Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-01-14

[TIFLO] Киев. Шульмин

Интернет-общение, как возможность человеку с физическими

ограничениями здоровья вступить в транскоммуникацию

М.П.Шульмин, психолог-консультант Томского областного центра

профориентации молодежи и психологической поддержки населения,

Мой собственный опыт незрячего пользователя персональным компьютером можно уместить
во временные границы, равные двум годам. После потери зрения в моей жизни существовали
два основных вида деятельности, в которой я мог удовлетворять свои интересы,
и в связи скоторой возникало общение с окружающими меня людьми. Это были учебная
деятельность и отдых с друзьями.

Появление компьютера и выхода во <Всемирную паутину> значительно расширили мои
возможности, не только в достижении большей продуктивности в учебной и профессиональной
деятельности, но и способствовали удовлетворению большей сферы интересов, на
порядок увеличили возможности общаться с новыми людьми.

Феномен общения имеет сложную структуру, каждая наука (психология, социология,
политология и др.), которые в качестве объекта своих исследований изучают отдельного
человека или группу людей, непременно касаются феномена общения и описывают его
в соответствии со своим методологическим аппаратом.

Я же, как представитель социальной психологии, предлагаю рассматривать феномен
общения как транскоммуникацию (смыслотворческий процесс), и его важность для
любого человека,- независимо, является ли человек здоровым, или с некоторыми
ограничениями здоровья.

Термин "транскоммуникация" был введен в социальную психологию в 80-е годы Кабриным
В.И., который занимался изучением ментального коммуникативного пространства человека.
Предлагаю вам его определение транскоммуникации: <Транскоммуникация - это процесс
общения между инаковыми и разнопорядковыми субъектами в интра-и интерперсональных
планах; это сверхдинамичный смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых
миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро-и макрокосмоса. Транскоммуникация
как смыслотворческий процесс несет, по сути, ментальную форму существования и
в результате образует ментальное пространство личности и ее коммуникативного
мира>.

Многие из тех, кому довелось проходить реабилитацию в специализированных центрах
обществ слепых,- не важно где данные центры находятся, в России, на Украине,
или на территории других государств,- согласятся со мной, что там между людьми
возникает доступная лишь интуиции связь, люди общаются не как инвалид с инвалидом,
а как человек с человеком, обмениваются своими представлениями о будущем, смыслами,
интересами, проблемами и способами их решения. И то, что раскрывает понятие транскоммуникации,
вполне соответствует происходящим процессам.

Когда я вернулся из Бийского центра реабилитации слепых, то уже реально представлял
себе те жизненные задачи, которые я поставил перед собой и намеривался выполнить,
я был полон оптимизма и уже не считал себя беспомощным калекой, место в жизни
которому определило государство.

Каждый человек способен почувствовать, когда его общение с другими соответствует
мере достаточности или, наоборот, чувствовать его нехватку.

Работая со слабовидящими детьми и детьми с опорно-двигательными нарушениями,
я наблюдал, что чувство недостатка в общении у ребят встречается чаще, что они
рады бы общаться больше, но у каждого из них существуют в этом свои трудности,
и одна из них - это отсутствие общих тем и эффективных средств общения.

Интернет в таком случае может предложить не только мгновенную связь с любым собеседником
нашего континента, но и независимый выбор тем общения, и вступление в смыслотворческий
процесс. Причем общение посредством интернета зачастую позволяет человеку с ограничениями
здоровья и тому, кто не имеет таковых ограничений, вступать в общение на равных
позициях, где фактор здоровье - болезнь переходит на второстепенный план, а ведущее
значение может приобретать обмен смыслами и взаимопонимание, что Карл Роджерс
называл <Встречей>. И в такой встрече заложен источник для личностного роста
всех встречающихся.

Выпуск листа на новом месте: 1672

   2006-01-14 17:03:44 (#501466)

[TIFLO] Цветная черно--белая жизнь

Газета "Премьер"

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
Цветная черно--белая жизнь

Алексей очень помогает Юле в учебе.

<Я не хочу, чтобы ко мне относились как-то особенно. Считаю, что требования ко
мне должны быть такими же, как ко всем остальным. Сама решила поступать в
университет, самой теперь надо учиться>, - говорит студентка 1 курса исторического
факультета ВГПУ Юля Запрудных. Еще в раннем детстве Юля лишилась зрения.

С самого юного возраста девочка была очень любознательной, рано научилась читать.
Когда ей было три года, она начала терять зрение. Мама и папа приложили
максимум усилий, чтобы остановить трагедию. Но ничего не помогло.

Преодолевая трудности

Маленькая девочка с самого раннего детства сама справлялась со всеми проблемами.
Юля решила, что хочет и будет учиться в школе. Родители вновь приложили
все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы устроить свою кровиночку в школу, ведь
обычное учебное заведение не подходило. Юлю, жительницу Архангельской области,
устроили в Грязовецкую школу-интернат для незрячих и слабовидящих детей. Шли
годы. Юля училась легко и успешно. Легко оттого, что умная и талантливая.
Но процесс обучения по Брайлю - это титанический труд, когда пальчиком надо найти
по наколкам на листе бумаги не только букву, но и алгебраическую формулу.

Впервые талант Юли был оценен, когда ей было 9 лет. Её первые стихи напечатали
в литературном сборнике <Мечте навстречу>. Затем литературные произведения
появились в сборнике <Грязовец литературный>. Юля в школе посещала все кружки.
Первым был литературный, затем кружок шитья и вязания. Закончив школу, Юля
вновь была непреклонна: <Пойду учиться в институт>. На предложение родителей
продолжать обучение заочно она категорично заявила: <Нет, только очно>.

<Сдавать экзамены было очень тяжело. Я так сильно переживала, что у меня даже
началась сильнейшая аллергия>, - вспоминает Юля.

Мечтать о будущем

<А учиться мне очень нравится. И группа, в которой учусь, тоже. Мне не трудно
дается>, - говорит Юля. Лекции она не записывает, внимательно слушает. А к
семинарам готовится так: ее подруга и соседка по комнате в общежитии читает вслух
нужные книги, а она записывает. Системой Брайля при ответе на семинарах
старается не пользоваться, предпочитает рассказывать по памяти. <Она медленно
читает, специально подстраиваясь под тебя?>, - интересуемся мы. <Нет, она
читает в обычном темпе, так, как ей самой удобно>, - отвечает девушка. Причем
процесс подготовки проходит в основном по ночам. <Я аритмик, и пока трех
часов сна мне вполне хватает. К тому же ночью я могу работать эффективно>, -
говорит Юля.

<Моя мечта - работать ди-джеем на радио. Я даже пыталась устроиться на одну из
радиостанций, но там необходимо уметь пользоваться компьютером, а я пока
его не освоила. Но, думаю, что это у меня впереди. Ведь в устройстве мобильного
телефона я разобралась за два дня. А вообще, как повезет. Думаю, что буду
хорошим учителем. Детей очень люблю. Я даже свою методику преподавания разработаю>,
- рассказывает девушка.

Двое - значит вместе

На третьем курсе исторического факультета учится еще один выпускник Грязовецкой
школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей Алексей Красиков. Он очень
помогает Юле в учебе. Во многом благодаря тому, что в ВГПУ учится Алеша, сюда
поступила и Юля. Алексей серьезно занимается научной работой, является председателем
научного исторического общества факультета и благодарен преподавателям за доброе
отношение и понимание.

<Сейчас школьная программа обеспечена учебниками, написанными по системе Брайля,
на 80%. Университетская же - нет. Хорошим выходом из положения являются
звуковые книги. Сейчас записано несколько вузовских учебников. Но в основном
это исторические работы, ставшие классикой, - Владимир Соловьев, Николай Карамзин.
Очень много художественной литературы>, - говорит он.

<Да, - подключается Юля, я таким образом половину Акунина прослушала>. <Только
далеко не всегда записанное можно назвать достаточно художественным, в основном
это любовные романы, фантастика, детективы. Я активно пользуюсь Вологодской областной
специализированной библиотекой для слепых, где все это есть. Однако
здесь существует проблема - недостаток специальной техники для прослушивания
аудиокниг, так как обычный магнитофон для этих целей не подходит. Всероссийское
общество слепых очень помогает нам. Но пресловутый 122 закон существенно осложнил
жизнь людей - объемы выдаваемой техники сократились>, - рассказывает
Алексей.

Оптимизм и уверенность в своих силах роднят этих двух молодых людей, с которыми
жестоко обошлась судьба. Но они не жалеют себя и не считают, что им должны
помогать. Всего в своей жизни они хотят добиться сами.

Выпуск листа на новом месте: 1671

   2006-01-14 11:04:06 (#501353)

[TIFLO] Новые Правила Дорожного Движения

Аи92 - информационное агентство.
Новые Правила Дорожного Движения РФ с 1 января 2006 года
13 января 2006, 10:20
Аи92

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3, от 31.10.1998 N
1272, от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67, от 28.06.2002 N 472, от 07.05.2003
N 265, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767). ПДД.

6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части
световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан
пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки
маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей),
если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки,
расположенной на ней.

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, имеющему опознавательный
знак "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости
остановиться и пропустить детей.

Выпуск листа на новом месте: 1670

   2006-01-14 07:26:29 (#501318)

[TIFLO] С Днем рождения

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Сегодня Сергей Анатольевич Новиков отмечает День рождения!
Сергея Анатольевича участники рассылки хорошо знают благодаря его активной жизненной
позиции и плодотворной работе в должности заместителя главного редактора ООО
"МИПО РЕПРО" (Московского издательско-полиграфического объединения).",
Сергей Анатольевич! Поздравляю Вас от модерирующей группы с Днем рождения!
Желаю, Любви, семейного счастья, здоровья, интересной работы, реализации всех
ваших планов, оставаться подольше таким же активным, верящим в нестареющие идеалы,
и всего Вам самого доброго и светлого!
С уважением
Зарубина Ирина
e-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1669

   2006-01-14 05:37:48 (#501313)

[TIFLO] Средства реабилитации

Инвалиды получили право на бесплатный захват

Особые приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов отныне
смогут бесплатно получать российские инвалиды. Правительство России расширило
федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
людям с ограниченными возможностями.
Как сообщили "МК" в аппарате Белого дома, впервые в перечень включены самые
современные технические средства для инвалидов, в том числе и разработки
российских ученых. Так, например, глухонемым положены световые и вибрационные
сигнализаторы звука, голосообразующие приборы (озвучивающие написанный текст),
телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. Слабослышащие
могут рассчитывать на обеспечение устройствами, которые изготовлены
в единственном экземпляре и даже с учетом особенностей строения ушной раковины.
Что касается слепых, для них в новом перечне предусмотрены специальные
устройства для чтения "говорящих книг", а также "говорящие" медицинские термометры
и тонометры.
Инвалидов решено обеспечить креслами-колясками с электроприводом (до этого
полагались только с ручным). Впервые в список вошли противопролежневые матрацы
и подушки, а также приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
В перечень услуг, предоставляемых людям с ограниченными возможностями,
кроме ремонта технических средств реабилитации, а также содержания и ветеринарного
обслуживания собак-проводников вошли и услуги по сурдопереводу.

Московский Комсомолец
от 12.01.2006

Выпуск листа на новом месте: 1668

   2006-01-14 05:19:26 (#501311)

[TIFLO] СЛЕПЫМ ПЕНСИОНЕРАМ НЕ ВЫДАЮТ ПЕНСИЮ

ИЗВЕСТИЯ.РУ Расследования СЛЕПЫМ ПЕНСИОНЕРАМ НЕ ВЫДАЮТ ПЕНСИЮ Чиновники вынуждают
инвалидов оформлять опеку -
Чиновники вынуждают инвалидов оформлять опеку

Борис Клин

15:17 12.01.06

Старикам и инвалидам, не способным расписаться в ведомости, отказываются выдавать
пенсию. Чиновники ссылаются на Гражданский кодекс и Федеральный закон
"О бухгалтерском учете", а также на утвержденные в 2004 году "Правила выплаты
пенсии". А сотрудники милиции считают, что, оказавшись в безвыходном положении,
пенсионеры становятся жертвами циничных, но юридически неуязвимых дельцов.

88-летний участник Великой Отечественной войны, живущий в Подмосковье Сергей
Иванович Буравцев из дому выходит редко. Стар, болен, почти не видит. Даже
металлическая калитка всегда на замке - опасается дед хулиганов и воров. Но в
день выдачи пенсии распахивает ее. Для него это особый, важный день. Не только
в финансовом плане. Когда обсуждался закон о монетизации льгот, ветераны часто
говорили, что дело не только в деньгах, а в доказательстве признания заслуг.
Вот и Сергей Иванович гордится "большой" - почти 9 тысяч рублей со всеми доплатами
- пенсией как свидетельством его заслуг перед страной. Тем обиднее стало
ему, когда сотрудница Пенсионного фонда - "рыжая такая, Галиной звать" - отказалась
выдать деньги и ушла. Ухаживающая за Буравцевым Любовь Ивановна пришла
минут через 20: "Деда трясло, я, глядя на него, чуть не расплакалась". Обычно
она присутствует при получении пенсии, и все проходит нормально. А тут доставщики
приехали раньше, Любови Ивановны не было. Она побежала в Пенсионный фонд просить
выдать старику деньги. Прождала до самого вечера, а когда дождалась, то
услышала, что рабочий день закончен и вообще "старик плох, расписываться не может,
так что оформляйте доверенность".

Пока Любовь Ивановна бегала между ЖЭКом и Пенсионным фондом, корреспондент "Известий"
общался с руководством отделения этого фонда. Начальник твердо и резко
говорил, что участников войны обижать не позволит, в ситуации разберется лично.
А его сотрудники сначала говорили, что вроде бы Буравцева не застали дома
и кто-то из соседей сказал, что он в больнице. Потом выяснилось, что все-таки
застали, но "старик вел себя неадекватно, в дом доставщицу без женщины, что
ему помогает, пускать не стал и соседку не пустил, а времени ждать не было, да
и расписаться сам не может". А Буравцев говорит, что как раз он и просил
позвать соседку, чтобы помогла ему расписаться, но его не послушали и просто
ушли. Поскольку доказать, как именно развивались события, невозможно, то оставалось
выяснить, что делать тем, у кого нет такой Любови Ивановны.

Пункт 31 Правил выплаты пенсии гласит: "Факт получения пенсии пенсионером удостоверяется
в доставочном документе подписями пенсионера (доверенного лица)
и работника, производившего доставку пенсии, и подтверждается отчетными данными
организации Федеральной почтовой связи. Если пенсионер вследствие состояния
здоровья или иных причин не может лично расписаться в получении суммы пенсии,
по его просьбе и в его присутствии за получение денег может расписаться родственник
или другое лицо, предъявив документ, удостоверяющий личность. Соответствующая
запись вносится в доставочный документ". Инструкция почти повторяет положение
Гражданского кодекса. Проблема решена? Сосед, знакомый или родственник может
расписаться вместо немощного пенсионера. Однако на практике сотрудники Пенсионного
фонда на это не идут и требуют доверенность.

- У нашего контингента плохо с памятью, - говорят работники Пенсионного фонда.
Даже расписавшись лично, старики зачастую говорят, что денег им не выдали.
С доверенностью надежней.

Стремление чиновников обезопасить себя понятно. А как быть одиноким пенсионерам?
Во Всероссийском обществе слепых утверждают: в середине 70-х годов прошлого
века был найден выход.

- У слепых были штампы-факсимиле, - говорит руководитель правового отдела ВОС
Иван Маргиев. - Сейчас статья 160 Гражданского кодекса запрещает их использование.
У нас много обращений по этому поводу. Но ничего не поделаешь - закон!

Закон можно поменять - легализовать штампы-факсимиле или ввести отпечаток пальца.
Хотя адвокат Павел Астахов считает, что закон вообще неверно трактуют:

- Ставить реализацию прав граждан в зависимость от возможности расписаться -
произвол. Случай это не единичный. Юридического понятия "подпись" не существует.
Даже нотариус, заверяя документ, заверяет не подпись, а выраженную волю человека.
Для получения пенсии необходимо лишь идентифицировать личность, а для
этого нужен лишь документ, удостоверяющий личность.

А вот взгляд на ситуацию сыщика угрозыска:

- Пенсионер не может расписаться, и ему строго по закону не выдают пенсию. День
не выдают, два, три. Если родня или знакомые не объявляются и шума поднять
некому - говорят: не желаете ли опеку оформить? И кандидат в опекуны имеется.
А опекун получает право распоряжаться всем имуществом. И привлечь его не
за что - никого не калечит, ничего не вымогает... К тому же заявлений от потерпевших
нет. Но ведь это же мерзко, когда, пользуясь дурацким законом, беспомощному
старику "делают предложение, от которого невозможно отказаться"... И очень скоро
квартира уходит "нужным людям".

Выпуск листа на новом месте: 1667

   2006-01-14 05:16:10 (#501310)

[TIFLO] Пресса Кубани выбирает людей года

ИА REGNUM
Пресса Кубани выбирает людей года

По итогам IV краевого конкурса "Колокола времени: профессионализм, честь и достоинство",
проведенного ежедневной краевой общественно-политической газетой
"Кубанские новости", победителем в номинации "Человек года", раздела "Культура
и искусство" стал директор Краснодарского музыкального колледжа имени Н.А.Римского-Корсакова
Николай Шадюк.

Как сообщили корреспонденту
ИА REGNUM
в департаменте культуры Краснодарского края, около пяти миллионов читателей газеты
отметили высокий профессионализм и исполнительский талант Николая Шадюка,
под руководством которого возросло представительство и результативность участия
студентов колледжа на конкурсах и фестивалях различного уровня, укрепилась
материально-техническая база учреждения и преобразилась творческая жизнь колледжа.

Также состоялось подведение итогов Всекубанского читательского референдума "Кубань
- 2005: "Человек года", уже в девятый раз проведенного газетой "Вольная
Кубань". Примечательно, что в этом году в числе шести номинаций референдума появилась
номинация, посвященная молодежи Краснодарского края - "Молодая слава
Кубани".

Среди лауреатов данной номинации воспитанники образовательных учреждений культуры
и искусства Краснодарского края: учащийся специализированной музыкальной
школы слепых и слабовидящих детей г. Армавира, лауреат всероссийских и краевых
конкурсов, обладатель Международной премии "Филантроп" Аккуратов Олег и
студент Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Гранд-Чемпион
Всемирного чемпионата исполнительских видов искусства (США) Малахов
Зот. Несмотря на юный возраст, имена этих талантливых музыкантов известны не
только на Кубани, но и в России и странах зарубежья.
Постоянный адрес новости:
www.regnum.ru/news/570617.html
13:48 11.01.2006

Выпуск листа на новом месте: 1666

   2006-01-14 04:12:17 (#501308)