Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Формула-1. Новости

Тема дня

Хобби шотландского фермера

      Это имя знает каждый настоящий поклонник Формулы-1. Шотландец Джим Кларк - легенда 60-х годов, двукратный чемпион мира, один из самых ярких талантов за всю историю автогонок. 14 марта он еще мог бы быть с нами, отмечать свое 64-летие, обсуждая перипетии начинающегося 51-го сезона и вспоминая о старых-добрых временах, когда гонками занимались энтузиасты, когда в бюджете команды на счету был каждый фунт, когда попасть в любую аварию означало большую вероятность остаться инвалидом и когда он сам, выходя на старт очередного Гран-при, называл автогонки: своим хобби. Но на долю Кларка выпала ровно половина от 64-х - в 32-х летнем возрасте он погиб на гонке Формулы-2 в Хоккенхайме.

      Когда это случилось, никто не мог в это поверить. И уж точно никто не верил в то, что причиной катастрофы стала ошибка гонщика. Уж очень хорош был Кларк. В свое время он был наголову выше всех своих соперников, а ведь среди них были такие имена как Грэм Хилл, Джон Сертиз, Дэн Герни, Денни Хьюльм, Джеки Стюарт. Знатоки истории Формулы-1 не задумываясь называют Джима Кларка одним из самых талантливых гонщиков за все времена.

      Почти вся карьера "летучего шотландца" связана с командой Lotus. А первый опыт вождения Джим получил на своей ферме в Дансе, за рулем трактора. Узнав об автогонках из журналов, взятых в библиотеке школы-интерната, вскоре после 17-летия он прошел экзамены в школе гонщиков в Уинфилде и принял участие в ралли. Карьера развивалась стремительно, и уже в начале 1960 года знаменитый в будущем Колин Чепмен пригласил Кларка в Lotus.

      Своего дебюта в Формуле-1 молодой шотландец ждал недолго. В первой же гонке в Зандвоорте Кларк шел пятым и долго сражался с Сертизом, пока не вышла из строя коробка передач. Это произвело на Чепмена огромное впечатление, и он предоставил Джиму один из Lotus в Спа. Бельгийский Гран- при стал одним из самых трагичных за всю историю: во время предварительных заездов получил травмы Стирлинг Мосс, а в гонке погибли первый пилот Lotus Алан Стейси и молодой Крис Бристоу, вдобавок Майк Тейлор получил тяжелые повреждения. Ненависть Кларка к трассе в Спа и вообще скоростным трассам подобного типа стала следствие пережитого тогда потрясения. Впрочем, сами по себе скоростные прямые не были его "коньком" - Кларк любил трассы со множеством поворотов, где мог показать свой высокий класс. Но "не любил" - не значит "не побеждал", он мог побеждать где угодно. В Спа он поднимался на верхнюю ступеньку подиума четыре раза.

      В чем же был секрет таланта Джима Кларка, почему ему не было равных на заковыристых или мокрых от дождя трассах? Уникальное чувство баланса, ощущение всей машины, точность, четкость, выверенность движений, прекрасная техника торможения позволяли ему выигрывать гонки, что называется, "от столба до столба", то есть, лидируя на протяжении всей дистанции, часто с большим отрывом.

      Специалисты фирмы Firestone однажды провели сравнительный анализ износа покрышек на машинах нескольких гонщиков. Выяснилось, что в комплектах колес, использованных Джеком Брэбхемом и Грэмом Хиллом, быстрее снашиваются задние покрышки, а у Дэна Гарни - задние. Все четыре колеса машина Кларка были изношены практически одинаково.

      Одной из самых знаменитых и потрясающих гонок в исполнении Кларка был Гран-при Италии 1967 года. В привычной манере захватив лидерство со старта, Джимми увеличивал отрыв, пока на 13-м круге не оказался вынужден заехать в боксы для замены колес. В результате Кларк отстал от лидера на круг, но, выехав обратно, не сдался и начал сокращать отставание. К 46-му кругу он был уже шестым, а на 61-м вновь стал лидером, отыграв целый круг! Это был пилотаж на пределе сил и таланта, за полкруга до финиша у Lotus кончилось топливо...

      Несмотря на огромную популярность в Формуле-1 и чемпионские титулы 1963-го и 1965-го годов, доставшиеся достаточно легко, Кларк не был удовлетворен своими успехами. Четыре года подряд он выходил на старт "500 миль Индианаполиса" и с третьей попытки выиграл его. Впрочем, это тоже не особо его вдохновило. В постоянном поиске соревнований и побед он даже вернулся на время в ралли, но угодил в аварию. 7 апреля он вышел на старт гонки "Формулы-2" в Хоккенхайме. Поначалу с Хиллом он намеревался принять участие в гонках спортпрототипов, но пришлось отказаться из-за жесткого контракта с производителем резины.

      Что же заставило Кларка выйти на старт за рулем старой машины в совершенно непрестижной гонке на второразрядной трассе? Наверное, он и сам бы не смог дать ответа. Страсть к гонкам была настолько велика, что он уже просто не мог жить без скорости. Аппетит приходит во время еды - автогонки своим хобби Джим называл лишь до того момента, пока не стал чемпионом мира. Его жизнь и расписание были насыщены до предела - гонки, постоянные тренировки, деловые встречи. Для семьи не находилось времени, жены у него никогда не было, правда, он был убежден, что гонки и семейная жизнь - вещи несовместимые. Наверное, любой суперталант в автоспорте можно определить прежде всего по тому, насколько он фанатично любит свое занятие, для таких людей гонки становятся наркотиком, содержанием и смыслом жизни.

      Смерть в гонках в то время считалась вполне обыденным явлением. Правда, это не значит, что люди были железными и не обращали на это внимания, смерть всегда остается смертью. В Спа-60 Кларк впервые так близко столкнулся с этим, а в 1961-м сам оказался участником трагедии: во время гонки в Монце, проиграв старт, он пристроился в аэродинамический мешок за Ferrari Вольфганга фон Трипса, а на подходе к "Параболике" атаковал по внутренней траектории. Немецкий пилот, впервые стартовавший с поула, не увидел атаки, вывернул руль вправо и налетел на Lotus. Неуправляемая Ferrari сорвалась с трассы, врезалась в толпу зрителей, убив 11 человек, и вновь вылетела на трассу. Кларка просто развернуло. Чуть позже его машина была арестована, а самого Джима разыскивала вся итальянская полиция, чтобы привлечь к суду. Кларк вместе с Чепменом быстро покинули страну, сезон был безнадежно испорчен.

      Чемпионат-1968 начинался 1 января с Гран-при ЮАР. Кларк стал лидером на втором круге и больше не выпускал первого места до самого финиша. Это была его 25-я, последняя его победа в "больших призах". Все эти победы были завоеваны на протяжении семи лет в 72-х стартах и сопровождались 33-мя поул- позициями. Результат феноменальный, а для того времени - просто фантастический.

      В свою последнюю гонку он ушел шестым. Дождь намочил покрытие трека Хоккенхайма, Lotus был одет в новые покрышки Firestone. На скорости 250 км/ч машина вдруг заерзала, шотландец "поймал" ее, однако когда вошел в длинный правый поворот, потерял управление. Никаких средств защиты не было, отбойников тоже - автомобиль улетел в лес и развалился на части. Дерево, упавшее на кабину с гонщиком, не оставило никаких шансов на выживание.

      Чепмен был потрясен и даже подумывал об уходе из гонок. Джимми был его любимым гонщиком и настоящим другом. К счастью, Колин не решился все бросить и творил историю Формулы-1 еще целых 10 лет уже с другими великими пилотами. Следующим "премьером" Lotus стал Йохен Риндт, полная противоположность Кларку, и он тоже погиб два с половиной года спустя.

      Джим Кларк был, как мы сейчас говорим, суперзвездой своего времени. Однако у него нельзя было обнаружить даже начальных признаков звездной болезни. Открытый, добрый, веселый и улыбчивый, простой в общении, мягкий и спокойный, на трассе он был героем и ярким лидером. Популярность была огромна, его любили за сочетание лучших человеческих качеств. В наше время таких людей среди гонщиков уже не найти.

      Кларк часто уезжал на свою провинциальную ферму Эддингтон Мэйнс, где отдыхал среди бескрайних просторов и отар овец. Он был скромным и застенчивым романтиком автогонок, не скрывавшим своей озабоченности относительно стремительной коммерциализации Формулы-1, когда деньги и прибыль часто затмевают самые яркие моменты Гран-при. "Автомобиль можно поменять, а менталитет людей - никогда",-заметил он однажды, и эта фраза не потеряла своего значения по сей день и будет актуальна всегда.


Читайте также новости Формулы-1 за 23 марта
на www.f-1.ru:



Formula-1 Russian Project, http://www.f-1.ru/
RLE Banner Network    RLE Banner Network
http://www.citycat.ru/         E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное