Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Живем, нашлись китайцы!


     slon.ru
2009-07-24
Живем, нашлись китайцы!
Беженцы-разведчики | Далеко ли до Харькова | Говори, Пекин На суджанском рынке, который почему-то до сих пор называется «Колхозным», принято спрашивать, откуда товар - из Москвы или из Харькова. Торговцы отвечают честно, но на выбор покупателя это никак не влияет. Спрашивают, скорее, чтобы поддержать общение. Потому что и там, и там главные поставщики «импортируемого» в Суджу ширпотреба - китайцы. Мало того, челночная экономика устроилась таким причудливым иероглифом, что некоторые харьковские оптовики, - те, что помощнее, - закупаются у китайцев в Москве, а потом в Харькове торгуют с суджанскими контрагентами. БЕЖЕНЦЫ-РАЗВЕДЧИКИ Суджа, крошечный райцентр в Курской области в восьми километрах от Украины, всегда занималась «внешней» торговлей. Только в советское время этим кормились жители окрестных деревень и хуторов, и были они «экспортерами» - возили овощи в Таллинн и Кингисепп, - а после и крестьяне, и горожане стали «импортерами». Беженцы из Сумгаита и Нагорного Карабаха, из Грузии и Армении быстро наладили поставки фруктов и обуви. У них и до сих пор лучшие места на рынке. Заводы, которых в округе было с десяток, закрылись, колхозы тоже, вместе с ремонтными станциями. Из работодателей остались: милиция, таможня, зона для малолетних да газоизмерительная станция «Суджа», которая прославляет город всякий раз, когда Россия ругается с Украиной из-за газа. И коренное население стало брать пример с беженцев. Одни поехали на заработки в чужие края, другие стали челноками. Теперь торговлей живет чуть ли не половина из 7000 жителей города. И для каждого четвертого из продавцов - тех, кто занимается «шмотками» - закрытие «Черкизона» стало шоком. «Мы же месяц в Москву не ездили, некоторые наши попробовали на «Лужники» сунуться, но там джинсы, которые на Черкизовском или в Харькове можно было за 800 рублей взять, стоят 1500-1600», - рассказывает Ира, которая челночит последние лет восемь. Выход нашелся буквально на днях. 23 июля в город из Москвы вернулся разведотряд - в Люблино (ТК «Москва») брать можно. Цены всего на 20 - 40% выше, чем были на Черкизовском, китайцы есть, так что жизнь продолжается. ДАЛЕКО ЛИ ДО ХАРЬКОВА До этого последнего донесения челноки стояли перед трудным выбором: закупаться в Москве и поднимать цены, притом, что торговля сейчас и так не ахти, или возвращаться на Харьковский ночной рынок. Он в несколько раз меньше Черкизовского, а ночной потому, что работает с семи вечера до полуночи. Есть в Харькове и дневной рынок, и выбирать товар на нем удобнее, потому что светло (хотя продавцы не обманывают, - ни украинцы, ни китайцы), но суджанские торговцы предпочитают закупиться ночью, с тем чтобы к утру расположиться с товаром за своим прилавком. Благо, «Колхозный» закрывается в два часа дня, потом можно отоспаться. Цены в Харькове, если и ниже, чем были на Черкизовском, то совсем чуть-чуть, а на некоторые товары и выше. И китайцев - на товар которых все жалуются, но берут из-за дешевизны - много. «Но других таких наций [как на Черкизовском] там нет, остальные украинцы, - говорит Ира. - И дорога дешевле. Если бы не таможня, все ездили бы в Харьков». Таможня дала знать о себе года два с половиной назад - тогда челноков вдруг стали не пускать через границу с товаром. Всех «торгашей» таможенники знают в лицо. Большая сумка - назад на нейтральную полосу. «А там уже раскладываем по пакетикам и потихоньку проходим», - говорит коллега Иры Татьяна. Иногда таможенники все же пропускают и с большой сумкой - «денежку в паспорт кладем и проходим». «Денежка» небольшая, 500 - 1000 руб. с сумки, в которой, например, нижнего белья тысяч на 20 или 30. Но если дежурит проверяющий от ФСБ, паспорт с начинкой не поможет. А во сколько стала бы пошлина, челноки и не знают - дорого, и все. Есть и другой украинский маневр. «Купила свой товар, грузишь его в один «бус» (почему-то здесь так называют автобусы), а сама в другой, - говорит Ирина. - А потом его тебе прямо на рынок подвозят». Один «бус» за перевозку сумки через границу берет 1000 руб. «Оттуда только «контрабас», и серьезные объемы», - говорит местный коммерсант Владимир. Плюс 750 руб. за доставку самого челнока в Харьков и обратно. Плюс многочасовые очереди на границе, плюс риск, что «бус» с товаром нарвется на фээсбэшника - это задержка и на несколько дней может выйти. С «Черкизоном» таких хлопот не было: 2000 руб. за дорогу туда и обратно вместе с сумкой, вот и вся логистика. И то, что до Харькова 190 км, а до Москвы 700, уже не так важно. Да и выбор в Москве богаче - «некоторые же возят дорогие костюмы, которых в Харькове нет». Это про женские костюмы по 2500 - 2800 руб. С Украины товар попроще везут - костюмы по 1500 руб. (до уценки). Но пока по Судже не разнеслась радостная весть о том, что в Москве брать все-таки можно, большая часть торговцев переключилась на близкий, но неудобный Харьков, с его скромным ассортиментом. ГОВОРИ, ПЕКИН Китайцев в Судже никогда не видали, только из Москвы да Харькова привозят челноки анекдоты, как те живут по 40 человек в 10-метровых каморках и питаются чуть ли не духом солидарности. А украинцев иногда видят. Им, как и другим иностранцам, торговать здесь запрещено. Поэтому они нанимают местных продавцов. Точнее, продавщиц. На найме экономят, почти как китайцы, а вот в коммерции не так проворны. Ольга, бывшая учительница, которая ушла на пенсию десять лет назад и с тех пор нанимается продавщицей, жалуется на свою нынешнюю хозяйку из Харькова: «Вот она ставит цену на пальто 1500 руб., потом оно месяц не продается, она приезжает и говорит - ну, давай 900 руб. А еще через месяц - да хоть за 400 продай. Я ей говорю: зачем же ты такие цены сразу ставишь? Ведь без дела вещь висит, невыгодно, лучше же сразу поменьше поставить. Не слушает». Бизнес-модель, по которой работает ее точка, невыгодна не только хозяйке, но и Ольге. Поначалу, года три назад, ей причиталось 10% от выручки, а в прошлом году, когда торговля стала совсем бедной, она добилась ставки - 3000 руб. в месяц. Плюс процент с вещей дороже 500 руб. За эти деньги она не только торговала, но и каждый день таскала весь товар в камеру хранения. А утром обратно на рынок. Ее соседка Ирина, хоть и терпит лишения на таможне или в дороге в Москву и обратно, все же довольна своей работой: «потому что другой работы нормальной нет, такой, чтоб не за 5000 руб. в месяц». Нынешнее занятие приносит ей 15 000 - 20 000 руб., для Суджи это upper middle class. А Ольга и рада бы возить товар сама, но не может найти начальный капитал: «чтоб взять кредит, нужен поручитель, а кого ни спросишь - у всех и так кредиты, не могут». Зато в ноябре хозяйка поставила ей ящик с замком за 13 000 руб., в нем можно хранить товар. И за это удобство срезала ставку до 2000 руб. Процент от выручки теперь и вовсе потерял смысл, потому что кризис многих отвадил от «Колхозного». На который, вообще, сыплются удары со всех сторон. Во-первых, по воскресеньям в Судже - базарный день. На площадях рядом с рынком располагаются приезжие. Все из Курской области, по большей части, из соседних районов. Это - не профессиональные участники рынка, для них это дополнительный заработок. Просто в одном районе базарный день суббота, в другом - воскресенье, в третьем - понедельник. Вот они и кочуют с тем же товаром из городка в городок, часто выставляя цены выше, чем вот тут же, на местном рынке. Во-вторых, два года назад в ста метрах от «Колхозного» - открытого - рынка построили крытый, с амбициозным названием «Торговый комплекс» (имени собственного и не нужно, он тут один такой). Там чисто, работает кондиционер, проходы между павильонами уже, зато погода не мешает. Товар тот же, что на «Колхозном», и еще электроника. Аренда 330 руб. в месяц за метр, вдвое выше, чем у конкурента. Раньше был грозным соперником, за одеждой подороже - туда. Теперь процентов 70 павильонов закрыты уже до часу дня. И наконец, «Черкизон»-кормилец скончался. Одна надежда - на китайское руководство. Может, заступаясь за своих коммерсантов, оно выручит и Суджу, все население которой могло бы разом посетить московский рынок и остаться незамеченным.

2009-07-24
Живем, нашлись китайцы!
Беженцы-разведчики | Далеко ли до Харькова | Говори, Пекин На суджанском рынке, который почему-то до сих пор называется «Колхозным», принято спрашивать, откуда товар - из Москвы или из Харькова. Торговцы отвечают честно, но на выбор покупателя это никак не влияет. Спрашивают, скорее, чтобы поддержать общение. Потому что и там, и там главные поставщики «импортируемого» в Суджу ширпотреба - китайцы. Мало того, челночная экономика устроилась таким причудливым иероглифом, что некоторые харьковские оптовики, - те, что помощнее, - закупаются у китайцев в Москве, а потом в Харькове торгуют с суджанскими контрагентами. БЕЖЕНЦЫ-РАЗВЕДЧИКИ Суджа, крошечный райцентр в Курской области в восьми километрах от Украины, всегда занимался «внешней» торговлей. Только в советское время этим кормились жители окрестных деревень и хуторов, и были они «экспортерами» - возили овощи в Таллинн и Кингисепп, - а после и крестьяне, и горожане стали «импортерами». Беженцы из Сумгаита и Нагорного Карабаха, из Грузии и Армении быстро наладили поставки фруктов и обуви. У них и до сих пор лучшие места на рынке. Заводы, которых в округе было с десяток, закрылись, колхозы тоже, вместе с ремонтными станциями. Из работодателей остались: милиция, таможня, зона для малолетних да газоизмерительная станция «Суджа», которая прославляет город всякий раз, когда Россия ругается с Украиной из-за газа. И коренное население стало брать пример с беженцев. Одни поехали на заработки в чужие края, другие стали челноками. Теперь торговлей живет чуть ли не половина из 7000 жителей города. И для каждого четвертого из продавцов - тех, кто занимается «шмотками» - закрытие «Черкизона» стало шоком. «Мы же месяц в Москву не ездили, некоторые наши попробовали на «Лужники» сунуться, но там джинсы, которые на Черкизовском или в Харькове можно было за 800 рублей взять, стоят 1500-1600», - рассказывает Ира, которая челночит последние лет восемь. Выход нашелся буквально на днях. 23 июля в город из Москвы вернулся разведотряд - в Люблино (ТК «Москва») брать можно. Цены всего на 20 - 40% выше, чем были на Черкизовском, китайцы есть, так что жизнь продолжается. ДАЛЕКО ЛИ ДО ХАРЬКОВА До этого последнего донесения челноки стояли перед трудным выбором: закупаться в Москве и поднимать цены, притом, что торговля сейчас и так не ахти, или возвращаться на Харьковский ночной рынок. Он в несколько раз меньше Черкизовского, а ночной потому, что работает с семи вечера до полуночи. Есть в Харькове и дневной рынок, и выбирать товар на нем удобнее, потому что светло (хотя продавцы не обманывают, - ни украинцы, ни китайцы), но суджанские торговцы предпочитают закупиться ночью, с тем чтобы к утру расположиться с товаром за своим прилавком. Благо, «Колхозный» закрывается в два часа дня, потом можно отоспаться. Цены в Харькове, если и ниже, чем были на Черкизовском, то совсем чуть-чуть, а на некоторые товары и выше. И китайцев - на товар которых все жалуются, но берут из-за дешевизны - много. «Но других таких наций [как на Черкизовском] там нет, остальные украинцы, - говорит Ира. - И дорога дешевле. Если бы не таможня, все ездили бы в Харьков». Таможня дала знать о себе года два с половиной назад - тогда челноков вдруг стали не пускать через границу с товаром. Всех «торгашей» таможенники знают в лицо. Большая сумка - назад на нейтральную полосу. «А там уже раскладываем по пакетикам и потихоньку проходим», - говорит коллега Иры Татьяна. Иногда таможенники все же пропускают и с большой сумкой - «денежку в паспорт кладем и проходим». «Денежка» небольшая, 500 - 1000 руб. с сумки, в которой, например, нижнего белья тысяч на 20 или 30. Но если дежурит проверяющий от ФСБ, паспорт с начинкой не поможет. А во сколько стала бы пошлина, челноки и не знают - дорого, и все. Есть и другой украинский маневр. «Купила свой товар, грузишь его в один «бус» (почему-то здесь так называют автобусы), а сама в другой, - говорит Ирина. - А потом его тебе прямо на рынок подвозят». Один «бус» за перевозку сумки через границу берет 1000 руб. «Оттуда только «контрабас», и серьезные объемы», - говорит местный коммерсант Владимир. Плюс 750 руб. за доставку самого челнока в Харьков и обратно. Плюс многочасовые очереди на границе, плюс риск, что «бус» с товаром нарвется на фээсбэшника - это задержка и на несколько дней может выйти. С «Черкизоном» таких хлопот не было: 2000 руб. за дорогу туда и обратно вместе с сумкой, вот и вся логистика. И то, что до Харькова 190 км, а до Москвы 700, уже не так важно. Да и выбор в Москве богаче - «некоторые же возят дорогие костюмы, которых в Харькове нет». Это про женские костюмы по 2500 - 2800 руб. С Украины товар попроще везут - костюмы по 1500 руб. (до уценки). Но пока по Судже не разнеслась радостная весть о том, что в Москве брать все-таки можно, большая часть торговцев переключилась на близкий, но неудобный Харьков, с его скромным ассортиментом. ГОВОРИ, ПЕКИН Китайцев в Судже никогда не видали, только из Москвы да Харькова привозят челноки анекдоты, как те живут по 40 человек в 10-метровых каморках и питаются чуть ли не духом солидарности. А украинцев иногда видят. Им, как и другим иностранцам, торговать здесь запрещено. Поэтому они нанимают местных продавцов. Точнее, продавщиц. На найме экономят, почти как китайцы, а вот в коммерции не так проворны. Ольга, бывшая учительница, которая ушла на пенсию десять лет назад и с тех пор нанимается продавщицей, жалуется на свою нынешнюю хозяйку из Харькова: «Вот она ставит цену на пальто 1500 руб., потом оно месяц не продается, она приезжает и говорит - ну, давай 900 руб. А еще через месяц - да хоть за 400 продай. Я ей говорю: зачем же ты такие цены сразу ставишь? Ведь без дела вещь висит, невыгодно, лучше же сразу поменьше поставить. Не слушает». Бизнес-модель, по которой работает ее точка, невыгодна не только хозяйке, но и Ольге. Поначалу, года три назад, ей причиталось 10% от выручки, а в прошлом году, когда торговля стала совсем бедной, она добилась ставки - 3000 руб. в месяц. Плюс процент с вещей дороже 500 руб. За эти деньги она не только торговала, но и каждый день таскала весь товар в камеру хранения. А утром обратно на рынок. Ее соседка Ирина, хоть и терпит лишения на таможне или в дороге в Москву и обратно, все же довольна своей работой: «потому что другой работы нормальной нет, такой, чтоб не за 5000 руб. в месяц». Нынешнее занятие приносит ей 15 000 - 20 000 руб., для Суджи это upper middle class. А Ольга и рада бы возить товар сама, но не может найти начальный капитал: «чтоб взять кредит, нужен поручитель, а кого ни спросишь - у всех и так кредиты, не могут». Зато в ноябре хозяйка поставила ей ящик с замком за 13 000 руб., в нем можно хранить товар. И за это удобство срезала ставку до 2000 руб. Процент от выручки теперь и вовсе потерял смысл, потому что кризис многих отвадил от «Колхозного». На который, вообще, сыплются удары со всех сторон. Во-первых, по воскресеньям в Судже - базарный день. На площадях рядом с рынком располагаются приезжие. Все из Курской области, по большей части, из соседних районов. Это - не профессиональные участники рынка, для них это дополнительный заработок. Просто в одном районе базарный день суббота, в другом - воскресенье, в третьем - понедельник. Вот они и кочуют с тем же товаром из городка в городок, часто выставляя цены выше, чем вот тут же, на местном рынке. Во-вторых, два года назад в ста метрах от «Колхозного» - открытого - рынка построили крытый, с амбициозным названием «Торговый комплекс» (имени собственного и не нужно, он тут один такой). Там чисто, работает кондиционер, проходы между павильонами уже, зато погода не мешает. Товар тот же, что на «Колхозном», и еще электроника. Аренда 330 руб. в месяц за метр, вдвое выше, чем у конкурента. Раньше был грозным соперником, за одеждой подороже - туда. Теперь процентов 70 павильонов закрыты уже до часу дня. И наконец, «Черкизон»-кормилец скончался. Одна надежда - на китайское руководство. Может, заступаясь за своих коммерсантов, оно выручит и Суджу, все население которой могло бы разом посетить московский рынок и остаться незамеченным.

2009-07-24
«АвтоВАЗ» приговорил поставщиков
Экономия на партнерах | Награда «Отличникам» | Ярмарка банкротов | Неудачная консолидация | Эволюционный тупик ЭКОНОМИЯ НА ПАРТНЕРАХ 24 июля, всего через два дня после принятия решения о месячной остановке конвейера «АвтоВАЗа» в августе, стало известно о банкротстве первого крупного поставщика автокомплектующих для «Лад» - «Егоршинского радиозавода». Последовать примеру отчаявшихся владельцев «Егоршинского», чьи долги перед партнерами превысили 1,5 млрд руб., а долг по зарплате составляет около 6 млн руб., в любой момент может больше половины из 900 предприятий, обслуживающих «АвтоВАЗ». Без работы могут остаться около 100 000 человек. И властям об этом прекрасно известно. Неспроста жители Тольятти заметили в городе бойцов спецподразделения «Зубр», базирующегося в Подмосковье, и дополнительные части МЧС, привычные к подавлению гражданских беспорядков. Самому «АвтоВАЗу» тоже некуда деваться. Продажи падают, завод то и дело останавливает конвейер и ставит ультиматумы производителям комплектующих. В конце 2008 г. он предложил им перейти на вексельную систему оплаты. Согласно ей, 30% от суммы платежа должны поступать поставщику в течение 2 месяцев в безналичной форме, а 70% оформляться в качестве векселей с шестимесячным сроком погашения в банках, работающих с заводом. Но векселя были с подвохом - их можно было обналичить лишь с 30-процентным дисконтом, поэтому желающих вести расчеты с помощью этих бумаг нашлось немного. Что ж, если не хотят по-хорошему, будет по-плохому, решили на заводе. Три недели назад «АвтоВАЗ» предложил своим поставщикам снизить отпускные цены на 10%. Либо получать от завода только злополучные векселя. Предприятия, и без того еле-еле сводившие концы с концами, мгновенно стали убыточными. Те, кто не успел диверсифицировать свой бизнес до кризиса, могут объявить себя банкротами. Многие уже ищут покупателей на свои активы. К примеру, избавиться от автокомпонентного бизнеса пытается один из крупнейших поставщиков «АвтоВАЗа» - группа СОК. На продажу выставлены даже относительно успешные компании из Тольятти, честно проработавшие на «АвтоВАЗ» долгие годы, и даже награжденные некогда званием «Отличный поставщик». НАГРАДА «ОТЛИЧНИКАМ» Представители «Национальной ассоциации производителей автокомпонентов» (НАПАК) сегодня не стесняются в выражениях, и без обиняков называют ситуацию ужасной. Массовые банкротства поставщиков в НАПАК ожидают грядущей осенью. Недостаток оборотных средств и долги перед банками не позволяют производителям расплатиться с собственными поставщиками сырья, вызывая череду судебных исков. Кстати, признать «Егоршинский радиозавод» банкротом потребовало руководство ЗАО «Уралкабель», - один из партнеров, которому радиозавод задолжал около 12 млн руб. Кроме того, ВАЗовские поставщики рассказывают, что, несмотря на недавнее заявление автогиганта о том, что погашение просроченной задолженности перед поставщиками комплектующих за 2008 год полностью завершено, фактические долги у завода перед предприятиями все же остались - и весьма существенные. Только группе СОК, по словам представителя этой самарской компании, «АвтоВАЗ» должен не менее 225 млн рублей. Конвертировать долги в векселя с дисконтом большинство поставщиков по-прежнему не желает. Заместитель генерального директора НАПАК Михаил Блохин вспоминает, как на последнем заседании комитета по автопрому в Госдуме, созданного весной 2009 г. специально для решения проблем в автосекторе, президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин внимательно выслушал поставщиков. А затем отправился в отпуск. Удовольствие решать конфликты с партнерами досталось вице-президенту Игорю Комарову, который сейчас исполняет обязанности президента «АвтоВАЗа». Но никаких решений Комаров принимать не стал, лишь попросив производителей автокомпонентов скорректировать режим работы и объемы отгрузки комплектующих в соответствии с новых графиком работы завода. Это просьба, которую невозможно выполнить: в столь экстремальных условиях дальнейшее урезание объемов производства для большинства компаний, «заточенных» под «АвтоВАЗ», является, по сути, приговором. Производство можно считать рентабельным, только производя около 1 млн деталей в год, а «АвтоВАЗ» в этом году не сможет продать даже 500 000 автомобилей. Месяц назад поставщики еще лелеяли надежду поделить выделенную премьером госпомощь так, чтобы выплатить долги по всей цепочке партнеров вплоть до производителей сырья, а затем перейти на предоплату поставок. Но делиться «АвтоВАЗ» категорически отказался. ЯРМАРКА БАНКРОТОВ И вот результат: мелкие игроки рынка автокомплектующих ждут разорения. Да и крупные задумались, что делать с бизнесом, который перестал приносить даже минимальный доход. Интернет пестрит объявлениями о продаже связанных с «АвтоВАЗом» бизнесов, будь то дилерская сеть или предприятие по производству автокомпонентов. Владельцы одной компании, работавшей с ВАЗом 15 лет, и располагающей крупными контрактами по поставкам комплектующих на «АвтоВАЗ», «ТЗТО», «АвтоВАЗагрегат», «ЭнергоТехМаш», «Балаковорезинотехника», «Новолипецкий металлургический комбинат» и «Синарский трубный завод», готовы отдать свое производство, способное производить до 40 номенклатурных позиций, за 400 млн рублей. Причина - «инвестиции в новый бизнес». Вряд ли кого это обманет. При выручке в 60 млн рублей в год, чистая прибыль предприятия составляет всего 1,5 млн рублей. В объявлении говорится, что технологически перечень комплектующих, поставляемых на «АвтоВАЗ», может быть увеличен. Но в реальности такое вряд ли понадобится - платить заводу все равно нечем. В компании СОК, которая пока остается одним из крупнейших ВАЗовских поставщиков, также подтвердили, что переговоры о продаже автокомпонентного бизнеса продолжаются. На сегодняшний день в дивизион «Автокомпоненты» группы СОК входит 12 заводов. Совместно они поставляют на «АвтоВАЗ» до 10 млн различных деталей в год. Основным претендентом на их покупку считается ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), переговоры с которым стартовали еще в 2008 г. Но переговорщики от ОАТ не торопятся с закрытием сделки - и удивляться этому не приходится. НЕУДАЧНАЯ КОНСОЛИДАЦИ Еще год назад «АвтоВАЗ» пытался создать собственный автокомпонентный холдинг, и даже начал собирать предприятия под крышу специально созданной компании «Автокомпоненты». Формально холдинг «Автокомпоненты» подчинялся «Оборонпрому». «АвтВАЗ» уже успел приютить несколько крупных поставщиков - Димитровградский агрегатостроительный завод, Скопинский агрегатостроительный и Сердобский машиностроительный завод, как вдруг проект неожиданно пошел по другому пути. «Автокомпоненты» были оформлены на кипрскую компанию «Диджитпоинт Трейдинг Лимитед», а управление ею было передано вновь созданной ОАТ, учредителями которой стали «АвтоВАЗ» и корпорация «Ростехнологии». Акционером выступила УК «Тройка Диалог», а возглавил ОАТ бывший член правления «РАО ЕЭС» Владимир Аветисян. Предполагалось, что ОАТ станет крупнейшим производителем компонентов для всех российских автозаводов, выпуская детали на сумму до 70 млрд рублей в год. Сейчас у холдинга есть возможность выкупить убыточные бизнесы поставщиков за бесценок: похожим образом крупные автодилеры выкупают мелких региональных игроков. Однако, производство автомобилей на «АвтоВАЗе» и прочих отечественных заводов сократилось вдвое, конвейеры регулярно останавливаются, и средств на покупку предприятий все равно нет. Потому и не закрывается сделка по активам СОКа, которые до кризиса оценивались в сумму около $300 млн, а летом 2009 г. уже $100 млн. Впрочем, по утверждениям представителей СОКа, «АвтоВАЗ» все еще должен группе около в 225 млн рублей, - о каком приобретении производства может идти речь? ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ТУПИК Ситуация патовая: автозаводы все не готовы идти на уступки производителям автокомпонентов, которые находятся в гораздо более уязвимом положении, и даже рассматривают возможность перейти на закупку иностранных комплектующих в случае, если поставщики, невзирая на ультиматумы, решатся повышать цены. С другой стороны, эксперты авторынка не склонны хоронить всех поставщиков: в России, где продукция «АвтоВАЗа» пока наиболее востребована, а парк старых автомобилей очень велик, многие компании смогут выжить за счет вторичного рынка. Те же, кто в течение последних лет существовал «по инерции», освободят дорогу новым компаниям, готовым к внедрению инноваций. Инерционность управленческой мысли и нежелание вкладываться в инновации остаются основными проблемами российских производителей комплектующих, уверены аналитики. Поэтому локализация иностранного автопроизводства по-прежнему невозможна, и практически все автозаводы, запустившие конвейеры в России, все еще собирают машины «конструкторным» SKD-методом. Отечественные производители автокомплектующих наконец-то оказались в эволюционном тупике, из которого есть только два выхода: либо стать лучше, либо закрыться, признав поражение. Жаль, что расплачиваться за этот опыт придется простым рабочим, для которых государство уже приготовило «успокоительное» - тот самый отряд милиции особого назначения МВД РФ «Зубр».

2009-07-24
Нашествие сетевых «дикарей»
Как летали на юг в мае Направление Май-09 (чел.)  Май-08 (чел.) Москва-Краснодар-Москва 73 495 75 152 Москва-Сочи-Москва 57 776 76 799 Москва-Минводы-Москва 37 216 52 340 Москва-Симферополь-Москва 14 845 17 151 ИСТОЧНИК: ТКП Российские туроператоры в этом году ждали летнего сезона с опаской. И не зря - спрос на организованный отдых упал на треть. Но это не значит, что люди перестали отдыхать. Просто значительная часть клиентов турфирм поняла, что можно организовать отдых самостоятельно. Это выйдет и дешевле (кризис не дает о себе забыть!), и интереснее. И даже неважно, где отдыхать - заграницей или в России, ведь через интернет можно забронировать и квартиру в Сочи, и отель в Испании. В июне компания «Ромир» провела онлайн-опрос 3028 жителей России из всех федеральных округов на тему предстоящего отпуска. По данным исследования, в этом году отдыхать в России, но не дома, планируют 46% респондентов. Учитывая, что 53% опрошенных предпочитают отдыхать на морском пляже, их выбор, скорее всего, падет на Черное море. Ну, или Азовское. Две трети опрошенных «Ромиром» рассказали, что пересмотрели в этом году свои планы на отпуск. Из них почти 70% связывают это с кризисом и сопутствующими денежными проблемами. Особо надо отметить, что это данные опроса в Интернете. Респонденты таких опросов отличаются от участников более традиционных личных интервью. Они более «продвинутые» и имеют больше возможностей для самостоятельного выбора. Это подтверждают и данные «Ромир»: менее четверти респондентов собираются организовывать отдых при помощи турагентств, а почти все остальные говорят, что обойдутся собственными силами. Но даже и в «диком» туре предпочитают экономить по максимуму. Результаты другого онлайн-опроса жителей российских городов-милионников (агентство Profi Online Research, 1200 респондентов), не слишком отличаются от ромировских. Только 28% респондентов Profi Online Research заявили, что будут пользоваться услугами турагентств. Жители больших городов не так сильно обеднели и, видимо, они все еще готовы платить за избавление от хлопот, связанных с оформлением визы, поиском и заказом билетов, бронированием отелей. Но уже 40% опрошенных сейчас всерьез думают о том, чтобы присоединиться к тем, кто не признает никакого другого отдыха, кроме «дикого». И дело тут не только в кризисе - просто в последнее время проникновение интернета позволяет отдыхать без помощи посредников. Представители туристического бизнеса трагедии в переходе на самостоятельное бронирование не видят - это общемировая тенденция. Просто у нас это не так развито, как в Европе. Хотя бы из-за необходимости оформления виз во многие страны (просто так в Барселону на ближайшие выходные не улетишь, если заранее не озаботился мультишенгеном). Да и на традиционные места пляжного отдыха или горнолыжные курорты турфирма в состоянии выбить такие скидки на перелет и проживание, что самостоятельно сделать будет очень хлопотно. Считается, что отдых на российском юге дороже, чем в Турции или Египте. Особенно, если учитывать разницу в сервисе и комфорте: Сочи сейчас, скорее, круглосуточная стройка, чем курорт. Тур для одного взрослого на неделю в Краснодарский край (на полный пансион) сотрудники турагентств предлагают - впрочем, не особо настойчиво - в среднем, за 44 000 руб. (по текущему курсу - $1375). За эти деньги можно улететь в Таиланд, а не то, что в Турцию с Египтом. Но в тех же турагентствах советуют обращаться в отели или пансионаты напрямую - мест сейчас стало больше, когда из-за кризиса стало существенно меньше корпоративных заказчиков. Авиационный трафик на Юг падает (см. таблицу - пусть май и не самый показательный для Черного моря месяц, качественное представление о ситуации она все же дает). Перелет отнимает немалую часть и без того небольшого отпускного бюджета. Остается поезд. Российские железные дороги опубликовали предварительные данные по пассажирским перевозкам на южном направлении - к Черноморскому побережью России и курортам Северного Кавказа. С начала июня и по 22 июля количество пассажиров выросло на 4% по сравнению с июнем - июлем прошлого года. Билетов в июле продано на 6% больше, чем в прошлом году. А предварительные продажи на август выросли на 3%. Количество туристов, едущих из Москвы, выросло на 10%, из Санкт-Петербурга - на 9%. Отдыхаем, прямо, как в советские времена - можно и на своей машине в частный сектор махнуть.

2009-07-24
«Зависимость от ВАЗа погубила его партнеров»
о ВАЗовских поставщиках: Есть производители компонентов, которые четко зависят от «АвтоВАЗа», но все-таки я думаю, что вряд ли дойдет до массового банкротства. Месяц простоя - да, но это не причина для банкротства сама по себе. Тем более что мало кто живет только за счет поставок на заводы, существует вторичный рынок автокомпонентов. По поводу долговых обязательств «АвтоВАЗа» - это отдельная тема, и, по последней информации, завод с большинством поставщиков расплатился. Вряд ли это полностью конвертируемые сделки. СОК - один из крупнейших поставщиков, поэтому им сложнее. Сложно сказать, как будет осуществляться конвертация векселей, все будет ясно со временем. Положительным, наверное, является тот факт, что переход на эту схему не будет проведен в полном объеме. Мало кто пошел на нее. У других остались договоренности. Переход на иностранные комплектующие выглядит логично. С одной стороны, надо поддержать отечественных производителей автокомпонентов, с другой - рыночная конкуренция является лучшим способом выживания. Нельзя же постоянно поддерживать только с точки зрения выживания. У большинства производителей компонентов было достаточно времени заняться развитием и поиском стратегических партнеров и, в том числе, сделать так, чтобы не зависеть от одного предприятия. В США в свое время была аналогичная ситуация, когда производители автокомпонентов зависели от Ford и GM - те компании, которые проявили гибкость и успели диверсифицировать бизнес, выжили. Вполне возможно, что некоторые производители, у которых выплаты по кредитам прямо сейчас, вынуждены будут покинуть рынок. Сколько? Это очень относительный расчет, так как, в принципе, довольно много компаний завязаны на «АвтоВАЗе». Зависимость от крупной компании, такой как «АвтоВАЗ», которая годами не обновляла модельный ряд, не заставляла их вкладываться в развитие и технологичное обновление компонентной базы. Что касается СОКа, здесь, действительно, есть политический мотив: какое-то количество лет назад у них были достаточно сильные позиции, а сейчас они сильно поменялись. Автокомпоненты - не самый интересный сегмент бизнеса. Рано или поздно, СОК вполне может его продать.

2009-07-24
«Это общемировая тенденция»
о том, как бронируют туры у нас и за границей: Это нормальная тенденция - то, что все больше людей начинают заниматься организацией отдыха самостоятельно. И характерна она не только для нас, но и для всего мира. Перед кризисом люди стали больше путешествовать. Неудивительно, что по мере развития информационных технологий и приобретения соответствующего туристического опыта все больше и больше туристов начали организовывать отдых сами. При этом заграницей нет такого жесткого разделения - либо ездим только сами, либо только через турфирму. На Западе прагматичный подход. Люди сравнивают в каждом конкретном случае, как выйдет дешевле, и выбирают самый экономически выгодный вариант. И это объективно. В городском отеле человек со знанием языка может получить нормальную цену номера. А вот если речь идет о пакетных пляжных или горнолыжных турах - то тут предложения турфирм вполне конкурентоспособны по цене, самому получить такие скидки очень хлопотно. о том, когда догоним Европу: В России процесс перехода на самостоятельный отдых шел медленнее. Это усугубляется необходимостью оформления виз, не все смогут заняться этим самостоятельно, особенно в регионах. С интернетом там похуже, языки знают меньше. Но кризис стимулировал развитие этого процесса. С точки зрения перспективы все зависит от того, когда рынок начнет из кризиса выходить. Люди тогда начнут ездить чаще и дальше, и сами, и через фирмы.

2009-07-24
Экономика перелета
Перевозчик формирует тарифную сетку отдельно для каждого направления. Прежде чем ее составить, сотрудники авиакомпании проводят детальное маркетинговое исследование рынка перевозок. Slon.ru опросил сотрудников авиакомпаний, ответственных за тарифное регулирование, и составил пошаговую инструкцию для создания такой тарифной сетки. 1. Подсчитать себестоимость рейса, сложив все постоянные прямые расходы: на аэронавигацию, топливо, зарплату персоналу, лизинговые платежи за самолет, техобслуживание и ремонт, организацию продаж и т.д. 2. Оценить спрос на перевозки, существует ли избыток предложения или, наоборот, недостаток, каково ценовое предложение конкурентов (включая РЖД), работающих на этой линии. 3. Определиться с выбором стратегии, которая обеспечит загрузку рейса. Например, при избытке предложения на рынке, задача - переманить клиентов у конкурентов (ценой, сервисом, удобством времени вылета-прилета). Или, например, при низком спросе задача - переманить пассажиров с других видов транспорта. 4. Исходя из оценки рынка, разделить пассажиров на категории. Понять, какие деньги и при каких условиях каждая из категорий готова платить за перелет. Например, если билет на поезд, идущий сутки, стоит 2000 рублей, то есть категория пассажиров, которая пересядет в самолет за 3000 рублей, и т. п. 5. Оценить потенциальную загрузку рейса, учитывая все категории пассажиров. Решить, сколько пассажиров каждой категории авиакомпания готова принять на борт без ущерба для экономики рейса. Результат должен быть примерно таким: за 1000 рублей можно взять взять 20 пассажиров, за 3000 рублей - 30 пассажиров, 5000 рублей готовы платить 50 человек и 10 клиентов выложат по 10 000 рублей. 6. Вычислить средний тариф по рейсу, разделив себестоимость рейса на потенциальную загрузку рейса. Исходя из результата, а также с учетом ценовой политики конкурентов, установленной численности каждой тарифной группы и прогнозу загрузки по дням недели составить тарифную сетку, подготовить условия применения каждого из тарифов. Например, для самых низких тарифов, как правило, устанавливаются очень жесткие ограничения на отказ от перелета и смену даты путешествия. 7. К каждому тарифу приплюсовать затраты, не включенные в себестоимость, так называемую переменную составляющую - стоимость обслуживания одного пассажира в аэропорту и затраты на питание. 8. Загрузить полученную тарифную сетку в специальное программное обеспечение и следить с помощью него за динамикой продаж, при необходимости корректируя объемы продаж по классам тарифов. Например, если билеты по низким тарифам продаются слишком быстро, то можно остановить их продажи, и вбросить более дорогие тарифы. Или, если продажи идут медленно, есть смысл проверить ценовую политику конкурентов, и при необходимости вбросить более дешевые тарифы

2009-07-24
«К сожалению, регулятор не выпускает пока «Скай Линк» в развитие»
«Скай Линк» отчаянно борется за клиента: с первым в стране поставщиком мобильного интернета сегодня конкурируют внедряющие свои 3G-сети гиганты «сотовой тройки» и провайдеры следующего поколения связи - такие, как Yota. Абонентская база «Скай Линка» по-прежнему сравнительно невелика, но вступать в тарифные войны и засорять радиоэфир дешевым непроизводительным трафиком гендиректор компании Гульнара Хасьянова не собирается. Руководитель «Скай Линк» рассказала Slon.ru о главной проблеме компании: конфликте с Минсвязи, которое отказывается выдать разрешение на использование добавочных частот в диапазоне 2,1 ГГц. Но даже в текущем состоянии, невзирая на нехватку частот, Гульнара Хасьянова считает, что ее компания может оказаться неплохим приобретением для «Связьинвеста» и поможет ему дотянуться до самых удаленных уголков страны. Невысокие темпы роста абонентской базы тоже не беда - «Скай Линк» готов подогреть спрос с помощью «виртуальных операторов». CDMA против WiMAX и 3G  |  Дуэль с регулятором  |  Отступление из регионов  |  Виртуальные операторы CDMA ПРОТИВ WIMAX И 3G - Что предпримет «Скай Линк» в ответ на активное продвижение 3G и WiMAX в Москве, да и по всей России? - Беспроводный бум работает на рост рынка, и это в наших интересах, так как «Скай Линк» опережает всех операторов по зоне обслуживания 3G и качеству услуги. Иначе наша абонентская база просто растаяла бы при уровне дотаций терминалов WiMAX и более высокой скорости. А пока мы видим только, что некоторые базовые станции в местах интенсивного трафика в центре города перешли из состояния стабильной перегрузки в состояние высокой нагрузки. Покрытие в Москве и области у нас и у конкурентов (3G и WiMAX) - несоспоставимо, а по сравнению с WiMAX также разные модели потребления услуг. Большинство наших клиентов пользуются не очень тяжелыми приложениями, такими как серфинг или электронная почта. Наша стратегия: предоставить им премиум-услугу мобильного интернета на комфортной скорости. Вы говорите, что нас подпирают 3G-сети и WiMAX. Тем не менее, абонентская база «Скай Линк» растет, трафик в сети увеличивается. Около 80% наших абонентов в Москве имеют выделенный фиксированный интернет, у которого выше скорость и намного меньше стоимость. Но они пользуются еще и более дорогим мобильным интернетом «Скай Линк», так как цена обусловлена покрытием и тем, что мы предоставляем связь в движении. - Абонентскую базу, сопоставимую с вашей, Yota обещает собрать к концу года. Прогноз могут и выполнить: ведут они себя на рынке агрессивно. А у «Скай Линка» база растет сравнительно медленно. Как быть? - Агрессивность - все-таки параметр субъективный, а конечный показатель для акционера - это эффективность. Можно вложить кучу денег в узнаваемость, в дотации абонентских терминалов, в рекламу, и в то, чтобы продаваться на каждом углу. Это не наш бизнес-кейс, особенно при том, что интернет - довольно дешевая услуга. Yota очень активно проводит в Москве рекламную и дотационную кампанию, у нее грамотно выстроена стратегия продаж. Но технологически, с точки зрения покрытия, наша услуга гораздо лучше. Чтобы построить сопоставимое со «Скай Линк» покрытие в Москве и области, нужны не сотни базовых станций WiMAX, как декларируется, а несколько тысяч. Поэтому я считаю, что на самом деле WiMAX - это технология беспроводной последней мили, и она эффективна для стационарного использования в конкретных точках. В этом сегменте WiMAX конкурирует с фиксированными операторами ШПД по услуге доступа в интернет: там, где фиксированный оператор держит высокие цены на свои услуги, у Yota они ниже, чтобы привлечь клиентов - например, арендаторов в бизнес-центре, на услугу интернет-доступа. И у клиента Yota действительно высокая скорость, мы в этом не сомневаемся. Операторы, которые выходят на рынок вторыми и с худшими характеристиками, естественно вынуждены снижать цены. Для нас массовость, конечно, тоже важна, но лучше меньше и дороже, чем больше, но дешевле, поэтому мы не втягиваемся в конкуренцию на понижение. - То есть вы боретесь не за количество базы, а за ее качество? - Да, и это подтверждается тем фактом, что у нас самый высокий ARPU в России: 800 руб. в регионах и 1200 руб. в Москве. - Зато у них больше MbOU - ежемесячный объем трафика одного абонента... - А мы не соревнуемся за то, чтобы прокачать больше трафика за меньшие деньги. Радиоинтерфейс - вещь достаточно дорогая. «Скай Линк» имеет 4,5 МГц в диапазоне 450 МГц, и это самая узкая полоса на территории Российской Федерации. «Большая тройка» с учетом 2G и 3G имеет как минимум 40 МГц. Очень тяжело конкурировать по валовым показателям, когда у тебя 4 сотки земли с тем, у кого 40. Поэтому мы не можем засорять свой радиоэфир дешевым непроизводительным трафиком. ДУЭЛЬ С РЕГУЛЯТОРОМ - То есть, вся ваша стратегия развития обусловлена техническими проблемами? - Можно сказать, что из-за такой узкой полосы мы испытываем некоторые проблемы и ограничения в развитии бизнеса, о чем известно регулятору. Если посмотреть, как себя чувствует CDMA в мире, можно увидеть несколько моделей использования этой технологии. Есть страны, где развивают одновременно и CDMA, и GSM. Операторы CDMA в Америке, в Китае, Индии прекрасно чувствуют себя на рынке мобильной связи, так как государства сознательно поддерживают развитие нескольких разных стандартов. Другой вариант применения, когда CDMA используют как «последнюю милю», то есть беспроводное решение для фиксированного доступа. Это успешный бизнес-кейс, который хорошо себя показал в Китае и ряде стран Латинской Америки. В Китае используется CDMA800 в мобильном варианте и CDMA450 - для телефонизации больших территорий. Третье направление, в котором лидером в мире является «Скай Линк» - это направление 3G-интернета. Мы начали активно его развивать и самыми первыми начали предоставлять на российском рынке 3G-интернет как услугу. Сейчас это основной драйвер развития компании и то, что позволяет сказать: «здесь мы качественно лучше». Хотя исторически мы имеем также сильную базу голосовых абонентов, поскольку именно с компаний, которые сейчас входят в группу «Скай Линк» (ранее операторов CDMA800 и NMT450) начала развитие мобильная связь в России. То есть, в мире есть три возможности использования CDMA-технологий: мобильный голос, замена фиксированной связи и мобильный интернет. Вопрос только в том, какое направление в тот или иной момент времени развивать более активно. В России, чтобы технология CDMA развивалась, необходимо решить вопрос с дополнительным частотным ресурсом, так как иначе у CDMA-операторов не будет перспектив на российском рынке. В крупных городах, в особенности в Москве и Питере, это самая большая проблема. Из-за высотных зданий тут нет явных преимуществ, которые очевидны у CDMA-450 за городом, на больших расстояниях. Мы провели все необходимые НИИР по диапазону 2,1 ГГц и сделали все от нас зависящее, чтобы обосновать регулятору необходимость получения возможности работать в этом частотном диапазоне.  - И вы доказали регулятору, что CDMA умеет работать в диапазоне 2,1 ГГц? - Да, уже давно. Но регулятор, к сожалению, откладывает вопрос о выделении этого диапазона для коммерческой эксплуатации. Мы рассчитывали выйти в 2,1 ГГц еще год назад, и сегодня испытываем реальную проблему с частотным диапазоном. В московском регионе вместо того чтобы строить базовые станции только для увеличения покрытия и эффективно использовать преимущества CDMA-450, мы вынуждены ставить две станции рядом и решать проблему с их совместимостью. Пока мы не получим дополнительный частотный ресурс в диапазоне 2,1 это будет сложное экстенсивное развитие. Это неправильно. К сожалению, регулятор не выпускает пока «Скай Линк» в развитие. - Как вы думаете, почему? - Если регулятор не хочет, чтобы какой-то оператор развивался, лучше задать вопрос регулятору. На последней ГКРЧ, где рассматривался этот вопрос, мы не слышали в свой адрес никаких замечаний по проделанной работе, никаких причин не было названо. Просто в очередной раз был перенесено решение этого вопроса на квартал. Регулятор захотел ознакомиться с мировыми тенденциями, во всяком случае, так записано в протоколе. -  А может ли помочь «Скай Линку» с проблемой получения частоты новый председатель совета директоров «Связьинвеста»? - А какая тут связь? - Например, вот такая: у «Связьинвеста» интересные планы по построению федерального мобильного оператора и федерального провайдера. - Думаю, в связи с объявлением планов по развитию «Связьинвеста», мы были бы очень интересным активом, но это вопрос к акционерам. Я уже говорила, что во многих странах стандарт CDMA развивается как беспроводная «последняя миля», поскольку базовая станция на открытом пространстве добивает на расстояние до 40 км, и это беспрецедентно для беспроводной связи. Там, куда не дотягивается фиксированный оператор, в населенных пунктах с низким уровнем проводной связи, в малонаселенных областях, разбросанных по территориям, CDMA является лучшим вариантом телефонизации удаленных населенных пунктов. Конечно, проще всего нам было бы продавать 3G-интернет, поскольку на сегодняшний день у нас в этом направлении есть сильное конкурентное преимущество. Но мы считаем необходимым соблюдать паритет по выручке между услугами передачи данных и голосовой связи, достигнутый в прошлом году. Одних только услуг передачи данных недостаточно, чтобы окупать сеть и продолжать свое развитие. Рынок ШПД, особенно мобильный ШПД, растет хорошими темпами, но пока он очень и очень невелик. Голосовой рынок примерно в 10 раз больше. Для баланса нам нужен либо больший диапазон, либо работа параллельно на двух этих рынках, чтобы бизнес был диверсифицирован как у ближайших конкурентов. Кстати, чтобы поддержать свое направление развития головой связи, мы сделали несколько коробочных продуктов, ориентированных на замену фиксированного телефона. Например, «Безлимитный Город» с прямым московским номером - продукт, который продает себя абсолютно без рекламы, стоит 345 руб.  - Почему так дешево? Практически, это цена МГТС. - У нас местные лицензии практически во всех регионах присутствия, и в большинстве регионов построены местные сети. ОТСТУПЛЕНИЕ ИЗ РЕГИОНОВ - А как обстоят дела с многочисленными региональными лицензиями? Ведь регулятор намекал, что нужно или строить сеть, или прощаться с ними? - GSM-лицензии по-прежнему для нас интересны, поскольку мы собираемся работать с голосовой связью. Но другое дело, что 2009 - не лучший год для того, чтобы выйти на насыщенный рынок голосовой связи в регионах РФ. Если мы посмотрим даже на публикуемые отчеты операторов мобильной связи, все они показывают снижение выручки в регионах. Если на падающем рынке полномасштабно заниматься построенными сетями, значит на 2 года получить значительные убытки. И это ситуация не исключительно «Скай Линка», она присутствует на всем рынке. В ноябре прошлого года, когда министр Щеголев приглашал операторов связи, он интересовался проблемами операторов в преддверии кризиса. Я тогда говорила, что большинство операторов не сможет продолжить свое развитие и соблюдать условия, которые они взяли на себя с учетом докризисных реалий. Министр сказал, что да, в силах ведомства решить эти проблемы, и эти проблемы будут решаться. Но почему-то вектор за последние полгода резко изменился, и решения нет. А проблемы - они общие для всех, кто получил эти GSM-лицензии. Вы знаете, что в числе этих GSM-лицензий не было Москвы и Питера, основных генераторов выручки? Как раз наоборот, лицензии были на небольшие регионы, где в условиях кризиса падает платежеспособность, поэтому начинать эксплуатацию этих сетей в 2009 г. - это просто обречь проект на провал. - Существуют ли шансы, что эти лицензии останутся у вас и у других операторов? - Этот вопрос нужно задать регулятору. Мы находимся в диалоге и пытаемся донести свою позицию. Это общая ситуация для отрасли, и она требует разрешения. Аналогичная ситуация с лицензиями на услуги UMTS. Два года назад, когда выдавали эти лицензии, каждый из операторов обязался построить сети 3G во всех субъектах РФ. Сколько у нас сейчас сетей построено?  - Но у держателей 3G-лицензий, по крайней мере, есть попытки строительства сетей. А у вас с GSM? - Мы провели подготовительные работы, подали заявки на частоты в регионах, где у нас готовы площадки, провели переговоры с поставщиками. Есть очень хорошие предложения от вендоров о строительстве сетей, но мы несколько заморозили этот проект, так как понимаем, что сегодня выходить на этот рынок дорого и проблематично. ВИРТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ - Сейчас говорят о планах «Скай Линка» по привлечению в сеть MVNO, то есть так называемых «виртуальных операторов», использующих чужую инфраструктуру. Для чего они вам, ведь у вас сравнительно небольшая сеть? - Для нас это быстрое наполнение сети трафиком и экономия на SAC, то есть на затратах по привлечению абонента. Чем выбрасывать деньги на привлечение абонентов - при тех условиях, которые сегодня у нас на улице - гораздо выгоднее впустить MVNO в свою сеть, причем как на голосовую связь, так и на передачу данных. Стратегия развития во всем мире показывает, что по мере приближения проникновения к 100% так или иначе MVNO все равно возникают, даже если для них нет законодательства. Иначе крупным операторам не донести отдельный интегральный тариф до небольшой абонентской базы - просто потому что они большие. Для базового оператора MVNO выгоден тем, что это готовое комьюнити, сложившаяся абонентская база. Для них не нужно строить каналы продвижения. С ними можно совершать кросс-маркетинговые акции, совершенно не относящееся к связи. Мы, кстати, самыми первыми сказали, что готовы предоставить сеть для MVNO-операторов.  - Так где же они? - Есть ряд подписанных документов и несколько проектов в стадии реализации. Мы пока не объявляли об этом, но при запуске, конечно, объявим. Есть предложения о создании MVNO, ориентированных только на голос или только на передачу данных. Есть те, кому интересно и то, и другое. - А где они будут создаваться, в каких регионах? - В первую очередь в Москве. Все MVNO рассматривают в первую очередь Москву, а поскольку все они сетевые, растиражировать идею на регионы для них нет никаких проблем. - То есть это опять будут супермаркеты? - Не обязательно супермаркеты, и не только супермаркеты. - Существует ли оценка, какую долю базы вы планируете набрать с помощью MVNO? - Я готова сказать, что без ущерба для бренда и для дальнейшего развития мы готовы отдать до 30% емкости сети MVNO-операторам прямо сейчас.

2009-07-24
Нерусские бумаги в русских ПИФах
Крупнейшему розничному паевому фонду - «Лукойл Фонд первый» - стало тесно в России. Управляющая компания внесла изменения в его инвестиционную декларацию, разрешив фонду приобретать бумаги на зарубежных рынках. Рынку коллективных инвестиций наконец-то пригодилось соответствующее разрешение регулятора, выданное больше года назад. Активы «Лукойл фонд первый» составляют 7,5 млрд рублей, это 12,3% от активов всех российских открытых паевых фондов. Сейчас основные вложения фонда сосредоточены в акциях российских нефтегазовых компаний - 58% активов. Второе по величине вложение - валюта, в которую фонд инвестирует 14% активов. Теперь фонд получил возможность покупать акции на зарубежных биржах, правда, его управляющий Игорь Михайлов говорит, что это пока не бумаги иностранных эмитентов - речь идет об ADR российских компаний. Пока их планируется покупать в портфель одного фонда, в дальнейшем к нему добавятся еще два: «Лукойл Фонд перспективных вложений» и «Лукойл Фонд отраслевых инвестиций». Действительно, акции многих российских компаний торгуются только за рубежом. Например, Sibir Energy или Evraz Group, основная деятельность которых сосредоточена в России. У некоторых компаний, в отличие от этих двух, есть листинг на российских биржах, однако основные торги сосредоточены в Лондоне или Нью-Йорке: это МТС, «Вымпелком», «Мечел», «Вимм-Биль-Данн». Обороты торгов акциями российских компаний на зарубежных площадках сравнимы с оборотами российского рынка, так что можно говорить о существенном расширении инвестдекларации фонда. Помимо возможности выбирать из большего количества бумаг, а значит, снижать риски, работа с ADR позволяет зарабатывать на арбитражных операциях между российскими и западными биржами и улучшать доходность портфеля. Кризисной осенью, когда в Москве часто останавливали торги, разница в курсах бумаг одних и тех же компаний в России и заграницей достигала 15%. Впрочем, дело не только в этом. ФСФР разрешила покупать бумаги иностранных эмитентов в портфели розничных фондов еще полтора года назад, но до сих пор никто этим не занимался. А зачем, когда доходность российских бумаг зашкаливала, окупая какие угодно риски? Теперь российский рынок по мере «созревания» становится все менее доходным, что вынуждает управляющих искать новые идеи для вложений - расширять инвестдекларации ПИФов или регистрировать хедж-фонды (которым разрешены короткие продажи и операции с деривативами), как сделал «Альфа-капитал». Эта УК, кстати, тоже планирует начать покупать акции на иностранных биржах в свои розничные фонды. А там, глядишь, сбудется и другая мечта ФСФР, и какой-нибудь иностранный эмитент разместит, наконец, свои акции на российском рынке. Правда, скорее всего, он будет из какой-нибудь сопредельной страны вроде Казахстана.

2009-07-24
Путин обещает помощь металлургам и РЖД
Глеб Брянский МАГНИТОГОРСК (Рейтер) - Премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал металлургам поддержать обрушенный кризисом спрос на их продукцию внутри страны и защитить интересы российских компаний за рубежом, а РЖД - предоставить субсидии, которые помогут госмонополии избежать громадных убытков. Государство будет помогать металлургам, стимулируя спрос внутри страны, поддерживая экспорт, борясь с демпингом и корректируя ввозные пошлины на оборудование. Эти меры войдут в протокол по итогам совещания Путина в Магнитогорске с представителями крупнейших российских металлургических компаний, многие из которых вынуждены были значительно сократить производство и инвестиции на фоне рухнувших в кризис цен на продукцию. «Потребности в вашей продукции внутри страны будут расти. Это совершенно очевидный факт, - обнадежил премьер металлургов. - Сегодня в условиях кризиса мы, конечно, не принуждаем, но побуждаем потребителей ориентироваться на внутреннего производителя», - сказал премьер, добавив, что «такое состояние не будет продолжаться бесконечно». Однако поддержка одного сектора не должна ослабить другие, сказал Путин. «Что же касается изменения импортных пошлин в целом, то здесь мы должны соблюсти разумный баланс: защита отечественных производителей металлопродукции не должна наносить ущерб ее потребителям - тем же строителям, производителям автомобильной техники». Крупнейшими предприятиями отрасли черной металлургии РФ являются компании «Мечел», Магнитогорский меткомбинат, Новолипецкий меткомбинат, «Северсталь», «Евраз» и ТМК. С конца прошлого года кризис разрушил спрос и цены на продукцию этих металлургов. Они были вынуждены сократить производство, инвестиции и персонал. Только со второго квартала этого года они начали говорить о появлении признаков улучшения на рынке. Суть предложений властей о помощи сектору совпала с пожеланиями самих металлургов. Так, мажоритарный акционер и гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов, выступая на совещании, просил власти политическим средствами помогать преодолевать антидемпинговые меры в других странах и снизить импортные пошлины на те виды сырья, которые в России не производятся, приведя в пример марганец. Владимир Лисин, основной акционер Новолипецкого меткомбината, просил стимулировать спрос на метпродукцию через льготы по подоходному налогу физических лиц, которые приобретают квартиры или земельные участки. Аналитики назвали идеи, высказанные на совещании, позитивными, но размытыми. «То, что заявлено, по своему смыслу позитивно, но хочется больше конкретики в том, как именно это будет осуществляться. Как конкретно власти будут стимулировать спрос? Теперь все эти идеи нужно реализовать в конкретных мерах по стимулированию потребления стали», - сказала аналитик Deutsche Bank Ольга Окунева. «Строительство - это краеугольный камень сейчас. Эта отрасль обеспечивает пятьдесят процентов потребления стали внутри РФ. Поэтому, если правительство найдет способ стимулировать спрос в этой отрасли, это будет самая лучшая услуга для металлургов со стороны властей», - добавила Окунева. С ней соглашается аналитик «Тройки Диалог» Сергей Донской: «Ничего конкретного не сказано, но общий тон позитивный». Министр промышленности и торговли Виктор Христенко, который также принимал участие в совещании в Магнитогорске, сказал, что отгрузка металлургической продукции на внутренний рынок в июне составила 62 процента от докризисного среднемесячного уровня. Российские компании, по мнению министра, становятся жертвами антидемпинговых расследований в других странах. В качестве примера он назвал расследование в Китае в отношении трансформаторной стали, направленное в основном против американских компаний, но затронувшее также российский Новолипецкий меткомбинат. Визит Путина в Магнитогорск был приурочен к пуску нового оборудования на заводе Магнитогорского меткомбината - толстолистового стана «5000» и второго агрегата нанесения полимерных покрытий. Эти объекты были готовы начать работу еще неделю назад, но менеджмент ММК предпочел, чтобы красную ленточку разрезал лично премьер РФ. 50 МЛРД ДЛЯ РЖД Кроме металлургов, Путин пообещал помощь и РЖД - 50 миллиардов рублей субсидий в 2010 году. РЖД надеялась получить 55 миллиардов рублей из бюджета для компенсации недостаточного роста тарифа, который вырастет в 2010 году на 9,4 процента вместо 14. Без субсидии монополия могла бы получить 60 - 70 миллиардов рублей убытка и нарушить ковенанты по кредитам. «Благодаря субсидии из бюджета компания обеспечит стабильную работу железнодорожного транспорта в 2010 году и выполнит свои обязательства, касающиеся финансово-экономической деятельности», - сказал Рейтер представитель РЖД. Источник в монополии добавил, что недостающие 5 миллиардов компания сможет получить за счет внутренних ресурсов, например снижения издержек. РЖД уже рассчитала размер инвестпрограммы на 2010 год исходя из субсидии 55 миллиардов рублей, говорил ранее Рейтер источник в монополии, и она составит 195 миллиардов рублей. Кроме того, еще 60 миллиардов рублей РЖД хочет получить через увеличение своего уставного капитала на строительство объектов для Олимпиады в Сочи. (При участии Натальи Шурминой и Глеба Столярова, текст Полины Девитт, редактор Татьяна Мосолова)

2009-07-24
Суета вокруг дивана
Бюджетный интеллект | Наука против безработицы Для российской науки настал, бесспорно, исторический момент: из-за нее депутатов парламента выдернули с каникул и заставили оперативно исправлять собственные ошибки. Сегодня, 24 июля, Госдума приняла в новой редакции закон, разрешающий создавать при вузах и институтах инновационные предприятия. Неделю назад документ утвердили в ударном темпе, но члены Совета Федерации в качестве прощального подарка перед парламентскими каникулами решили его «завернуть». Несмотря на поддержку президента Дмитрия Медведева, сенаторы всполошились: Дума разрешила вузам и НИИ создавать хозяйственные общества и передавать туда свои научные разработки. В этой идее члены СФ увидели чуть ли не возрождение ЦНТТМ - центров научно-технического творчества молодежи, одним из которых был «Менатеп» Ходорковского. Тут же нашлись и претензии - в частности, несоответствии закона Бюджетному и Гражданскому кодексам. Правда, СФ недолго держался: уже в среду Медведев потребовал срочно завершить работу над законом, обвинив палаты парламента, правительство и собственную администрацию в «раскоординированности». Сказано - сделано. Депутаты и сенаторы срочно вернулись из отпусков, организовали согласительную комиссию, которая быстро устранила - или, скорее, обошла - несоответствия. Такую бы ловкость рук - в борьбе с коррупционными нормами. В понедельник закон рассмотрит уже Совет Федерации. И пусть только попробует возразить. Правда, суета вокруг инновационных предприятий, если забыть о жгучем желании всех ветвей власти показать «скоординированность», совершенно непонятна. Предполагается, видимо, что за месяц с небольшим думских каникул вузы по всей стране откроют малые предприятия, загонят туда десятки тысяч безработных выпускников и запустят денежный конвейер на полную мощность. Может, так и произойдет. Но только если президент лично проследит за каждым инновационным проектом в России. БЮДЖЕТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Законопроект о создании инновационных предприятий лежал в Думе два года, говорит председатель комитета по образованию Григорий Балыхин. По его оценке, только 1% тех средств, что государство вкладывает в развитие науки, в итоге оказывается на балансе вузов и НИИ в виде конкретной, оформленной интеллектуальной собственности. Процедура регистрации и коммерциализации разработок слишком длинная, у большинства исследователей руки до этого не доходят. Или открытия и изобретения тонут в недрах научных учреждений, или же ученые просто покидают родные лаборатории и отдают свои разработки по сходной цене новому работодателю. Депутаты предложили сократить путь. На прошлой неделе Счетная палата сообщила, что хотя из федерального бюджета на «гражданскую науку» в 2007 - 2008 гг. было потрачено 232,4 млрд. руб., стоимость нематериальных активов Российской Федерации (учтенных в реестре федерального имущества) на июнь 2009 года составила унизительные 3,76 млрд руб. Бренды Nivea или Giorgio Armani, по оценке агентства Interbrand, стоят в 30 с лишним раз дороже, а, например, Coca-Cola и Microsoft - примерно в 600 раз. Уже из этих цифр понятно, что, по большому счету, бояться расхищения трудов интеллектуального труда было нечего. При нынешнем положении дел интеллектуальная собственность российского государства стремится к нулю. Бояться воровства уже поздно, хуже уже не будет. Да и закрадываются сомнения: а есть ли вообще что воровать? В первом варианте закона предусматривалось, что вуз или НИИ может привлекать соучредителей, но должен сохранить долю в инновационном предприятии (более 25% для АО и более трети - для ООО). В новой редакции депутаты сохранили эти условия, но пошли навстречу СФ и добавили в закон положение, что о создании хозяйственного общества нужно в течение 7 дней уведомлять Роснауку. Сразу видно, насколько фундаментальные претензии предъявили сенаторы, раз их обошли при помощи такого явно малозначащего правила. Более того, согласительная комиссия внесла в закон и другую норму: научные учреждения и университеты могут вносить в уставный капитал инновационных предприятий не только результаты интеллектуальной деятельности, но и оборудование, деньги и прочее имущество. Но на это уже нужно согласие собственника - в данном случае Минобрнауки и подведомственных ему агентств. Наивно, впрочем, думать, что вузы и НИИ удерживает от коммерциализации их разработок лишь несовершенство законодательства. Главный тормоз - инерция как самих ученых, так и их руководителей, упадок исследовательской деятельности как таковой. То есть, если сейчас КПД научных затрат, по оценкам ГД, не превышает 1%, он вряд ли окажется сильно больше после принятия закона. Польза от документа, конечно, будет. Но неизвестно, кто окажется в выигрыше: научные коллективы, общество или же руководители институтов. Ведь мало кто из ректоров и директоров НИИ пропустит к регистрации предприятие, не договорившись об активном участии в его делах. И прибылях. НАУКА ПРОТИВ БЕЗРАБОТИЦЫ Интеллектуальная собственность и практическая польза от нее Думу до последнего не слишком заботили. Возможно, закон так и лежал бы в закромах, если бы в конце мая делу неожиданно не дал ход президент. На встрече с министром образования и науки Андреем Фурсенко Медведев посетовал, что дело затягивается. А ведь его еще с весны заботят нужды выпускников, которым в этом году суждено стать безработными. Тут Андрей Фурсенко пообещал, что принятие закона поможет трудоустроить до 30 000 человек. Депутатам пришлось ускориться. Быстро выросли и ставки: сейчас Балыхин говорит уже о 100 000 рабочих мест, которые закон поможет создать. Здесь много вопросов. Первый: почему все это нужно делать именно сейчас, да еще с таким шумом? Надо так полагать, вузы и НИИ кинутся открывать коммерческие подразделения и зарабатывать деньги, увидев по телевизору, как президент подписывает новый закон? Второй: откуда взять столько малых предприятий? Депутаты уверяют, что 2000 вузов и институтов ждут - не дождутся принятия закона, чтобы выйти на рынок со своими разработками. Предположим даже, что эта оценка близка к действительности. Но кто сказал, что руководителям вузов и научных коллективов некого устроить в новые конторы? Есть кандидаты и получше безработных выпускников (то есть далеко не самых способных и успевающих). Третий вопрос: кто будет платить этим выпускникам зарплату, если учесть, что и при благоприятных обстоятельствах вывод на рынок научных разработок занимает годы? Видимо, считается, что трудоустраивать безработных будут за свой счет партнеры вузов, частные инвесторы. Расчет, конечно, красивый. В Думе вообще здорово считают: например, быстро вычислили, что сегодняшнее внеочередное заседание обойдется бюджету в 30 млн руб. Депутаты выступили с инициативой возложить эти расходы на Совет Федерации; ну а тот, в свою очередь, может перекинуть их на администрацию президента, и так далее. Но шансы реализовать как эту идею, так и грандиозные планы трудоустройства в инновационной экономике пока что стремятся к нулю. Дмитрию Медведеву понадобится объехать с инспекциями всю страну, чтобы выполнить громкие обещания. Задача как раз на остаток президентского срока.

2009-07-24
Украина приняла закон для доступа к кредиту МВФ
Наталия Зинец КИЕВ (Рейтер) - Верховная Рада Украины внесла изменения в законодательство, которые должны помочь укрепить банковскую систему и получить положительное решение ключевого кредитора страны, Международного валютного фонда (МВФ) о выделении Киеву третьего транша в рамках двухлетней программы stand-by. Заседание совета директоров МВФ, на котором должен рассматриваться вопрос о предоставлении Украине $3,3 миллиарда, может состояться на следующей неделе. МВФ согласился поддержать меры властей по рекапитализации за счет госсредств крупных проблемных банков, но также потребовал внести поправки в банковское законодательство, призванные способствовать оздоровлению банковской системы. За принятие закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (об особенностях принятия мер по финансовому оздоровлению банков)" проголосовали 322 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов. Для вступления в силу закон должен быть подписан президентом страны и опубликован в официальной прессе. МВФ моментально отреагировал на решение украинского парламента и заявил о поддержке. «Эти реформы знаменуют значительное продвижение в восстановлении финансовой стабильности», - говорится в заявлении главы миссии МВФ Джейлы Пазарбазиолу. МВФ считает, что изменения в законодательстве существенно расширят возможности решения проблем банков, и будут стимулировать привлечение частных инвесторов. «Принятие этих реформ поможет укрепить доверие и будет стимулировать стабильное развитие банковского сектора»,- говорится в заявлении МВФ. МВФ в ноябре прошлого года одобрил для Украины программу на $16,4 миллиарда и с того времени уже выделил два транша суммарно на $7,3 миллиарда. УПРОСТИТЬ И УСКОРИТЬ «Предложенные изменения предусматривают системный подход к тому, как упростить и ускорить порядок финансового оздоровления банков», - сказал с парламентской трибуны представитель комитета Верховной Рады по вопросам банков и финансов Юрий Полунеев. По его словам, в действующее законодательство добавлены положения, предусматривающие возможность создания санационного банка с целью защиты интересов вкладчиков. Полунеев, однако, не сообщил подробностей деятельности такого банка. Кроме того, будет усилена ответственность крупных акционеров за доведение банка до банкротства, сказал он. Изменения в основном направлены на расширение полномочий и повышение статуса временных администраций проблемных банков и законодательное закрепление процедуры принятия решения о капитализации банков за счет государственных средств. В законе сказано, что решение о реорганизации коммерческого банка может быть принято не только Нацбанком или акционерами, но и назначенным НБУ временным администратором. Администратор имеет право в ходе финансового оздоровления проблемного банка принимать решение о переуступке права требования, перевода долга, реорганизации без оповещения должников и кредиторов банка и без получения их согласия. В этом случае кредиторы, вкладчики банка не имеют права требовать от банка досрочного выполнения перед ними обязательств и возмещения им убытков. Кроме того, в закон добавляется норма о том, что из банков, в которые Нацбанк ввел временные администрации и мораторий на изъятие средств, не допускается вывод денег даже по решению судов. Расписана процедура, которой должен придерживаться Нацбанк при внесении в Кабмин предложения о капитализации проблемного банка за счет государства. В частности, НБУ должен предоставить правительству материалы диагностики банка, заключение аудитора, обоснование о необходимой сумме госинвестиций в капитал, информацию о возможном объеме выплат вкладчикам, план финансового оздоровления, бизнес-план развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу, график выкупа Нацбанком гособлигаций, которые были внесены правительством в капитал банка, объем и график поддержки Нацбанком ликвидности банка путем выделения ему рефинансирования. Кроме того, в принятом законопроекте отложено на три года - до 1 января 2013 года с 1 января 2010 года - введение налогообложения дохода граждан по банковским депозитам. Глобальный финансовый кризис, падение украинской экономики и платежеспособности клиентов пошатнули финансовое положение украинских банков. С начала года НБУ ввел временные администрации уже в 17 банках, в том числе в четырех из двадцатки крупнейших. К настоящему времени правительство национализировало три проблемных банка: «Родовид», «Киев» и «Укргазбанк». На рекапитализацию этих трех банков путем внесения в их капитал облигаций внутреннего государственного займа было направлено суммарно около 9,5 миллиарда гривен ($1,24 миллиарда). Пока остается нерешенной судьба десятого по размеру активов банка «Надра» и восемнадцатого «Укрпромбанка». Ранее Нацбанк предложил правительству национализировать и эти два утратившие платежеспособность учреждения. Ожидается, что заседание денежных властей, на котором может быть принято решение о национализации или ликвидации этих банков, состоится на следующей неделе. (Редактор Шамиль Байгин)

2009-07-24
«Организовать поездку самостоятельно вполне реально»
о самостоятельной организации отдыха: Наши соотечественники начали понимать, что организовать свою поездку самостоятельно вполне реально, для этого не нужно обладать какими-то специальными навыками, все что нужно - время. Таким образом, за счет этого можно не только сэкономить на оплате услуг агентства, но и сделать путешествие таким, каким хотите его видеть непосредственно вы сами. К примеру, при организации поездки по Европе, турист не будет зависеть от экскурсионной группы, за которой закреплен, а сможет самостоятельно решать, куда пойти, когда, сколько дней провести в той или иной стране.

2009-07-24
Советник по тарифам
Для управления доходностью есть специально разработанный для авиаперевозчиков софт. Представленная ниже программа называется Sky Price, ее использует компания Sky Express. Туда заносятся все группы тарифов, разработанные для всех рейсов, и выделяют для каждого из тарифов определенное количество кресел, а также устанавливают максимально возможное количество продаж по каждому тарифу. После того, как продажи билетов начались, программа фиксирует динамику продаж. Например, если билеты по самому дешевому тарифу расходятся слишком быстро, то она закрывает его. И наоборот: если продажи по доступным покупателям тарифам идут слишком медленно, то, после мониторинга цен конкурентов, программа предлагает выйти на рынок с более низкими тарифами. Через эту программу авиакомпания может также следить за экономикой рейса, исходя из числа проданных на данный момент билетов. Она показывает оптимальное значение выручки для данного направления, необходимое для того, чтобы окупить полет и получить прибыль. По оценкам представителей авиакомпаний, с помощью такого софта перевозчики увеличивают доходность рейсов на 5 - 7%. Система управления доходами авиакомпании по каждому рейсу  1 Код авиакомпании 11 Класс бронирования 2 Номер рейса 12 Усредненный тариф по классу бронирования 3 Коды аэропортов вылета и прилета 13 Число проданных кресел 4 Расписание полета 14 Текущее число кресел, защищённое от оптимизации по данному классу бронирования 5 Выбранный для оптимизации тариф 15 Текущее максимально возможное число кресел для продажи в данном классе бронирования 6 Коэффициент ценовой чувствительности 16 Текущее оптимально доступное число кресел для данного класса бронирования 7 Прогнозируемое количество продаж 17 Оптимальный показатель дохода по проданным в настоящее время креслам 8 Прогнозируемая оптимальная цена 18 Текущая доходность осуществленных продаж 9 Прогнозируемый оптимальный спрос 19 Выручка с осуществленных продаж 10 Прогнозируемая оптимальная выручка 20 Прогноз по количеству пустых кресел

2009-07-24
Песня остается с человеком: прайс-лист
Поговаривают, даже такие заметные персонажи, как «Иванушки Int.» близки к депрессии.

2009-07-24
«Все будут продавать билеты по одной цене. Но это же прошлый век!»
о намерении антимонопольных органов контролировать тарифы: Мы скептически оцениваем возможность антимонопольных органов проверить обоснованность или необоснованность тарифов. Это популизм. Вместо того чтобы заниматься монополистами, они вмешиваются в высококонкурентную среду. У каждой авиакомпании для каждого направления есть сетка из 15 - 20 уровней тарифов. То, какие из них в данный момент открыты, зависит от дня недели и времени полета, текущей динамики продаж, текущего состояния рынка, тарифов конкурентов и так далее, - все это постоянно меняется. В мониторинге ситуации по каждому направлению постоянно задействовано несколько человек. Они управляют тарифами и доходностью в круглосуточном режиме - вручную и с помощью специальных программных решений. Это называется системой управления доходностью рейса - составной частью авиационного маркетинга. Если государство хочет это как-то регулировать, то авиационный маркетинг умрет, и мы вернемся из рыночной конкуренции в эпоху плановой экономики. Все будут продавать билеты по одной цене: не будет ни дорогих билетов, ни дешевых, все, условно, по 5000 рублей. Так было в СССР, когда был один большой «Аэрофлот», которому не нужно было управлять доходностью. И все знали, что билет Москва - Баку стоил 40 рублей. Но это же прошлый век.

2009-07-24
«Раскулачивать авиакомпании смешно, сейчас цены наоборот падают»
об управлении доходами авиакомпаний: Сейчас, я так понимаю, авиакомпании хотят уличить в том, что они жульничают. Но я считаю, раскулачивать авиакомпании - смешновато, сейчас цены, наоборот, падают, у них ведь и прибылей особых нет. Авиакомпании имеют очень низкую маржу, между ними очень высокая конкуренция. И, конечно, никто не хочет летать задешево себе в убыток. Все системы, которые мы поставляем авиакомпаниям, «заточены» на то, чтобы пассажиры получали лучший сервис, а перевозчики могли зарабатывать больше денег. Тарифы регулируются с помощью программных продуктов, которые учитывают огромное количество моментов: косты, всевозможные сборы, цены конкурентов, и так далее. Все это поддерживается в автоматическом режиме.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное