[pc] Разве для Бога имеет значение, что мы едим?
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21674913.png)
Доброго здоровья всем читающим!
Разве для Бога имеет значение, что мы едим?
Разве для Бога имеет значение, что мы едим
Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: <Постимся постом приятным,
благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание
языка,
ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления.
Сих оскудение - пост истинный есть, и благоприятный>. Пост - не диета, и
воздержание
от определенных видов пищи - не самоцель, а одно из средств духовного
возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий
святой апостол
Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на
жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы
получить
венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным
усилиям, которые приведут к <венцу нетленному>, то есть не к временной
радости
спортивной победы, а к вечной радости Небес.
Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание
важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост - Великий, который
посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса
Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.
Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное
горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни
остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего,
обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4:19) уже начинают заглушать в
нем
слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество
к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в
воспоминание
о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя
добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней
Церкви это
воздержание имело и благотворительное значение - сэкономленные за счет
отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на
помощь нуждающимся.
Пост также выступает свидетельством духовной природы человека - в отличие от
животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет
добраться.
Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от
удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы
слышим, что
человек - это не более чем <усовершенствованное животное>. Религиозный пост
- простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе
- стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту,
но мы можем
advert
решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на
место. Поэтому пост - древнейшая религиозная практика, широко
распространенная и
в языческом мире.
Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело
- темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда
избавиться.
Для христианина тело - это, как сказал один подвижник, <брат осёл>, то есть
нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе
плохого),
но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел
на нас.
Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и
волю - слову Божию. Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно
людям,
недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и
умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью - душевному и телесному.
Оригинал
ФОМА он-лайн