Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Как воруют по закону

Привет всем!

Доктор экономических наук, профессор рассказывает о толлинге, лизинге, оффшорах,
обналичке и других <чёрных дырах> в бюджете России

По независимым экспертным оценкам, в <нулевые> годы через офшоры из страны было
выведено около 500 млрд долл. Кстати, такие зоны в своё время организовали
и в России (Алтай, Калмыкия, Чукотка). Но масштабы ухода от налогов там были
столь велики, что через несколько лет их прикрыли. Теперь пора залатать и
зарубежные лазейки. Ими пользуются компании, работающие даже в таких инфраструктурных
и стратегических отраслях экономики, как нефтяная промышленность
и металлургия.

На островах

Чтобы в этом убедиться, достаточно изучить списки собст-венников <большой четвёрки>
российских нефтяных компаний. <Роснефть> на 75,2% принадлежит стопроцентно
государственному <Роснефтегазу>, а <Газпромнефть> - на 90% государственному же
<Газпрому>. Но вот среди владельцев <ЛУКОЙЛа> - кипрская фирма <Lukoil Investments
Cyprus Ltd> (9,0% уставного капитала), которая, в свою очередь, на 99,9% принадлежит
офшору с Британских Виргинских островов
<Lukoil International Invest (BVI) Ltd>. Да что там: <ТНК-ВР Холдинг>, в который
входит множество компаний, почти полностью - на 94,7% - в собст-венности
кипрской конторки <Novy Investments Limited>.

Через офшоры нефтяники прокачивают львиную долю экс-портной выручки, в них аккумулируют
значительную часть прибыли.

В отличие от нефтегазового сектора российская металлургия почти полностью приватизирована.
Холдинг <Металлоинвест>, который занимается добычей полезных
ископаемых и выпуском продукции чёрной металлургии, под данным за 2010 г., оформлен
на целые три кипрские фирмы: <Gallagher Holdings Limited> (50%), <Seropaem
Holdings Limited> (30%) и <Coalco Metals Limited> (20%). Между тем владелец <Металло-инвеста>
Алишер Усманов в последнем рейтинге журнала <Форбс>
получил титул самого богатого бизнесмена России.
Его состояние оценивается в 18,1 млрд долл.

Но всех переплюнул Олег Дерипаска. Подмяв под себя
всю алюминиевую промышленность страны,
он не забыл оформить собственность на компанию <Русал> с офшорного острова Джерси.
О том, насколько
эффективно
<офшорно-частное партнёрство>, говорят итоги деятельности <Русала> за 2011 год.
При общемировом росте производства алюминия на 8%, а потребления металла
на 10% прирост на заводах <Русала> более чем скромный - 1%. Зато в 2010 г. благодаря
офшорной юрисдикции эффективная (реально уплаченная) ставка по налогу
на прибыль компании составила всего 4,8% (при стандартной ставке в России в 20%).
Выходит, за прошлый год при прочих неизменных обстоятельствах <Русал>
выплатит в бюджет всего 29,3 млн долл. налога на прибыль. Был бы российским -
заплатил бы 122 миллиона.

Знают ли обо всём этом в правительстве? Конечно знают, ведь приведённая информация
публичная. Так почему же власти из год в год проигрывают борьбу с офшорами?
Думается, главная причина в том, что в числе собст-венников офшоров есть имена
многих российских чиновников и их родных.

В петле обналички

Но не офшорами едиными жив казнокрад. Ещё одна напасть для бюджета - обналичка.
Так называется
перевод средств по фиктивным договорам фирмам-однодневкам
с дальнейшим получением неучтённой наличности. Плата за эти <финансовые операции>
невелика - в среднем 5% (для бюджетных средств - до 10%), а потому выгода
для всех участников очевидна. Ведь, если бы деньги на зарплату и другие выплаты
были легальными, коммерсантам пришлось бы платить 13% подоходного налога
и 30% взносов в страховые фонды. А так - всего 5%. Причём однодневками <обнальные>
конторы называть некорректно. Сегодня они даже сдают в налоговую балансы.
Спасибо коррупции.

Правительство и Центробанк оценивают ежегодный незаконный финансовый оборот в
2 трлн рублей, но в реальности сумма обналиченных средств минимум в два раза
больше. Впрочем, если бы только с <официальных> двух триллионов уплачивался один
лишь подоходный налог (а эти деньги в основном идут на личное обогащение
и взятки чиновникам), казна ежегодно пополнялась бы на 260 млрд рублей.

Массажные сиденья и кожаный салон. В списках госзаказов снова мелькают роскошные
автомобили
Некоторые ведомства, не стесняясь, заказывают <для служебных нужд> автомобили
стоимость от 3,5 до 5 миллионов рублей...
Все статьи

Монгольский флот

Другая <чёрная дыра> нашей экономики - толлинг. Эта схема
позволяет беспошлинно ввозить в Россию сырьё для переработки,
а потом так же беспошлинно вывозить сделанную из него готовую продукцию, которая
к тому же не облагается НДС и некоторыми другими налогами. При этом зачастую
сырьё поставляют в Россию фирмы, за которыми прячутся владельцы наших же заводов.
Таким образом, они умудряются производить и продавать за границу товар
в обход почти всех налогов.

Толлинг царствует в российской экономике с 1992 г. В те годы предприятия простаивали
из-за отсутствия заказов, тысячами увольняли рабочих. И президент Борис
Ельцин своим указом одобрил применение этой схемы на Братском алюминиевом заводе.
Двадцать лет назад
решение
было принято от безыс-ходности, хотя и тогда страна терпела от него одни убытки.
Но и сегодня, когда многие российские предприятия твёрдо стоят на ногах,
толлинг остаётся законным способом ухода от налогов благодаря мощнейшему промышленному
лобби в правительстве, состоящему прежде всего из производителей
чёрных и цветных металлов.

Чемпионом по толлингу можно считать упомянутый выше <Русал>. В 2011 г. 65,4%
глинозёма и 60,1% бокситов (основного сырья для производства алюминия) для
российских заводов было добыто за границей: в Гвинее, Гайане и на Ямайке. Если
учесть, что в 2011 г. Россия экспортировала необработанный алюминий на 7,2
млрд долл., и предположить, что весь экспорт осуществлялся на условиях толлинга
(а это допущение недалеко от истины), только по НДС страна недосчиталась
почти 1,3 млрд долларов.

Деньги в буквальном смысле улетают из казны ещё и потому, что абсолютное число
иностранных самолётов, бороздящих сегодня воздушные просторы России, ввезены
в страну на условиях лизинга. При такой аренде имущество остаётся на балансе
лизингодателя. А с авиакомпании не взимаются ввозные пошлины на широкофюзеляжные
дальнемагистральные самолёты (20%), она не уплачивает НДС (18%) и региональный
налог на имущество организаций (до 2,2%). <Экономию> для авиаперевозчиков
(и, соответст-венно, потери для бюджета) поясним на примере
нового
самолёта Boeing-787 Dreamliner вместимостью до 290 кресел. Каталожная стоимость
<Боинга> составляет 227,8 млн долл. Его покупка означает для компании единовременную
уплату в бюджет страны таможенной пошлины (20%) в размере 45,6 млн долл., НДС
(18%) - 41 млн долл. и налога на имущество (2,2%) - ещё 5 млн долл. Итого
91,6 млн долл. При лизинге их платить не надо.

Стоит ли игра свеч? Вопрос риторический. И не только для авиаперевозчиков, но
и для владельцев морских судов, выбирающих <удобный> флаг для регистрации
своих посудин. Сегодня более половины некогда российских кораблей зарегистрированы
в таких <морских> дер-жавах, как Камбоджа, Либерия и даже Монголия.
Это позволяет судовладельцам избегать тех же таможенных пошлин, НДС, налога на
имущество, многочисленных портовых сборов.

Опрос

Кстати, об НДС. В России до сих пор
принято возвращать этот налог экспортёрам,
то есть в карман нашим олигархам, притом что до 80% экспорта - сырьё и продукция
его первичной переработки. Так, в 2010 г., по данным казначейства, общая
сумма возврата НДС составила без малого 1,3 трлн рублей, или 15,7% всех доходов
федерального бюджета. При этом сырьевикам вернули около 1 триллиона. Возврат
НДС сырьевым экспортёрам, среди которых множест-во офшоров, не чем иным, как
преступлением перед страной назвать нельзя.

Цена посредника

В наших магазинах до 75% продуктов питания, 80% лекарств, 90% продукции лёгкой
промышленности и
почти 100% высокотехнологичных изделий импортные.
Причём значительная часть поставляемой продукции <прогоняется> крупнейшими российскими
импортёрами через собственные фирмы-прокладки (как российские, так
и иностранные), в результате чего товар дорожает в разы. Только один пример:
в США компьютер-планшетник iPad-2 компании Apple в среднем продаётся по цене
529 долл., а в России - более чем за 1 тыс. долл. Посредники оставляют на своих
счетах всю промежуточную прибыль, а бюджет с неё не получает ни гроша.
Справиться с армией ворюг-импортёров может только государство - путём введения
тотального контроля над импортными операциями.

От редакции. Сможет ли новое правительство прикрыть многочисленные законные и
нелегальные способы ухода от налогов? Если сможет, то, по самым скромным подсчётам,
казна восполнит ежегодные потери на 3 трлн руб. (!) - о дефиците бюджета, нехватке
денег в Пенсионном фонде, отсутствии средств на развитие инфраструктуры
можно будет забыть. <
Аргументы и Факты

С уважением
Валерий.

Ответить   Thu, 26 Apr 2012 02:43:48 +0400 (#2442768)