Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Киев. Лосик

Говорящий компьютер - дорога в университет

Г.В.Лосик, вед. науч. сотрудник

лаборатории распознавания и синтеза речи

Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси,

доктор психологических наук, руководитель Центра

<Говорящие компьютеры для слепых> ОИПИ НАН

Е.В.Бритько, мененджер Мозырского УПП "МозырьСвет",

студент 5 курса дефектологического факультета
Минского педагогического университета

1. При Объединенном институте проблем информатики (ОИПИ) Национальной академии
наук Беларуси уже 12 лет существует Центр <Говорящие компьютеры для слепых>,
где новые возможности для трудоустройства обретают многие десятки инвалидов по
зрению.

Решающим фактором современного развития являются знания. Высшее образование
и образованность во многом обеспечивают успешность человека, его возможности
для реализации своих способностей, повышают степень личной свободы. Поэтому так
актуален вопрос о доступности высшего образования для людей с ограниченными возможностями.

Студенты факультета психологии БГПУ ведут проект по адаптации молодых слабовидящих
людей к учебе на психологическом факультете и на факультете английского языка
в Минске. Им помогает наш Центр. Цель проекта - помочь молодым незрячим людям
получить высшее образование по психологическим, переводческим, педагогическим
и дефектологическим специальностям.

2. Благодаря обучению на говорящем компьютере инвалиды обретают новые возможности.
Однако сегодня здесь обнаруживается новая проблема. Не всегда после получения
высшего образования они на равных входят в мир зрячих. Только единицам это удалось.
Но многие, освоив компьютер и получив долгожданный диплом о высшем образовании,
так и не смогли устроиться по специальности или удержаться на рабочем месте.
Увы, практика показала, что круг интеллектуальных профессий, где слепые могут
чувствовать себя достаточно комфортно, при современном состоянии рынка труда
в Беларуси и менталитете наших людей и социальной защищенности инвалидов гораздо
уже, чем предполагали инвалиды и ученые ОИПИ, разрабатывая русскоязычную программу
для синтезатора.

3. Поэтому в Минске был проведен семинар для старшеклассников, которые полностью
или частично потеряли зрение и собираются стать абитуриентами. Выступая перед
этими ребятами, мы сообщили, что анализ показал - незрячий человек может конкурировать
на рынке интеллектуального труда там, где база знаний сохраняется без существенных
изменений достаточно долго. Он может прекрасно справляться, например, с работой
переводчика с иностранных языков, быть репетитором. Может получить высшее образование
и работать психологом, психотерапевтом, литературоведом, лингвистом, логопедом.
Может заниматься компьютерным набором текстов.

Как показывает опыт, сфера деятельности, где слепой в состоянии превзойти зрячего
коллегу, пока этим и ограничивается.

4. Конечно, отказываться от мечты трудно и многие старшеклассники, годами лелеявшие
свое заблуждение, с обидой воспринимают подобные советы. Но такова реальность.
Поэтому специалисты нашего центра теперь рекомендуют тем, кто обращаются к нам
за помощью, не ориентироваться на профессии программиста, астронома или математика,
инженерные специальности, естественные науки. Это не жесткие условия, а просто
добрый совет, основанный на горьком опыте многих обучавшихся здесь ранее молодых
людей.

Получив прекрасное высшее образование, но нигде не устроившись по специальности,
они работают теперь, в основном, на сборочном производстве предприятий Белорусского
товарищества инвалидов по зрению.

5. Ученые и, разумеется, сами незрячие надеются, что в Беларуси, по примеру некоторых
стран, будет принята специальная государственная программа социальной реабилитации
инвалидов по зрению. Она позволила бы резервировать за слепыми рабочие места
там, где они физически в состоянии справляться с профессиональными обязанностями,
пусть даже и не в полном объеме. Работодатель в таком случае имел бы право, например,
на какие-то льготы. И еще такая программа гарантировала бы, как это принято
теперь в мире, бесплатное предоставление компьютеров с синтезаторами, которые
дают возможность существенно расширить круг профессий.

Резюме.

Таким образом, по данному проекту <Говорящий компьютер - дорога в университет>
нами проводится работа по сугубо ориентированному поступлению слабовидящих людей
в гуманитарные вузы. Не на любые факультеты, а на строго выборочные, где база
знаний не меняется быстро. Итак, в современных условиях трудности в получении
высшего гуманитарного образования слабовидящими людьми связаны, во-первых, с
обучением их работе на говорящем компьютере, во-вторых, с правильным выбором
лингвистической или психологической профессии.

Выпуск листа на новом месте: 1661

Ответить   Fri, 13 Jan 2006 06:30:17 +0300 (#500854)