[TIFLO] Киев. Шульмин
Интернет-общение, как возможность человеку с физическими
ограничениями здоровья вступить в транскоммуникацию
М.П.Шульмин, психолог-консультант Томского областного центра
профориентации молодежи и психологической поддержки населения,
Мой собственный опыт незрячего пользователя персональным компьютером можно уместить
во временные границы, равные двум годам. После потери зрения в моей жизни существовали
два основных вида деятельности, в которой я мог удовлетворять свои интересы,
и в связи скоторой возникало общение с окружающими меня людьми. Это были учебная
деятельность и отдых с друзьями.
Появление компьютера и выхода во <Всемирную паутину> значительно расширили мои
возможности, не только в достижении большей продуктивности в учебной и профессиональной
деятельности, но и способствовали удовлетворению большей сферы интересов, на
порядок увеличили возможности общаться с новыми людьми.
Феномен общения имеет сложную структуру, каждая наука (психология, социология,
политология и др.), которые в качестве объекта своих исследований изучают отдельного
человека или группу людей, непременно касаются феномена общения и описывают его
в соответствии со своим методологическим аппаратом.
Я же, как представитель социальной психологии, предлагаю рассматривать феномен
общения как транскоммуникацию (смыслотворческий процесс), и его важность для
любого человека,- независимо, является ли человек здоровым, или с некоторыми
ограничениями здоровья.
Термин "транскоммуникация" был введен в социальную психологию в 80-е годы Кабриным
В.И., который занимался изучением ментального коммуникативного пространства человека.
Предлагаю вам его определение транскоммуникации: <Транскоммуникация - это процесс
общения между инаковыми и разнопорядковыми субъектами в интра-и интерперсональных
планах; это сверхдинамичный смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых
миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро-и макрокосмоса. Транскоммуникация
как смыслотворческий процесс несет, по сути, ментальную форму существования и
в результате образует ментальное пространство личности и ее коммуникативного
мира>.
Многие из тех, кому довелось проходить реабилитацию в специализированных центрах
обществ слепых,- не важно где данные центры находятся, в России, на Украине,
или на территории других государств,- согласятся со мной, что там между людьми
возникает доступная лишь интуиции связь, люди общаются не как инвалид с инвалидом,
а как человек с человеком, обмениваются своими представлениями о будущем, смыслами,
интересами, проблемами и способами их решения. И то, что раскрывает понятие транскоммуникации,
вполне соответствует происходящим процессам.
Когда я вернулся из Бийского центра реабилитации слепых, то уже реально представлял
себе те жизненные задачи, которые я поставил перед собой и намеривался выполнить,
я был полон оптимизма и уже не считал себя беспомощным калекой, место в жизни
которому определило государство.
Каждый человек способен почувствовать, когда его общение с другими соответствует
мере достаточности или, наоборот, чувствовать его нехватку.
Работая со слабовидящими детьми и детьми с опорно-двигательными нарушениями,
я наблюдал, что чувство недостатка в общении у ребят встречается чаще, что они
рады бы общаться больше, но у каждого из них существуют в этом свои трудности,
и одна из них - это отсутствие общих тем и эффективных средств общения.
Интернет в таком случае может предложить не только мгновенную связь с любым собеседником
нашего континента, но и независимый выбор тем общения, и вступление в смыслотворческий
процесс. Причем общение посредством интернета зачастую позволяет человеку с ограничениями
здоровья и тому, кто не имеет таковых ограничений, вступать в общение на равных
позициях, где фактор здоровье - болезнь переходит на второстепенный план, а ведущее
значение может приобретать обмен смыслами и взаимопонимание, что Карл Роджерс
называл <Встречей>. И в такой встрече заложен источник для личностного роста
всех встречающихся.
Выпуск листа на новом месте: 1672