Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Конец Volga Siber


     slon.ru
2009-07-22
Конец Volga Siber
Автозавод ГАЗ укрепляет партнерские отношения со Сбербанком, с которым ему, возможно, суждено вместе собирать новые «Опели». Не успела стартовать совместная кредитная программа на приобретение автомобилей марки «ГАЗ», как компании уже приступили к следующему проекту. На заводе подтвердили заявление властей Нижегородской области о том, что автовладельцам будут выплачивать по 50 000 руб. при покупке автомобиля «ГАЗ» по схеме «трейд-ин». При этом в программе не будет участвовать самый известный газовский продукт - легковой автомобиль Volga Siber. Официально эта модель еще не удалена с конвейера, но фактически ее уже можно считать «мертвой», а вложенные в проект инвестиции - списанными. В ближайшее время Volga Siber должна покинуть сборочный конвейер завода. ВСЕ ЗА «СИБИРСКУЮ ВОЛГУ » Злоключения новой «Волги» все больше напоминают трагическую историю автомобиля Chevy-Viva. После того, как эта машина фактически перестала продаваться, европейское руководство GM в течение нескольких лет уверяло, что от Viva отказываться ни в коем случае не будет. Но отпираться бесконечно производители не смогли - они вышли на рынок с принципиально неверным ценовым позиционированием. К счастью, в мощности GM-Avtovaz специально под Chevy-Viva никто не вкладывался. ГАЗ пострадает неизмеримо больше: фактически, для производства Siber был выкуплен целый завод, способный собирать 65 000 - 100 000 автомобилей в год. Если Magna не удастся договориться с General Motors о покупке Opel и тем самым занять пустующий конвейер, этот проект обернется чистым убытком для предприятия. Поражение Siber станет печальным свидетельством тому, что строить новые автомобили и успешно выводить их на рынок в России никто до сих пор не научился. Проект Volga Siber был создан на волне феноменального роста российского рынка и сначала выглядел очень внушительно. Не удовлетворившись выкупом платформы Chrysler Sebring, в апреле 2006 года «Группа ГАЗ» подписала соглашение о приобретении активов завода Sterling Heights в Детройте. Фактически, завод по частям перевозился в Нижний Новгород компанией Magna, где в итоге был построен новый производственный комплекс с цехами сварки и окраски кузова, включающий 44 робототехнических комплекса и две автоматические сварочных линии. Совокупные инвестиции в проект составили около $300 млн. Проект не был заморожен, даже когда кризис в США стал очевидной реальностью: воодушевленные российскими успехами, менеджеры ГАЗа предпочли поверить в «тихую гавань для бизнеса». Конвейер был запущен 28 марта 2008 года. ПРИЗРАЧНЫЙ SIBER По большому счету, новая «Волга» так и не стала отечественной. На ГАЗе не скрывают, что Volga Siber на 70% состоит из американских и европейских комплектующих, среди поставщиков которых числятся Magna, Bosch, TRW, Valeo, ZF. Со временем планировалось локализовать производство на 50%, но эти мечты остались нереализованными. Довести локализацию до необходимого уровня стало практически невозможно в кризис, когда долг ГАЗа на конец 2008 г. достиг 40 млрд рублей, и у предприятия начались серьезные проблемы с поставщиками. Машинокомплекты, завезенные на завод еще в 2008 г., без дела томятся на заводе, пока заводские службы пытаются найти корпоративные заказы. Сразу два меткомбината - ММК и НЛМК - в конце прошлого года отказались поставлять на завод сырье, необходимое для штамповки кузова. На заводе уверяют, что проблемы давно решены, но на НЛМК, например, говорят, что поставки так и не возобновились. ГАЗу до сих пор не удалось реструктуризировать задолженность, поэтому не исключено, что подобные инциденты будут повторяться ближе к концу 2009 г. Хорошо еще, что с производителями поролона, резиновых изделий и прочих не самых важных в автомобилях материалов, ГАЗу, скорее всего, всегда удастся договориться полюбовно. Сегодня представители ГАЗа продолжают утверждать, что Siber «в рынке», и при желании машину можно спокойно приобрести у дилера. Однако, за исключением авторизованного торгового дома «АвтоГАЗ», найти дилеров, торгующих новыми «Волгами» в Москве, довольно проблематично. Прочие дилеры, продолжающие работать с брендом ГАЗа, последний раз видели машины в декабре 2008 г. И только «АвтоГАЗ» ежемесячно получает единичные партии в дюжину автомобилей. БИЗНЕС БЕЗ ПЛАНА Многие продавцы недовольны, что завод по-прежнему отказывается пересматривать свою ценовую политику. Еще в начале 2009 г. машина стоила от 540 000 руб. до 660 000 руб., и только весной, в самый разгар кризиса, были объявлены скидки до 100 000 руб. Но только на машины в топовой комплектации. Одновременно завод начал поднимать отпускные цены на весь модельный ряд: очередное повышение на 3% ожидается в августе, а затем и в сентябре. Учитывая, что новую партию «Волг» придется ждать еще месяц-другой, отскок стоимости автомобиля к исходному уровню будет ощутимым. У ГАЗа нет четкой позиции по Siber: его представители утверждают, что не собираются снимать машину с производства, но не знают, сколько машин удастся собрать до конца года. Последняя партия в 400 автомобилей для силовых ведомств была собрана в июне. Сколько машинокомплектов остается на складе, на заводе предпочитают не говорить. Хотя их должно оставаться немало, ведь цифры продаж неутешительны: по данным «АСМ-Холдинг», за прошедший год было продано всего 1900 автомобилей Volga Siber. Сейчас службы завода делают все, чтобы найти новых заказчиков и попытаться реализовать те машинокомплекты, которые успели завезти до 2009 г. Будут ли собирать машину в 2010 г. - неизвестно. Эксперты рынка считают, что в случае, если Magna все же перенесет в Нижний Новгород производство Opel, конвейер Volga Siber придется подгонять под новую продукцию. Технологически Chrysler и Opel - машины слишком разные. И даже слова председателя правления УК «ГАЗ» Сергея Занозина о том, что Siber будут производить, даже если Нижний получит права на Opel, не гарантируют жизнь потомку Chrysler. В случае если мощности ГАЗа будут задействованы в массовой сборке Opel, возиться со штучными партиями Siber уже никому не захочется. И ГАЗу придется повторить неприятный опыт GM, признав любимое детище не готовым к самостоятельной жизни.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное