Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

<<Квинтэссенцией совещания у Путина стал призыв к госбанкам наращивать кредитные портфели>>


     slon.ru
2009-07-22
«Квинтэссенцией совещания у Путина стал призыв к госбанкам наращивать кредитные портфели»
об итогах совещания у премьер-министра Владимира Путина по ситуации в банковском секторе: Квинтэссенцией совещания стал призыв к госбанкам поддерживать и наращивать кредитные портфели. Ориентир уже задан - 150 млрд руб. в месяц и 450 - 500 млрд руб. к 1 октября. Для этого созданы все механизмы. Во-первых, госгарантии на 300 млрд руб. [Министр финансов Алексей] Кудрин заверил, что для их выдачи все готово. Во-вторых, субординированные кредиты. У ВЭБа, по словам [председателя банка Владимира] Дмитриева, тоже с приемом заявок и выдачей все отлажено. И, в-третьих, механизм рекапитализации с помощью ОФЗ. Российские банки в случае необходимости в пополнении капитала смогут сделать это, обменяв свои акции на госбумаги. ЦБ сейчас готовит критерии, на основании которых они смогут участвовать в этой программе. Госбанкиры ответили, что будут стараться [выполнить ответственное задание].

2009-07-22
План действий после кризиса
Лишние резервы | Ставка ФРС | Четыре пути ФРС  Глубина и масштаб глобальной рецессии потребовали значительного смягчения денежно-кредитной политики. За два года, прошедшие с начала финансового кризиса, Федеральная резервная система понизила целевую ставку по межбанковским кредитам «овернайт» (ставку федерального финансирования) почти до нуля. Мы также существенно увеличили баланс ФРС, скупая долгосрочные ценные бумаги и запустив программы целевого кредитования, чтобы оживить выдачу займов. Эти меры смягчили воздействие финансового кризиса на экономику. Они помогли лучше функционировать ключевым кредитным рынкам, включая рынки межбанковского кредитования, коммерческих бумаг, потребительских кредитов и кредитов малому бизнесу, а также жилищной ипотеки. Мои коллеги и я считаем, что стимулирующая монетарная политика будет оправданной еще долгое время. Тем не менее, в какой-то момент, когда экономика начнет уверенно восстанавливаться, нам придется ужесточить денежно-кредитную политику, чтобы предотвратить инфляцию. Комитет ФРС по операциям на открытом рынке, определяющий монетарную политику США, посвятил немало времени вопросам, касающимся стратегии выхода из режима антикризисной поддержки. Мы уверены, что у нас есть инструменты, необходимые для того, чтобы отказаться от стимулирующей политики мягко и своевременно тогда, когда это будет целесообразно. ЛИШНИЕ РЕЗЕРВЫ Стратегия выхода из кризиса тесно связана с управлением балансом ФРС. Когда ФРС осуществляет заимствования или приобретает ценные бумаги, средства поступают в банковскую систему и, в конечном счете, оказываются на резервных счетах банков и других депозитных учреждений в ФРС. Остатки этих резервов сейчас составляют около $800 миллиардов, что намного больше нормы. В текущих экономических условиях многие банки держат резервы на счетах в ФРС. Но когда экономика начнет восстанавливаться, у банков появится больше возможностей, чтобы использовать эти средства для предоставления кредитов. Это приведет к ускорению роста денежной массы (например, M1 и M2) и смягчению условий кредитования, в результате чего может возникнуть инфляционное давление - если мы не примем контрмеры. Когда придет время для ужесточения монетарной политики, мы должны будем либо уменьшить огромные остатки на резервных счетах, либо, если они сохранятся, нейтрализовать потенциальные нежелательные последствия для экономики. В известной мере, резервы банков на счетах в ФРС сократятся автоматически, поскольку когда ситуация в финансовом секторе улучшится, наши программы краткосрочного кредитования станут менее популярны и со временем будут отменены. На самом деле, объем краткосрочных кредитов, предоставленных ФРС финансовым институтам и другим участникам рынка, уже сократился до менее чем $600 миллиардов к середине июля с $1,5 триллиона в конце 2008 года. Кроме того, резервы могут сокращаться примерно на $100 - 200 миллиардов ежегодно в течение следующих нескольких лет по мере погашения ценных бумаг, держателем которых является ФРС. Тем не менее, объем резервов, скорее всего, останется достаточно высоким еще несколько лет, если не будут приняты дополнительные меры. СТАВКА ФРС Прошлой осенью Конгресс разрешил нам выплачивать проценты по остаткам на счетах банков в ФРС. Сейчас процентная ставка по ним составляется 0,25%. Когда придет время ужесточить монетарную политику, мы можем повышать ставку по остаткам на резервных счетах по мере увеличения ставки рефинансирования. Банки, как правило, не выдают кредиты на денежном рынке по ставке ниже той, под которую они могут без риска отдать деньги ФРС. Более того, они должны соперничать за возможность занять средства на частных рынках по ставкам, которые ниже ставок по остаткам на резервных счетах, поскольку таким образом смогут не рискуя заработать на спрэде. В нормальных финансовых условиях стремление банков к участию в простых арбитражных операциях, описанных выше, как правило, приводит к сокращению разрыва между ставкой рефинансирования и ставкой, которую ФРС устанавливает по остаткам на резервных счетах. Если же разрыв сохраняется, можно решить проблему, дополнив процентные выплаты по резервам мерами по сокращению объема резервов и выводу избыточной ликвидности с рынков - то есть вспомогательными средствами ужесточения монетарной политики. Есть четыре способа, с помощью которых это можно сделать. ЧЕТЫРЕ ПУТИ ФРС Во-первых, Федеральная резервная система может уменьшить объем банковских резервов и сократить избыточную ликвидность в других институтах с помощью масштабных сделок обратного репо с участниками финансовых рынков, включая банки, квазигосударственные агентства и другие институты. В рамках этих сделок ФРС будет продавать ценные бумаги из своего портфеля с обязательством выкупить их впоследствии по чуть более высокой цене. Во-вторых, Министерство финансов может продать казначейские векселя и разместить вырученные средства в ФРС. Когда покупатели будут платить за эти бумаги, счет Минфина в ФРС будет увеличиваться, а сальдо резервов - уменьшаться. Минфин проводит такие операции с прошлой осени в рамках своей программы дополнительного финансирования (Supplementary Financing Program). Но хотя действия министерства приносят пользу, чтобы сохранить независимость монетарной политики, мы должны гарантировать, что сумеем достичь своих целей и без поддержки Минфина. В-третьих, воспользовавшись правом выплачивать проценты по банковским остаткам в ФРС, которым наделил нас Конгресс, мы можем предложить банкам срочные депозиты - по аналогии с депозитными сертификатами, которые банки предлагают своим клиентам. Средства, которые банки положат на срочный депозит в ФРС, не будут использоваться на рынке федеральных фондов. В-четвертых, при необходимости ФРС может уменьшить объем резервов, продав часть принадлежащих ей долгосрочных ценных бумаг на открытом рынке. Каждый их этих способов поможет повысить краткосрочные процентные ставки, а также сдержать рост широкой денежной массы и кредитования, то есть приведет к ужесточению монетарной политики. У ФРС есть много эффективных инструментов для того, чтобы ужесточить денежно-кредитную политику, когда этого потребует экономическая ситуация. Однако, как уже говорили мои коллеги и я, экономические условия, скорее всего, еще долго будут складываться не в пользу ужесточения. Мы будем тщательно выверять сроки и темпы будущего ужесточения и использовать разнообразные инструменты для того, чтобы наилучшим образом выполнить нашу двойную задачу - обеспечить максимальную занятость и ценовую стабильность. Оригинал статьи


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное