[pc] Re: Можно ли победить хамство в Церкви
Доброго всем дня! Любопытная статья однако. Но лично я сталкивалась
с хамством в церкви как раз не со стороны священников,а со стороны
бабушек, всезнаек, которые тут же хомят,и тут же крестятся и целуют
иконы. Помоему далеко не характеризует их как истинно духовных людей.
Хотя они как раз себя считают очень правильными а остальных даже сложно
подобрать каректное слово, кем. Сразу вспомнилась библейская история,
смотрела в интернете, как одна благочестивая дама читающая библию,
ходящая в церковь каждую неделю, соблюдающая посты в не церкви была
далека от идиала, вела себя далеко не как благочестивая. Часто слышу от
знакомых: Не хочу заходить в церковь, мне там нахомили, грубо обошлись.
Но впринципе не ходи в ту церковь, иди в другую. Мы же не перестаём
ходить в магазины, больницы, ездить в транспорте, если нам там хомят.
11.04.2019 8:46, Игорь Пустуев пишет:
> Доброго здоровья всем читающим!
>
>
>
> Можно ли победить хамство в Церкви
>
> Можно ли победить хамство в Церкви
>
> Нужно ли терпеть хамство и грубость в Церкви, что должен сделать
священник,
> если сильно устал и сорвался, почему мы считаем, что <свои> все стерпят, и
>
> какое поведение можно назвать подлинным смирением - рассказывает игумен
> Нектарий (Морозов).
>
>
>
> Когда хамство священника предлагается как стандарт
>
>
>
> - Почему хамство не только не побеждено в нашей Церкви, но и
> распространилось на пастырей?
>
>
>
> - Потому что путь наименьшего сопротивления всегда ошибочно представляется
> наиболее простым. Люди приходят в храм с самыми разными проблемами, с
самыми
>
> разными вопросами, и да - с ними не всегда легко, потому что мы все
приходим
> в Церковь как во врачебницу, а значит - со своими болезнями. Может
священник
>
> от этого уставать, может иногда проявлять несдержанность, срываться? Не
> должен, но может.
>
>
>
> Но только в таком случае ему необходимо каяться в этом и просить у Бога
> помощи, просить любви, если он видит в себе ее оскудение. Однако когда
> появляются
>
> в публичном пространстве пастыри, предлагающие хамство как некий стандарт
> отношения священника к людям, то тех, кто нетверд, такая <стандартизация>
на
>
> путь наименьшего сопротивления легко сталкивает. Ну и плюс к этому
огромная
> наша беда - недостаток элементарной культуры общения. Он ощущается на всех
>
> уровнях жизни общества, во всех его слоях, и Церковь, к сожалению, не
> становится исключением.
>
>
>
> - Как реагировать на проявления откровенной грубости от лиц в священном
> сане? Как отвечать другим, которые со слезами приходят и жалуются на
> поведение
>
> священников и епископов?
>
>
>
> - Думаю, что нужно не уставать напоминать о том, что в Церкви совершен
лишь
> Христос, что мы все исполнены недостатков, что это горькая данность нашей
> жизни.
>
>
>
> Но у нас есть выбор: отступить, бежать от этой данности, сказав: <Это не
> мое, я этого терпеть не хочу>, или же преодолевать ее, понимая, что
Христос
> тоже
>
> терпит все это в Церкви, давая возможность, давая свободу каждому жить
так,
> как он считает нужным.
>
>
>
> Ведь то, что Христос - Глава Церкви, не упраздняет нашей свободы. А
Господь
> очень деликатен, Он не мешает нам эту свободу реализовывать.
>
>
>
> Он лишь помогает нам даже от этого недолжного получать пользу,
усовершаться
> в мужестве, твердости и, на самом деле, в том же смирении - не согласии, а
>
> именно смирении как подвиге. И, конечно, Он судит в конце времен - как мы
> жили, что мы делали, какой выбор совершали.
>
>
>
> И смею надеяться, что тех, кто имел перед своими глазами в Церкви примеры
> жизни неподобающей, но сам жил, стремился изо всех сил жить
по-христиански,
> Господь
>
> за их труд почтит. Потому что очень это непростой труд, иногда кажется,
> невозможный. Но - возможный, ибо Господь все равно с нами и не оставляет
нас
> ни
>
> на мгновение, лишь бы мы об этом помнили.
>
>
>
> - Почему те люди, которые хамят пастве в России, когда оказываются в
другой
> стране, ведут себя вежливо?
>
>
>
> - Мне кажется, вопрос риторический. Обычная транспортная ситуация:
> распоясавшийся хулиган, терроризирующий пассажиров - пожилых женщин,
усталых
> женщин,
>
> едущих с работы, замученных жизнью и пивом мужичков: Но вот заходит в
> автобус или троллейбус крепкий молодой человек, косая сажень в плечах,
> одежда обтягивает
>
> мощное тело, уши сломаны - как это нередко бывает с борцами.
>
>
>
> И что наш хулиган? Если у него остались еще какие-то проблески здравого
> смысла, то будет вести себя тише воды и ниже травы: понимает ведь, что
вновь
> вошедший
>
> не спустит ему его безобразий. Вот примерно то же и с вашим вопросом:
> приезжая туда, где такого поведения не потерпят, люди, привыкшие вести
себя
> на родине
>
> не лучшим образом, перестраиваются. Почему? Потому что в общем-то
понимают,
> что хорошо и что плохо. Понимают? Ну, конечно же, понимают. И часто
> рассказывают
>
> об этом другим.
>
>
>
> - Всегда ли возмущение хамством говорит об отсутствии смирения?
>
>
>
> - Возмущение - вообще плохое состояние. Когда возмущаешься, из глубины
> сердечной такая муть поднимается в полном смысле этого слова, что потом
> очень долго
>
> бывает трудно очистить от нее свои слова, чувства, поступки. Но вот
> неприятие хамства - явление совершенно нормальное. Хамство - безобразие,
> хорошего в
>
> нем нет ничего. Почему же мы должны относиться к нему уважительно?
>
>
>
> Правильная реакция - отойти в сторону, уйти от столкновения, когда это
> возможно, а если невозможно, то и противостоять. Ведь противостоять
хамству
> можно
>
> и со смирением, и совершенно по-христиански. Апостола Павла первосвященник
> приказывает бить по лицу, а он говорит на это: <Так будет бить тебя Бог,
> стена
>
>
>
> advert
>
> подбеленная>. Самое главное - в нашем противодействии не должно быть
> ответного хамства. Но тут, как правило, все определяется тем состоянием, в
> котором
>
> мы находимся - состоянием нашего сердца, нашей христианской жизни. Долго
ли
> свои потерпят
>
>
>
> - "Они ж свои - перетопчутся" - это пренебрежительное отношение к своим,
> родным, мне кажется, мы замечаем не только в миру, но и в жизни Церкви.
> "Ничего,
>
> потерпят". Наряду с таким унизительным отношением мы видим откровенное
> заискивание перед людьми, к Церкви имеющими весьма отдаленное отношение.
Не
> отдаляет
>
> ли это от Церкви людей, которые как раз и считаются <своими>?
>
>
>
> - Да, к сожалению, <свои - потерпят> - это достаточно распространенный
> шаблон, характерный для многих областей нашей действительности, в том
числе
> и для
>
> жизни церковной.
>
>
>
> Что можно об этом сказать? Что такое отношение к людям, с которыми тебя
> объединяет одно отечество или, еще больше, одна вера, недопустимо? Мне
> кажется,
>
> что это настолько очевидно, что лишний раз не имеет смысла констатировать
> подобную истину: каждый здравомыслящий человек и так в этом убежден, а
тот,
> кому
>
> нужно ее как-то доказывать, обосновывать:
>
>
>
> Скорее всего, тут мы мало преуспеем: для того, чтобы думать иначе, нужно
> иметь какое-то глубокое внутреннее повреждение, какие-то <особые> взгляды,
> своего
>
> рода броню из них, через которую очень и очень трудно пробиться.
>
>
>
> Наш народ на протяжении многих веков привык терпеть такие условия жизни,
> которые большинством европейских народов воспринимались бы как
невозможные.
> И
>
> речь не только о материальных условиях, но и о том, что гораздо важнее: о
> свободе, об уважении власти к народу, о возможности развиваться и
> самостоятельно
>
> выбирать свой жизненный путь. И эта терпеливость далеко не всегда является
> добродетелью. Добродетельно лишь осознанное смирение, являющееся
> христианским
>
> выбором человека, его личным подвигом.
>
>
>
> А смирение по необходимости, смирение от безысходности, в основе которого
> лежит не волевое решение, а полное безволие, весьма мало отношения имеет к
> христианству.
>
>
>
> Особенно горько, когда такие <стандарты> из общественной жизни перетекают
в
> жизнь Церкви. Единственно верное отношение людей Церкви к тем, кто
находится
>
> вне ее - это любовь, забота, сопереживание, желание помочь обрести ту
> истину, которая для нас самих является центром, стержнем жизни или самой
> жизнью.
>
> Заискивание перед ними, равно как и высокомерие в отношении их, - вещи
> абсолютно недопустимые и - <не работающие> притом, никого ровным счетом ко
> Христу
>
> не влекущие.
>
>
>
> Не отдаляет ли такое отношение к <своим> от Церкви? Хотелось бы сказать,
что
> нет, но реальность свидетельствует об обратном. Первоначально вызывает
> недоумение,
>
> боль, потом - отчуждение. Ведь люди далеко не всегда способны разделить
> Церковь и наше пастырское несовершенство, понять, что второе не упраздняет
> истинности
>
> первого. И не надо от них этого требовать. Гораздо правильнее - стараться
> соответствовать тому, что они в Церкви, прочитав хотя бы однажды
Евангелие,
> рассчитывают
>
> увидеть. Сами хотят, чтобы с ними были пожестче
>
>
>
> - Есть и такое мнение: чем больше меня в Церкви унизят, чем больше грязи
> выльют в душу, тем лучше - тем я "смиреннее". Если не так - ты
несмиренный,
> да
>
> и вообще вопрос, православный ли. Иногда кажется, что под таким
"смирением"
> скрывается мазохизм какой-то. Оправдано ли такое чувство? Чем отличается
> смирение
>
> от издевательства над ближним и самим собой?
>
>
>
> - Я уже попытался объяснить, в чем заключается отличие между смирением как
> добродетелью и смирением по необходимости, которое является не следствием
> христианского
>
> выбора, а смирением от безысходности.
>
>
>
> Вы никогда не читали разные истории и анекдоты о Ходже Насреддине? Я вот
> очень любил их и даже сейчас порой что-то перечитываю. И вот есть в одной
из
> них
>
> такой момент. Бык соседа нанес урон посевам на поле Ходжи. И Ходжа,
встретив
> потом этого соседа, а вместе с ним и быка, набросился на него и начал
лупить
>
> палкой по голове и по рогам. А на возмущение соседа отвечал: <Ты не
знаешь,
> за что я его бью, а он знает - видишь, как он голову повесил!>
>
>
>
> Вот это - не совсем добродетель и не совсем смирение, быку просто было
> больно, страшно и он не знал, что делать: А смирение - это когда после
удара
> по
>
> правой щеке ты подставляешь левую сознательно, зная, за что ты страдаешь,
> отдавая себе в этом отчет, в отличие от быка. Вот только относится это все
к
>
> тому, кого смиряют - люди, обстоятельства, Сам Господь.
>
>
>
> Что же до тех, кто присваивает себе право смирять: Можно смирять человека,
> если это твой ребенок или ты старец, а это твой послушник. Но что для
этого
>
> необходимо? Во-первых, любовь. Во-вторых, опыт. В-третьих, и это самое
> главное, понимание того, что ты за смиряемого несешь перед Богом
> ответственность
>
> - такую, что о ней и подумать страшно. И те, кто думает, не смиряют, а
> просто любят, заботятся и учат. И, проявляя строгость, растворяют ее
> любовью.
>
>
>
> Остальное - от лукавого, особенно - когда кто-то пытается свои недостатки,
> свою несдержанность, свое властолюбие оправдать каким-то <духовным>
образом,
>
> а тем паче - если ссылается при этом на Слово Божие.
>
>
>
> Примеров жесткого, жестокого, хамского отношения к людям полно в
окружающей
> нас жизни, и не за этим приходят люди в Церковь, а за светом, за истиной,
за
>
> любовью.
>
>
>
> И если мы не покажем, не явим этой любви в себе, то как люди
>
> advert
>
> смогут поверить, что мы - служители Бога, Чье Имя - Любовь? Как им не
> усомниться: не заблудились, не ошиблись ли они?
>
>
>
> Хотя есть и нечто более страшное, на мой взгляд: когда люди, изломанные,
> исковерканные жизнью, сами хотят, чтобы с ними были пожестче, и, встречая
> такое
>
> отношение, радуются ему, как чему-то родному и дорогому, и с радостью
> ложатся под плеть грубого слова, любят, по слову апостола Павла, когда
> кто-то <бьет
>
> им в лицо>.
>
>
>
> Что за этим стоит? Иногда - неправильно переживаемое чувство вины, своей
> <порченности> и притом неготовность что-то в себе менять, трудиться над
> собой,
>
> и как следствие - принятие <наказания> с каким-то нездоровым чувством,
едва
> ли не со сладострастием. Мне, откровенно говоря, представляется, что это
> вообще
>
> относится к области тех патологий сознания, которые надо обсуждать со
> специалистами подходящего профиля.
>
> Оригинал
>
> Православие и мир
>
> https://subscribe.ru/
https://subscribe.ru/feedback