[pc] <<Варвара>> поспорит с <<Алисой>>
Доброго здоровья всем читающим!
<<Варвара>> поспорит с <<Алисой>>
<<Варвара>> поспорит с <<Алисой>>
Контролируемый Газпромбанком <<Центр речевых технологий>> (ЦРТ) занялся
разработкой голосового ассистента <<Варвара>> с поддержкой биометрии.
Предполагается,
что сторонние компании смогут выпускать устройства на основе <<Варвары>> и
встраивать ее в свои сервисы. После запуска в 2017 году <<Алисы>>
<<Яндекса>> над
созданием голосовых ассистентов в России работают также Mail.ru Group,
Сбербанк и Тинькофф-банк.
ЦРТ разрабатывает платформу для создания голосовых ассистентов под рабочим
названием <<Варвара>>, рассказали два собеседника ``Ъ'', близких к компании.
Сумму
инвестиций и дату запуска они не называют. В ЦРТ от официальных комментариев
отказались.
ЦРТ хочет развивать B2B-продукты для создания голосовых ассистентов и
планирует монетизировать <<Варвару>> по лицензионной модели, уточняют
собеседники:
ее можно будет встроить в любое устройство или приложение, а также
подключить из облака. Предполагается, что в <<Варвару>> будут встроены
биометрические
технологии. <<Ей можно доверить приватную информацию -- к почте,
мессенджерам или мобильному банку. Письма и сообщения она озвучит, только
если услышит голос
пользователя и распознает его как живого человека, а не запись>>,-- уточняет
один из собеседников.
Планируется, что сторонние компании будут выпускать устройства со встроенной
<<Варварой>> под своим брендом. По словам источников, ЦРТ ведет переговоры с
несколькими крупными компаниями. Выпускать собственную колонку, как сделал
<<Яндекс>> на основе голосового помощника <<Алиса>>, ЦРТ не планирует.
ЦРТ разрабатывает решения для распознавания и синтеза голоса, а также
лицевой идентификации. Среди клиентов компании -- банки, сотовые операторы,
государственные
и правоохранительные органы. В 2011 году ЦРТ выкупили структуры
Газпромбанка.
Голосовых помощников развивают и другие российские компании. Так, <<Алиса>>
<<Яндекса>> используется не только в собственных устройствах и сервисах
компании,
но и в партнерских умных колонках -- например, Irbis A и Elari SmartBeat, а
также в умных часах Elari KidPhone 3G и наушниках Sony XPeria Duo. <<Мы
рассчитываем,
что таких устройств в будущем станет еще больше>>,-- говорят в пресс-службе
<<Яндекса>>.
Mail.ru Group разрабатывает ассистента <<Марусю>>, биометрия для которого
также <<есть в планах>>. <<Нам кажется интересным попробовать распознавать
членов
семьи по голосу. Сейчас мы активно работаем над этой идеей. Мы открыты для
идей и предложений сторонних компаний, в том числе производителей
устройств>>,--
уточняют в компании. По оценке вице-президента Mail.ru Group, директора
бизнес-юнита <<Почта и портал>> Анны Артамоновой, подобный продукт может
стоить несколько
миллионов долларов. <<Однако надо понимать, что это лишь стартовая
разработка. Любая технология непрерывно усовершенствуется и дорабатывается,
и без постоянных
финансовых вливаний не обойтись>>,-- говорит она.
Тинькофф-банк планирует запустить голосового ассистента под рабочим
advert
названием <<Олег>> <<в самое ближайшее время>>. Кроме того, в феврале портал
<<Банки.ру>> сообщал, что осенью 2019 года Сбербанк планирует запустить
тестовую
версию голосового помощника для клиентов. В Сбербанке от комментариев
отказались.
Основная задача голосовых помощников -- улучшать взаимодействие с
экосистемой разработчика, полагает руководитель агентства Content Review
Сергей Половников,
напоминая, что так Amazon сделал удобным доступ к своей торговой площадке и
сервису Prime. ЦРТ же нужно искать стороннего покупателя, но те, кому нужны
такие технологии, способны разработать их самостоятельно, рассуждает
эксперт. <<Вполне возможно, что компания сможет найти клиента, который
придумает, как
интегрировать ее в свои сервисы или бизнес, однако это крайне нишевая тема и
вряд ли принесет прямые доходы>>,-- полагает он.
Кристина Жукова, Владислав Новый