Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Слушания без слышания


     slon.ru
2009-07-15
Слушания без слышания
В эту пятницу депутаты Федерального собрания РФ уйдут на летние каникулы. Но прежде чем отправиться отдыхать, народные избранники в который раз озаботились запретами, которых, на их взгляд, явно не хватает в рекламном законодательстве. В начале июля Комитет Совета федерации по социальной политике и здравоохранению принял Концепцию национальной алкогольной политики, предполагающую полный запрет рекламы пива на телевидении. А на этой неделе депутат Госдумы от «Справедливой России» Антон Беляков продолжил войну с пивоварами, начатую в середине июня, когда он предложил убрать пиво с экранов. На этот раз депутат ополчился на Московский международный фестиваль пива в Лужниках, который он считает «мероприятием, направленным на пропаганду пивного алкоголизма». Активисты общественного движения «Наш Проект Здоровье» и - почему-то - «Общественного антикоррупционного комитета» зафиксировали, как сообщает Беляков, боле 30 случаев продажи пива на фестивале несовершеннолетним. «Любой здравомыслящий человек, попавший вечером на фестиваль, ужаснулся бы при виде полуголых подростков в алкогольном экстазе, - комментирует Беляков. - Я полагаю, что собранных в ходе нашей акции материалов будет более чем достаточно, чтобы состоявшийся московский фестиваль пива стал последним». Борьба законодателей с пивным лобби ведется давно. И чем дальше, тем более она беспощадна, но и бессмысленна. Вот в Комитете Совета федерации по социальной политике и здравоохранению полагают, что существующие сейчас ограничения не препятствуют распространению пагубных пристрастий у молодежи и подростков - в вечернее и ночное время, когда разрешена реклама пива на ТВ, телевизор смотрят именно они. Справедливо? - Думаю, справедливо. Но разве молодежь только что приобрела привычку смотреть телевизор ночью? Почему, когда в 2005 году принимались предыдущие поправки, это не учитывалось? Депутаты считают, что молодых людей надо перестать спаивать. Кто бы спорил. Но ведь предыдущие поправки не привели к сокращению потребления. С 1996 до 2008 года объем пивного рынка каждый год увеличивался (да и в прошлом году было произведено всего на 0,6% меньше, чем в 2007 - данные «Союза российских пивоваров»). Откуда уверенность, что полный запрет телерекламы приведет к обратным последствиям? (Дании Бриман, председатель совета «Союза российских пивоваров», считает, что «защитить нацию от алкоголизации нельзя указом или законопроектом. Важно приложить усилия для развития культуры потребления алкоголя, поддержки ресторанного бизнеса, улучшения социальных условий в стране. Все это позволит изменить структуру потребления алкоголя в стране, приблизив ее к европейскому типу, перенести акценты с тяжелого алкоголя на пиво и слабоалкогольные напитки. Это единственно возможный путь, который еще в середине прошлого века с успехом прошли европейские страны».) С другой стороны, некоторые образчики пивной рекламы будто напрашиваются на дополнительные ограничения. В майских принтах «Балтики» в прессе, например, - можно найти и «утверждение о том, что пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безвредны или полезны для здоровья» (статья 22 ФЗ «О рекламе»), и «утверждение о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха» (там же). Конечно, «внимательный читатель» увидит, что рекламируется «Балтика №0» - безалкогольное пиво, но много ли времени тратит обычный читатель журнала на разглядывание макетов? Обычно 2 - 3 секунды (если в рекламе нет звезд, моделей топ-лесс или младенцев в случае с женской аудиторией). Опять же, пивоваров и рекламистов можно понять. Ограниченные нелепыми законами (ни в одной стране мира нет запрета на использование образов людей в пивной рекламе, притом, что водку - не на телеэкране, правда, - рекламируют и Сталлоне, и Валуев), они пытаются действовать в том поле, которое им выделено. Реклама безалкогольного пива не нарушает все вышеперечисленные статьи закона - отчего бы не воспользоваться возможностью, их сейчас немного? Вот к чему приводит диалог в духе «Ах, вы так? Тогда мы вот этак». Сегодня экспертный совет по рекламе при комитете Государственной Думы по экономике и предпринимательству РФ обсуждал вопросы, связанные с проектом Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Теперь под запретом может оказаться реклама алкоголя, пива и табака в любых помещениях, в том числе и магазинах, если они находятся на расстоянии до 500 м от детских и учебных заведений (сейчас закон запрещает продвижение подобных товаров на расстоянии 100 м, и, как говорит гендиректор Ассоциации рекламодателей Федор Борисов, новые ограничения - это практически полный запрет рекламы этих товаров). Кроме того, прерывать рекламой детские теле- и радиопрограммы авторы законопроекта предлагают, только если их продолжительность больше 30 минут (сейчас - 15). Многие детские программы длятся 20 - 30 минут, в случае принятия проекта они могут лишиться источника финансирования. Остается только надеяться, что осенью, когда обсуждение законопроекта возобновится, отдохнувшие депутаты будут более склонны к конструктивному диалогу.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное