Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Имя России – Ленин
Имя России – Ленин
Посмотрел очередной сеанс обсуждения важнейших исторических фигур нашей истории – Зюганов представлял Ленина. Уровень значительно ниже, чем неделю назад, когда обсуждали Екатерину Великую. Из выступавших понравился Сергей Капица, который призвал оценивать Ленина во всемирно-историческом масштабе. Действительно, из всех людей, рожденных в нашей стране, именно Владимир Ильич Ленин – самый известный в мире и самый влиятельный по всемирно-историческим последствиям своих действий. Даже Чингис-хан,
наверное, если не уступает ему, то и не превосходит. Чем больше проходит времени, тем значительнее он представляется, особенно если учесть, что к Ленину восходит и современный Коммунистический Китай, почти неотвратимо вырывающийся в мировые лидеры.
Зюганов очень удачно выступал, и он открестился от своего давнего утверждения о том, что "Россия исчерпала лимит на революции", и даже предрек, или мне показалось, новую революцию впереди. Большинство остальных разводили сопли и обвиняли Ленина
в кровожадности и совершенно не понимали сути Революции как стихии социального взрыва, а в какой-то ипостаси - вообще как Бича Божьего и чуть ли не прообраза Страшного Суда. Даже нет понимания, что в Революции всегда "виновата" неправедная власть. А что касается "крови", то жертвоприношения без неё, хотя бы символически, - не бывает.
Я обычно сравниваю Ленина и Моисея – кто из них кровожаднее? Вот Моисей спустился с горы Синай в еврейский стан и увидел неправду и сказал своим
чекистам-левитам – «Так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исход 32:27). А когда террор-геноцид закончился, то, как гласит Тора – сказал Моше правоверным левитам: «Сегодня посвятились вы для служения Богу, потому что каждый из вас показал свою готовность убить собственного сына и собственного брата по приказу Его, заслужили вы сегодня благословение»
(Шмот Тиса 32:29).
Я уж не вспоминаю Гегеля, который в «Феноменологии духа» показал необходимость террора в истории вообще и в революции особенно. Конечно, если понять глубинно-экзистенциальные пружины войны и насилия, то можно ими управлять и преобразовать эту волю к саможертвоприношению в более «гуманные» формы, сублимировать их, как Иисус Христос преобразовал исконную пурушамедху (человеческое жертвоприношение), обычно явленную на уровне сущего в акте каннибализма, - в таинство евхаристии.
Со светских спрашивать особенно много не приходится, но и митрополит РПЦ Кирилл (Гундяев) выглядел как-то неубедительно. Он, по-моему, не постигает бытийно-эсхатологического измерения истории и потому рассуждает на уровне мещанского обрядоверия и пошлого антикоммунизма. Насколько правовернее Александр Блок, который впереди Двенадцати большевистских левитов-красноармейцев прозрел Иисуса Христа. Вообще мистика революции, как и мистика войны и жертвоприношения, - за горизонтом das Man, погруженного в суету
сущего.