Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Киев. Васин2

Роль государства и общественных организаций

в информатизации жизни слепых

С.А.Васин, директор учебно-информационного

компьютерного центра УТОС,

кандидат экономических наук

Без государственной политики в области образования слепых, без государственной
политики в области информатизации жизни слепых нам очень трудно будет реализовать
задумки, предложения, высказанные здесь на конференции. Ведь, на самом деле,
именно общественные организации до сих пор были источником движения за равенство
граждан с ограниченными возможностями в получении информации. "В?кно в св?т",
"Лицом к истине" и УТОС - каждая из этих организаций внесла свой вклад.

Мне, по роду моей деятельности, приходилось сталкиваться и с другими формами
общественной самодеятельности инвалидов - в частности, принмать участие в организации
спорта инвалидов в Украине. В 1992-м году мы начинали эту работу, был создан
Национальный комитет спорта инвалидов Украины как общественная организация, и
она поставила вопрос о бюджетном финансировании системы центров по работе с инвалидами
в области физической реабилитации. Были созданы государственные организации "Инваспорт"
в каждом регионе Украины.

Но когда эти организации сформировались, когда определилась система финансирования,
чиновники на местах постепенно отстранили общественников: "Что вы понимаете в
спорте, а тем более в руководстве? Как тратить бюджетные деньги, мы знаем и
без вас". Бюджетные деньги тратятся на ремонты, на зарплату, на различные хозяйственные
нужды, а на развитие массового спорта и соревнования -что останется. В конечном
счёте, то, ради чего создавались эти структуры, оказывается ненужным тем, кто
этим занимается.

Аналогичные проблемы возникают и при решении вопросов в области информатизации.
Украинское общество Слепых получает из госбюджета финансовую поддержку на содержание
неприбыльных структур УТОС, занимающихся реабилитацией незрячих. И у нас, и в
редакции, и в библиотеке крайне низкие ставки зарплаты по сравнению со средней
по Киеву и в Украине. Нам разрешают и даже рекомендуют зарабатывать самим, оказывая
платные услуги. На ком? На студентах? На рабочих УПП, не имеющих прогнозируемого
дохода? На неработающих пенсионерах?

Нам всегда казалось, что если бы эти учреждения имели государственный статус,
то легче было бы решать все вопросы. Но вот коллеги из Москвы рассказали, что
в нынешнем году урезается финансирование Российской государственной библиотеки
для слепых, практически закрыт компьютерный центр, где обучали и могли получить
квалифицированную консультацию незрячие пользователи. Приходится задуматься,
если будут созданы соответствующие государственные структуры, не скажут ли новоназначенные
чиновники: "А кто такой Цейтлин, а кто такой Шишминцев? Мы сами лучше знаем
что нужно делать".

В этом заложен внутренний конфликт между гражданами, интересы которых представляют
общественные организации, и чиновниками, отстаивающими государственные интересы,
как они их понимают.

Обращается мы в министерство. Работник, к которому нас адресовали, начинает жаловаться:
"на мне и школы слепых, и школы умственно отсталых, и дети сироты, и ещё масса
вопросов, перечислять которые даже нет времени. Как я могу вникнуть во всё сразу?"
И это действительно так, но, тем не менее, от его решения зависят судьбы этих
детей. И оказывается, что влияние нас, общественников, на принятие решений -
минимально. А зачастую нас и не хотят слушать, чтобы облегчить себе саму процедуру
принятия решения.

С моей точки зрения, когда в начале 90-х возникло множество общественных организаций
незрячих, это было объективной потребностью. УТОС как структура, созданная при
других экономических отношениях для организации предприятий, где незрячие могли
выполнять посильную работу, производя продукцию практически в условиях монополии,
не могла быстро переориентироваться в условиях конкурентной среды, меняющихся
общественных потребностей и задач по защите прав инвалидов. Но сегодня,- и наша
конференция подтверждает это,- нужны совместные координированные действия всех
этих организаций, выполняющих параллельные функции, возможно даже конкурирующих,
для совместного отстаивания интересов незрячих.

В нашем законодательстве словосочетание "инвалид по зрению" вообще перестали
употреблять. Когда же говорят о "людях с особыми потребностями" или "неповносправних,
то непонятно, о ком и о чём речь. У каждого конкретного человека в конкретный
момент могут сложиться ограниченные возможности и особые потребности.

Во всём мире знают, что слепота - тяжелейший вид инвалидности, и нам необходимо,
чтобы общество знало и учитывало факт существования такой категории граждан.
Потребность защиты интересов незрячих, в свою очередь, предполагает различные
аспекты. Собравшиеся здесь люди разных судеб, разных профессий, различных интересов
объединены одной заботой: как незрячим жить дальше в информационном обществе,
которое уже формируется, и вопрос образования - важнейшая составляющая этого
жизненного процесса. Вторая же задача, к которой мы пришли в ходе конференции
- как совместить, соединить усилия общественных организаций и учёных, занимающихся
профессионально проблемами реабилитации и интеграции, в том числе и информационными.
Учёных как тифлопедагогов, так и компьютерщиков. По-моему, нам впервые удалось
встретиться в таком широком составе, и я очень надеюсь, что это даст толчок для
дальнейшего сотрудничества и принесёт весомые плоды. Мы не будем замыкаться на
каких-то узкоспециальных вопросах - скрипты для джоса или сканирование текстов
- мы все должны сделать всё, чтобы это наше умение стало доступным широким кругам
и преподавателям., и соответственно, учащимся.

Особо хочется подчеркнуть международный аспект нашей конференции. Мы начинали
вместе, Мы учились и у россиян, и у белорусов. Мы и дальше готовы изучать всё
лучшее, что есть в этих странах. Видя тенденции, складывающиеся в этих странах,
мы убеждаемся, как много общего в социально-экономическом развитии наших стран.

Я уже не говорю о проблемах языка, которые, кстати, нас объединяют - синтез славянской
речи. Но ещё больше - общие проблемы, взаимодействие общественных организаций,
общественных движений инвалидов. Я так же надеюсь, что опыт нашего сотрудничества
здесь даст новый толчок дальнейшему взаимодействию, взаимопомощи, чтобы мы смогли
предостеречь, подсказать друг другу в плане проблем, возникающих при изменении
законодательства в наших странах, чтобы обменивались законодательными документами
в плане достижения определённых успехов для их последующей реализации.

С моей точки зрения, именно такое взаимодействие даёт надежду на эффективность
наших усилий. Да. Мы сделаем итоговый документ, который будет адресован и в министерства,
и депутатам Верховной Рады, и Президенту Украины, и в другие органы, разошлём
в газеты, непременно кого-то это заинтересует; разместим материалы конференции
в интернете, причём не только на нашем сайте, но и на информационных порталах,
которые сейчас достаточно популярны в Украине.

И всё это плюс личные контакты, личное воздействие должно помочь. Мы очень надеемся,
что нас поддержат, и готовы быть опорой для тех Педагогов, которые действительно
готовы вложить свой труд в информатизацию образования, потому что навязать работникам
школы новые методы невозможно. Нужно с их стороны глубокое понимание, добрая
воля. И тогда мы сможем быть им большим подспорьем при решении финансовых и
организационных вопросов, касающихся школы.

Выпуск листа на новом месте: 1686

Ответить   Wed, 18 Jan 2006 22:20:28 +0300 (#503031)