Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Новый проект «Газпрома» «выкрутит руки» Exxon


     slon.ru
2009-07-30
Новый проект «Газпрома» «выкрутит руки» Exxon
Антон Дорошев МОСКВА (Рейтер) - «Газпром» официально начнет строительство газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток, не дожидаясь окончания переговоров с ExxonMobil о поставках газа для трубы, которая может обойтись российской госкомпании в несколько миллиардов долларов. В пятницу российский премьер Владимир Путин прилетит в Хабаровск, где в тот же день «Газпром» намерен начать строительство газопровода, несмотря на отсутствие сырья для него. Аналитики говорят, что теперь иностранному оператору проекта «Сахалин-1», выбранного «Газпромом» в качестве ресурсной базы, придется пойти на уступки в переговорах с российским газовым гигантом. «Думаю, в Exxon знают, что им будут выкручивать руки. Это чистое давление», - говорит аналитик RusEnergy Михаил Крутихин. «До сих пор практика показывала, что если есть большое желание, то иностранный партнер идет ему навстречу. Тут полной свободы выбора у Exxon нет», - добавляет эксперт «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. Американская ExxonMobil, управляющая проектом «Сахалин-1» по соглашению о разделе продукции (СРП), намеревались построить собственный газопровод в Китай. Однако российские власти заблокировали этот план, потребовав поставлять газ на внутренний рынок. Ранее «Газпром» получил контроль над нефтегазовым проектом «Сахалин-2», который уступила Royal Dutch Shell после нескольких месяцев давления со стороны государственных органов охраны природы. Официальный представитель ExxonMobil сказал, что его компания до сих пор не достигла договоренностей с «Газпромом» относительно поставок. «Exxon продолжает рассматривать все возможные варианты реализации газа с «Сахалина-1», - сообщил он. Проект «Газпрома» подразумевает открытие газопровода к концу 2011 года - незадолго до старта саммита АТЭС во Владивостоке, подготовку к которому эксперты называют генеральной репетицией России перед зимней Олимпиадой-2014 в Сочи. Нестеров из «Тройки» говорит, что один километр трубы, протяженность которой на первом этапе составит 1 460 километров, обойдется «Газпрому» в $2 - 3 миллиона. Таким образом, общая стоимость строительства без учета сопутствующей инфраструктуры может составить $2,9 - 4,4 миллиарда. «В том, что он будет достаточно дорогим, сомневаться не приходится. Достаточно посмотреть на карту», - говорит Нестеров. Потребность Дальнего Востока в газе, по разным оценкам, составляет от 4 до 15 миллиардов кубометров в год. Губернатор Приморского края Сергей Дарькин ранее говорил, что около Владивостока может быть построен завод по сжижению газа для его последующих поставок в Азию. По словам Крутихина, начальная мощность трубы должна составить 7 миллиардов кубометров газа в год с возможностью увеличения до 47 миллиардов. «Для того чтобы ее наполнить, необходимо или открыть новые месторождения, или проложить трубу из Якутии. Газа фактически нет никакого, - утверждает эксперт. - Даже если выкрутят руки Exxon, то больше 7 - 8 миллиардов кубов не получится». (При участии Владимира Солдаткина. Редактор Алексей Калмыков)

2009-07-30
Куда полетит Avianova
После трех лет подготовительных работ «Альфа-групп» наконец вывела на рынок своего низкобюджетного авиаперевозчика. В Росавиации заявили, что все необходимые формальности Avianova прошла. 30 июля компании выписали сертификат эксплуатанта, с которым можно начинать полеты. Правда, время для своего стартапа «Альфа» выбрала не очень удачное. Люди вообще стали меньше летать, а тут еще и высокий летний сезон, когда все авиакомпании зарабатывают себе «жирок» на зиму, подходит к концу. Поэтому неудивительно, что параллельно с оформлением разрешения на работу Avianova вовсю занималась привлечением будущих клиентов. Уже несколько недель по всей Москве висят щиты, рекламирующие услуги авиадискаунтера. На щитах написано, что Avianova будет продавать билеты всего по 250 рублей. То же сообщает и сайт авиакомпании. Но куда именно Avianova собирается возить пассажиров за такие деньги, ни на сайте, ни в рекламе ничего не говорится. Известно лишь, что для полетов из Москвы компания выбрала аэропорт «Внуково». На внуковском аэродроме корреспондент Slon.ru и увидел раскрашенный в цвета Avianova самолет А320. По данным представителя Росавиации, пока в распоряжении перевозчика только два таких самолета. С таким флотом он сможет осилить не более 5 - 6 маршрутов для ежедневных полетов длительностью 3 - 4 часа. Но что это могут быть за маршруты ни Avianova, ни Росавиация, ни «Внуково» не раскрывают. Куда можно начать летать в кризис? Самая восточная точка страны, куда может долететь самолет Avianova - Новосибирск. Но восточные направления не очень популярны. А ведь сейчас не угадать с маршрутом - смерти подобно. В I полугодии 2009 г. авиакомпании страны перевезли по сравнению с тем же периодом прошлого года на 18% меньше пассажиров. Падение может продолжится и во второй половине года - если не помогут традиционно удачные для перевозчиков июль и август. Несмотря на кризис, люди продолжают летать к морю. Поэтому логично предположить, что Avianova будет летать в Сочи, и, если получится, не только из Москвы, но и из других регионов, имеющих с южным курортом прямое интенсивное сообщение - Екатеринбурга, Самары. Так Avianova, по крайней мере, сможет попытаться снять последние «сливки» с завершающегося высокого сезона. Второй город, куда имеет смысл начинать полеты, - это Санкт-Петербург. Похоже, там Avianova уже ждут - если не пассажиры, то, по крайней мере, потенциальные конкуренты, как раз на днях предложившие ограничить вход дискаунтеров на петербургский рынок. Остальные маршруты, куда может летать Avianova, - региональные центры деловой активности с высоким пассажирским трафиком, который мало подвержен влиянию кризиса или сезонности, - это Краснодар, Ростов, Калининград. Два-три города из этого списка обязательно появятся в маршрутной сети Avianova. Что же до обещания возить пассажиров за 250 рублей, то тут , конечно, не все так радужно. Это традиционная практика авиакомпаний-дискаунтеров - рекламировать нижнюю планку тарифов. Первое время Avianova для набора клиентуры может, и вправду, продавать все кресла по этой цене. Но это продлится недолго, иначе компания обанкротится. Тарифная политика низкобюджетных авиакомпаний строится почти так же, как и у традиционных перевозчиков: пара десятков кресел продается по рекламно низкой цене - для пассажиров, покупающих билет заранее. А остальные 80 - 100 продаются по более высокому тарифу, причем чем ближе дата перевозки, тем тариф выше. При этом не стоит забывать, что тариф - это только часть цены на билет. И если даже он равен 250 рублям, то вместе со сборами меньше 1500 - 2000 в один конец пассажир все равно не заплатит. Чудес в пассажирской авиации не бывает.

2009-07-30
«Мы расплачиваемся за незаработанный потребительский бум»
о связи между поведением потребителей в США и в России в кризис: Для начала, можно сказать, что у нас в разы ниже уровень жизни. А структура потребления в зависимости от величины дохода сильно отличается. Кроме того, сравнивать динамику структуры потребления у нас и в США трудно из-за разной доли неучтенного импорта, к примеру, в легкой промышленности у нас где-то 3/4 рынка - это импорт в целом, из него значительная часть - не учитывается. Так объем производства в легкой, текстильной и обувной промышленности в России в 2008г. $8 млрд., а импорт реально - около $24 млрд., причем официальный импорт раза в два раза меньше. Поэтому, когда смотришь на падение розничных продаж в соответствии с цифрами Росстата - это одно, а для учета динамики объема реального потребления надо еще учитывать и объемы контрафакта и контрабанды в составе совокупного импорта. При этом, не стоит забывать об очень сильном падении импорта в первой половине этого года, примерно на 40% и о том, что это, скорее всего, временно, он упал больше, чем можно было ожидать, потому что здесь есть эффект распродажи запасов импортной продукции. Предполагалось, что импорт упадет на 10%, из-за эластичности реального эффективного курса импорта - 1% падения рубля в реальном выражении приводит к 1% импорта. Но рубль в реальном эффективном выражении падал примерно на 10%. Значит, максимум, на который должен был упасть импорт, - это тоже 10%. Еще 15 - 18% падения импорта можно отнести на снижение спроса - инвестиционного, на импортные сырье и материалы - в соответствии с динамикой инвестиций и промышленности, потребительского - в соответствии с динамикой зарплат в валютном выражении. Отсюда следует, что 12 - 15% падения импорта связано с распродажей накопленных запасов импортной продукции, и после окончании этой распродажи падение импорта замедлится примерно на столько же, но связывать это с ростом потребления будет нельзя, так как оно останется на прежнем уровне. Вообще, у нас сейчас идет переход от рецессии запасов к рецессии спроса. До сих пор падение ВВП происходило за счет того, что снижалось именно производство, а спрос падал не так сильно. У нас промышленность упала на 20%, а товарооборот - всего на 5%. Чистый экспорт даже вырос, потому что импорт очень сократился. При 10% снижении ВВП, падение спроса дало в нем всего 2%, а остальные 8% - за счет того, что распродавались запасы, которые были накоплены в предрецессионный период. И, когда спрос падает, продажи падают, предприниматели стремятся поддерживать уровень запасов в том же процентном соотношении к объему продаж. Поэтому они на время останавливают производство, потом запасы распродаются, и производство начинает оживать немного. И если мы начинаем выходить из кризиса и спрос растет, то потом запасы восстанавливаются. Если нет, как у нас происходит сейчас, то мы начнем входить в фазу рецессии спроса, и после краткосрочного отскока вверх мы можем увидеть еще более сильное сокращение производства, еще большее сокращение зарплат, а это скажется на розничном товарообороте в сторону еще большего падения, чем нынешние 5%. Как мы выглядим по динамике товарооборота на фоне остальных стран? По данным Всемирного банка, в 2009 г. потребление домохозяйств в целом по миру сократится на 1,5%, в развитых странах - на 2,2%, в США - на меньше на 2,2%, в ЕС - на 2,3%, в развивающихся странах вырастет на 1%, в России упадет на 5%, в Индии вырастет на 4%, в Китае - на 6,6%, в Бразилии - на 0,9%. Таким образом у нас уже наибольшее падение, возможно, потому, что экономика была перегрета, когда нефтяные деньги упали прямо с неба, и мы сейчас расплачиваемся за незаработанный потребительский бум. Снижение потребления в развитых странах, в частности в США, возникает не только из-за падения доходов и роста безработицы, но и из-за роста нормы сбережений, сейчас достигнута самая высокая норма сбережений за последние 16 лет - 6,3%. В предыдущий кризис норма сбережений росла незначительно и в целом оставалось постоянной. Если брать более длительный период, то норма сбережений в США снизилась с 9% ВВП в начале 80-х до 0,4% ВВП в 2005 г. А текущий кризис привел к возврату к традиционной модели сбережений, который существовал в начале 80-х. И как результат, даже выплаты из бюджета не привели к оживлению спроса. Американцы предпочитают сберегать, а не тратить. Если в Китае розничные продажи в мае выросли на 15% к аналогичному периоду прошлого года - там активно раскупают автомобили и бытовую технику в рамках программы правительства страны по стимулированию спроса, то в Америке это не дает результата. Почему? Потому, что в Китае, в отличие от США норма сбережений уже была достаточно высокой и в кризис не растет. У нас норма сбережений тоже растет, но не так сильно, как в тех же США, хотя в целом негативное влияние роста сбережения на потребление - это общее между нами и развитыми странами вообще. Кроме того, в мире в ходе кризиса сокращение потребительских расходов и сокращение потребительского кредитования наибольшим образом отразилось на товарах длительного пользования, как правило, продажи таких товаров падают на 20 - 50%. При этом, практически не сокращаются продажи продовольственных товаров, а продажи фармацевтической продукции даже растут. Эти тенденции также общие и для нас, и для США.

2009-07-30
«Авианова» постарается встать на интенсивные маршруты»
о возможной маршрутной сети «Авиановы»: Скорее всего, «Авианова» постарается встать на самые интенсивные маршруты. К таким у нас относятся Петербург - он на первом месте, и Сочи, а также несколько сибирских и уральских крупных городов. Но ведь сейчас сезон кончается. Сможет ли она так «раскататься», чтобы составить конкуренцию традиционным авиакомпаниям, хорошо представленным в системах бронирования, - это очень большой вопрос.

2009-07-30
«Конечно, спрос на DIY упал – это не товары первой необходимости»
о реакции DIY сектора на кризис: Конечно, спрос упал, потому что DIY - не товары первой необходимости, но и нельзя назвать спад резким. Мы сохранили наценки прежними, а по ряду позиций даже уменьшили их. Но, судя по тому, что немецкая Kika вошла на рынок, а это серьезная компания, и наверняка они как следует просчитали возможности нашего рынка, здесь не так уж и плохо со спросом. Да и мы сейчас готовим запуск шести гипермаркетов до конца этого года. Два в Москве и четыре в регионах.

2009-07-30
«250 рублей – это не вечная цифра»
о тарифной политике «Авиановы»: Тариф в 250 рублей не может включать в себя аэропортовые сборы, ставки за взлет-посадку, потому что они значительно превышают эту сумму. Чистого тарифа 250 рублей нет ни одном маршруте - это ниже себестоимости на любом направлении без исключения. Как реклама - пожалуйста. Как базис, на который будет навешано куча всего, - тоже, пожалуйста. Принципиальным вопросом является то, готова ли компания просто, без всякой меры, выбросить деньги на раскрутку. Ведь при такой пиар-акции ей придется фиксировать изрядные убытки. Либо количество билетов, продаваемых по этому тарифу, будет ограничено, либо будут введены значительные ограничения - продажа только через сайт и так далее. Так или иначе, при любом раскладе, даже если сверху будут лежать сборы, 250 рублей - это не вечная цифра. Ее обязательно нужно будет поднять после того, как станет понятно, что модель авиакомпании жизнеспособная. Только вот конкуренты тоже могут отреагировать снижением тарифов, и когда «Авианова» захочет перейти к нормальным тарифам, удержать приверженцев 250 рублей не получится.

2009-07-30
«У нас спрос не падает»
о специфике спроса в своем сегменте в период кризиса: Рост среднего чека за полугодие составил 20 - 30%, нельзя сказать, что стали больше покупать, это, скорее, девальвационный эффект, ведь 60% нашего ассортимента - это импорт. Но, с другой стороны, спрос и не падает, как в других розничных сегментах. И даже при увеличении стоимости товаров на 30% люди продолжают их покупать. С одной стороны, у покупателей есть устойчивый интерес к таким товарам, для любого мужчины нож - это не просто сувенир, а еще и предмет гордости, кроме того у ножей есть еще и функционал, в отличие от сувенирки. Пневматика же пользуется спросом в силу начала летнего сезона, это, скорее, оружие досуга. Да и цена выстрела дешевле, чем у боевого или травматического оружия. С другой, подобная сетевая система продажи еще не сильно развита. Мы работаем над изменением отношения людей к ножам, что это не оружие или барахло. Всего цивилизованных сетей на рынке - две с половиной. Почему так - есть сеть [всего] из двух магазинов. Сам рынок я бы оценил в 100 млн руб. Наша доля на рынке около 5%.

2009-07-30
«Разная глубина падения связана связана с разницей в доходах»
о связи между поведением потребителей в США и в России в кризис: Связь, конечно, не прямая, а опосредованная, через общее снижение объемов потребления. И в первую очередь, оно наблюдается в тех сегментах рынка, где большую долю в покупках занимают именно кредитные деньги. Все логично, что стали покупать меньше одежды, без электроники тоже можно обойтись. Разная глубина падения связана, конечно, с разным уровнем доходов у нас и в США и, соответственно, с разной структурой потребительских расходов. В Штатах на еду тратится меньшая часть от общего дохода (порядка 12%), чем у нас (в лучшие годы, в 2006 - 2007 гг. - не менее 30%, а сейчас снова 40 - 50%). Соответственно, когда доходы упали, а потребность в продуктах остается, то будут и меньше тратить на все остальное. Ну, и не стоит забывать, что наш спрос был искусственно раздут, ежегодно товарооборот в зависимости от сектора рос на 15 - 20%. Это было следствием экспоненциального роста кредитования, на Западе такого не было. Отсюда и наши более глубокие провалы. Что касается доступности кредитования конечным потребителям, то там дело не столько в ставках, сколько в более жестких требованиях к заемщикам, и сами кредиты сейчас доступны меньшему числу заемщиков.

2009-07-30
«Потребление было ранее слишком высоким»
о связи между поведением потребителей в США и в России в кризис: По потреблению между США и Россией есть определенные параллели. Во-первых: в период кризиса растет норма сбережений, и это один из факторов замедления потребления, как у нас, так и в Штатах. Там это более ярко выражено, потому что само потребление было ранее слишком высоким, а сейчас норма сбережения выходит на более приемлемый уровень. При этом в рамках самого потребления наблюдается переориентация в сторону продуктов питания и тех товаров и услуг, которые являются необходимостью, а не роскошью. Еще хочу заметить, что потребление и у нас, и в других странах оказалось более резистентным к кризису, чем другие компоненты ВВП, скажем, инвестиции. Это связано с тем, что у нас была постепенная девальвация, и остался резерв сбережений, которым могут пользоваться потребители. И, помимо этого, укрепление рубля, которое наблюдалось в последние годы, позволило существенно улучшить ситуацию с потреблением. Насчет пропорций я был бы осторожен.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное