На заседании нашего Русского Исторического Общества делал сообщение о Нерчинском договоре, заключенном между Россией и Китаем 29 августа 1689 года. Назвал его таким же проигрышным и похабным, как и Брестский мир. Неудачу связал с провалом восточной политики России после удаления патриарха Никона, который курировал это направление. Доказательство – образовавшийся дефицит агентурных сообщений из недр Центральной Азии, которые ранее исправно поставляли монголо-калмыцкие тайши. В результате
даже такой умный дипломат, как Фёдор Алексеевич Головин, любимец Петра Великого, отправился в Нерчинск, не владея, на мой взгляд, достаточной информацией о конфликте между великим цинским императором Канши (Сюанье) и великим джунгарским (калмыцким) ханом Галданом. Джунгарская карта так и не была разыграна. Россия оглушительно проиграла, уступив Цинам левобережье Амура, и фактически предала Галдана, которого Канши через год в сентябре 1690 года разгромил при Улан-Бутуне. Чрезвычайно поучительной представляется
налоговая реформа Канши 1712-1713 годов, согласно которой уезды и провинции облагались фиксированным налогом (как и предусмотрено в Пункте 7 «Финансовый суверенитет регионов как средство оздоровить федерацию» нашей Программы постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика»), что обеспечило «экономическое чудо» и «демографический взрыв» в Китае в XVIII-ом веке. Благодаря Нерчинскому договору и покорению калмыков император Канши смог послать своих эмиссаров на Волгу, Дон и Терек как на свои зависимые территории, и в 1714 году его порученец Тулишень принудил
любимца Петра Великого калмыцкого хана Аюку официально передать знаки ханской власти своему старшему сыну китайскому ставленнику Чакдорджапу.
Поскольку детали укоренения Русского Православия при дворе Канши в Пекине мне были неясны, вчера сделал запросы. С добротного портала «Города и остроги Земли Сибирской» сейчас пришел ответ:
«Здравствуйте, СКУРЛАТОВ Валерий Иванович. Ваш комментарий: «Размещаю в своём Живом Журнале skurlatov.livejournal.com. По Российскому историческому телеканалу "365 дней ТВ" на днях проходила информация, будто после взятия Албазина китайцами была отправлена в Пекин
плененная сотня казаков вместе со священником, и отсюда пошло православие в Поднебесной. Есть ли подтверждения этой версии?»
Ответ: Безусловно есть. Вот что по этому поводу писал известный исследователь освоения русскими Дальнего востока и Забайкалья А.Р. Артемьев в своей статье (размещенной, кстати, на нашем сайте) "Русская православная церковь в Забайкалье и Приамурье" (http://ostrog.ucoz.ru/publ/1-1-0-23):
...Русская православная церковь не покидала своих сыновей и на чужбине. Как известно, албазинцы, захваченные и уведенные маньчжурами в Китай перед первой осадой
Албазина и после его взятия в 1685 г., были поселены в Пекине и зачислены в роту Гудэй. Столица империи в то время была разделена на 8 частей или знамен, к одному из которых — желтому с каймой знамени маньчжурской гвардии была причислена и эта рота, получившая впоследствии название «русской»...
Смотри также статьи из раздела "Первопроходцы": Урусланов Ананий, Самойлов Григорий (Мыльник), Захаров Васька, Войлошников Иван и др.