8 марта - идеальный день для того, чтобы вспомнить о судьбе женщин в
Формуле-1. Конечно, в составе любой команды можно найти представительниц
прекрасной половины человечества, но вот среди призовых пилотов это совсем
нелегко. Сегодня женщин-пилотов в Формуле-1 нет. Последней попытку
стартовать в Гран-при предприняла в 1992-м году Джованна Амати. А вообще,
история Формулы-1 знает пять женщин-гонщиц: Амати, Дизайе Уилсон,
Дивина Галика, Мария-Тереза де Филиппис и Лелла Ломбарди в разные годы и
с разным успехом садились за руль болида первой Формулы. Итальянка Лелла
Ломбарди - самая известная и успешная среди них.
Мария Грация Ломбарди родилась 26 марта 1943 года в Риме. В ее семье никто
не увлекался авто- или мотогонками, а сама она занималась гандболом, причем,
играла в нападении. Насчет того, как она пришла в автогонки, есть разные
версии. Одна версия утверждает, что Леллу привлекла скорость, когда ее,
истекающую кровью после столкновения на гандбольной площадке, везли в
больницу. Другая гласит, что она положила глаз на гоночные машины, когда
однажды во время гоночного уик-энда в Монце проезжала мимо на грузовике
отца. Так или иначе, но автогонки стали занятием, которому Ломбарди
оставалась верна всю оставшуюся жизнь.
Сначала пришлось долго искать деньги на обучение в школе для гонщиков.
Когда она наконец-то получила лицензию, ее пригласил штурманом один друг,
управлявший Alfa Romeo в ралли. Однажды Лелле удалось упросить друга
поменяться местами. Конечно, до старта ухмылок со стороны соперников было
не счесть. Каково же было всеобщее изумление, когда на финише Ломбарди
оказалась первой! Такой потрясающий дебют не мог пройти незамеченным.
Вскоре Лелла уже дебютировала за рулем Alfa Romeo в гонках кузовных
автомобилей.
Впервые она попробовала Формулу-1 на Гран-при Великобритании 1974
года, но не прошла квалификацию. А спустя год мультимиллионер Каунт Зенон
пригласил ее пилотировать один из своих March. С момента последнего участия
женщины в Формуле-1 прошло целых 17 лет, когда Ломбарди впервые вышла
на старт Ган-при. Тогда в Кьялами машина сломалась, но впереди был
эпохальный Гран-при Испании, который будет навеки вписан в историю гонок.
Это был поистине драматичный уик-энд...
В четверг, во время позирования фотографам, действующего чемпиона мира
Эмерсона Фиттипальди попросили сесть на заградительный отбойник,
который: не выдержал веса бразильца и сломался! Фиттипальди в ужасе стал
исследовать заградительные сооружения и пришел к выводу, что они абсолютно
не готовы к соревнованиям и не в состоянии в случае аварии выдержать удара.
Пилоты, собравшись на заседание GPDA, устами Денни Хьюльма потребовали
от организаторов принять меры. Требование было проигнорировано - первая
практика оказалась сорвана. Однако второй час начался с того, что на трассу
вырулил Жаки Икс, а за ним - партнер Ломбарди по March Витторио
Брамбилла, носивший прозвище "крейзи". Лелла осталась в гараже вместе с
другими пилотами.
На следующий день гонщики провели голосование - Ломбарди была "за"
гонку. Тем не менее, она оказалась в меньшинстве, и тогда уже боссы команд
приняли волевое решение: гонке быть. Один лишь Фиттипальди так и не
переменил своего решения и не вышел на старт.
Лелла тоже не изменила решения. Ее стартовое 24-е место, казалось, не
обещало ничего, но она села за руль. На 26-м круге у Рольфа Штоммелена
сломалось заднее антикрыло, машина потеряла управление, влетела в отбойник,
который, конечно, моментально сломался. Страшный полет Hill-Ford немца
закончился на трибуне - пять зрителей было убито. Лишь через три круга гонку
остановили, выиграл Йохен Масс, а шестой финишировала Лелла Ломбарди!
Так как было пройдено менее 66% дистанции, за шестое место она получила
пол-очка, которые с полным правом можно назвать золотыми. Это первые и
единственные пока очки, заработанные женщиной в гонках Гран-при.
После Формулы-1 Ломбарди принимала участие в гонках спортивных и
кузовных машин, а также NASCAR, а в 1992-м умерла от рака. 27 апреля
исполнится ровно четверть века со дня того знаменитого и трагичного Ггран-
при Испании...