Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Первая жертва <<схемы Медведева>>


     slon.ru
2009-07-30
Первая жертва «схемы Медведева»
Муниципальные депутаты смогут заставлять главу мириться с неудобными ему решениями в обмен на сохранение в должности.

2009-07-30
«Мы расплачиваемся за незаработанный потребительский бум»
о связи между поведением потребителей в США и в России в кризис: Для начала, можно сказать, что у нас в разы ниже уровень жизни. И структура потребления в зависимости от величины дохода сильно отличается. Но сравнивать трудно, к примеру, в легкой промышленности у нас 3/4 рынка - это неучтенный импорт. К примеру, объем продаж в легкой, текстильной и обувной промышленности $8 млрд, а импорт - $24 млрд, причем официальный импорт раза в три меньше. А остальное попросту не учитывается. Поэтому, когда смотришь падение розничных продаж, на цифры Росстата трудно ориентироваться, потому что надо еще и учитывать объемы контрафакта. Кроме того, цифры Росстата надо еще оценивать с учетом инфляции потребительских расходов, которая больше 10%. Кроме того, не стоит забывать об очень сильном падении импорта в первой половине этого года, примерно на 40%. Причем он упал больше, чем можно было ожидать, потому что там есть эффект распродажи запасов. Предполагалось, что импорт упадет на 10%, из-за эластичности реального эффективного курса импорта - 1% падения рубля в реальном выражении приводит к 1% импорта. Но рубль в реальном эффективном выражении падал примерно на 10%. Значит, максимум, на который должен был упасть импорт, - это тоже 10%. Кроме того, у нас сейчас идет переход от рецессии запасов к рецессии спроса. До сих пор падение ВВП было за счет того, что снижалось именно производство, а спрос падал не так сильно. У нас промышленность упала на 20%, а товарооборот - всего на 5%. Чистый экспорт даже вырос, потому что импорт очень сократился. При 10% снижении ВВП, падение спроса дало в нем всего 2%, а остальные 8% - за счет того, что распродавались запасы, которые были накоплены в предрецессионный период. И, когда спрос падает, продажи падают, предприниматели стремятся поддерживать уровень запасов в том же процентном соотношении к объему продаж. Поэтому они на время останавливают производство, потом запасы распродаются, затем производство начинает оживать немного. И если мы начинаем выходить из кризиса, то потом запасы восстанавливаются. Если нет, как у нас происходит сейчас, то мы начнем входить в фазу рецессии спроса, и продолжится еще более сильное сокращение производства. Они и так как могли уже сократили расходы, та же численность занятых упала на 8%, реальные запасы упали на 5%. Но если сейчас не получится сократить больше численность (как в Пикалеве), тогда последует сокращение зарплат, а это скажется на товарообороте. Вот, по данным Всемирного банка, в 2009 г. потребление домохозяйств в целом по миру сократится на 1,5%, в развитых странах - на 2,2%, в США - на меньше 2,3%, в ЕС - на 2,3%, в развивающихся странах вырастет на 1%, в России упадет на 5%, в Индии вырастет на 4%, в Китае - на 6,6%, в Бразилии - на 0,9%. Видите, у нас все же наибольшее падение. И еще у нас падает, тогда как в других странах BRIC растет, возможно, потому, что у нас была перегрета экономика, мы расплачиваемся за незаработанный потребительский бум, когда нефтяные деньги упали прямо с неба. Снижение потребления в развитых странах возникает не только из-за падения доходов и роста безработицы, но и из-за роста нормы сбережений, сейчас достигнута самая высокая норма сбережений за последние 16 лет - 6,3%. В предыдущий кризис норма сбережений росла незначительно и даже оставалось постоянной величиной. Норма сбережений в США снизилась с 9,11% ВВП в начале 80-х до 0,4% ВВП в 2005 г. А текущий кризис привел к возврату к традиционной модели сбережений, который существовал в начале 80-х. И как результат, даже выплаты из бюджета не привели к оживлению спроса. Американцы предпочитают сберегать, а не тратить. Реальная зарплата в США - минус 2%, это меньше чем падение в России почти в два раза. В ЕС падение зарплат тоже выше, чем в США. На уровне России потребительские расходы выросли только в Индии и Китае - на 4,5%. В Китае розничные продажи в мае выросли на 15% к аналогичному периоду прошлого года, раскупают там активно автомобили и бытовую технику в рамках программы правительства страны по стимулированию спроса. В Америке это не дает результата, а в Китае, наоборот, там и так норма сбережений была достаточно высокой. Кроме того сокращение потребительских расходов и сокращение потребительского кредитования наибольшим образом отразилось на товарах длительного пользования, как правило, продажи таких товаров падают на 20 - 50%. Практически не сокращаются продажи продовольственных товаров, растут продажи фармацевтической продукции. Это вполне общее, между нами и США.

2009-07-30
«Авианова» постарается встать на интенсивные маршруты»
о возможной маршрутной сети «Авиановы»: Скорее всего, «Авианова» постарается встать на самые интенсивные маршруты. К таким у нас относятся Петербург - он на первом месте, и Сочи, а также несколько сибирских и уральских крупных городов. Но ведь сейчас сезон кончается. Сможет ли она так «раскататься», чтобы составить конкуренцию традиционным авиакомпаниям, хорошо представленным в системах бронирования, - это очень большой вопрос.

2009-07-30
КНДР задержала южнокорейское рыболовецкое судно
СЕУЛ (Рейтер) - Береговая охрана Северной Кореи задержала в четверг южнокорейскую рыболовецкую лодку с четырьмя членами экипажа, случайно оказавшуюся в территориальных водах КНДР, сообщил представитель вооруженных сил Южной Кореи. Южная Корея обратилась к своему северному соседу с призывом освободить судно и членов экипажа. В ответ КНДР сообщила, что производит допрос экипажа, не предоставив больше никаких подробностей. По мнению южнокорейского эксперта по КНДР Пайк Хак-суна, Северная Корея может отказаться быстро освободить экипаж и использовать судно как разменную монету в переговорах с южанами. Рыболовецкое судно нарушило морскую границу возле восточного побережья Корейского полуострова, где и было задержано северокорейской патрульной лодкой, сообщил военный чиновник. Ранее появились сообщения о том, что КНДР захватила лодку, однако Сеул опроверг эту информацию, сообщив, что ни одно северокорейское судно не пересекало морскую границу с Южной Кореей. «Не похоже, что какое-то северокорейское судно отправилось на юг и захватило лодку», - сообщил представитель аппарата объединенного комитета начальников штабов Южной Кореи. Инцидент, по всей видимости, ставший результатом поломки навигационной системы, произошел на фоне ухудшения отношений между двумя странами, и как говорят аналитики, набирающего обороты процесса передачи власти в КНДР. (Джек Ким, перевел Антон Колодяжный. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-07-30
«Конечно, спрос на DIY упал – это не товары первой необходимости»
о реакции DIY сектора на кризис: Конечно, спрос упал, потому что DIY - не товары первой необходимости, но и нельзя назвать спад резким. Мы сохранили наценки прежними, а по ряду позиций даже уменьшили их. Но, судя по тому, что немецкая Kika вошла на рынок, а это серьезная компания, и наверняка они как следует просчитали возможности нашего рынка, здесь не так уж и плохо со спросом. Да и мы сейчас готовим запуск шести гипермаркетов до конца этого года. Два в Москве и четыре в регионах.

2009-07-30
«250 рублей – это не вечная цифра»
о тарифной политике «Авиановы»: Тариф в 250 рублей не может включать в себя аэропортовые сборы, ставки за взлет-посадку, потому что они значительно превышают эту сумму. Чистого тарифа 250 рублей нет ни одном маршруте - это ниже себестоимости на любом направлении без исключения. Как реклама - пожалуйста. Как базис, на который будет навешано куча всего, - тоже, пожалуйста. Принципиальным вопросом является то, готова ли компания просто, без всякой меры, выбросить деньги на раскрутку. Ведь при такой пиар-акции ей придется фиксировать изрядные убытки. Либо количество билетов, продаваемых по этому тарифу, будет ограничено, либо будут введены значительные ограничения - продажа только через сайт и так далее. Так или иначе, при любом раскладе, даже если сверху будут лежать сборы, 250 рублей - это не вечная цифра. Ее обязательно нужно будет поднять после того, как станет понятно, что модель авиакомпании жизнеспособная. Только вот конкуренты тоже могут отреагировать снижением тарифов, и когда «Авианова» захочет перейти к нормальным тарифам, удержать приверженцев 250 рублей не получится.

2009-07-30
«У нас спрос не падает»
о специфике спроса в своем сегменте в период кризиса: Рост среднего чека за полугодие составил 20 - 30%, нельзя сказать, что стали больше покупать, это, скорее, девальвационный эффект, ведь 60% нашего ассортимента - это импорт. Но, с другой стороны, спрос и не падает, как в других розничных сегментах. И даже при увеличении стоимости товаров на 30% люди продолжают их покупать. С одной стороны, у покупателей есть устойчивый интерес к таким товарам, для любого мужчины нож - это не просто сувенир, а еще и предмет гордости, кроме того у ножей есть еще и функционал, в отличие от сувенирки. Пневматика же пользуется спросом в силу начала летнего сезона, это, скорее, оружие досуга. Да и цена выстрела дешевле, чем у боевого или травматического оружия. С другой, подобная сетевая система продажи еще не сильно развита. Мы работаем над изменением отношения людей к ножам, что это не оружие или барахло. Всего цивилизованных сетей на рынке - две с половиной. Почему так - есть сеть [всего] из двух магазинов. Сам рынок я бы оценил в 100 млн руб. Наша доля на рынке около 5%.

2009-07-30
«Сейчас еще не ощущается всей полноты проблем»
о реакции фармрынка на кризис: В первом полугодии рецептурные препараты выросли на 33%, безрецептурные на 29 - 30%. Это девальвационный рост, но потребители, как правило, испытав первый шок от роста цены, в дальнейшем от привычных препаратов уже не отказываются и продолжают покупать. При этом первая группа себя чувствует относительно стабильно, человек настроившийся на лечение, как правило, следует рекомендациям врача. Тогда как во второй группе, где выбор препарата обусловлен скорее рекламой и его ценой, конкуренция высока и потребителю есть из чего выбрать. В частности, в анальгетиках сейчас наблюдается отказ от более дорогих препаратов в сторону дешевых аналогов. Тем не менее темпы роста все равно замедляются, это уже было видно в мае, когда рост составил 27 - 29%, думаю, в дальнейшем эта тенденция продолжится. Еще один момент, сейчас идет вымывание из ассортимента дистрибьюторов и розничных сетей нестабильных, слабых брендов. Думаю, что сейчас еще не ощущается всей полноты проблем, по большому счету, в первом полугодии деньги у населения не закончились, а вот с усугублением безработицы, что особенно болезненно для моногородов, возможно и падение рынка. В частности, на Дальнем Востоке происходит именно так, просто он занимает всего 5% рынка страны и это на общих показателях не сказывается. Так что хорошо, если по итогам года будет рост в 20%.

2009-07-30
«Разная глубина падения связана связана с разницей в доходах»
о связи между поведением потребителей в США и в России в кризис: Связь, конечно, не прямая, а опосредованная, через общее снижение объемов потребления. И в первую очередь, оно наблюдается в тех сегментах рынка, где большую долю в покупках занимают именно кредитные деньги. Все логично, что стали покупать меньше одежды, без электроники тоже можно обойтись. Разная глубина падения связана, конечно, с разным уровнем доходов у нас и в США и, соответственно, с разной структурой потребительских расходов. В Штатах на еду тратится меньшая часть от общего дохода (порядка 12%), чем у нас (в лучшие годы, в 2006 - 2007 гг. - не менее 30%, а сейчас снова 40 - 50%). Соответственно, когда доходы упали, а потребность в продуктах остается, то будут и меньше тратить на все остальное. Ну, и не стоит забывать, что наш спрос был искусственно раздут, ежегодно товарооборот в зависимости от сектора рос на 15 - 20%. Это было следствием экспоненциального роста кредитования, на Западе такого не было. Отсюда и наши более глубокие провалы. Что касается доступности кредитования конечным потребителям, то там дело не столько в ставках, сколько в более жестких требованиях к заемщикам, и сами кредиты сейчас доступны меньшему числу заемщиков.

2009-07-30
Золото дорожает по мере ослабления курса доллара
ЛОНДОН (Рейтер) - Золото дорожает по мере ослабления курса доллара, спровоцированного ростом фондовых рынков и комментариями китайского центробанка. Однако рост золота сдерживается неуверенностью трейдеров в спросе на металл. В 14.20 МСК золото подорожало до $933 за унцию с $929 при закрытии торгов в среду, а августовские фьючерсы в Нью-Йорке прибавили $5,70 до $932,90 за унцию. «Доллар слабеет, думаю, это продолжится и сегодня», - сказал аналитик Citigroup Дэвид Тёртелл, добавив, что трейдеры будут следить за данными с рынка труда США в пятницу. «Думаю, данные будут все лучше и лучше, и это еще один повод для снижения курса доллара». Доллар отступил от двухнедельного пика к евро на фоне подъема на фондовых рынках. Китайские акции выросли после 5-процентного спада накануне благодаря заявлению вице-президента Народного банка Китая, что центробанк будет придерживаться мягкой денежно-кредитной политики. Акции в Европе растут благодаря хорошей отчетности компаний. Подъем фондовых рынков стимулирует инвесторов приобретать более рискованные активы, такие как высокодоходные валюты и сырье. Спрос на золото в Индии - крупнейшем в мире рынке этого металла - понемногу восстанавливается, но для существенного роста потребления необходимо заметное снижение цены. «Есть приличный объем заказов по цене $900 - 920 за унцию», - сказал трейдер в одном из государственных индийских банков. Серебро в 14.20 МСК подорожало до $13,38 за унцию с $13,28 при закрытии торгов в среду, платина стоила $1 175,50 против $1 170, а палладий - $254 по сравнению с $252,50. В начале недели платиноиды достигли почти двухмесячных максимумов, но, как считают дилеры, благодаря лишь спекуляциям, а не росту реального спроса. (Ян Харви. Перевел Денис Пшеничников. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-07-30
«Потребление было ранее слишком высоким»
о связи между поведением потребителей в США и в России в кризис: По потреблению между США и Россией есть определенные параллели. Во-первых: в период кризиса растет норма сбережений, и это один из факторов замедления потребления, как у нас, так и в Штатах. Там это более ярко выражено, потому что само потребление было ранее слишком высоким, а сейчас норма сбережения выходит на более приемлемый уровень. При этом в рамках самого потребления наблюдается переориентация в сторону продуктов питания и тех товаров и услуг, которые являются необходимостью, а не роскошью. Еще хочу заметить, что потребление и у нас, и в других странах оказалось более резистентным к кризису, чем другие компоненты ВВП, скажем, инвестиции. Это связано с тем, что у нас была постепенная девальвация, и остался резерв сбережений, которым могут пользоваться потребители. И, помимо этого, укрепление рубля, которое наблюдалось в последние годы, позволило существенно улучшить ситуацию с потреблением. Насчет пропорций я был бы осторожен.

2009-07-30
«Крупные nonfood операторы почувствовали кризис с опозданием»
о реакции крупных nonfood операторов на кризис: По сравнению с тем же продуктовым ритейлом, я заметил, что они почувствовали кризис с некоторым запозданием. У тех же мебельщиков: еще в январе - феврале этого года у них были очень хорошие месяцы по продажам. Когда остальные операторы торговых центров уже чувствовали себя нехорошо, мы еще не давали скидок и не стимулировали пул мебельщиков и текстильщиков.

2009-07-30
«Это очень важный антидепрессант»
о реакции розничного рынка косметики и парфюмерии на кризис: В рублевом эквиваленте падения рынка естественно нет, я думаю, что в некоторых секторах возможен даже рост на 3 - 4%, даже в евро. Дело в том, что парфюмерия и косметика уже ушла из категории роскоши в ежедневную потребность да и попросту необходимость. Но не забывайте, что в категорию косметика и парфюмерия входят не только помада и дорогие духи, но еще шампуни, зубные пасты и дезодоранты. Вещи, без которых достаточно сложно обходиться, неважно кризис или нет. Ну и немаловажно еще то, что чуть ли не со времен Великой депрессии, во все кризисы, когда остальные секторы падают, потребление косметики все равно растет. Это очень важный антидепрессант.

2009-07-30
«Игроки не констатируют серьезных проблем»
о реакции рынка продаж одежды на кризис: В целом, нельзя сказать об очень сильном падении рынка продаж одежды. В основном, игроки не констатируют серьезных проблем. В рублях рынок ужался в пределах 5 - 10%, в долларах, конечно, больше, примерно на 20%.

2009-07-30
Рынки акций Европы растут вслед за телекомами
ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ, Германия (Рейтер) - Европейские рынки акций в четверг уверенно продвигались вверх вслед за телекоммуникационным сектором, который вдохновили результаты французской компании France Telecom и британской BT, что помогло сгладить неприятное впечатление от неудач немецких концерна Siemens и BASF. К 12.46 панъевропейский индекс «голубых фишек» FTSEurofirst 300 вырос на 0,77 процента до 917,85 пункта. В 2008 году главный биржевой «барометр» Европы потерял 45 процентов, однако по сравнению с историческим минимумом, обновленным 9 марта, он набрал уже около 42 процентов. «Сезон корпоративной отчетности обеспечил рынку попутный ветер. Еще не время для беспечности, но мы уже далеко ушли от конца света. Многие цифры попали под воздействие экономического кризиса, но они вовсе не так плохи, как еще недавно боялись некоторые», - сказал Роджер Питерс из Close Brothers Seydler. Индекс телекоммуникационного сектора DJ STOXX European Telecoms вырос на 2,11 процента, уступив в росте только горнорудному сектору, индекс которого DJ STOXX European Basic Resources подскочил на 3,29 процента. Акции France Telecom подорожали на 2,94 процента благодаря тому, что компания сообщила о большей операционной прибыли в первом полугодии, чем думали эксперты. Акции BT Group прибавили 12,64 процента, так как его операционная прибыль в первом квартале сократилась не столь сильно, как опасались аналитики. Бумаги немецкой фирмы Deutsche Telekom приобрели 1,93 процента, британского Vodafone - 2,27 процента. Акции британской горнорудной компании Rio Tinto выросли на 4,42 процента, британской же BHP Billiton - на 3,30 процента, бумаги крупнейшей в мире сталелитейной группы ArcelorMittal - на 3,18 процента. Однако машиностроительному конгломерату Siemens повезло меньше: его акции снизились на 1,56 процента после сообщения о резком сокращении операционной прибыли за минувший квартал. Акции крупнейшей в мире химической компании BASF упали на 4,80 процента, так как его чистая прибыль во втором квартале не дотянула до прогнозов. (Кристоф Штайц. Перевела Анна Разинцева. Редактор Татьяна Мосолова)


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное