политике. Доступность финансовых ресурсов позволяет покупать политическую поддержку за счет бюджетных вливаний, а важнейшим фактором экономического роста становятся государственные инвестиции, поскольку иностранные инвесторы относятся к стране скептически.

Политолог И. Ю. Смирнов в своей книге "А чем Россия не Нигерия?" сопоставляет эти страны как два идентичных государства по становлению и развитию экономики. А также исследует причины коррупции в государствах и объясняет, почему в этих богатейших нефтью странах население бедствует, инвестиции в экономику малы, а капитал утекает в западные банки.

"К концу 1990-х годов общие размеры вывезенного из Нигерии капитала составляли, по различным оценкам, от 26 до 55 млрд долларов США. Если правильна первая цифра, то сбежавший из Нигерии капитал примерно равен внешнему долгу этой страны и немного уступает годовому ВВП", - утверждает Смирнов.

Подобная модель, иначе называемая макроэкономикой популизма, хорошо известна на примере латиноамериканских государств, опыт которых показывает, что после непродолжительного периода экономического роста всегда следует тяжелейший экономический и политический кризис.

Конституция Нигерии, как и Конституция РФ, позволяет одному человеку быть президентом страны не более двух раз подряд. Правление избранного в конце 1999 года Олусегуна Обасанджо западные СМИ характеризовали как малоуспешное, но стабильное. Однако огромная любовь нигерийцев позволила президенту с легкостью переизбраться в 2003 году, после чего в нигерийской прессе появился термин "проблема 2007", отмечает Esquire.

Обасанджо часто повторял, что для завершения начатых им преобразований потребуется время, а срок его полномочий истекает уже в мае 2007 года. При этом нигерийский лидер подчеркивал свою приверженность демократии и заявлял, что не собирается менять политическую систему.

Разговоры о преемнике начались после того, как депутаты от правящей Народно-демократической партии предложили внести в конституцию поправку, дающую Обасанджо право на третий срок. Однако эту поправку отклонил сам президент. На партийном съезде 24 декабря 2006 года Олусегун Обасанждо сказал: "Хочу поздравить моего брата, который станет лучшим моим преемником".

Представленный как брат, губернатор северной провинции Катсина Умару Яр-Адуа не состоял ни в каком родстве с президентом и на тот момент был мало знаком политической элите страны. Нигерийским СМИ о преемнике было известно лишь то, что он бывший учитель химии, страдающий хроническим заболеванием почек. Тем не менее Умару Яр-Адуа был выдвинут кандидатом в президенты большинством голосов и в тот же день заверил депутатов, что обязательно продолжит дело "отца нигерийской демократии".

Одновременно с избранием преемника партия власти гарантировала Обасанджо сохранение контроля над страной после ухода с поста президента. В партийный устав была внесена поправка о его назначении "совестью партии" с широкими финансовыми и кадровыми полномочиями. На выборах 21 апреля 2007 года Умару Яр-Адуа, получив 70% голосов, стал президентом Нигерии.

Нигерийская модель передачи власти преемнику повторилась в России. Ровно год назад, в апреле 2007 года, на президентских выборах в Нигерии победил Умару Яр-Адуа. Предыдущий президент Олушегун Обасанджо не пошел на третий срок. По мнению некоторых обозревателей, Обасанджо "навязал нигерийцам своего преемника". Не вызывает сомнения и то, что полностью отказываться от власти бывший президент не собирался. Преемник - бывший губернатор штата Кацина - считался слишком слабой и зависимой фигурой, чтобы самостоятельно управлять страной.

Сразу после избрания нового президента в нигерийской прессе появились обвинения в адрес Обасанджо. Оказалось, что на годы его правления пришелся не только стремительный рост нефтяных доходов, но и не менее безудержный взлет коррупции. Бывшего президента обвиняли в причастности к широкомасштабным аферам в сфере приватизации.

Новый президент Яр-Адуа, по давней нигерийской традиции, начал борьбу с коррупцией. Отметим, борьба с коррупцией, инфляцией, а также рост ВВП являются излюбленными обещаниями и среди российских политиков. Соответственно в ходе антикоррупционной кампании в Нигерии позиции нового лидера укрепились. Сторонники Обасанджо заговорили о "предательстве". Оказалось, что действующий президент не собирается безоговорочно служить интересам своего прежнего патрона и его семьи. Давшего преемнику власть теперь называют "крупнейшим вором за всю историю страны".

На сторону "преемника" Умару Яр-Адуа перешли многие нигерийские политики. Обасанджо не удалось сохранить влияние в правящей Народно-демократической партии (НДП). В марте 26 губернаторов - членов НДП - избрали председателем партии Винсента Огбулафора. Новый партийный руководитель немедленно заявил: "Я на сто один процент лоялен к президенту Федеративной Республики Нигерия".

После смены руководства правящей партии обвинения в адрес бывшего президента становились все более серьезными. Один из политиков заявил, что Обасанджо выбрал Яр-Адуа своим преемником в надежде, что тот умрет вскоре после выборов. Против Обасанджо выступили политики из его собственного народа йоруба, также заявившие о поддержке нового президента. Они назвали все восемь лет правления Обасанджо потраченными напрасно и проклятием для йоруба».


В избранное