Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] История тифлопедагогики. Клейн

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
С сегодняшнего дня я начинаю Вас знакомить с отрывками из книги В.А. Феоктистовой
"
очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих
детей". ЛГПИ, 1973. электронный вариант книги является самосканом, поэтому изобилует
опечатками. К сожалению на тщательную вычитку у меня нет времени. Но я надеюсь
на то, что участники рассылки простят мне то, что я помещаю в рассылке немного
"грязный", но интересный, с моей точки зрения, материал.

С уважением
Зарубина Ирина
e-mail: tifloresour***@m*****.ru
3. Тифлопедагогика и практика обучения слепых в Австро-Венгрии

Появление научной системы обучения слепых в Австро-Венгрии, в состав которой
входили современная Австрия. Чехословакия, Венгрия, связано с именем известного
общест-венного деятеля Начала XIX века И. Клейна (1765 - 1848 гг.)

И. Клейн получил юридическое образование, находился на службе при императорском
дворе с 1803 по 1826 год, за-нимал должность окружного директора <попечительства
о бедных>. Так же как и В. Гаюи, по долгу своей службы встречался со слепыми
из народа, которым приходилось из фондов попечительства оказывать помощь. Был
знаком с не-которыми известными слепыми музыкантами и поэтами.В

1804 году И. Клейн начал обучать слепого девятилет-него мальчика. Это явилось
началом создания Венского ко-ролевского института слепых. По его инициативе и
при его содействии был открыт ряд институтов слепых, крупнейшие из которых были
созданы в Праге - 1807 год, Братиславе--1818 год, Будапеште- 1825 год и др.

В 1819 году И. Клейн выпускает <Книгу для учителей по обучению слепых>, в которой
он излагает свои взгляды на задачи, содержание и методы обучения слепых.

Не сумев осуществить мысль о всеобщем образовании слепых, И. Клейн выдвигает
идею совместного обучения сле-пых со зрячими. В 1836 году он пишет <Наставление
по обу-чению слепых дома и в школе зрячих>.

В 1837 году вышла его книга <История учреждений для слепых в Германии и других
странах>.

В 1848 году, больной и почти глухой, он оставляет пост директора Венского института
и вскоре умирает.

Анализ его. основных работ, содержание которых изло-жено в исследованиях С. Соларовой
(Чехословакия), а также в книгах Ф. Цеха, А. Меля, А. И. Скребицкого, дает осно-вание
говорить о взглядах И. Клейна, его роли в развитии методов обучения слепых, содержании
обучения в основных институтах и училищах Австро-Венгрии. Не будучи учителем,
И. Клейн достаточно хорошо знал и разделял передо-вые' взгляды ведущих педагогов
того времени. В частности, он был знаком с И. Песталоцци, не только усвоил основные
положения его педагогики, но и пытался построить учебный процесс в созданном
им институте, исходя из принципов обу-чения И. Песталоцци.

Приступая к опыту обучения слепых, II. Клейн изучает имеющиеся способы письма
для них. Известно, что он писал в Парижский институт слепых Луи Брайлю, от которого
получил письмо, где говорилось: <Дорогой г-н Клейн, зная, что Вы живо интересуетесь
обучением слепых, я имею честь предложить Вам объяснение нового способа письма
для ис-пользования его слепыми>.

К сожалению, И. Клейн не оценил способ письма, предложеный Л. Брайлем, хотя и
считал, что для восприятия осязанием легче выпуклая точка, а не линия. Желая
приб-лизить слепых к зрячим, И. Клейн разрабатывает систему письма латинского
алфавита выпуклыми точками, которая вошла в историю под названием <игольчатого
шрифта>. Во всех институтах и училищах слепых Австро-Венгрии этот шрифт был принят
как обязательный до конца рассматри-ваемого периода, т. е. до конца 70-х гг.

Методам обучения этому шрифту отводится большое место в работах И. Клейна, даются
подробные указания, как учить читать и писать <игольчатым шрифтом>. Такое подробное
описание методики первоначального обучения чтению и письму не случайно, так как
слепым учащимся, особенно тем, для кого немецкий язык не был родным языком (препо-давание
велось на немецком языке), - чехам, словакам, венграм и др. - очень трудно было
овладеть техникой чтения и особенно письма. Для облегчения обучения письму И.
Клейн предлагает специальный прибор, напоминающий <станок для ручного печатания>.

В первых разделах <Книги для учителя по обучению слепых> И. Клейн показывает
влияние слепоты на развитие некоторых сторон психической деятельности слепого.
Ко-нечно, это была лишь попытка раскрыть некоторые,особен-ности развития слепого.
Но многие' положения этой главы написаны на основе тонких наблюдений. Для того
времени они имели важное теоретическое и практическое значение. Так, например,
автор пытается показать особенности речи слепых учащихся, которая внешне ничем
не отличается от речи зрячих, но имеет свои особенности, обусловленные не-достатком
представлений. И. Клейн пишет, что слепые лю-бят слушать, особенно стихи (<ритмы
щекочут их слух>), но учителю нельзя думать, что его слепой ученик все пони-мает
из прочитанного или прослушанного.

Эти предварительные выводы И. Клейна, основанные на наблюдениях, приводят его
позднее к мысли о-том, что в училищах слепых необходимо ввести уроки, на которых
уча-щиеся знакомились бы с предметами окружающей действи-тельности, В книге содержатся
указания, как подбирать коллекции таких предметов и как их использовать в работе
со слепыми,

Правда, уроки по формированию представлений об окру-жающей действительности носят
эпизодический характер, имеют место не более двух раз в неделю. Они направлены,
на вспомогательное средство, на формирование речи уча-щихся. Общеобразовательные
предметы изучаются устным методом.

Исходя из учения И. Песталоцци о роли упражнений в развитии органов чувств, И.
Клейн уделяет большое внимание урокам по развитию осязания и слуха слепых учащихся.
Это были упражнения на различных предметах Allerlei, являвшиеся как бы отдельной
дисциплиной среди перечня учебных предметов. Тренировка осязания и слуха носила
механический характер, была оторвана от общеобразовательных уроков, где навыки
осязания фактически не исполь-зовались.

В практике школ слепых Австро-Венгрии И. Клейн отво-дит большое место урокам
труда, которые, по его мнению. не столько готовят к профессии, сколько положительно
влияют на воспитание таких черт характера, как самостоятельность, умение преодолевать
трудности и т. д. Этот вывод И. Клейна должен быть оценен весьма положительно'.
Одно-временно И. Клейн делает попытку <найти подходящие про-фессии слепому, которые
помогли бы частично приобрести ему материальную независимость>. При Венском институте
слепых он организует мастерские, где вводит преподавание следующих ремесел: переплетное,
сапожное, столярное, корзи-ночное, картонажное и некоторые другие.

Многие из перечисленных ремесел становятся традицион-ными для слепых на многие
годы. Некоторые из них, не-смотря на высокий уровень современной индустриализации,
сохранились до сегодняшнего дня в капиталистических стра-нах как единственные
профессии слепых.

Таким образом, уже в первый период обучения слепых детей в Австро-Венгрии появляются
некоторые приемы обу-чения, о которых не знала в то время Франция: уроки по развитию
осязания, слуха, .предметные уроки и т. д. Общим был основной способ обучения
- устный. Он отражает уро-вень тогдашней общей и специальной психологии, согласно
которой ведущим в познании окружающего мира слепым является его слух.

Задачи и содержание обучения в школах слепых Австро-Венгрии вытекают из господствующей
идеологии феодально-буржуазного государства и носят ярко выраженный классо-вый
характер. Религиозное воспитание составляет основу всего образования слепых.
В инструкциях Венского, Праж-ского и других <институтов> слепых, определяющих
задачи воспитания, в пункте 13 записано: <Наш воспитанник дол-жен быть добропорядочным
набожным христианином... Здесь не должно говориться о бедности вообще. Бедность
должна соотноситься с положением слепого в обществе. На-до научить слепых терпению,
чтобы они не роптали на свою судьбу>.

Одну из задач обучения И. Клейн видел в необходи-мости <стереть стремление к
коллективизму>. Вся работа строилась в расчете <на индивидуализацию ребенка>.
Вос-питанникам вменялось в обязанность докладывать друг о друге.

Однако в решении многих важных вопросов И. Клейн всегда выступает с позиций передового
человека: он считал, что слепой способен к <умственному образованию>. Им выдвигается
и осуществляется на практике идея о широком образовании слепых. Срок обучения
он предлагает увеличить до 8 лет. И. Клейн верит в то, что слепой способен усвоить
не только элементарные знания письма и счета, но и геогра-фию, природоведение,
историю, психологию, технологию.

Конечно, в содержание того или иного из перечисленных предметов входит ограниченный
круг вопросов: например, по арифметике - четыре арифметических действия устно,
при-родоведению - изучение камня и древесных пород, сельско-хозяйственных культур,
огородных культур и т. д.

Но если сравнить содержание преподаваемых предметов в народных школах зрячих
с тем, что давал институт сле-пых, то оказывается, что уровень и круг, знаний
в институ-тах и училищах слепых был довольно обширным. Этим И. Клейн выгодно
отличается от большинства представите-лей немецкой школы второго периода, которые
стремились оправдать необходимость урезать объем знаний, даваемых слепым, по
сравнению с народной школой зрячих.

И. Клейн вошел в историю педагогической науки Австро-Венгрии и как организатор,
при Венском институте слепых музея наглядных пособий для обучения слепых детей,
кото-рый действует до настоящего времени.

Анализ деятельности ведущего тифлопедагога Австро-Венгрии первого периода И.
Клейна показывает, что с накоп-лением опыта обучения слепых выдвигаются новые
приемы их обучения. Достижения в области смежных наук начинают оказывать положительное
влияние на организацию и методы обучения слепых детей. Австро-Венгрия вносит
свой вклад в разработку основ обучения и воспитания слепых. Задачи и основной
метод обучения остаются общими с другими странами.

Выпуск листа на новом месте: 1682

Ответить   Tue, 17 Jan 2006 05:55:16 +0300 (#502592)