[Будь-здоров! 2] Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод
[Будь-здоров! 2] Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод
приветствует Вас!
Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с
лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование
основной биологической функции организма - движения.
Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные
понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение
ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой
повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте
физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин <лечебная
физкультура> применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод
лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины
или физкультуры, и структуру здравоохранения.
ЛФК - раздел клинической медицины
Термин <лечебная физкультура> прежде всего обозначает раздел медицины,
изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в
сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).
С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической
культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления
здоровья больного человека и его трудоспособности.
Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина,
объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную
специальность: <лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами
курортологии и физиотерапии>, имеющая шифр научной специальности 14.00.51.
Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры
может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета
медицинского института.
Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж.
Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и
ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в
лечебных целях.
Лечебный массаж, который, по сути, является пассивным физическим
упражнением, мы рассмотрим в отдельно в силу специфики этого метода лечения,
но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается
только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях
здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это
принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых
заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это
вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На
практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная
физкультура - это также профилактическая и восстановительная физкультура,
чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в
системе здравоохранения только подчеркивает серьезный подход к организации
занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной
физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений
здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок,
не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную
физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий
уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные
занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно,
речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои
возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура
отличается так же, как физкультура отличается от спорта - не содержанием, а
целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для
достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения.
Однако цель применения этих средств - лечение или профилактика болезней. Как
известно цель физкультуры - воспитание здорового человека, а спорта -
достижение результатов.
Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную
функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических
упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию
организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с
педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию
движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время
никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, - обязательная и
необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины,
особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и
лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в
современном здравоохранении.
Наука ЛФК как раздел медицины состоялось только в середине прошлого
столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем
и достижений в области анатомии, физиологии и биомеханики при понимании
врачами физического движения как лечебного фактора. Необходимым условием
становления ЛФК была система здравоохранения с профилактическим направлением
и доступностью.
Средства, формы и методики ЛФК
Основной терапевтический метод ЛФК - это лечебная гимнастика, то есть
специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство
ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения,
с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального
состояния организма, общей физической работоспособности.
Форма лечебной физической культуры - это та организационная форма, в рамках
которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы
ЛФК.
Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании
методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при
котором этот метод применяется. Например, <ЛФК при артрозе тазобедренного
сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой> или <ЛФК при
хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК>, или
<Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК>.
Средства ЛФК - это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические
физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на
тренажерах:
Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.
Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию
самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза
шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней
гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной
ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их
выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в
неделю. При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме
ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые
различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на
тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например,
занятия на велотренажере при избыточном весе. Формы, средства и методы ЛФК
представлены в табл. 1.
Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура
лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия),
прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные
спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная
физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики.
Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например в США остроумно
применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей,
используя в качестве средства ЛФК(например ЛФК для лечения артроза
голеностопного сустава - это методика) ходьбу с тележкой.
Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность
детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с
необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть
лечебный фактор - средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при
плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым
видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при
сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт
для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и
акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект,
исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в
области физической культуры и спорта это вполне возможно.
История ЛФК
История лечебной физкультуры - это история применения физических движений и
природных факторов для лечения и профилактики болезней - это история
цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры
и спорта.
Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном
отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические
отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел
необходимости работать, другое - русский крестьянин, добывающий хлеб
насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В
первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы
довели до совершенства, а в другом - мышечная усталость устранялась русской
баней. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком,
являлись средствами лечебной физкультуры.
При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные
движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых
древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для
пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. То есть
двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача
медицины определить полезные для больного естественные природные факторы.
Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому
человеку медицина - народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной
физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.
ЛФК в древнем Китае
Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным
лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди
знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его
двигательной активности. Например, в древнем Китае преступников помещали в
такие маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару
месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему
представилась такая возможность, так как в бездействии мышцы его конечностей
атрофировались. В Древнем Китае гимнастика для лечения впервые упоминается в
книге <Кунг-Фу>, название которой можно перевести как <трудный путь к
совершенству>. Эта книга была составленной более 2500 лет до н. э. Она
впервые была переведена с китайского языка в 1776 году. Практически все
движения современных китайских гимнастик заимствованы из элементов боевых
искусств. Упражнения, предназначенные для невооруженной борьбы,
трансформировались в одну из совершеннейших систем психофизического
воспитания. В Китае физические упражнения для здоровья использовались на
протяжении многих тысячелетий. В Древнем Китае были врачебно-гимнастические
школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе
лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни
сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в.
н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский
институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как
обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для
индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко
применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.
Знаменитый древнекитайский медик Хуа То (второй век нашей эры), основатель
китайской гигиенической гимнастики, утверждал, <Тело требует упражнений, но
не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять
дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать
недуги>. <Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек,
если он много движется, то не болеет>. Со времени жизни врача прошло уже две
тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, - поиск
здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого
искусства.
ЛФК в Древней Греции и в Древнем Риме
Древнегреческий философ Платон (около 428-347 гг. до н. э.) называл движение
<целительной частью медицины>, а писатель и историк Плутарх (127 г) -
<кладовой жизни>.
В Древней Греции первые сведения о медицинской гимнастике относят к 5 веку
до нашей эры и связывают их с врачом по имени Геродик. Об этом замечательном
враче мы можем узнать из историко-философских трактатов Платона. Он пишет
<Геродик был учителем гимнастики: когда он заболел, он применил для лечения
гимнастические приемы; в начале он терзал этим главным образом самого себя,
а затем впоследствии остальную часть человечества>. Геродика считают
основателем лечебной гимнастики, впервые больные стали обращаться за помощью
не в храмы, а в гимназии - в учреждения, в которых преподавали гимнастику.
Сам Геродик по свидетельству Платона страдал каким-то неизлечимым недугом
(вероятно туберкулезом), однако, занимаясь гимнастикой, он прожил чуть ли не
до ста лет, обучая своих пациентов лечебной гимнастике.
Позже Гиппократ, ученик Геродика, которого справедливо называют отцом
медицины. (460-377 гг. до н. э.) привнес в греческую гимнастику определенные
гигиенические знания и понимание <лечебной дозы> физических упражнений для
больного человека.
Гиппократ считал физические упражнения одним из важнейших средств медицины.
И заботясь о сохранении здоровья людей, он рекомендовал заниматься тем, что
сегодня называется физкультурой - <Гимнастика, физические упражнения, ходьба
должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить
работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь> - говорил он.
Клавдий Гален (129-201 г. н. э.) - последователь и поклонник Гиппократа,
анатом, физиолог и философ, первый известный нам спортивный врач, который в
начале своей врачебной карьеры лечил гладиаторов в древнем Риме. Он создал
основы медицинской гимнастики - гимнастики для восстановления здоровья и
гармоничного развития человека.
Например, он пропагандировал оздоровительную гимнастику, осуждая бездумное
увлечение спортом. При этом он выражался резко и образно. Гален писал,
осуждая древнеримских атлетов:
<Пренебрегая старинным правилом здоровья, которое предписывает умеренность
во всем, они проводят свою жизнь в избыточных тренировках, много едят и
много спят, подобно свиньям. Они не имеют ни здоровья, ни красоты. Даже те
из них кто от природы хорошо сложен, в дальнейшем пополнеют и вздуются. Они
могут валить и наносить раны, но не могут сражаться>.
В своих трудах Гален обобщил уникальный опыт лечения боевых травм, а также
опыт последующей мирной врачебной практики. Он писал: <Тысячи и тысячи раз
возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений>.
Труды Галена были единственным авторитетным источником медицинских знаний
вплоть до эпохи возрождения.
На протяжении всей своей жизни Гален проповедовал известный еще при Геродика
<закон здоровья> <дышите свежим воздухом, питайтесь надлежащими продуктами,
пейте правильные напитки, занимайтесь гимнастикой, имейте здоровый сон,
ежедневное отправление кишечника и управляйте эмоциями>
ЛФК в Европе
В средние века в Европе занятия физическими упражнениями, практически не
применялись, хотя в эпоху возрождения (в XIV-XV веках) с появлением работ по
анатомии, по физиологии и по медицине, интерес к физическим движениям для
лечения болезней естественно повысился. Итальянский врач и ученый
Меркуриалис, на основании анализа доступной литературы того времени написал
известное сочинение <Искусство гимнастики>, в котором он описал массаж, баню
и телесные упражнения древних греков и римлян. Если бы не это произведение,
то возможно в те годы в Европе так и не пробудился бы интерес к лечебной
гимнастике древних целителей.
Клемент Тиссо (1747-1826) военный хирург в армии Наполеона разработал новую
для того времени реабилитационную концепцию, которая включала гимнастику в
постели, раннюю активизацию тяжелых больных, дозирование упражнений,
применение трудотерапии для восстановления утраченных функций. Это позволило
существенно повысить эффективность лечения раненых и больных и доказать
практическую значимость разработанной Тиссотом медицинской гимнастики. Его
труд <Медицинская или хирургическая гимнастика>, в котором обобщен
клинический материал по лечению раненых, имел большое практическое значение
и был тотчас же переведен на основные европейские языки. Собственно Тиссо и
является автором самого термина - медицинская гимнастика. Его афоризм
<движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в
состоянии заменить движение>
стал девизом лечебной физкультуры.
Огромное влияние на современную лечебную физкультуру оказала шведская
система гимнастики. Пэр-Генрих Линг (1776-1839 гг), - основатель шведской
системы гимнастики, не имел медицинского образования. Однако именно он
создал основы современной врачебной гимнастики, с его именем связано
открытие в Стокгольме Государственного гимнастического института. Его работа
<Общие основы гимнастики> и составленный его сыном <таблицы гимнастических
упражнений> являются основой издаваемых пособий по шведской гимнастике.
Самостоятельно изучив анатомию и физиологию и распределив по группам
древнегреческие и древнескандинавские упражнения, он создал стройную систему
упражнений, главной целью которой является оздоровление и физическое
совершенство человека. Существует мнение, что на создание Лингом гимнастики
большое влияние оказала переведенная к тому времени книга Кунг-фу. Хотя сам
Линг этого не упоминает.
<Каждое движение должно сообразовываться с человеческим организмом: все, что
делается помимо - дурацкая игра, равно бесполезная и опасная>,
- говорил Линг. При выборе и применении движений следует брать лишь полезные
и целесообразные для гармонического развития и здоровья человека" - говорил
Линг. Шведская гимнастика не допускает никаких движений, кроме имеющих цель
развития силы и здоровья человеческого тела, а также - выносливости,
ловкости, гибкости и силы воли. Этот принцип подбора упражнений лежит и в
основе современного ЛФК.
Новое направление в медицинской гимнастике связано с именем Густава Цандера
(1835-1920). Его метод основан на учении Линга, утверждавшего, что многие
болезненные явления в человеческом теле могут быть устраняемы
систематическим упражнением мускулов. Новый вид лечебной физкультуры
осуществлялся с помощью разработанных Цандером специальных аппаратов, и был
назван машинной гимнастикой. Аппараты Цандера позволяли дозировать
физические упражнения без участия методиста. Особенное преимущество этой
системы состоит в том, что аппараты не только дают точное изменение силы, но
позволяют и очень точную дозировку сопротивления, соответственно силе данной
мышечной группы. Наиболее применимы аппараты Цандера при гимнастике с
врачебной целью.
Цандер добился практического применения медико-механической гимнастики и,
достигнув значительного усовершенствования в техническом отношении, и в 1865
году открыл в Стокгольме первый институт врачебной гимнастики.
После Цандера над различными приспособлениями механотерапии работали много
зарубежных и отечественных медиков. Волна увлечения механотерапией охватила
в те годы Россию и многие страны Европы. Например, в Ессентуках Цандеровский
механотерапевтический институт, основанный в 1897году, до сих пор сохранил
аппараты для механотерапии того времени - прототипы современных тренажеров.
ЛФК в России
Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему
физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и
климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и
состязания, такие, городки, чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные
бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у
других народов, средством поддержания и совершенствования физической
подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре
физическое здоровье считалось основой внешней красоты.
Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих
наблюдениях во время путешествия (908-932):
Я видел русов, - когда они пришли со своими товарами и расположились на
Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, - как будто это
были пальмовые деревья.
Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической
культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и
восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям
Тук, член императорской Академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том,
что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что
низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также
большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно
положительным влиянием русской бани.
Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России
со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом
Васильевичем Ломоносовым Московского университета, в составе которого был и
медицинский факультет. Теперь - это Московская медицинская академия. Первые
профессора медицины Московского университета были активными сторонниками
физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики
болезней.
Один из этих профессоров Нестор Максимович Амбодик-Максимович (1744-1812)
писал:
Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения:Тело без движения
подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.
Он наставлял:
После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию,
телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть
наиспособнейшее.
Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831), основоположник военной гигиены,
настоятельно рекомендовал использовать водолечение, гимнастику и массаж. В
своей книге <Наука сохранять здоровье военнослужащих>, изданной в 1809 г. в
Москве, он писал:
Для сохранения здоровья, наипаче для предупреждения повальных болезней, нет
ничего лучше упражнений телесных или движений.
Прямым наследником традиций Мудрова стал Григорий Антонович Захарьин
(1829-1897). Он одним из первых стал обучать студентов-медиков практическим
навыкам водолечения (среди этих студентов был и Антон Павлович Чехов),
подчеркивая, что, куда бы они ни приехали после окончания университета, в
любую глухую деревушку, везде есть вода, и простые способы её применения
могут дать для здоровья больше, чем самые модные лекарства. Выдающийся врач
ценил русскую баню и говорил, что при разумном применении эта <народная
лечебница> помогает избавиться от недугов.
Нельзя не упомянуть известных медиков, профессоров Медико-хирургической
академии в Петербурге Пирогова, Боткина, Павлова и Сеченова. Профессор
Медико-хирургической академии, знаменитый хирург Пирогов Николай Иванович
(1810-1881) сформулировал основные принципы военной медицины: война - это
травматическая эпидемия, а главной целью хирургической и административной
деятельности на театре войны являются не спешные операции, а правильно
организованный уход за ранеными и консервативное лечение. Он указывал на
необходимость применения специальных упражнений для борьбы с атрофией мышц
конечностей при ранениях.
Следует отметить, что в больших городах России в XIX веке существовали
частные гимнастические заведения, исключительно для обслуживания
немногочисленного образованного класса, в большинстве случаев с лечебной
целью.
Один из владельцев такого заведения, доктор Берглинд, шведский терапевт,
внёс существенный вклад в развитие лечебной гимнастики в России. Он делал
многократные попытки привлечь внимание общества к гимнастике, - издавал
популярные брошюры, например, <О применении врачебной гимнастики к различным
болезням> (1876). Частное врачебно-гимнастическое заведение доктора
Берглинда было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на отрасль
врачебной науки и для правильного ее проведения считали необходимым знание
анатомии и физиологии человека. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом,
то есть врачом, который лечил движениями, и его врачебно-гимнастическое
заведение пользовалось широкой популярностью.
Однако общественность того времени с непониманием и сарказмом относилась к
гимнастике вообще и к лечебной гимнастике в частности. Даже такой
просвещенный человек, как Чернышевский, в своём критическом отзыве на книгу
<Врачебно-комнатная гимнастика>, изданную в 1856, писал:
Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может
увлечься какой-нибудь idee fixe. Так, например, почтенный доктор говорит,
что нужно с четырехлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и
девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения
для примера:
Далее публицист, литературный критик и философ продолжал:
учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой
старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста
(кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном
месте :, вертеть ногами :, наклонять туловище вперед и назад .. и
приседать..
Такое мнение о пользе гимнастик можно нередко услышать и в наше время.
Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный
путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в
самостоятельную лечебную и научную дисциплину.
Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А.
Семашко, В. В. Гориневский, Валентин Николаевич Мошков, В. В. Гориневская,
Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.
До революции 1917 года медицина России была неэффективной и речи не могло
быть о массовом применении лечебной гимнастики, о научных разработках в этой
области. Развитие системы здравоохранения, доступной медицины, так же, как и
массового физического воспитания населения России, происходило в первые годы
революции. Строительство советского здравоохранения осуществлялось под
руководством Николая Александровича Семашко, наркома здравоохранения РСФСР.
Уже в 1923-1924 гг. были видны успехи этой реформы, целью которой
декларировалось оздоровление нации и массовая физкультура. Николай Семашко
на 1-м всесоюзном совещании профсоюзов в октябре 1925 года впервые поставил
вопрос о лечебной физкультуре, для того, чтобы бороться с профзаболеваниями,
повышать работоспособность трудящихся.
Быстро развивается курортное дело и физическая культура как важная составная
часть санаторно-курортного лечения. В 1925 году была создана комиссия по
проведению физической культуры на курортах, которую возглавил профессор В.
В. Гориневская, в то время первый руководитель кафедры врачебного контроля в
Московском институте физкультуры. Комиссией было разработано положение, в
котором впервые были указаны показания и противопоказания к применению
физических упражнений у больных; средства, необходимые для использования в
курортно-санаторной обстановке и в лечебных учреждениях (гимнастические
упражнения, отдельные виды спорта, игры, терренкур, экскурсии и прогулки,
естественные факторы природы, отдельные лечебные гимнастические системы и
пр.).
В том же году при участии Н. А. Семашко начал издаваться журнал <Теория и
практика физической культуры>, на страницах которого большое внимание
уделялось и уделяется сейчас медицинским проблемам физического воспитания.
В 1923 г. в Государственном институте физкультуры в Москве была открыта
первая кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля, которой с 1926 по
1964 г. руководил известный профессор И. М. Саркизов-Серазини. Студентам
читали лекции и проводили практические занятия по общей и частной патологии,
по лечебной физкультуре, по спортивному массажу, по физиотерапии и
спортивной травматологии.
В 1929 г. вышла в свет книга В. Н. Мошкова <Лечебная физкультура>, после
чего утвердилось название лечебного метода применения физических упражнений
для лечения больных. В 1928 году был принят термин <ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА> взамен терминов, употреблявшихся в то время: <кинезитерапия>,
<мототерапия>, <врачебная гимнастика>. В том же 1928 году в Государственном
центральном институте физической культуры (ГЦИФК) начинают читать первые
лекции по врачебной гимнастике, массажу, физиотерапии.
В 1931 году Наркомздравом РСФСР был впервые определён профиль врача -
специалиста по лечебной физкультуре. В 1935 г. было издано первое
руководство по ЛФК (коллектив авторов), которое затем неоднократно
переиздавалось (1937, 1947, 1957 и 1963).
В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась.
Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и
ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов
восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и
практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до
настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась
при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, черепа, брюшной
полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только
восстановление нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими
общей тренированности и выносливости.
Большую помощь в организации лечения легкораненых на научной основе оказала
профессор, полковник медицинской службы Валентина Валентиновна Гориневская
(1882-1953), входившая во время Отечественной войны в группу
учёных-специалистов советской армии. С настойчивостью и энергией эта
обаятельная уже пожилая женщина во время приездов на фронт обучала кадры
врачей. С помощью В. В. Гориневской и её учеников были выявлены работавшие в
различных госпиталях фронта специалисты по лечебной физкультуре,
физио-механо- и трудотерапии, а также средний медицинский персонал, имевший
опыт в этой области. В зависимости от характера ранения был подготовлен
комплекс групповых упражнений, после которого раненые направлялись в
процедурные кабинеты, где применялись кварц, свет, диатермия, водные
процедуры, грязевые и парафиновые аппликации. После групповых процедур
проводилось индивидуальное лечение в кабинетах лечебной физкультуры. Уже в
1942 году лечебной физкультурой было охвачено более половины раненых и
больных.
Большой вклад в современную лечебную физкультуру внес Валентин Иванович
Дикуль. Одним из главных достижений Дикуля стала его собственная методика
реабилитации, защищённая авторскими свидетельствами и патентами. В 1988 году
был открыт <Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми
травмами и последствиями детского церебрального паралича> - центр Дикуля. В
последующие годы в одной только Москве открылось еще 3 центра В. И. Дикуля.
Затем под научным руководством Валентина Ивановича появился ряд
реабилитационных клиник по всей России, в Израиле, Германии, Польше, Америке
и т. д.
В настоящее время можно выделить современный этап развития ЛФК. Отчасти это
негативный процесс - копирование западных систем реабилитации, отчасти - это
естественный процесс, связанный с повышением роли средств физической
культуры и с достижениями современной медицины.
Вместо P.P.S.
СМС бывшей: "Трубку не бери - я сегодня бухаю"
С наилучшими пожеланиями,
Збруч.