[pc] Достаточно ли просто быть приличным человеком
Доброго здоровья всем читающим!
Достаточно ли просто быть приличным человеком
Достаточно ли просто быть приличным человеком
Существует несколько богословских видений Страшного Суда, в том числе
достаточно популярное мнение: на Страшном Суде у вас спросят, какой вы
человек, а
не сколько читали молитв и как постились. Как будет проходить Страшный Суд,
что станет главным, как Господь будет мерить нашу жизнь и чем мы
оправдаемся?
Размышляет протоиерей Максим Козлов.
Для того чтобы ответить, что такое Страшный Суд, надо сначала постараться
ответить: наше спасение - что это такое? Известны две основные редукции
христианского
учения о спасении, с которыми святоотеческое богословие не согласно и
которым оно не тождественно.
Один взгляд, может быть, нигде не сформулированный в качестве
конфессиональной доктрины, но религиозно и психологически очень
распространенный: спасение
- это то, что зарабатывается. Это то, что можно или заслужить, или, по
крайней мере, набрать некоторую совокупность бонусов, баллов, добрых дел,
которые
можно будет предъявить, сказать: <Я, конечно, грешил, но вот же список, вот
хартия, с которой я являюсь, прошу учесть в качестве смягчающего
обстоятельства>.
Подобное мироощущение было распространено в западном христианстве в эпоху
средневековья, но подчас встречается и среди православных верующих в
различных
формах: <Я ворую, но собор же строю>, <Чтобы замолить грех, нужно посетить
40 литургий> и так далее.
Вторая редукция, которую ввели классические протестанты - по-настоящему
уверовавший уже спасен, и остальное, в общем, неважно. Потому что если ты
отпадешь
от веры, этим ты покажешь, что ты не по-настоящему уверовал. Если будешь
как-то тяжело грешить, то покажешь, что ты к числу избранных не относишься.
Есть еще и современный взгляд, весьма распространенный в околорелигиозном
или парарелигиозном сознании, что все вообще спасутся. Это, пожалуй,
господствующая
точка зрения, соседствующая с такими штампами, что все религии говорят
примерно об одном, что Бог, так или иначе, един для всех религий. В рамках
такого
миропонимания разговоры о Страшном Суде - это нечто
воспитательно-педагогическое. Бог же добрый, он всех любит, как может
кого-то не спасти?
Новый Завет куда как более полифоничен. В послании к Римлянам апостол Павел
пишет: <человек оправдывается верою, независимо от дел закона> (Рим. 3:28).
А в Соборном послании апостола Иакова читаем: <покажи мне веру твою без дел
твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих> (Иак. 2:18). Притча о Страшном
Суде как раз и говорит о таких ситуациях, когда человек обретает спасение во
Христе в вечности через исполнение нравственного закона по отношению к
ближнему
в земной жизни.
Притча о Страшном Суде
<Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним,
тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и
отделит
одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по
правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по
правую
сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство,
уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и
вы напоили
Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был
болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда
праведники скажут
Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или
жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим,
и одели?
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет
им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев
Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в
огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали
Мне
есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был
наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они
скажут
Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или
странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет
им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих
меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь
вечную> (Мф. 25, 31-46).
Для каждого из нас очевидно, что по отношению к спасению человечество
делится на две неравные части. Есть те, которые в своей жизни на путях
Промысла Божия
встретились с Евангельским благовестием, откликнулись на него, познали
нравственный закон, не только как голос совести в душе, но как слово
Евангелия.
Вот с этих, кому больше дано, с нас, христиан, неизмеримо больше и
спросится. Мы не имеем права сказать: достаточно мне быть просто приличным
человеком,
не нарушать уголовный кодекс, уважать маму и папу, быть в поступках верным
мужу или жене, не забывать о воспитании детей. Никто из нас не имеет права
закрыться
от Евангельских слов: <будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный>
(Мф. 5:48).
Христианин должен понимать: я без Бога не могу быть спасенным. Спасение -
дар, который дается мне от Него, а от меня Он ждет отклика верой и жизнью.
Верой,
которая воплощается в жизни. По тому, отозвалось Евангелие в моей жизни
добрыми плодами или нет, и буду я судим в итоге.
Есть другая часть человечества - те, кто на путях Промысла Божьего здесь, в
историческом бытии, с подлинным христианством не
advert
соприкасался. Хочу верить, что к ним применимы слова апостола Павла из
послания к Римлянам о язычниках, которые будут судиться по закону совести,
который
есть в их душе1. По притче о Страшном Суде верю, что у них есть надежда на
спасение, а к себе не имею права не применить слова Евангелия об узком пути
и тесных вратах2.
1 <Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы
будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают,
то,
не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них
написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то
обвиняющие,
то оправдывающие одна другую> (Рим. 2:13 - 15).
2 <Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь,
ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь,
ведущие
в жизнь, и немногие находят их> (Мф. 7:13 - 14).
Оригинал
Православие и мир