[TIFLO] киев. Любимов
Электронная библиотека
как дистанционное сопровождение
студентов в учебной деятельности
А.А. Любимов, , студент 6-го курса психолого-педагогического факультета Университета
РАО, Москва
В современном технологично-информационном обществе, где всё изменчиво и неустойчиво,
прежнюю свою непоколебимость и твёрдые позиции сохранили разве что библиотеки.
В этих хранилищах знания по-прежнему сохраняются и накапливаются достижения человеческих
умов и стараний. Издревле библиотеки считались кладезем мудрости и создавались
при своих дворах наиболее образованными и просвещёнными монархами.
За прошедшие столетия библиотеки значительно изменили свой облик. От рукописей
и папирусов, глиняных дощечек и пергамента они медленно переходили к печатным
изданиям в добротных кожаных переплётах, а затем и ко вполне привычным для нашего
глаза компактным томикам в картонных или глянцевых обложках.
Однако на сегодняшний день библиотеки существуют и в иных формах хранения информации.
Например, в интернете есть так называемые электронные библиотеки с огромными
книгохранилищами. Это удобно и компактно, позволяет сохранять строгую структурированность
и вести чёткие каталоги. Тем самым значительно упрощается и облегчается работа
пользователя с объёмными массивами учебников, сборников, журналов, альманахов,
статей, монографий.
Таким образом, доступ ко всем необходимым материалам получили и инвалиды различных
категорий, быстро овладевшие компьютерами, которые стали незаменимыми помощниками
в их активной жизнедеятельности.
Институт содержания и методов обучения Российской академии образования (Институт
Общего и Среднего Образования РАО - до 04.2005 г.) в 2001 году при поддержке
американской Некоммерческой корпорации "Project Harmony Inc." запустил программу
"Интернет для людей с ограниченными возможностями здоровья". При поддержке Института
Содержания и Методов Обучения РАО в программе "Интернет для людей с ОВЗ> была
создана электронная библиотека для незрячих студентов и специалистов по учебной,
учебно-методической и научной литературе "voslib" [http://voslib.ioso.ru]
Библиотека "Voslib" существует уже почти 5 лет и на сегодняшний день содержит
1159 единиц хранения и насчитывает более 400 зарегистрированных незрячих пользователей
по всей территории бывшего СССР и дальнего зарубежья.
В современном обществе высшее образование становится не роскошью, доступной лишь
избранным, а насущной потребностью, необходимой для обеспечения дальнейшего трудоустройства
и плодотворной жизнедеятельности незрячих и слабовидящих, позволяющей реализовать
себя и свои способности в интересной и актуальной области научного и практического
знания. Всё больше и больше инвалидов по зрению выбирают свою специальность не
по стереотипу: "куда все, туда и я", а руководствуясь личными пристрастиями,
альтернативами на будущее и перспективой трудоустройства.
С появлением и широким распространением персональных компьютеров, интернета и
других инновационных технологий, сфера трудоустройства незрячих и слабовидящих
значительно расширилась. Соответственно, расширились и возможности получения
информации. Теперь инвалид по зрению свободно может получить информацию не только
из специализированной библиотеки ВОС (УТОС, БЕЛТИЗ), где художественную, учебную
и специальную литературу перепечатывают рельефно-точечным шрифтом Брайля или
начитывают на аудионосители, но с помощью компьютера ему доступны любые материалы,
представленные в электронном виде.
Когда в 2001 году появилась библиотека "Voslib", в международной сети интернет
ещё не было такого множества специальных научных библиотек, а также библиотек
с учебной литературой. Мы одни из немногих на территории постсоветского пространства
создали реально работающий web-ресурс, которым пользуются незрячие, регулярно
пополняемый новыми поступлениями и уже давно не нуждающийся в дополнительной
рекламе.
Официальные структуры библиотек общества слепых не в состоянии угнаться за разнообразием
учебной литературы, которая выходит ежемесячно по сотням специальностей и направлений.
В различных ВУЗах и на различных факультетах существует множество авторских методик,
под которые подобрана соответствующая публицистическая база, рекомендуемая к
прочтению и ознакомлению. Единственным выходом в такой ситуации для студента
является сканирование учебного материала.
Но как бы не было велико разнообразие предлагаемых специальностей и как бы не
было велико количество незрячих, получающих высшее образование, всё равно существует
несколько традиционных течений и направлений, по которым учится и будет учиться
ещё не одно поколение студентов. Такими дисциплинами по праву можно считать:
психологию, юриспруденцию, филологию, историю, медицину (массажный колледж),
механико-математический факультет и т.д. Отсюда и появилась мысль, что можно
использовать уже собранный материал предыдущих поколений и предоставить его в
помощь тем, кто только начинает получать высшее образование.
В нашей библиотеке очень много книг, которые до сих пор больше нигде в интернете
не выложены. Ещё одно преимущество единого специализированного ресурса заключается
в том, что в библиотеке сосредоточено огромное количество учебников и другой
специализированной литературы. Студент, у которого нет свободного и бесплатного
доступа в интернет, может за короткий срок подобрать и скачать максимум учебной
литературы по своей специальности. Тем самым решается вопрос времени, затраченного
на поиск, и денег, расходуемых на интернет-соединение.
Оболочка библиотеки создавалась и писалась незрячими программистами с учётом
специфики работы программами экранного доступа, так называемыми screan reader,
а следовательно - удобство, простота и надёжность ресурса вне конкуренции с открытыми
и альтернативными интернет-проектами.
На базе библиотеки "VOSLIB" был создан и несколько лет успешно функционирует
дискуссионный лист "Электронная книга", призванный помогать и решать вопросы,
связанные с работой, созданием и хранением электронных документов, а также с
поиском тех или иных электронных текстов в сети интернет. Дискуссионный лист
представляет собой великолепный образчик интеграции незрячих пользователей в
среду здоровых людей и показал, что реально существуют равные возможности. Уже
на протяжении года аудитория листа составляет более девятисот человек.
Само сопровождение библиотекой и дискуссионным листом в образовательной деятельности
заключается в том, что за время работы библиотеки накопилось множество электронных
версий учебников, преимущественно самоскана, и создана атмосфера доброжелательности
и взаимовыручки между подписчиками.
В итоге, как показывает опыт и результаты работы, а также, положительные отзывы
незрячих студентов, пользующихся данной системой, совместное использование учащимися
архива библиотеки и листа даёт почти неограниченную свободу в поиске, выборе
и применении учебного и научно-методического материала на протяжении всего времени
обучения и по всем, без исключения, дисциплинам.
Выпуск листа на новом месте: 1680