[pc] Как удивительно быть свидетелем жизни
Доброго здоровья всем читающим!
Как удивительно быть свидетелем жизни
Как удивительно быть свидетелем жизни
Крестить, отпевать, причащать, посещать больных и заключенных. Разговаривать
с людьми и слушать их... Мы собрали светлые и немного грустные истории о
людях,
их радостях и бедах из блога священника Андрея Мизюка.
7/03
Простились сегодня с маленьким Андреем. Вот так и с Ним при Встрече сказать
будет нечего. А им - только, что прожить это можно лишь плечом к плечу, хотя
зачем слова: выручает апостол Павел, впрочем, как всегда:
<Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется
в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе>:
Это очень помогает, чтобы не поплыть вместе с остальными:
У человека земной жизни был всего один день. Благодарю Бога, что и я
уместился в нем, в этом дне:
Чего-то устал я:
4/03
В большей степени вопрос к духовенству: отцы дорогие, каждый из вас так или
иначе служит чин погребения. Очно ли, заочно - тоже, кстати, вопрос
интересный
и сложный. Но не о нем сейчас. Пытаюсь понять, уместен ли вообще
существующий чин погребения (отпевания) в условиях, когда до 90% тех, кого
отпевают, вам
не знакомы, а вместе с тем и вообще неизвестно, был ли человек верующим и
хотел бы он даже посмертного свидетельства и ходатайства Церкви о себе. Ведь
по большому счету все чинопоследование говорит именно о том, кто был чадом
Церкви, за кого она просит и о чьем покаянии свидетельствует.
Оговорюсь, речь идет не о том, нужно ли отпевать или нет. Символ веры тут не
спросишь и научать чему-либо уже как бы и поздно.
Или же все это в большей степени для тех, кто просит об отпевании своего
близкого.
3/03
Мама Андрея жива, и ее состояние стабилизируется. Во всяком случае организм
начинает справляться. Спасибо всем, кто эти дни молился и спрашивал.
В это воскресенье вспомнилось.
Митрополит Антоний:
<И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была
ЛЮБОВЬ!>
И еще:
Мне ведомо, что близок день Суда,
И на суде нас уличат во многом,
Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет Суд - я поспешу туда!
Григор Нарекаци
Евангелие прямо говорит, что праведность моя будет заключаться лишь в том,
как и чем я послужил образу и подобию Его на земле:
И только так.
2/03
Мне на Литургии сегодня вспомнился Саша Сафонов, и я очень явно почувствовал
его реальность, возможно, больше, чем даже свою:
Саш, как ты думаешь, кто из нас теперь настоящий?
Вопрос риторический:
Я иногда открываю личку и вижу его ответ на поздравление с днем рождения: а
ведь написал как будто сейчас, пять минут назад.
Я знаю, что это так.
Родительская: Саша был подобен целому небу в своей любви к своим детям. Да и
не только к ним.
Иногда сердце не выдерживает своей безграничности:
1/03
На справедливо заданный вопрос: "Мы молились, почему Он нас не услышал",
лучше всего ответить: не знаю:
Но точно не вещать про неизъяснимые пути Промысла, точно не вспоминать
легенду про мать вроде бы Пестеля, которая якобы упросила Бога не забирать
его в
младенчестве, а того, оказывается, ждала виселица, ну, вроде того, что тетка
сама не знала, о чем просила: Никогда не надо говорить, что такова воля:
Нет такой воли: теперь я понимаю, что молчать - это не преступление, а
иногда и полезнее. Особенно когда все пространные слова и высокие мысли
могут навредить.
А навредить они могут.
+++
мл. Андрей
Там, где не ждешь, всегда рвется:
И единственное важно: я был там вчера, а не сегодня.
28/02 23.30 на часах у нас:
<Полчаса до весны: Уходящий трамвай>.
И маленький домик с видом на Небо, а в небе - апрель:
Календарная, конечно.
А еще мне вспомнились строчки:
<В этой длинной стране дураки умирают спеша: чтобы снова родившись, писать
неземные стихи:>
Самый прозрачный и весенний:
А какие в лужах виды: а какие ветра по ним гуляют:
И вдруг вспомнилось, что в этом году это уже 20-я весна без Вени:
Но утюги первого марта обычно поют о другом):
27/02
Обратил внимание, что память о прошлом теперь подобна анестезии: и нет, не
строя, не идей: а состояния счастья: то ли это от непонимания здесь и
сейчас,
то ли еще от чего. Это из общения с мамой. Совершенно аполитичный человек.
Но солнце видимо ярче именно тогда. Это с учетом того, что многих других
звезд
мы и вовсе не видим. Только свет из прошлого.
О КПД
Лет пять назад в храм привели подростков из Нидерландов. Тут какой-то
краткосрочный обмен случился и в итоге детям показывали город, а вместе с
ним и достопримечательности.
Так случилось, что и наш храм был в программе. А я, поскольку на тот момент
был благочинным в храме, был призван на поприще экскурсовода.
Интересные дети, с интересом в глазах, не пригнанные, некоторые девочки были
даже в платках, да нет, все: просто у кого-то капюшоны, у кого-то бейсболки,
а некоторые сами набросили платки. К чему это я? Ну хотя бы к вопросу о
включенности в культуру, согласии с ней. Мы минут сорок общались, с
переводчиком,
да. Но был рассказ, были вопросы, были ответы. Рассказал об истории храма, о
расстрелянном в 1919 году на окраине кладбища настоятеле, показал его икону,
вкратце о символике и устроении храма.
Или вот вчера. Отпевание. Дорогущий гроб, полхрама скорбящих, человек 40,
наверное.
В гробу человек мне неизвестный. Но, судя по всему, не из нас, смертных. За
все время службы я почему-то думал только о том, что сказать потом. Сквозняк
внутри. Вспомнился лишь евангельский лежащий на одре: тот, кого через крышу
спустили друзья. И по их молитвам. Я понимаю, что не это главное, но из всех
стоящих перекрестились пару раз лишь несколько человек. А получается, что,
видимо, это и было главное. Все остальное было странно. И как-то про никого.
Я действительно ощущал эту стену. Но нет, я не отказываю в добрых намерениях
людям, я надеюсь, что и сама мысль об отпевании не была чем-то из списка
запланированного,
а все-таки какой-никакой заботой. Но есть другое: я понимаю, что это могло
быть, а могло и не быть. И вряд ли оно что-то изменило.
Помните: "А что, если я буду исполнять заповеди? - Ну, попадешь в
заповедник:"
Да, таково понимание Церкви сегодня. И нет, не случайными туристами. А
скорее нашим статистическим большинством. Это очень отрезвляет.
Будни. Разные:
23/02
Среди крестившихся сегодня была рекордсменка - 87 лет. Старше у нас еще не
было. Да и младше, как правило, намного меньше. А с ней ее дочь - 65 лет.
Имя в крещении Лия. Какой удивительный и чудесный закат.
18/02
9 дней:
Справа фотография шестилетней давности:
А сегодня ушел с пришедшей в храм женщиной причащать ее мужа. Там последние
часы: войдя в комнату, попал в полумрак: плотными темными шторами закрыто
окно,
на кровати человек: на старых фотографиях из концлагерей такие люди были:
сожженный болезнью, истощенный, во время чтения молитв Соборования он
поднимается:
как, наверное, может подняться только смертельно раненный в бою: зная, что
это победа. А шторы уже открыты, и за ними небо, и с крыши сарая за окном
струится
капелью сосулька:
Молитва разрешения, епитрахиль и синь высоты за окном:
Мужчина сам позвал священника, спокойно и мужественно простив и попросив
прощения, произнеся, возможно, самое важное слово согласия в своей жизни:
Как апостол говорил: не я уже живу, но Христос во мне: вот иногда, нечасто в
последние часы земного, я замечаю, как Он становится и остается уже с этим
страдающим человеком, чтобы поднять его и от земного увести к настоящему.
Это удивительная тайна.
Алексею осталось несколько дней или даже часов. Его весна гораздо ближе
нашей.
17/02
Все когда-то бывает впервые:
Вот, например, на крещении сегодня полуторагодовалый мальчишка полслужбы
заливисто хохотал: Родителям сказал не шикать и не успокаивать. В купель
уселся
так, как будто бы делает это каждое воскресенье: Загадочно произнес: рыбки:
Ну, мы-то знаем, с Кем он так заразительно смеялся. )))
Да, парня Богданом величают))
Мы с тобой Одной Крови)
15/02
Помню, когда служили молебен с акафистом в строгой зоне, я общался потом с
алтарниками, теми, кто помогал на службе. Сроки у алтарников разные, от 8 до
20 лет:
И вот в январе вышел один из них. Отсидел ровно 20 лет.
Есть некие шаблоны в восприятии зеков, навязанные книжонками, видео в ютубе,
опять же <русским шансоном>. Это такие вот типа братки, наколки, чифирь и
прочее: очень может быть, что кто-то там, особенно из приблатненных, вполне
себе соответствует этому образу.
Человек, с которым я общался, был предельно собран, говорил спокойно,
нормальным языком, но важно не это: важное было в глазах. Из 20 лет - 12 лет
этот
человек был при храме: и цена всякому слову там, конечно, особая.
Так вот. Всякое может быть, но начни батюшка на проповеди рявкать на них,
как тот кум, то, в принципе, его с этого места можно снимать. К нему никто
не
придет. Другого ждут: виновны или нет, им самим жить с этим долгие годы, но
если, кроме голоса внутри, не будет никакого другого: то рассчитывать на
метанойю
смысла нет. Потому что свою мораль навяжет зона. Как она есть.
:и исповеди там долгие, серьезные, обстоятельные. Они другие. Может быть, не
сразу. И не с начала. Но они другие.
А когда хочется, чтобы пнули, да посерьезней, да чтоб словцом красным, то
это от безделья. Человеку лень и хочется мотивации с эхом <мать: мать:
мать:>.
Но, видимо, у него все хорошо и все спокойно, раз случилась потребность в
ремне.
14/02
Нынче в деревню мчал с теплыми ветрами и солнцем вдогонку: а там еще зима
зимует. Выясняли возможности объезда-выезда, в следующий раз уже побегут
потоки
и мостик мой на короткую дорожку будет затоплен: пел, служил, читал сам в
последний момент, уж так вышло, надо выяснить потом, не передохли ли
последние
волки:)), но на Литургию будет поющая из соседней деревни, ибо служить, петь
и читать на Литургии самому совсем сложно: умчал домой засветло, оставаться
не стал, нужен
advert
был дома. Но в пять подъем и в путь. А в городе потом Причастия ждут
бездомные:
Дорожка туда-обратно 220 км.
10/02
Наш отец Всеволод умер.
Батюшка не дожил до 91 года четырех дней. И еще столько же до 68 лет со дня
хиротонии.
Почти 70 лет в сане. Сталин, Хрущев: приезжать на исповедь он перестал
только несколько месяцев назад:
11/02
Отец Всеволод был удивительно прост, чем, несомненно, сбивал с толка
склонных к экзальтации искателей духовности, седины и старчества: на
исповеди он всегда
исключительно слушал, давал самые простые советы, никому ничего не навязывал
и уж тем более не назначал епитимий. Но это не только взгляд со стороны, я
и сам подходил к нему на исповедь не раз. Поразительно то, что он, по
возрасту годившийся мне в дедушки, совершенно спокойно просил об исповеди
сам, не
возвышаясь и не смущаясь моего возраста, а в храме еще до начала часов
спокойно сидел и ждал службы, чтобы начать исповедовать: и да, конечно, к
нему были
очереди, что, несомненно, радовало, например, меня.
Я вот совсем не сторонник бесед и разрешения каких-то сложных ситуаций. Мне
нравится больше молчать, а этим молчанием просто явить человеку то, что
исповедуется
он не мне и я здесь лишь живая, слышащая часть интерьера. А ловить озарения
и благословлять я не рискую. Отец был спокойным и веселым собеседником,
любил
остро пошутить, сопровождая все это прибаутками старого времени.
Подозреваю, что он догадывался о том, что времена меняются, а люди не очень,
и поэтому его <прошла зима, настало лето - спасибо партии за это> спустя
многие
годы совсем не потеряло остроты и свежести: а при встрече мы обменивались
свежими анекдотами: жизнь была интересной, но самое удивительное, что спустя
годы в разговоре с одним молодым священником он выяснил, что много лет назад
служил на приходе с его дедом: и это лишь немногие мои личные воспоминания
и впечатления: кажется, что вот именно сейчас и закончился тот самый век:
12/02
Проводы: сегодня подумал, что отец Всеволод старше по возрасту всех служащих
у его гроба: однополчан, то есть служивших в одно время с ним, осталось
совсем
мало, про ровесников и вовсе молчу. А Служба красивая, с каноном почти как
на пасхальной полунощнице: Не рыдай Мене, Мати: и повеяло вечным и великим:
У батюшки была достаточно непростая жизнь в последние годы, с терпением
скорбей и болезней:
Поэтому да: ныне отпущаеши:
И да, весна близко. Солнце сегодня было чудесное.
5/02
Ездил крестить в другой роддом. Центральная проходная закрыта, пропускали
только через отделение выписки. Ну, стоят там все нарядные с шариками, в
вечерних
туалетах, в букетах: а тут я прохожу в сторону отделения.
Лица были такие, как будто я им дорогу в безлунную ночь на кладбище перешел.
Ну, мяу, че:
Про то, как мы туда взобрались, песнь отдельная, глас другой:
6/02
Уже третью неделю подряд в роддоме к Причастию подходят цыганки. И молодые.
От 23 до 28. Четвертые, пятые роды. Хотя, наверное, молодые они только по
нашим
меркам. Но очень набожные девочки.
Двух девочек крестил в реанимации. По полтора килограмма. Но девчушки
крепкие. Они вот всегда крепче пацанов. Это из многолетних наблюдений.
Анастасия и Татьяна.
Кстати, чего-то похохотали мы вчера над моим визитом в роддом через комнату
выписки, а между тем крестил я там вчера мальчика Никиту, он уже идет на
поправку,
сняли с ИВЛ. Знаете, я не хвастаюсь, нет, просто это реально меняет
отношения вот на момент здесь и сейчас: на вопрос <как вас отблагодарить>
просто отбрехаться,
свести все к шутке и выпасть из этого звена диких растрат одной семьи. Это
анализы, обследования, роды, памперсы, такси, продукты, и если во всем этом
списке ударов по семейному бюджету будут еще и <мои услуги>: то Христос был
в это время где-то не здесь. Это не хвастовство и не пиар. Нет, это рассказ
о том, как напряженный, взъерошенный мужик улыбался и рассказывал о своей
жизни, когда мы ехали обратно в храм. Из маленькой мелочи родилось доверие.
И
это было доверие не ко мне.
А я нет, не святой и не бессребреник, и нет, не всегда отказываюсь от
благодарности. Прими, когда ты видишь, что это радость для другого человека.
Но есть
много и гораздо больше случаев, когда надо поучаствовать самому. Хотя бы
тем, что ты оторвал себя и принес в тяжелую минуту к другому. Принес то, что
дано
тебе не в собственность и ты не менеджер по распространению.
Убегаю крестить уже в родные пенаты. Всех Ксений с именинами.
И да.
А картинка просто так. Для внимания.
Небо, озеро, горы: это не пейзаж.
А твое состояние внутри.
1/02
Ольга.
На память.
В этом году четыре года как знакомы.
Именно тогда, в первую встречу я и узнал, что ее рак вышел на последнюю
стадию. Метастазы и химии, облучения и снова химии. После каждой встречи я
мысленно
прощался с ней.
Но шли месяцы, а потом годы. Врачи разводили руками. Последняя стадия.
Никто ничего не понимал.
И вот вчера ушла.
На самом деле это маленькая, хрупкая и очень светлая женщина. Мечтала, чтобы
старшая дочь достигла совершеннолетия, и еще примириться с матерью.
Дочери в прошлом году исполнилось 18 лет. А последние дни мать была у ее
кровати.
Свершилось.
А фотография не очень удачная. Просто случайная.
27/01
На выходе из храма женщина в черном платке в рыданиях сползает по стене,
помогаю встать, спрашиваю:
В области, недалёко от Вольска в прямом столкновении на глазах отца и мужа
погибла дочь с внучкой: Любовь и Анастасия:
Во вторник похороны. Кто сможет, помяните и попросите об укреплении Татьяны.
Все, что я мог, это обнять эту незнакомую женщину и молчать:
После панихиды подошла женщина:
Внук, 14 лет, сорвался с 9-го этажа: Саша:
--
Пространства складываются во времени. Сведения достаточно скудные. Но эта
дата объединила самые страшные места во фронтовых дорогах деда отца. Декабрь
42-го, тяжелое ранение и обморожение, а потом ампутация пальцев на ноге при
обороне Ленинграда, январь 45-го - наступательные бои в составе частей 60-й
армии 1-го Украинского фронта. Бои и освобождение лагерей Освенцима:
Отец говорил, что дед был там.
И никогда ничего и никому не говорил:
С Воскресением нас и тех, кто был этим временем, кто жил им и умирал, кто
сражался и выживал. Не только с оружием, но и духом.
Внимательный и строгий Петербург, в котором навсегда живы те, кто не выжил,
страшный, в адском грохоте огня и неплачущих детских глазах Аушвиц, ставшие
Голгофой кошмарного века.
Он умирал вместе с ними от голода и удушья тяжелыми ядами, в ледяных
коммуналках и газовых камерах, они воскресли и живы в Нем.
Какие бы непогоды нас ни настигали, нынешний снег скор и пахнет небом и
надеждой на весну. А эти снега не тают:
19/01
Я понял. Эти поездки, эти ночевки в старом, перевезенном по доскам и
гвоздикам из другого конца области доме с широченной печкой, кровать с двумя
теплейшими
лоскутными одеялами в закутке зала, этот дом-музей-сказка с бодрой, доброй,
но прожившей нелегкую жизнь бабушкой, все это, вкупе с выключающимся из сети
телефоном, создает очень теплую и нужную иногда иллюзию выхода:
У мерзлого, сияющего вечными вопросами неба, у тишины, в которой слышен даже
самый случайный звук, у громыхающего вдали случайного поезда, у всего этого
вокруг: у сипящих, белых, желтых фонарей, раскачивающихся случайными
порывами ветра, у крыльца в двух шагах, у двери, за которой забытое,
заповедное тепло
старого сельского дома: у обрыва деревенского кладбища: ты дышишь этим,
запоминая это настоящее, которое так похоже на то, что уже когда-то было с
тобой:
И тихий восторг, утешение, молчание и переживание слов и мыслей, которых не
напишешь и не скажешь. Маленькое село и погост на окраине, которые,
наверное,
в этой тихой ночи спорят друг с другом этим молчанием: и уже неизвестно,
кого и где больше:
Важно другое, прекрасное и открывающееся самым главным: все это было до и
будет без: но только не вместо тебя.
Увидеть и прожить это подарено всякому.
И будет падать снег.
И дорога будет укутываться поземкой.
И будет дышать старый хлев за храмом.
И бежать время, торопясь закончиться:
Стрелки на часах, страницы календаря, версты и отметины лет полыхнут искрой
далеко на востоке, где-то за кладбищем и станут благодарностью за мгновение
зимнего заката:
И ты закроешь за собой дверь в теплый дом, где под лоскутным одеялом и
паутиной теплого сна ты становишься тем новым, который случайно остался в
последней
черно-белой детской фотографии:
И есть, есть прекрасное чудо: проснуться в какие-нибудь 3:47 и понять, что
ты непростительно выспался, а через три часа тебя ждет храм, хлеб и вино.
Которые в едином дыхании, едиными устами становятся Одним.
15/01
У нас престольный сегодня. В феврале ровно десять лет, как я в этом храме.
Начинал с чтеца. С тех самых пор преподобный не отпускает. И этому я рад.
Хотя
было дело, что и сам собирался уйти. А точнее, уехать. В прошлом все это.
Сегодня думал о том, что мой крестник Серафим всего нескольких недель не
успел до своих первых именин. А теперь понимаю и верю, что празднует он свои
именины
со своим покровителем. Отсюда, из этого храма его и провожали. Чуть позже,
после брата.
А сегодня узнал об уходе одного из наших прихожан. Человек, о котором можно
написать целую книгу. Чуть больше недели назад соборовал и причащал его с
супругой.
До сих пор перед глазами Евангелие, которое держал над ними и читал молитву
Таинства. Настолько красивы они в тот момент были, что казалось, будто бы не
соборую, а венчаю.
И вот сегодня во сне он ушел Домой. 80 лет. 58 лет в браке.
Они все очень красивые и замечательные. Несколько поколений. Жизнь, которая
не уместится в земной бумажной книге. А глава Книги настоящей, я полагаю,
еще
только началась:
Владимир.
Надо попросить за его супругу Галину. И дочерей Елену и Татьяну. Об
укреплении.
Человек поистине богат. Он увидел правнуков. И их много. А что еще может
быть богатством.
Помните <Старосветских помещиков>: вот это их современное изображение:
Как удивительно быть свидетелем жизни. И смерти, которая не прекратила эту
жизнь.
7/01
Ночью зашел за храм и, посмотрев в небо, вдруг понял, что прямо тут в двух
шагах хлев: оттуда тихо горел свет, парило дыханием спящих в нем, и тишина
была
невероятная, настолько тихо, что слышно было, как серебрятся сугробы:. -17
до службы, и вот уже после Литургии стих ветер и стало намного теплее, хотя
МЧС прислало в сообщении -27: в хлев были видны следы:
Не посмел заходить: )
4/01
Получил сегодня претензии в связи с тем, что не всесилен и не вездесущ. Если
быть конкретнее, то отхватил от духовного лица и просто лица за то, что имею
дерзновение перенаправлять людей к психологу или психотерапевту.
Внимание: у меня образование филологическое, диплом писал по Гоголю, я
понимаю, конечно, что тот был знатоком многого. Я вот нет. Не всемогущ. И
есть печальный
опыт того, что мне когда-то просто не хватило знаний. Поэтому я обращаюсь и
сам и советую другим.
На всякое возмущение по этому поводу
advert
отвечаю: попробуйте лечить грипп акафистом.
А вопросили меня с удивлением: а что, психолог - это профессия? И еще: как
можно отправлять к какому-то психологу, когда у нас есть исповедь, Причастие
и батюшка.
Можно, друзья. А иногда крайне необходимо. И Таинства - это не универсальная
таблетка, а подобное отношение к ним просто выводит нас на уровень
банального
бытового магизма. Типа: <А у меня есть волшебная палочка, сейчас я ею
махну>. Разумеется, надо смотреть, разбираться, задавать вопросы, искать. И
священник,
который уверен в том, что он поможет человеку, скажем, вылечить зависимость,
дав ему <домашнее задание>, как минимум излишне самоуверен. Или же просто
не знает ничего о проблеме.
Не стоит гнушаться <поддержкой зала>. Господь всегда рядом. Но с принципом
<по щучьему велению> Он не дружит.
Оригинал
Православие и мир