[pc] Можно ли победить хамство в Церкви
Доброго здоровья всем читающим!
Можно ли победить хамство в Церкви
Можно ли победить хамство в Церкви
Нужно ли терпеть хамство и грубость в Церкви, что должен сделать священник,
если сильно устал и сорвался, почему мы считаем, что <свои> все стерпят, и
какое поведение можно назвать подлинным смирением - рассказывает игумен
Нектарий (Морозов).
Когда хамство священника предлагается как стандарт
- Почему хамство не только не побеждено в нашей Церкви, но и
распространилось на пастырей?
- Потому что путь наименьшего сопротивления всегда ошибочно представляется
наиболее простым. Люди приходят в храм с самыми разными проблемами, с самыми
разными вопросами, и да - с ними не всегда легко, потому что мы все приходим
в Церковь как во врачебницу, а значит - со своими болезнями. Может священник
от этого уставать, может иногда проявлять несдержанность, срываться? Не
должен, но может.
Но только в таком случае ему необходимо каяться в этом и просить у Бога
помощи, просить любви, если он видит в себе ее оскудение. Однако когда
появляются
в публичном пространстве пастыри, предлагающие хамство как некий стандарт
отношения священника к людям, то тех, кто нетверд, такая <стандартизация> на
путь наименьшего сопротивления легко сталкивает. Ну и плюс к этому огромная
наша беда - недостаток элементарной культуры общения. Он ощущается на всех
уровнях жизни общества, во всех его слоях, и Церковь, к сожалению, не
становится исключением.
- Как реагировать на проявления откровенной грубости от лиц в священном
сане? Как отвечать другим, которые со слезами приходят и жалуются на
поведение
священников и епископов?
- Думаю, что нужно не уставать напоминать о том, что в Церкви совершен лишь
Христос, что мы все исполнены недостатков, что это горькая данность нашей
жизни.
Но у нас есть выбор: отступить, бежать от этой данности, сказав: <Это не
мое, я этого терпеть не хочу>, или же преодолевать ее, понимая, что Христос
тоже
терпит все это в Церкви, давая возможность, давая свободу каждому жить так,
как он считает нужным.
Ведь то, что Христос - Глава Церкви, не упраздняет нашей свободы. А Господь
очень деликатен, Он не мешает нам эту свободу реализовывать.
Он лишь помогает нам даже от этого недолжного получать пользу, усовершаться
в мужестве, твердости и, на самом деле, в том же смирении - не согласии, а
именно смирении как подвиге. И, конечно, Он судит в конце времен - как мы
жили, что мы делали, какой выбор совершали.
И смею надеяться, что тех, кто имел перед своими глазами в Церкви примеры
жизни неподобающей, но сам жил, стремился изо всех сил жить по-христиански,
Господь
за их труд почтит. Потому что очень это непростой труд, иногда кажется,
невозможный. Но - возможный, ибо Господь все равно с нами и не оставляет нас
ни
на мгновение, лишь бы мы об этом помнили.
- Почему те люди, которые хамят пастве в России, когда оказываются в другой
стране, ведут себя вежливо?
- Мне кажется, вопрос риторический. Обычная транспортная ситуация:
распоясавшийся хулиган, терроризирующий пассажиров - пожилых женщин, усталых
женщин,
едущих с работы, замученных жизнью и пивом мужичков: Но вот заходит в
автобус или троллейбус крепкий молодой человек, косая сажень в плечах,
одежда обтягивает
мощное тело, уши сломаны - как это нередко бывает с борцами.
И что наш хулиган? Если у него остались еще какие-то проблески здравого
смысла, то будет вести себя тише воды и ниже травы: понимает ведь, что вновь
вошедший
не спустит ему его безобразий. Вот примерно то же и с вашим вопросом:
приезжая туда, где такого поведения не потерпят, люди, привыкшие вести себя
на родине
не лучшим образом, перестраиваются. Почему? Потому что в общем-то понимают,
что хорошо и что плохо. Понимают? Ну, конечно же, понимают. И часто
рассказывают
об этом другим.
- Всегда ли возмущение хамством говорит об отсутствии смирения?
- Возмущение - вообще плохое состояние. Когда возмущаешься, из глубины
сердечной такая муть поднимается в полном смысле этого слова, что потом
очень долго
бывает трудно очистить от нее свои слова, чувства, поступки. Но вот
неприятие хамства - явление совершенно нормальное. Хамство - безобразие,
хорошего в
нем нет ничего. Почему же мы должны относиться к нему уважительно?
Правильная реакция - отойти в сторону, уйти от столкновения, когда это
возможно, а если невозможно, то и противостоять. Ведь противостоять хамству
можно
и со смирением, и совершенно по-христиански. Апостола Павла первосвященник
приказывает бить по лицу, а он говорит на это: <Так будет бить тебя Бог,
стена
advert
подбеленная>. Самое главное - в нашем противодействии не должно быть
ответного хамства. Но тут, как правило, все определяется тем состоянием, в
котором
мы находимся - состоянием нашего сердца, нашей христианской жизни. Долго ли
свои потерпят
- "Они ж свои - перетопчутся" - это пренебрежительное отношение к своим,
родным, мне кажется, мы замечаем не только в миру, но и в жизни Церкви.
"Ничего,
потерпят". Наряду с таким унизительным отношением мы видим откровенное
заискивание перед людьми, к Церкви имеющими весьма отдаленное отношение. Не
отдаляет
ли это от Церкви людей, которые как раз и считаются <своими>?
- Да, к сожалению, <свои - потерпят> - это достаточно распространенный
шаблон, характерный для многих областей нашей действительности, в том числе
и для
жизни церковной.
Что можно об этом сказать? Что такое отношение к людям, с которыми тебя
объединяет одно отечество или, еще больше, одна вера, недопустимо? Мне
кажется,
что это настолько очевидно, что лишний раз не имеет смысла констатировать
подобную истину: каждый здравомыслящий человек и так в этом убежден, а тот,
кому
нужно ее как-то доказывать, обосновывать:
Скорее всего, тут мы мало преуспеем: для того, чтобы думать иначе, нужно
иметь какое-то глубокое внутреннее повреждение, какие-то <особые> взгляды,
своего
рода броню из них, через которую очень и очень трудно пробиться.
Наш народ на протяжении многих веков привык терпеть такие условия жизни,
которые большинством европейских народов воспринимались бы как невозможные.
И
речь не только о материальных условиях, но и о том, что гораздо важнее: о
свободе, об уважении власти к народу, о возможности развиваться и
самостоятельно
выбирать свой жизненный путь. И эта терпеливость далеко не всегда является
добродетелью. Добродетельно лишь осознанное смирение, являющееся
христианским
выбором человека, его личным подвигом.
А смирение по необходимости, смирение от безысходности, в основе которого
лежит не волевое решение, а полное безволие, весьма мало отношения имеет к
христианству.
Особенно горько, когда такие <стандарты> из общественной жизни перетекают в
жизнь Церкви. Единственно верное отношение людей Церкви к тем, кто находится
вне ее - это любовь, забота, сопереживание, желание помочь обрести ту
истину, которая для нас самих является центром, стержнем жизни или самой
жизнью.
Заискивание перед ними, равно как и высокомерие в отношении их, - вещи
абсолютно недопустимые и - <не работающие> притом, никого ровным счетом ко
Христу
не влекущие.
Не отдаляет ли такое отношение к <своим> от Церкви? Хотелось бы сказать, что
нет, но реальность свидетельствует об обратном. Первоначально вызывает
недоумение,
боль, потом - отчуждение. Ведь люди далеко не всегда способны разделить
Церковь и наше пастырское несовершенство, понять, что второе не упраздняет
истинности
первого. И не надо от них этого требовать. Гораздо правильнее - стараться
соответствовать тому, что они в Церкви, прочитав хотя бы однажды Евангелие,
рассчитывают
увидеть. Сами хотят, чтобы с ними были пожестче
- Есть и такое мнение: чем больше меня в Церкви унизят, чем больше грязи
выльют в душу, тем лучше - тем я "смиреннее". Если не так - ты несмиренный,
да
и вообще вопрос, православный ли. Иногда кажется, что под таким "смирением"
скрывается мазохизм какой-то. Оправдано ли такое чувство? Чем отличается
смирение
от издевательства над ближним и самим собой?
- Я уже попытался объяснить, в чем заключается отличие между смирением как
добродетелью и смирением по необходимости, которое является не следствием
христианского
выбора, а смирением от безысходности.
Вы никогда не читали разные истории и анекдоты о Ходже Насреддине? Я вот
очень любил их и даже сейчас порой что-то перечитываю. И вот есть в одной из
них
такой момент. Бык соседа нанес урон посевам на поле Ходжи. И Ходжа, встретив
потом этого соседа, а вместе с ним и быка, набросился на него и начал лупить
палкой по голове и по рогам. А на возмущение соседа отвечал: <Ты не знаешь,
за что я его бью, а он знает - видишь, как он голову повесил!>
Вот это - не совсем добродетель и не совсем смирение, быку просто было
больно, страшно и он не знал, что делать: А смирение - это когда после удара
по
правой щеке ты подставляешь левую сознательно, зная, за что ты страдаешь,
отдавая себе в этом отчет, в отличие от быка. Вот только относится это все к
тому, кого смиряют - люди, обстоятельства, Сам Господь.
Что же до тех, кто присваивает себе право смирять: Можно смирять человека,
если это твой ребенок или ты старец, а это твой послушник. Но что для этого
необходимо? Во-первых, любовь. Во-вторых, опыт. В-третьих, и это самое
главное, понимание того, что ты за смиряемого несешь перед Богом
ответственность
- такую, что о ней и подумать страшно. И те, кто думает, не смиряют, а
просто любят, заботятся и учат. И, проявляя строгость, растворяют ее
любовью.
Остальное - от лукавого, особенно - когда кто-то пытается свои недостатки,
свою несдержанность, свое властолюбие оправдать каким-то <духовным> образом,
а тем паче - если ссылается при этом на Слово Божие.
Примеров жесткого, жестокого, хамского отношения к людям полно в окружающей
нас жизни, и не за этим приходят люди в Церковь, а за светом, за истиной, за
любовью.
И если мы не покажем, не явим этой любви в себе, то как люди
advert
смогут поверить, что мы - служители Бога, Чье Имя - Любовь? Как им не
усомниться: не заблудились, не ошиблись ли они?
Хотя есть и нечто более страшное, на мой взгляд: когда люди, изломанные,
исковерканные жизнью, сами хотят, чтобы с ними были пожестче, и, встречая
такое
отношение, радуются ему, как чему-то родному и дорогому, и с радостью
ложатся под плеть грубого слова, любят, по слову апостола Павла, когда
кто-то <бьет
им в лицо>.
Что за этим стоит? Иногда - неправильно переживаемое чувство вины, своей
<порченности> и притом неготовность что-то в себе менять, трудиться над
собой,
и как следствие - принятие <наказания> с каким-то нездоровым чувством, едва
ли не со сладострастием. Мне, откровенно говоря, представляется, что это
вообще
относится к области тех патологий сознания, которые надо обсуждать со
специалистами подходящего профиля.
Оригинал
Православие и мир
Доброго всем дня! Любопытная статья однако. Но лично я сталкивалась
с хамством в церкви как раз не со стороны священников,а со стороны
бабушек, всезнаек, которые тут же хомят,и тут же крестятся и целуют
иконы. Помоему далеко не характеризует их как истинно духовных людей.
Хотя они как раз себя считают очень правильными а остальных даже сложно
подобрать каректное слово, кем. Сразу вспомнилась библейская история,
смотрела в интернете, как одна благочестивая дама читающая библию,
ходящая в церковь каждую неделю, соблюдающая посты в не церкви была
далека от идиала, вела себя далеко не как благочестивая. Часто слышу от
знакомых: Не хочу заходить в церковь, мне там нахомили, грубо обошлись.
Но впринципе не ходи в ту церковь, иди в другую. Мы же не перестаём
ходить в магазины, больницы, ездить в транспорте, если нам там хомят.
11.04.2019 8:46, Игорь Пустуев пишет:
священник,
самыми
приходим
священник
на
огромная
лишь
Христос
так,
Господь
усовершаться
по-христиански,
нас
другой
усталых
вновь
себя
понимают,
хамству
ли
Не
числе
тот,
невозможные.
в
находится
что
Евангелие,
несмиренный,
"смирением"
из
встретив
лупить
знаешь,
удара
к
этого
образом,
окружающей
за
едва
https://subscribe.ru/feedback