[TIFLO] Юнеско. Смолин

Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте мне заметить, что сегодняшние
общественные слушания проходят в знаменательный день. Сегодня юбилей со времени
восстания декабристов. И мне хочется надеяться, что декабристы и образование
в России еще не перевелись.
Начну я с двух благодарностей. Благодарность первая, это всем, кто сегодня пришел
на общественные слушания и готов принять в них участие. Я надеюсь, что они вызовут
некоторый резонанс в виде некоторых практических действий.
Благодарность вторая традиционная. Мы благодарим фракцию Компартии Российской
Федерации, которая берет на себя организационные проблемы, организацию подобных
общественных слушаний уже далеко не в первый раз. Но хочу повторить, как в предыдущих
наших встречах, что мероприятие сегодняшнее никак не партийное. Организатором
мероприятия выступает Общероссийское общественное движение "Образование для всех",
в котором мы стремимся объединить людей самых разных политических взглядов, партийной
или безпартийной принадлежности, обеспокоенных проблемами нашего отечественного
образования и надеющихся, что именно с помощью научно-образовательного прорыва
Россия сможет занять достойное место среди других народов и государство и, в
конце концов, сохраниться, как великая держава.
Уважаемые коллеги! Совсем недавно мир отмечал юбилей ЮНЕСКО. Причем я не заметил,
чтобы этот юбилей особенно активно праздновался в России. И может быть это даже
не случайно. Если в свое время, когда появлялись: Конвенция ООН по образованию,
международные документы, мы были в области образования, если не впереди планеты
всей, то, по крайней мере, в числе народов, которые были самыми передовыми. Затем
произошло то, что происходит довольно часто. В результате революционного разрушения
предыдущей общественной системы, разрушение по принципу "до основания". А зачем?
Россия по многим параметрам развития образования пошла не впереди планеты всей,
а в прямо-противоположную сторону. Это, к сожалению, факт. Мировой банк признает,
что на рубеже 50-х годов мы тратили на образование 10 процентов от ВВП, в начале
70-х годов семь процентов. Сейчас индустриально-развитые страны тратят около
шести процентов и таково же требование международного сообщества. Россия около
трех процентов. Если прежде мы были страной сплошной грамотности, действительно
одной из самых читающих стран в мире, хотя я никогда не говорил, что система
образования была лучшая в мире, доказать это довольно трудно. Но что она была
одной из лучших, это, что называется, медицинский факт, подтвержденный сравнительными
социологическими исследованиями. Вам, наверное, известно, что сейчас мы оказались
далеко не самыми передовыми.
Более того, в середине 90-х годов различные министры образования спорили, сколько
все-таки детей оказалось вне системы школы. Одни называли цифры 300 тысяч, другие
до трех с половиной, 3,7 миллионов детей.
Вы, наверное, знаете, что за 90-е годы Россия по среднему числу лет обучения
существенно отстала от наиболее передовых стран, а среднее число лет обучения,
это один из тех показателей, которые считаются главными и напрямую определяют
экономическую эффективность при нормальном работающем экономическом механизме.
Есть, конечно, параметры, по которым мы пошли вперед. Например, сейчас в Российской
Федерации больше студентов в расчете на 10 тысяч населения, чем было в Советском
Союзе. Это действительно факт. Но, правда, по количеству студентов, обучающихся
за счет бюджетных средств, мы не достигли уровня 1980 года. И более того, в текущем
году вопреки общемировой тенденции количество бюджетных студентов, бюджетный
прием, точнее сказать, в вузы был сокращен на восемь процентов.
Короче говоря, образовательная политика России крайне противоречива. Если можно
говорить о некоторых позициях, которые стоит поддерживать и которые идут в направлении
международных документов "Образование для всех", я имею в виду в частности инициативу
о попытке вернуться к обязательному полному среднему образованию, высказанную
президентом, поддержанную Министром образования, 22 сентября текущего года, то
гораздо больше позиций, указывающих на намерения двигаться в противоположном
направлении.
Судите сами. Российское образование исчезло из числа бюджетных приоритетов. Если,
скажем, расходы на здравоохранение в следующем году вырастут на 70 процентов,
средние расходы бюджета на 40, то расходы на образование только на 30. Это первое.
Второе. Предполагается в следующем году активное введение, повсеместное введение
нового экономического механизма "деньги следуют за учеником". Но весь мировой
опыт показывает, что если все деньги будут гоняться за ребенком, то это приведет
к крайнему неравенству образовательных возможностей и закрытию очень многих школ,
в том числе сельских, небольших школ для детей с значительными способностями
и так далее.
Третье. Я уже говорил о том, что сокращен бюджетный набор впервые с 90-х годов.
Четвертое. В следующем году отменяются действия целого ряда налоговых льгот для
образования, включая налог на землю и налог на имущество. Значит, следует ожидать
повышения платы за обучения для внебюджетных студентов.
Пятое. Примерно вдвое замедлится рост заработной платы педагогических работников.
А я глубоко убежден в том, что невозможно развивать, двигаться в направлении
информационного общества и при этом хуже всех платить тем, кто задает человеческий
потенциал. Так просто не бывает. Этого не может быть, потому что этого не может
быть никогда, как сказал бы чеховский ученый сосед.
Ну, и, наконец, мы знаем о планах в следующем году. Фактической приватизации
образования под лозунгом: введение новых организационно-правовых форм с не очень
приличными аббревиатурами типа АУ или ГАНО, против которых высказались, между
прочим, профсоюзы, Российский союз ректоров и многие другие ведущие образовательные
организации.
В этой ситуации мы хотим непросто познакомиться с документами Организации Объединенных
Наций, с документами ЮНЕСКО. Мы хотим, чтобы в России сформировалось правильное
представление о том, куда движется образовательная политика так называемых цивилизованных
стран, и чего хочет образовательное сообщество, мировое образовательное сообщество
от тех государств, которые намерены двигаться вперед, а не отставать навсегда.
Известно, что не всегда бывают пророки в своем отечестве. Да? Мы хотим с помощью
опыта ЮНЕСКО, с помощью документов ЮНЕСКО еще раз обратить внимание российских
властей различных уровней и ветвей на то, какой должна быть образовательная политика
по-настоящему современного государства, намеревающегося двигаться в общество
знаний.
Выпуск листа на новом месте: 1709