Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Передовики скоростной пропаганды


     slon.ru
2009-07-28
Передовики скоростной пропаганды
Тяжелый случай | Специалист без опыта | Больной вопрос ТЯЖЕЛЫЙ СЛУЧАЙ На прошлой неделе Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА) подвело итоги многострадального тендера на пропаганду массового донорства крови. Конкурс этот странно объявили, странно провели, и закончился он тоже странно. Сначала рекламистов удивило, как скромно анонсировался такой крупный конкурс (заявленная стоимость - около 350 млн рублей). Потом тендер вдруг отменили - в мае, за несколько дней до первого объявления результатов, ФАС усмотрела в действиях заказчика нарушения нескольких статей закона № 94 «О размещении заказов...». До устранения недочетов конкурс заморозили. 21 июля, наконец, объявили результаты двух из трех тендеров: большого, на медиаразмещение рекламных материалов на ТВ, радио и в интернете (на сумму 190 млн рублей), и поскромнее, на разработку креатива (31 млн рублей). Если с креативом особых вопросов не возникло - победил фаворит - агентство Znamenka (работает с М.Видео и Heineken и имеет опыт сотрудничества с тем же Минздравом по пропаганде здорового образа жизни), то размещать огромные объемы рекламы будет никому не ведомое агентство со штатом в 5 человек, обошедшее всех участников конкурса по весьма странному критерию. СПЕЦИАЛИСТ БЕЗ ОПЫТА Медиаразмещением будет заниматься «ИнтерАвиаМедиа». Slon.ru не удалось найти тех, кто хоть что-нибудь слышал об этом агентстве, обошедшем в крупнейшем тендере рекламного гиганта Publicis Groupe Media Eurasia. О клиентах компании информации нет - соответствующий раздел сайта агентства находится на реконструкции. В самой ФМБА победе «ИнтерАвиаМедиа» не удивлены, а имена других участников конкурса членам комиссии тоже ничего не говорят. Судя по результатам голосования членов комиссии, профессионализм претендентов особого значения не имел. Главным критерием выбора были «сроки выполнения» или готовность представить техническое задание спустя минимальное время после подписания контракта. За них давали целых 60 баллов из ста (то есть итоговая оценка на 60% зависела от этого параметра заявки). Качественные характеристики предложений участников «стоили» всего 20 баллов (больше невозможно по закону). На 20 же баллов «потянула» итоговая оценка стоимости выполнения работ. Агентство «ИнтерАвиаМедиа» получило за качество предложения самый низкий результат из всех участников конкурса, сумму назвало почти максимальную, зато обещало подготовить все материалы техзадания за час. Publicis Groupe Media Eurasia, признанная «участником конкурса, предложившим лучшую цену после победителя» (холдинг предлагал выполнить поставленные задачи за 195 млн рублей), указала в этом пункте «четыре дня». Получить комментарии гендиректора «ИнтерАвиаМедиа» Максима Бондарчука Slon.ru не удалось. По словам его помощницы, помимо него в компании работает еще пять человек, включая курьера, и ни один не уполномочен общаться с прессой. Вопрос Slon.ru, как при таком штате агентство будет проводить кампанию федерального масштаба, да еще в столь сжатые сроки, остался без ответа. БОЛЬНОЙ ВОПРОС  За последние 10 лет число доноров в стране сократилось с 4 млн до 1,8 миллиона человек, то есть на 1000 больных приходится 13 - 14 доноров, при общепризнанной норме - не менее 40. При этом продвигать добровольное донорство отечественные рекламисты пока не научились. Прошлогодняя серия роликов «Служба крови» от SPN Ogilvy вызвала у специалистов недоумение: рекламная кампания с основным посылом «Сдай кровь - стань героем» рассчитана на абсолютное меньшинство потенциальных доноров: лишь 8%, по опросам ВЦИОМ, сдают кровь затем, чтобы выделиться и «прослыть». По результатам кампании к началу 2009 года число безвозмездных доноров в России выросло всего на 8,5% по сравнению с началом 2008 года. Перед кампанией 2009 года тоже, похоже, не стоит задачи изменить ситуацию, - главное, чтобы прошла поскорее.

2009-07-28
Санврач на острие идеологической борьбы
Там, за бугром, смертельно опасно. Там царит свиной грипп и наши люди распускаются до того, что ходят в шортах.

2009-07-28
Россия подтвердила 28 случаев гриппа A/H1N1
МОСКВА (Рейтер) - Россия подтвердила 28 случаев заболевания вирусом гриппа A/H1N1, все они - «завозные», сообщил Роспотребнадзор на своем сайте. К концу мая новым гриппом переболели лишь трое россиян, но уже в июле начался рост числа новых случаев A/H1N1 в стране. Еще на прошлой неделе служба говорила о 12 заболевших. В июне Всемирная организация здравоохранения объявила глобальную пандемию нового гриппа после того как он охватил 139 стран мира. По данным региональных бюро ВОЗ, сегодня общее число заболевших в мире составляет чуть более 160 000 человек, при этом в 991 случае заболевание привело к летальному исходу. На прошлой неделе российские власти заявили, что готовятся к возможному всплеску заболеваний гриппом A/H1N1 этой осенью из-за массового возвращения людей из отпусков. Ранее глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко говорил, что Россия может запустить промышленное производство вакцины против гриппа A/H1N1 уже в сентябре, но сможет выпускать не более 40 миллионов доз в год. Перед началом осеннего сезона Россия закупила 27 миллионов доз традиционной сезонной вакцины, действующей, в том числе, против гриппа типов А и Б. (Антон Зверев. Редактор Елена Фабричная)

2009-07-28
Цeны на нeфть колеблются на уровне $68
СИНГАПУР (Рейтер) - Нефтяные котировки на азиатских торгах во вторник устремились вниз к отметке в $68 за баррель после того, как в ходе предыдущей сессии взлетели более чем до трехнедельного максимума. Причиной стала пауза в росте азиатских фондовых рынков, однако вскоре начался рост цен. В понедельник нефть подорожала до $68,99 за баррель, что стало самым высоким уровнем со 2 июля. Фактором роста стала публикация данных о росте продаж новых домов в США в июле, вызвавшая прилив оптимизма по поводу перспектив восстановления мировой экономики. Теперь рынок ждет данных о ВВП Соединенных Штатов в пятницу. Аналитики предсказывают, что американская экономика в апреле - июне сокращалась четвертый квартал подряд. «Большинство аналитиков предсказывают значительное сокращение экономики в апреле - июне, к тому же следует ждать сильного снижения объема запасов. Это может поддержать рост цен на нефть», - сказал Бен Уэстмор из National Australia Bank. К 9.02 МСК сентябрьские фьючерсы на американскую легкую нефть выросли на три цента до $68, 41 за баррель. В понедельник они взлетели почти до $70 за баррель. Сентябрьские фьючерсы на индикативный сорт нефти Brent поднялись на шесть центов до $70,87 за баррель. Американский институт нефти (API) опубликует данные о коммерческих запасах нефти и нефтепродуктов в США во вторник, государственное Управление энергетической информацией (EIA) обнародует их в среду. Опрошенные Рейтер аналитики предсказывают, что за минувшую неделю запасы нефти в Соединенных Штатах сократились на 300 000 баррелей, запасы бензина - на 600 000 баррелей. При этом запасы дистиллятов выросли на 1,0 миллиона баррелей. (Рамтан Хуссейн. Перевела Анна Разинцева. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-07-28
Активная антикризисная политика может расшатать экономику
Осуществление масштабных госинвестиций в условиях российской коррупции  вызовет совсем не те последствия, на которые хотелось бы надеяться.

2009-07-28
Квартальная прибыль Deutsche Bank резко выросла
ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ, Германия (Рейтер) - Чистая прибыль немецкого банка Deutsche Bank AG во втором квартале 2009 года выросла на 68 процентов к аналогичному периоду прошлого года до 1,092 миллиарда евро ($1,56 миллиарда) благодаря успехам инвестиционного подразделения, сообщил банк во вторник. Опрошенные Рейтер аналитики ожидали, что чистая прибыль будет на уровне 985 миллионов евро. Доналоговая прибыль более чем удвоилась: во втором квартале она составила 1,32 миллиарда евро против 642 миллионов евро годом ранее. Инвестиционное подразделение заработало 828 миллионов евро доналоговой прибыли. Однако банк решил застраховать себя от дальнейшего ухудшения ситуации в экономике и во втором квартале зарезервировал 1,0 миллиарда евро для покрытия убытков от невозвращенных кредитов. В соответствующий период 2008 года на эти цели было выделено 135 миллионов евро, в первом квартале 2009 года - 526 миллионов евро. Гендиректор Йозеф Акерман сказал, что банк «хорошо подготовился» к «нестабильной ситуации» в экономике в 2009 году. (Эдвард Тейлор. Перевела Анна Разинцева. Редактор Елена Фабричная)

2009-07-28
Акции США выросли за счет финансового сектора
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Американский рынок акций в понедельник закрылся незначительным подъемом, отмеченным в самом конце сессии благодаря вспыхнувшему интересу инвесторов к финансовому сектору, до сих пор отстававшему в темпах роста во время последнего двухнедельного ралли. Оптимистичные данные о продажах новых домов в США поддержали финансовый сектор, обратив внимание игроков на рынке на бумаги нескольких региональных банков, наиболее сильно пострадавших от невозвращенных кредитов во время спада на жилищном рынке. Акции Regions Financial Corp подорожали на 8,9 процента, Zions Bancorporation - на 13 процентов. В целом прошлая неделя была отмечена отставанием финансового сектора, но уже в пятницу начался перевод средств из акций технологических компаний в банковский, отметил Майкл Джеймс из Wedbush Morgan. Продажи новых домов в США в июне выросли на 11,0 процента в месячном исчислении и составили 384 000 единиц. Это увеличение стало максимальным с декабря 2000 года. Опрошенные Рейтер аналитики ожидали, что продажи новых домов в июне будут на уровне 350 000 единиц. Индекс традиционного сектора американской экономики Dow Jones industrial average вырос на 0,17 процента до 9 108,51 пункта. Более широкий индекс Standard & Poor's 500 набрал 0,30 процента до 982,18 пункта. Технологический индекс Nasdaq Composite прибавил 0,10 процента до 1 967,89 пункта. За минувшие две недели три индекса в среднем прибавили по 11 процентов. «Две недели назад инвесторы охотнее покупали акции на фоне неожиданно хороших корпоративных результатов. Сейчас люди меньше стремятся покупать, что объясняется тем, как поднялся рынок за последние две недели», - сказал Майкл Джеймс. (Родриго Кампос. Перевела Анна Разинцева. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-07-28
Туркмения хочет экспортировать газ в Британию
АШХАБАД (Рейтер) - Туркмения, крупнейший экспортер природного газа в Центральной Азии, заинтересована в поставках газа в Великобританию, сообщило в понедельник госагентство «Туркмен хабарлары». Как сообщает агентство, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов сделал это заявление на встрече с членом королевской семьи принцем Эндрю, который является спецпосланником Великобритании по вопросам международной торговли и инвестиций. Туркменский лидер ранее сказал о готовности страны обеспечить газом проект «Набукко», с которым Европа связывает надежду ослабить зависимость от России в импорте газа. Ашхабад, приостановивший поставки газа «Газпрому» из-за аварии на магистральном газопроводе, до конца года намерен поставить первый газ в Китай по строящейся трубе. «Что касается перспектив поставок туркменского природного газа на европейский рынок, в том числе в Великобританию, это полностью отвечает планам Туркменистана, реализующего политику диверсификации экспорта своих энергоносителей на мировые рынки», - приводит слова президента Туркмении «Туркмен хабарлары». «Со своей стороны Великобритания готова оказать существенную поддержку реализации продвигаемых Туркменистаном крупномасштабных проектов», - сообщает агентство со ссылкой на принца Эндрю. Бердымухамедов отметил сотрудничество Туркмении с британскими компаниями - консалтинговая компания Gaffney, Cline&Associates проводит международный аудит ресурсов газа на крупнейших в стране месторождениях газа Южный Иолотань-Осман, а BP изучает возможность участия в освоении туркменского шельфа Каспия. (Марат Гурт. Редактор Шамиль Байгин)

2009-07-28
Hyundai идет дорогой «японцев»
Царь горы Hyundai продемонстрировала американским, европейским и японским коллегам, как следует запускать продажи представительского седана Автомобиль Рейтинг Hyundai Genesis 689 Ford F-150 673 Volkswagen Tiguan 663 Nissan Maxima 636 Subaru Forester 631 Honda Pilot 629 Ford Flex 620 Honda Fit 619 Dodge Challenger 618 Volkswagen Passat CC 601 Nissan Murano 593 Mazda 6 592 В среднем по индустрии 582 Lincoln MKS 580 Volkswagen Routan 579 Acura TSX 576 Infiniti FX 575 BMW 1 Series 568 Jaguar XF 567 Chevrolet Traverse 565 Audi A4 563 Pontiac G8 563 Toyota Corolla 561 Acura TL 523 Dodge Journey 513 Pontiac Vibe 504 Dodge Ram Pickup Lt Duty 459 Toyota Matrix 439 ИСТОЧНИК: J.D. POWER AND ASSOCIATES Популисты из Кореи | Начало прекрасной дружбы | Потратились на имидж Представительский седан Hyundai Genesis - флагманская модель автопроизводителя - занял первое место в рейтинге нового исследования J.D. Power and Associates, посвященного лучшим автомобильным дебютам 2008 г. Ни одного другого корейского автомобиля в этом списке нет, но это уже не так важно. Восторженный прием, оказанный Hyundai Genesis, доказывает, что пройти путем японских брендов, и завоевать элитный североамериканский рынок вполне по силам и корейцам. ПОПУЛИСТЫ ИЗ КОРЕИ Формула популярности Hyundai в США на поверку оказывается очень проста: компания выступила с целым рядом щедрых акций, которые позволили бренду завоевать если не популярность, то симпатии на рынке. За кризисный год Hyundai стала, буквально, лучшим другом водителей Америки. Например, еще 2 июля Hyundai начала переводить своим американским дилерам ликвидность для субсидий на покупку новых автомобилей в обмен на подлежащие утилизации старые, сделав это за месяц до официального старта программы Cash for clunkers. Кроме того, клиенты Hyundai защищены специальной программой Hyundai Assurance, согласно которой компания обязуется забрать машину и вернуть практически все вложенные в нее средства, если ее владелец вдруг останется без источника дохода в течение года после покупки и не сможет больше оплачивать кредит. Наконец, программа Hyundai Assurance Gas Lock гарантирует владельцам Hyundai фиксированную цену на бензин в течение года, защищая автолюбителей от внезапного скачка топливных цен. Прилежность Hyundai не осталась без внимания: дебютный представительский седан Genesis выиграл состязание с Lexus ES 350 в тесте влиятельного издания Consumer Reports и получил премию North American Car & Truck Of The Year 2009. Не забыли о нем и специалисты исследовательского центра J.D. Power Automotive Forecasting: модель Hyundai Genesis возглавила составленный агентством рейтинг автомобильных премьер, состоявшихся на американском рынке в период с января по октябрь 2008 г. Эксперты оценивали подготовку бренда к запуску продаж, поддержку и обслуживание автомобилей, правильность ценовой политики, а также качество сборки, технологичность, уровень дизайна и прочие обычно не поддающиеся строгому учету характеристики. Победа Hyundai Genesis над исконным любимцем Америки Ford F-150 в подобном состязании - сенсация сама по себе. НАЧАЛО ПРЕКРАСНОЙ ДРУЖБЫ Аналитики J.D. Power обязательно дополняют рэнкинги, подобные только что опубликованному, моралью. Сегодня они считают, что в условиях кризиса автопроизводителям следует максимально трезво оценивать готовность к автомобильным премьерам, которые состоятся в ближайшие годы на американском рынке. Несмотря на кризис, новинок будет много: только в период 2009 - 2012 гг. автопроизводители представят как минимум 205 новых моделей и инвестируют в их разработку около $50 млрд. Новые машины готовит и Hyundai, которая, теперь уже вполне обоснованно, надеется пополнить модельную линейку автомобилями премиум-класса. Борьба за покупателя у Hyundai еще впереди: продажи компании пока несравнимы с достижениями той же Toyota, которая недавно отпраздновала пятидесятилетие присутствия на североамериканском рынке, реализовала 131 654 машины только в июне 2009 г., а за полгода продала в США 770 449 автомобилей. Корейская Hyundai, для сравнения, нашла лишь 15 000 покупателей в июне, из них 7 081 приобрели Hyundai Santa Fe, а 7 823 стали владельцами модели Sonata. Объемы продаж в США за полгода - всего 84 838 автомобилей. За счет кризиса - отмечают в самой компании - Hyundai впервые удалось достичь 5% доли глобального рынка в первой половине 2009 года, отвоевав у конкурентов примерно 1% рынка. Своим ростом Hyundai обязана маркетинговым усилиям в США, Европе и Китае. В Поднебесной корейцы реализовали в три раза больше машин, чем в США - 257 000 шт. В основном, это были модели, эксклюзивные для китайского рынка. Подобной региональной стратегии корейцы придерживаются на каждом обособленном рынке: для США готовятся гибридные машины, для Европы - компактные хэтчбеки с современным дизайном, а для России - «народные» иномарки, завод по производству которых достраивается под Санкт-Петербургом, и пробные модели «доступного» премиум-класса. ПОТРАТИЛИСЬ НА ИМИДЖ Воодушевленная успехом Genesis и признанием новой имиджевой политики у капризного покупателя в Соединенных Штатах, Hyundai решилась не замораживать проект российского бренд-бутика в одной из самых дорогих точек Москвы - на Тверской улице. По рассказам партнеров компании, идея подобного магазина-витрины зародилась в головах руководства компании еще до начала кризиса, отсюда и ее щедрый размах. В премиальной торговой точке на Тверской гостей будет встречать тот самый седан Genesis, а вскоре к нему присоединятся и новые автомобили «небюджетной» линейки. Не исключено, что среди них окажутся машины специального подразделения Hyundai, носящего название Equus, представленный пока лишь в Корее. Готовы ли россияне к ломке сложившегося о бренде стереотипа, впрочем, остается большим вопросом. Ну а пока продажи седанов Genesis, за которые в России просят от 1,75 млн руб. до 2 млн руб., остаются единичными: за первые полгода после премьеры было продано всего 24 автомобиля «для ценителей высочайшего качества и престижа».

2009-07-28
«Даже агентство с именем может не рассчитать свои силы»
о критериях выбора победителя конкурса на пропаганду донорства: Даже агентство с именем, не рассчитав свои силы, может проиграть какой-то малоизвестной компании, как вышло на этот раз с «ИнтерАвиаМедиа». Компьютер бесстрастен: он по баллам, формулам, подсчитывает победителя. Роль играет срок исполнения работ, например, и многие другие факторы. И если будет очевидно, что предложение более мелкого игрока лучше, а мы решим сделать выбор в пользу более крупного, - проигравший обратится в ФАС и будет прав. Агентство Znamenka тоже выбрал компьютер - я, например, до момента их участия в тендере об этом агентстве не знал. Сейчас уже даже не вспомню, что было в их предложении, - заявок было очень много, и каждая подготовлена очень серьезно, на 800 страниц материалов. Выставление баллов ограничивается 94-м законом («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - Slon.ru): процент за качественные и функциональные характеристики по закону строго регламентирован - не более 20%, по остальным параметрам - «делайте что хотите», и здесь уже госзаказчик определяет, что ему важнее - быстрее или дороже. Мы выбрали «быстрее», поэтому за сроки и было 60 баллов. Говорите, получается, что победил подрядчик, качество работ которого было оценено на низший бал? Видите, значит, вы тоже согласны с тем, что 94-й закон необходимо дорабатывать.

2009-07-28
«Прошлогодняя рекламная кампания по донорству основана на инсайтах времен первых пятилеток СССР»
о рекламной кампании донорства: Отечественной социальной рекламе не хватает серьезного аналитического подхода, исследований и креатива, который зиждется не только на полете фантазии, но и на тщательном изучении инсайтов. Нашей социалке не хватает четкого понимания, кому она адресована. Если говорить о прошлогодней кампании в поддержку донорства, то помимо странной работы оператора и режиссера-постановщика, которые в ролике показывают героя в основном со спины, мне тогда показалось подозрительным, что наших людей призывают стать героями. Я так думаю, это устаревший инсайт времен первых пятилеток СССР. Позже моя догадка подтвердилась, когда я случайно наткнулась на исследования: большинство людей сдают кровь, желая помочь кому-то, а не из желания выделиться или совершить геройский поступок. Мы в креативном тендере не участвовали - слишком поздно о нем узнали. Было даже ощущение, что организаторы тендера не были заинтересованы в широкой огласке. Есть ведь профессиональные ресурсы для рекламистов, которые с удовольствием разместили бы информацию о таком тендере. А потом была эта странная история с приостановкой и отменой тендера… Но жалеть не жалеем, агентству Znamenka от всей души желаем успеха.

2009-07-28
«Прошлогодняя кампания донорства – это нонсенс»
о конкурсе по кампании пропаганды донорства: Я даже удивлена тому, насколько правильный выбор, на мой взгляд, сделала комиссия в креативном тендере, - мы болели за победу агентства Znamenka с самого начала. Несмотря на то, что у агентства это, по сути, первая рекламная кампания на тему донорства, мы знаем его креативный потенциал в этом вопросе: в 2005 году они приносили нам очень сильные сценарии роликов, бесплатно, где один был лучше другого. Тогда мы мечтали найти спонсора на их производство, но, увы, не получилось, и хорошие сюжеты, которые, действительно, могли бы привлечь к решению проблемы многих, легли «в стол». Некоторые сотрудники творческой группы для того, чтобы глубже вникнуть в проблему, ходили сдавать кровь, а также в больницу к пациентам, нуждающимся в переливании, - это, действительно, те люди, которые видели ситуацию изнутри, которые с душой подходят к вопросу донорства и будут работать не только ради денег, но и ради идеи. Хотелось бы, чтобы прошлые наработки были использованы в планируемой кампании. На мой взгляд, из числа участников, никто лучше них в этой теме не разбирается. В прошлом году меня раздирали противоречия, когда я смотрела ролики по донорству агентства SPN Ogilvy, которые транслировались на центральных каналах: с одной стороны, впервые за 20 лет к этой теме обратились в рекламе, что уже само по себе хорошо, с другой - рекламисты не потрудились создать сообщение, которое сделает из потенциальных доноров реальных. Исследование ВЦИОМ, которое специально проводилось в помощь креаторам, показало, что 51% доноров или людей, желающих ими стать, делают это потому, что их кровь может кому-то понадобиться, и только 8% - ничтожное меньшинство и без того небольшой группы доноров в России - сдают кровь, потому что это «благородное дело». Так вот, для этого «меньшинства» и сделали рекламную кампанию, главным посылом которой, слоганом стала фраза «Героем стать просто - просто сдай кровь». Для меня, как для человека, много лет занимающейся темой донорства, это нонсенс. Не героизм нами движет, а альтруизм! Это все равно, что делать рекламу памперсов, рассчитанную на молодых неженатых мужчин - небольшой процент аудитории, может, и заинтересуется, зная, что когда-нибудь и у них будут дети, но продажи такая реклама не поднимет.

2009-07-28
«Победитель тендера получил за качество работы низший балл»
почему Publicis Groupe Media Eurasia проиграла тендер: Для того чтобы ответить на вопрос, почему Publicis проиграл неизвестному «ИнтерАвиаМедиа» (никогда о таком не слышал!) достаточно посмотреть на результаты голосования членов конкурсной комиссии, указанные в протоколе, и увидеть за что какие баллы выставлялись. Например, цена не имела решающего значения: в отличие от FCB MA и Publicis, которые заявили максимальные 195 млн, «ИнтерАвиаМедиа» дала цену лишь на 6 млн меньше - 189 млн рублей. Максимальные 20 баллов по этому параметру получила компания, готовая выполнить условия договора за 110 млн. Publicis тоже достались высшие 20 баллов, но уже за функциональные и качественные характеристики, - как вы можете догадаться, эта составляющая по идее должна быть самой главной в любой работе. «ИнтерАвиаМедиа» получила по этому критерию самый низкий балл - всего 2,08, значит, качество хромало. Но, оказывается, определяющим фактором победы был срок выполнения работ, точнее, готовность представить техническое задание спустя какое-то время после подписания государственного контракта. За него давали целых 60 баллов. Publicis указал 4 дня, FCB MA -14, «Михайлов и партнеры» - 1, а «ИнтерАвиаМедиа» - 1/24, то есть час. По сути это означает, что все работы должны быть выполнены до момента подписания договора. Вопрос: имеет ли это такое значение для такой рекламной кампании, что документы будут поданы не через день, а через час после подписания контракта? Чтобы выиграть конкурс, просто нужно было знать или предполагать, какой пункт дает больше баллов.

2009-07-27
Маржин-колл нам больше не звонит
Запад не взял Россию | Банки не верят бумаге | Спорная собственность | Себе дороже Прошлой осенью даже далекие от бизнеса россияне узнали термин margin-call. Компании, получая кредиты в банках, вносили в качестве залога различные активы (в том числе собственные акции), но когда фондовый рынок рухнул, то залоги подешевели, и банки поставили перед заемщиками нелегкий выбор: вернуть кредит, увеличить залог или отдать часть своих акций новому собственнику. Осенью казалось, что это - начало масштабного передела собственности. Но, вопреки ожиданиям, банки в массе своей не стали добиваться реализации залога или контроля над предприятиями. И, судя по всему, и впредь так делать не собираются. ЗАПАД НЕ ВЗЯЛ РОССИЮ Больше всего пугали перераспределением собственности в пользу иностранцев. Однако «маржин-колокол» так и не прозвонил по российской экономике. Западные банки пошли на уступки, реструктуризируя кредиты, да и госпомощь банкам и системообразующим предприятиям, направленная как раз на предупреждение перехода активов в руки иностранцев, оказалось весьма значительной. В «Центре развития» иронизируют: компании реального сектора внезапно обнаружили, что иностранные кредиторы вовсе не жаждут получить в собственность их акции, поскольку почему-то не уверены, что смогут на российской почве реализовать себя в качестве эффективных собственников. По мнению генерального директора «Фонда национальной энергетической безопасности» Константина Симонова, российский бизнес изначально мог предполагать такое развитие ситуации, и просто выбивал госпомощь, шантажируя государство тем, что активы уйдут к «страшным иностранцам». Как бы то ни было, иностранцы на наши активы не позарились, российские предприниматели вместо возврата долгов добились их рефинансирования. БАНКИ НЕ ВЕРЯТ БУМАГЕ Ценные бумаги оказались не слишком привлекательны не только для иностранцев, но и для отечественных банков. По оценкам ФБК, доля ликвидных ценных бумаг, предоставляемая заемщиками в российские банки в качестве обеспечения кредитов, снизилась с примерно 20 - 30% осенью до 7,02% в январе (это последние данные, взятые из отчетности по МСФО 5 крупнейших и 30 средних банков). Правда, у отдельных банков доля бумаг по-прежнему находится на уровне осени, но многие другие «зачистили» залоги по кредитам так хорошо, что эта доля опустилась до нуля. Если банки брали в залог акции самого предприятия, то обычно это был контрольный пакет. В таких случаях компании могли переходить под контроль банков автоматически. Сейчас доля ценных бумаг в обеспечении снизилась в несколько раз. При этом отчетность банков не свидетельствует о росте доли ценных бумаг, то есть о новых залогах. Это значит, что почти все маржин-коллы по акциям, которые могли реализоваться, уже реализованы. В остальных случаях кредит погашен или реструктурирован. И автоматической смены владельцев, как отмечают в ФБК, в подавляющем большинстве случаев не произошло. Будет ли «неавтоматическая»? Раз в ценные бумаги как обеспечение кредита банки верить перестали, то они стали ориентироваться на другие, более осязаемые активы. В 30 избранных средних отечественных банках в структуре обеспечения кредитов, по данным ФБК, 23,94% занимает недвижимость и имущество, 10,92% - товары в обороте, а еще 16,35% приходится на раздел «Прочее», включающий, в том числе, права на аренду. В среднем по рассмотренным банкам 39% обеспечения приходится на различные гарантии и поручительства, а по пяти крупнейшим на них пришлось 63,11%. Частные банки и компании, таким образом, самостоятельно освоили управление своими кредитными рисками с помощью гарантий, без запуска механизма гарантий государственных. То, что столь значительная доля обеспечения, - гарантии, еще больше снижает вероятность передела собственности в пользу банков. Обеспечение кредитов, % Ликвидные ценные бумаги Гарантии и поручительства Недвижимость, имущество Товары в обороте Ценные бумаги, выпущенные банком Прочее (права требования, аренды и т.д.) Всего обеспечение от кредитного портфеля (%) Диапазон 0 - 32,8 22 - 73 1,6 - 72 1,2 - 39 0 - 26 0 - 54 76 - 376 В среднем 7,02 39 24 10,9 2,5 16,3 207 ИСТОЧНИК: ФБК Структура обеспечения, предоставляемого заемщиками в банк, в среднем, % Группы банков Ликвидные ценные бумаги Гарантии и поручительства Недвижимость, имущество и др. Всего обеспечение от кредитного портфеля (%) Объем кредитного портфеля, тыс. руб. Крупнейшие 7,78 63,11 29,11 231,92       8 602 904 443   Средние 7,08 39,23 53,69 192,33  более 310 000 000 ИСТОЧНИК: ФБК СПОРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ Но главная причина того, что маржин-коллы теперь неактуальны, - то, что понятие «стоимость залога» стало уж слишком относительным, банки и сами не знают, сколько он стоит. Практика залогового обеспечения в годы бурного роста доходила до абсурда. Это, а также трудности с оценкой чего-либо в кризис, не дает возможности сколько-нибудь точно определять цену залога. К примеру, по расчетам ФБК, стоимость залогов превосходит кредитные портфели банков на 107%. По расчетам, которые проводил Максим Осадчий, - на 16,8% в июне и на 8,3% в октябре прошлого года. То есть расхождение в оценке стоимости залогов у разных экспертов двукратное. И, кроме того, у банков и без всяких переоценок стоимости залога более чем достаточно причин для того, чтобы требовать досрочного возврата кредитов. В большинстве договоров среди пунктов, которые давали такое право банку, - резкое снижение доходов компании. Учитывая, что во многих отраслях снижение уже сейчас двукратное, почти все заемщики могут столкнуться с законным требованием вернуть деньги раньше срока. СЕБЕ ДОРОЖЕ Чаще всего банк прекрасно понимает, что не получит ничего. К примеру, есть банки, у которых до 40% обеспечения - это товар, производимый предприятием-заемщиком, а банк не имеет никакой возможности его контролировать и, в случае чего, изъять. Часто встречаются ситуации, когда здание заложено одному банку, земля под ним - другому, а оборудование в нем - третьему. И «выбить» свою часть залога в данной ситуации не представляется возможным, не вступив в конфликт не только с заемщиком, но и с другим банком (не говоря уже о том, что цена такого спорного имущества на рынке будет близка к нулю). Получается, банки идут на что угодно, лишь бы не доводить дело до реализации залога. Даже в тех редких случаях, когда предприятие оказывается в руках банка, банкиры предпочитают прежних собственников не выбрасывать из числа акционеров, и, более того, заключить с ними опцион на обратный выкуп предприятия в дальнейшем, когда предприятие (в том числе и за счет рыночных и нерыночных ресурсов банка) снова встанет на ноги. Так что даже те немногие, по кому уже прозвонил «маржин-колокол», могут вернуться в строй.

2009-07-27
«Доля ценных бумаг в обеспечении упала с 20% до 7%»
об акциях и залогах: Я хотел подчеркнуть, что управление своими кредитными рисками с помощью гарантий - вот такой механизм существует. И поэтому когда от лица государства заявляется, что эту систему гарантирования надо использовать, чтобы простимулировать кредитование экономики, но для этого потребуются специальные процедуры, нужно будет осуществить и отработать технологии - это, на мой взгляд, не совсем верно, потому что такие технологии уже есть. По крайней мере, у крупнейших банков. Доля ликвидных ценных бумаг в обеспечении сократилась, стала меньше 10%, поэтому в этой части нет оснований для того, чтобы возникли масштабные, системные проблемы. Даже в тех, отдельных банках, где доля бумаг доходит до 30%, нет оснований беспокоиться, потому что стоимость ценных бумаг на рынке последнее время подросла. Доля ценных бумаг в обеспечении падала от 20% осенью (хотя в некоторых банках достигала 30%), до примерно 7% в январе. Думаю меньше 7% она не уменьшится, потому что фондовый рынок уже другой. Возможно, она даже будет увеличиваться, потому что цена акций или облигаций будет увеличиваться. Но как форма обеспечения, как стратегия банка она не будет носить целевого характера - банки движутся в сторону «реальных» активов, имущества, твердого, осязаемого в виде товаров, недвижимости.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное