[TIFLO] Киев. Приходько

Использование компьютерных технологий в образовании
(исторический аспект)
О. П. Приходько, воспитатель киевской специальной
школы-интерната # 11,
соискатель лаборатории тифлопедагогики
Института специальной педагогики АПН Украины.
В развитии компьютерных технологий обучения (КТО) как одного из видов наглядности
можно выделить несколько этапов становления. Если первые попытки привлечь ресурсы
персональных компьютеров в целях обучения были связаны с периодом создания компьютеров,
то по мере совершенствования аппаратного и программного обеспечения возникали
новые идеи его педагогического использования. Таким образом, с развитием компьютерной
техники происходил пикообразный подъём педагогических исследований в области
применения КТО в процессе обучения школьников.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов, выделяя его характерные черты и особенности.
1. Программированное обучение.
Первые попытки использовать компьютер в обучении осуществлялись в 60-ые годы
XX в. на базе самых простых компьютеров. Такие компьютеры могли выполнять разнообразные
алгоритмические действия, но процесс программирования для них был очень громоздким
и малоэффективным. Такие компьютеры имели небольшие объемы памяти и низкое быстродействие.
Данный период развития КТО можно связать с появлением моделей так называемого
программированного обучения (Б. Скинер и др.). Они заключались в том, чтобы заложить
в компьютерную программу определенные возможности управления учебным процессом.
Предполагалось, что с помощью компьютера можно представлять учебную информацию
в заданной последовательности, предлагать упражнения на закрепление материала
и оценивать результаты знаний.
Со временем исследования идей и моделей программированного обучения показали,
что попытки формализировать учебный процесс путем построения определенного алгоритма
деятельности учителя и соответствующей компьютерной программы оказались не продуктивны.
Ведь такая программа не в состоянии учесть все многообразные аспекты конкретной
учебной ситуации.
Недостатки, которые стали очевидными после широкой апробации программированного
обучения, способствовали формированию нового понимания роли компьютерных средств
в образовании. Компьютер способен не только руководить процессом обучения, а
быть эффективным средством, дающим возможность учителю обучать, а ученику учиться.
2. Программы учебного назначения.
В 60-х и в начале 70-х годов начался новый этап в развитии КТО. Этому способствовало
появление новых языков программирования высокого уровня (Бейсик, Паскаль и др.).
С усовершенствованием аппаратного и программного обеспечения компьютерные технологии
в обучении становятся мощнее, эффективнее. Появляются многочисленные прикладные
программы учебного назначения. Западный термин computer-aided instruction более
точно отображает суть данного этапа, когда компьютер начинают рассматривать именно
как <помощника> в образовании, как средство, которое улучшает и облегчает преподавание.
Одной из особенностей прикладных программ учебного назначения стало применение
так называемой модели субъекта обучения. Программа на основе такой модели давала
возможность прогнозировать действия пользователя и в соответствии с этими действиями
предлагать ему последовательные шаги.
Среди компьютерных систем, которые возникали в этот период, были системы тестирования,
игровые и справочные, прикладные программы с подбором учебных заданий и объяснений
к ним. Программы часто содержали подсистему генерации учебных заданий, коррекции
ответов и оценивания результатов. Появлялись новые возможности относительно коррекции
уровня сложности учебного материала в соответствии с тем, как быстро ученик овладевает
материалом. Например, система MALT была предназначена для изучения машинно-ориентированных
языков; COACH - для решения арифметических задач.
Характерно, что модели субъекта обучения на данном этапе не были направлены на
поиск внутренних механизмов интеллектуальной деятельности ученика. Функционирование
моделей повторяло поведение человека по его результатам, а не по способу деятельности.
Разработчики смотрели на мышление человека как на <черный ящик>, в котором случайно
совпадали правильные результаты решения одних и тех же задач.
3. Системы искусственного интеллекта.
Следующий этап в развитии КТО был связан с появлением и распространением систем
искусственного интеллекта (ИИ). Начало этого периода приходится на конец 70-х
годов 20 в. Основным отличием систем искусственного интеллекта было то, что моделирование
интеллекта и процесса обучения основывалось на концепции понимания знаний и процесса
обучения как процесса приобретения и превращения знаний. Например, система ПОЭТ
предназначалась для обработки экономических текстов и содержала подсистему ведения
диалога на основе семантической системы понятий; система WHY - использовала семантическую
сеть геофизической информации; игровая программа <Отгадай животное> из раздела
зоологии использовала базу знаний репродуктивного типа.
Концепции моделирования знаний, заложенные в программах Искусственного интеллекта,
на этапе становления данной отрасли были достаточно поверхностными. Они не отображали
психологические механизмы мышления и обучения, присущие человеку. Однако они
больше всего были приближены к тому, чтобы показать и повторить пусть некоторые
аспекты и особенности, но действительно свойственные функционированию человеческого
интеллекта.
4. Имитационное моделирование научного знания.
Четвертый этап в развитии системы КТО начался в 80-ые годы и продолжается в настоящее
время. Этот этап характеризуется тем, что прикладные программы и программы искусственного
интеллекта начинают все шире применяться в обучении, они становятся мощнее, диапазон
их использования возрастает. Главным отличием их от программ предыдущего периода
развития является то, что они основываются на более сложных комплексных и многоуровневых
массивах и моделях знаний субъекта обучения.
При помощи компьютера теперь показывают и повторяют такие процессы, как генерация
эвристик и гипотез, применение и выведение моделей, понятий, правил, осуществление
дедуктивных и индуктивных выводов, проведение рассуждений на основе имеющегося
опыта. Например, GTE - система и программа для обучения решению задач на доказательство
по геометрии; OTTER - решение проблемных ситуаций; EURICA - применение алгоритма
действий для решения заданий и выведения новых схем деятельности; AFEX - решение
задач на основе репрезентации моделей и другие.
Состояние развития компьютерной техники на сегодняшний день такое, что можно
говорить о появлении нового направления исследований - имитационного моделирования
научных знаний. Прикладные компьютерные программы уже приближаются к тому, чтобы
играть роль экспериментальных моделей новых концепций и теорий. Таким образом,
программы в большей степени получают признаки имитационного моделирования своего
объекта - интеллекта, знания и информации в целом.
Выпуск листа на новом месте: 1655