Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-01-21

[TIFLO] Горячая неделя в СПБ

Андрей Тихонов

Горячая неделя в СПБ

Прошлый семестр выдался достаточно напряжённым. В начале, как это обычно бывает,
я дал себе слово, что буду методично и постоянно заниматься, т.е. каждый день
отгрызать маленький кусочек от гранита науки. Разумеется, это весьма будет полезно
в разгаре сессии. К тому же новые предметы оказались не совсем простыми для понимания
смертного студента. Поэтому, принял я решение, надо сразу, как говориться, брать
быка за рога. Первые три недели были лишь лекции. Да, конечно, я собирался каждую
из них внимательно читать вечерком, с тем чтобы в конце концов в голове образовалась
какая-то система знаний, а не куча оных. Но как-то не складывалось... Затем звёзды
встали так, что львиная доля внеучебного времени стала уходить на музыку, на
постоянные репетиции, а потом и выступления. Образовался коллектив из четырёх
человек, которые просто играли, лишь иногда задумываясь о последствиях столь
частых музыкальных встреч.

В первой декаде первого зимнего месяца до меня дошло, что вот уже и сессия не
за горами. А сколько семинаров не сданных! А сколько информации пропустил мимо
ушей! А на экзамене ведь не предъявишь диплом за участия в фестивале или не сыграешь
крутую джазовую вещицу. За неделю до этого, ко всему прочему, получил приглашение.
Московский некоммерческий благотворительный фонд "Мир искусства" звал выступить
в составе хора в большом зале филармонии в Санкт-Петербурге. Причём, мероприятие
состоится в декабре, буквально за неделю до старта зачётной поры. Однако колебался
я не долго. Разумеется, ехать стоит. Побывать на сцене - всегда опыт. Затем общение
с новыми людьми. К тому же, отдохну немного, а, вернувшись, со свежими силами
легче будет разгребать долги, сдавать экзамены, зачёты.

* * *

Некоммерческий благотворительный фонд "Мир Искусства" начал делать первые шаги
к будущим вершинам в 1996 г. Возглавил организацию её бессменный президент Тетерин
Владислав Михайлович. Этот незаурядный человек в своё время закончил московскую
государственную консерваторию им. П.и.Чайковского по классу фортепиано. Затем
жизнь его превратилась в сплошные гастроли по всему миру. С каждым годом популярность
всё добавляла очки в пользу талантливого музыканта. В одной Японии, стране не
столь посещаемой российскими исполнителями, Тетерин В.М. выходил на сцену, давая
концерты, свыше сотни раз. Казалось, что дорога жизни идёт ровно, что музыкант
преодолевает трудности на обычном тернистом пути к славе, к признанию своей гениальности.
А ведь так сложно предугадать, как резко эта самая тропинка судьбы подчас свернёт
в сторону.

Такой крутой поворот появился в поле зрения Владислава Михайловича именно в стране
восходящего солнца.

Шло обычное ничем неотличающееся благотворительное выступление в детском доме,
где тоскавали без родных семей узкоглазные детишки. Струны их душ, лишённых родительского
тепла и любви, не особенно задевали звуки музыки. Детей не слишком-то радовало,
что для них звучит королевский инструмент- рояль, столь богатый по тембровым,
динамическим и техническим возможностям. Тогда Владислав Михайлович решил поимпровизировать
с программой концерта. Ему были поданы ноты национальных японских песен, слова
которых дети знали отлично, поскольку только в России принято забывать традиционное,
накопленное веками фолклорное творчество. Дети с великой радостью откликнулись
на предложение попеть. И сразу их до толи лица, выражающие безразличие и неизбежность,
осветились, взгляд, устремлённый в никуда, зажёгся смыслом. И Владислава Михайловича
охватило новое чувство: он осознал то, что эти обездоленные судьбой тоже могут
быть счастливы и они должны быть счастливы, они имеют право на то, чтобы быть
таковыми. И помочь им достигнуть этой высоты может музыка. Своими волнами она
способна унести их в пространство, где царит добро, ласка и столь необходимое
им ощущение единства.

Осознание этого и стало на жизненном пути Владислава Михайловича поворотным моментом,
определившим всю его будущую деятельность. Было принято решение о создании благотворительной
организации. Цель- помочь детям с ограниченными возможностями найти себя через
музыку, утвердиться благодаря её целительному свойству и стать обладателем несметного
богатства, даруемого искусством.

Но как эффективнее решить поставленную задачу? Необходимо каждому страждущему
донести кусочек счастья...

По всей России-матушке проходили фестивали творчества детей с ограниченными возможностями
здоровья. На них шёл отбор самых удачных и ярких выступлений. Затем дети получили
одно из самых сильных эмоциональных впечатлений- приглашение для участия в концертах,
проходящих в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Нижнем
Новгороде, Костраме, Ярославле, Казани, Риме, Лондоне: Где только не оставил
свой светлый след благотворительности и радости фонд <Мир Искусства> за девять
лет существования! Это были не совсем обычные концерты, на которых привыкли выступать
детишки в своих регионах. Они появлялись на знаминитых сценах вместе с профессиональным
хором из хоровой академии г. Москвы под управлением народного артиста СССР Виктора
Сергеевича Попова. Один из лучших хоров России, самые блестящие оркестровые составы
своим творчеством, атмосферой происходящего на сцене чуда поддерживали начинающих
музыкантов, голоса которых вливались в многослойный звуковой поток, уносящий
всех в живительные дали катарсиса. Для участия в этих грандиозных событиях приглашались
величайшие и гениальнейшие звёзды мировой славы: Монсеррат Кабалье, Анжела
Георгиу, Паата Бурчуладзе, Антон Сорокин, Чечилия Бартоли, Мария Гулегина, Дмитрий
Хворостовский, артисты знаменитого московского оперного театра <Геликон-опера>.
Хор детей с ограниченными возможностями здоровья, благодаря стараниям фонда,
получил статус всемирного хора ЮНЕСКО. Соборная площадь в столице нашей Родины,
гостиный двор Москвы, Петергоф, Дворцовая площадь града Петра, резиденция Папы
Римского Кастель Гандольфе в Ватикане, имение барона Родшильда в Лондоне стали
свидетелями того, какими незаурядными организаторскими способностями обладают
сотрудники <Мир искусства>. Навсегда в памяти маленьких артистов остались эти
места. Долго они ещё будут вспоминать ту положительную эмоциональную атмосферу,
которая являла собой источник сил и радости, которой так подчас не хватает
нам. От каждой подобной акции дети получали столько энергии, что она позволяет
им преодолевать трудности жизни и до сих пор. Общение между собой и с великими
музыкантами, внимание и бережное отношение- вот, что находили дети.

Каждый год фондом набирается новый состав всемирного хора ЮНЕСКО, но бывшие участники
продолжают поддерживать отношения, несмотря на то что их разделяют тысячи километров
бескрайних просторов России.

Моё знакомство с <Миром искусство> произошло в 1998 г. Пройдя отбор, я и ещё
девушка из нашей области были приглашены для участия в концертах. Вместе с приглашениями
нам прислали ноты. Одно из условий- очень хорошо знать музыкальный материал,
чтобы исполнение в составе профессионального хора было высокого качества. До
конца не осознавая, куда мы поедем, чем мы будем заниматься, наши родители и
мы стали готовится к нашей первой поездке, организованной фондом. Даже теперь
картины того действа ярко и живо встают в сознании, как будто всё это случилось
лишь вчера: проживание в гостинице <Россия>, отражающей масштаб мышления власть
имущих советского периода нашей истории, репетиции под чутким руководством мастерски
работающего хормейстера, совместные посиделки по вечерам, где мы знакомились,
становились друзьями, влюблялись, обсуждали интересующие темы, грандиозные концерты,
после которых нам дарили шикарные банкеты. Всегда все акции заканчивались одинаково.
Последний вечер и ночь окрашивались радостью от свершившегося и печалью и тоской,
что эти события позади и более не повторятся. Но разъезжаясь по аэропортам и
вокзалам, мы увозили с собой адреса новых друзей, желание искать и добиваться.

Но, как известно, ничто не вечно под Луной, всё когда-нибудь имеет свойство заканчиваться.
<Мир искусства> работает лишь с детьми. Т.е. когда нам, первому составу, исполнилось
18 лет, мы потеряли надежду найти в своём почтовом ящике очередное письмо с приглашением
и нотами. Однако руководство фонда отметило для себя самых активных участников
и предложило им нечто большее нежели раньше: сотрудничать на правах представителей
фонда в своих регионах, заниматься подобной благотворительной деятельностью
на местах.

Зимой 2005 г. и в нашей, Архангельской области появился такой человек. Им является
автор сих строк. Будучи студентом дневного отделения университета, постоянно
приходится брать взаймы время у господина сна. Поэтому для эффективной работы
с фондом к процессу подключилась мама. Вместе с ней нам уже удалось осуществить
несколько проектов. Весной и осенью мы организовали концерт, на котором выступали
одарённые детишки со всего города и даже из соседних. Затем помогли с финансированием
и подарками на традиционных городском и областном фестивалях детей с ограниченными
возможностями здоровья. Летом был организован благотворительный концертный тур
по лагерям детского оздоровительного отдыха. Многие дети из этой категории имеют
большое желание учится музыке, выступать, одним словом, показать свои эмоции
и мысли с помощью искусства. Часто бывает, что эти дети достаточно зажаты, живут
в своём мирке, боясь представить его другим людям, чтобы они жестоко не разрушили
иллюзорную идиллию. А через музыку устанавливается некий контакт, благодаря которому
незаметно этот замкнутый мирок открывается, развивается и становится полноценным.
Но как трудно бывает, чтобы ребёнка, отличающегося от остальных, взяли в музыкальную
школу! Педагоги опасаются, что не смогут найти подход, директор говорит, что
нет средств у нас оплачивать образование ваших детей. В двух школах нашего города
эту проблему разрешили. Согласно выигранному гранту от фонда <Мир искусства>,
около двух десятков ребятишек имеют возможность соприкасаться с великим и прекрасным.

* * *

На Ладожском вокзале нашу архангельскую делигацию встретила руководитель координационного
центра НБФ "Мир искусства" по Санкт-Петербургу Ирина Валентиновна. Всего нас
7 человек, которым улыбнулась удача быть здесь. Погода выдалась замечательная:
чуть-чуть подмораживало, небо ясное. Одним словом, для Питера очень хорошо-нет
привычной сырости и пронизывающего до мозга костей северного ветра. Вскоре мы
ехали на микроавтобусе к Гостинице "Октябрская". По дороге Ирина Валентиновна
объявила нам "распорядок действий". В гостинке мы подкрепимся завтраком, входящим,
кстати, в стоимость номера, затем в оперативном порядке отправимся на репетицию.
После нас ждёт обзорная экскурсия по Питеру. Скажу честно, с дороги мне по душе
пришёлся лишь первый пункт плана.

В филармонии наши товарищи-музыканты находились уже в полной готовности к репетиции,
когда мы присоединились к ним. Сколько здесь старых знакомых! Однако есть и новоиспечённые
подопечные "Мир искусства". Президент фонда Владислав Михайлович лично приветствует
нас. Чуть позже его жена, управляющий делами фонда, Елена Евгеньевна сказала,
что приехали для участия в концерте гости из Великобритании. К сожалению, не
смогли вовремя найти переводчика. Поэтому мне прийдётся переквалифицироваться
из будущего преподавателя иностранных языков в гида и рассказать по ходу экскурсии
британцам о городе. В нашей архангельской группе была девушка Лена, которая как
и ваш покорный слуга имеет счастье обучаться на факультете иностранных языков.
Так что на неё также легла ответственность за нескучное времяпрепровождение лондонцев.

Честно говоря, я очень обрадовался внезапно появившейся возможности практики
языка. Как известно, практика- один из ключевых моментов в научении любому делу,
тем более иностранному языку. Ранее у меня уже был неоднократный опыт общения
и с носителями великого английского, и с изучающими его. Поэтому я без малейшего
волнения стал выполнять возложенную на меня почётную обязанность.

Кэлам Рассел и Элизабет Пауэлл. Пареньку 14 лет, он ничего не видит. Как ни странно,
это не мешает ему быть барабанщиком. За его спиной сидел весь концерт ассистент,
передающий действия дирижёра. Девушке 15, у нее парализована правая рука. А на
валторне играют левой рукой, поэтому она успешно играла в оркестре на ровне со
всеми.

С пареньком я быстро сошёлся. Правда, он постоянно вставлял в свою речь слэнговые
выражения и согласно молодёжному стилю проглатывал добрую половину оканчаний.
Иногда такая манера доставала в конец. Но любой опыт полезен. Кэлом особого интереса
к экскурсии не проявлял. Поэтому по больше части мы разговаривали о музыке, его
школе, о Великобритании. Когда речь заходила об ударных инструментах, его невозможно
было остановить, дабы задать очередной вопрос. Видно, что его просто, простите
за жаргонное словечко, прёт.

Вечером англичане пригласили нас в кафе отужинать.

...шла обычная генеральная репетиция в большом зале Санкт-Петербургской филармонии.
Хор, а следовательно и мы, уже своё сказали, поэтому праздно ходили закулисами,
не зная пока, что нас ждёт дальше. Оркестр тем временем не расходился. Видно
решили для уверенности ещё пару-тройку раз пройти произведения. Всё-таки выступление
не далее как вечером, а масштаб действа и ответственность артиста не дают возможности
нести со сцены некачественный "продукт".

Так и не определившись с дальнейшими действиями, я стал убивать время, набирая
кому-то смс. Вдруг со сцены донеслись звуки музыки. Это Эвелин Гленни исполняет
произведение для перкуссии, фортепиано и оркестра, написанное Джоном Псазасом-
<<Вид с Олимпа>>. Сочинение, ко всему прочему, было создано специально для неё,

выдающейся солистки современности из Великобритании (Шотландии) Эвелин Гленни.

С раннего детства она занималась музыкой, но в 8 лет начала терять слух. Долгое
время старалась это скрыть; лишь когда ей исполнилось 11 лет, врачи установили,

что потеря слуха достигла 95 процентов. Однако Эвелин категорически отказалась
идти в спецшколу для глухих и продолжала заниматься музыкой. Ей удалось выдержать
экзамен в лондонскую Королевскую академию музыки. Она безошибочно

угадывала ноты и воспроизводила мелодии, которые ей играли. Профессора с трудом
верили, что Эвелин почти не слышит.

Сегодня 37-летняя Гленни играет на множестве инструментов; она - одна из немногих
перкуссионисток, дающих сольные концерты и выступающих с лучшими оркестрами

мира. За год у нее бывает более 100 выступлений в разных странах. Среди множества
премий, которых она удостоена, есть и высшая музыкальная награда - Grammy,

присужденная ей в 1988 году за запись сонаты Бартока для двух фортепиано и ударных.

Звуковая волна подхватила моё сознание, унося в мир невероятного ритма, удивительно
красивых тембровых находок, ладовых и гармонических изысканий. Пока мозг пытался
анализировать воспринимаемое слухом с точки зрения музыкально-теоретической концепции,
воображение также не осталось безучастным. Представьте, что перематываете на
видеомагнитофоне фильм- кадры несутся с огромной скоростью. Вы ещё не успели
понять смысл одного, как другой спешит поразить вас новым содержанием. Тоже самое
происходило со мной, только здесь не было видио- лишь его величество воображение
творило, творило всё новые картины. То я оказывался в центре сражения средневековых
рыцарей, и лязг холодного оружия заставлял бежать мурашки по коже; то на первый
план выходила какая-то романтическая тема, когда, кажется, готов отдать жизнь
ради идеи, в которую глубоко веришь; то вот затишье- раздумье, созерцание случившегося
со стороны. Будто небеса взирают на деяния земных разумных существ, и самим фактом
обращения взоров на планету вносят порядок и умиротворение. А вот во время активных
военных действий, разыгралась любовная история, которая так и не нашла завершения,
поскольку прервалась продолжающимся не то боем, не то разгулом природных стихий.

Финальная часть подводит всему итог. Вновь возвращается быстрый темп. Энергетика
такова, что ты подобно спутнику, выходишь на другую арбиту мышления. Накал страстей,
события развиваются молнееносно. Порой создаётся впечатление, что скорость поглатит
тебя, раздавит, разобьёт, вовремя не успев умалить себя на опасном участке пути
к победным фанфарам. Но с другой стороны, осознаёшь, что напряжение ненапрасно,
и результат будет положительным.

Да... Такого катарсиса я давненько не испытывал. В произведении встречаются и
элементы современного образа мысли в гармонии, и джазовые приёмы. Не ошибусь,
если даже найдётся здесь какая-то связь с рок-музыкой.

Что меня особенно поразило и заставила почувствовать своё ничтожество и беспомощность-
это то, с какой ритмической точностью Эвелин Гленни ведёт свою сложнейшую партию.
Не могу себе представить, как бы сам, имея слух, исполнил сиё сочинение. Сколько
может сделать человек, если действительно захочет чего-либо! Не укладывается
в моей голове, как этого добилась Гленни. Таким образом рождается уважение и
даже в некотором смысле приклонение перед талантом и трудолюбием человека.

Лишь по завершении композиции я дописал своё сообщение и пошёл немного прогуляться
по зданию. Хотелось ещё раз проанализировать услышанное, ещё раз подумать над
силой человеческой воли, над тем, как много мы подчас теряем, не дооценивая.
Однако кто-то или что-то меня задержало на несколько минут. А в это время начала
исполнять свою программу Руфь Монтгомери, молодая английская флейтистка. Достаточно
сложная по ритмической организации и диапозону мелодия. И опять всё та же поражающая
точность! Но Руфь никогда в жизни не

слышала музыки по причине врожденной глухоты. Либо оркестр настолько грамотно
подходит к процессу музицирования, что в синтезе фактура звучит слаженно и синхронно,
либо, что более вероятно, это результат многих часов преодоления себя, в первую
очередь. Результат, который могут видеть зрители зала,- это свидетельство огромного
желания посвятить своё существование искусству, креативного подхода к жизни,
непоколебимой силы воли и того иррационального элемета, что даётся нам свыше.
А легкие прозрачные флейтовые пассажи продолжали порхать над сценой. Что стоит
за каждой этой невесомой ноткой?.. Лишь сама Руфь знает цену.

До начала концерта оставалось ждать не долго. Мы, особо не суетясь, переоделись,
совершили небольшой проминат, и вот уже Мария Шведова, сотрудник НБФ "Мир искусства",
выходит на сцену с приветственным словом. Паша Алюков, мой старый знакомый по
подобным мероприятиям из Корелии, в сильном волнении. Переживательный от ответственности
и по природе, он вновь и вновь переспрашивает, когда нам идти петь, как мы и
куда выходим. Меня лишь одна проблемка немного тревожила- как бы не запнуться
за ударные инструменты, которые как раз бессовестно расположились на нашем пути.
К счастью, препятствия преодолены успешно, мы с Пашей благополучно вклинились
в стройные ряды одного из лучших в России хоров- хора академии хорового искусства
под управлением народного артиста СССР В. Попова. Я очень рад, что нам позволили
петь именно с басами, т.е. со своей родной партией. Во-первых, так легче ориентироваться
в нотном материале. Во-вторых, прекрасно слышно остальные голоса. Это даёт возможность
более объективно и полно оценить произведение, да элементарно получить удовольствие
от музыки. В-третьих, только здесь, стоя со своим голосом, можно осознать сопричастность
к событию, осознать, что делаешь вклад в общее дело. Чувства единства- вот что
так привлекает меня в хоре.

Наконец, плотная хоровая фактура даёт тебе, как одной из частичек её самой, какую-то
силу и прилив подрящей энергии. Одним словом, весьма я благодарен, что на этом
концерте мы с Павликом заняли достойные места среди таких же пареньков. И не
важно, что мы с ним не станем лётчиками-штурмовиками или каскадёрами. Главное,
такими маленькими шагами только и может продвигаться столь желанная в российском
обществе интеграция инвалидов. Люди видят наши старания, начинают нам сами помогать,
разговаривать, находить общий язык. Это надо ставить как одну из основных задач.
Один из путей её решения - рассредоточение наших ребят среди хора. Так гораздо
естественнее, целесообразнее и больше адреналина даёт.

Вскоре наша миссия первого отделения была выполнена- все возвернулись закулисы.
Однако я, зная, что сейчас Эвелин Гленни в очередной раз взорвёт сознание людей
в зале "Видом с Олимпа", остался поближе. И вновь тот же самый визрь эмоций,
нескончаемый поток ассоциаций и фантастических картин подарила мне музыка. Казалось,
что солистка, совершенно не жалея себя, готова полностью растворится в своей
деятельности с тем, чтобы как можно ярче представить сочинение залу. Со стороны,
как мне рассказывали, создаётся впечатление- всё её существо подчиняется лишь
ритму, смысл для неё заключен только в музыке. Таким образом достигается невероятная
по эмоциональному напряжению атмосфера. Надо быть немного самоубийцей, чтобы
так безвозмездно делится своим скрытым энергетическим потенциалом с сидящими
в зале.

Свободно и непренуждённо пространство заполнилось звуками импровизации. Конечно,
это Олег Акуратов дождался момента, когда ему улыбнулась удача высказаться. Внимать
джазу в официальной обстановке- хорошая вещь. Однако более естественно и "вкусно"
звучит он в неформальной ситуации. Где-то сидя в баре с кружкой хорошего пива...
В любом случае пианист правильно развивал форму, делая при этом вид, что процесс
доставляет лишь удовольствие и блаженство единения с частью культуры афро-американцев.
А на самом деле каждый аккорд тянет за собой историю протяжённых утомительных
репетиций, массу усилий педагогов и собственного трудолюбия.

Вечером поезд Санкт-Петербург - Москва увёз большинство выступающих в столицу.
Там через день в большом зале Московской государственной консерватории им. П.И.
Чайковского пройдёт аналогичный концерт. Одна наша архангельская делигация осталась
в городе на Неве. Делясь впечатлениями по поводу прошедшего концерта, мы направились
в кафе "У тёщи".

Выпуск листа на новом месте: 1694

   2006-01-21 22:58:37 (#503821)

[TIFLO] ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

"Школьный вестник", #1, 2006.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

Анна Капрова

БУДЬТЕ ГОТОВЫ!

У меня растут года.

Будет мне 17.

Кем работать мне тогда?

Чем заниматься?

Думаю, читателям хорошо известны эти строки Владимира Маяковского.

Уже не первый раз я пишу в <Школьном вестнике> о выборе специальности. И не первый
раз вместе с вами - выпускниками будущего года - думаю о том, чтo на сегодняшний
день актуально, кaк подойти к выбору будущей профессии. Время трудное вам досталось,
ребята. Об <открытых дверях> в наше время говорить не приходится. Хотя и в прежние
годы не так уж просто устраивались судьбы моих ровесников но всё равно выжили
и даже, можно сказать, победили.

Анализируя список вновь пришедших в нашу организацию - межрайонную первичную
организацию Работников Интеллектуального труда (РИТ) г. Москвы, поступивших в
ВУЗы в последние годы, я обратила внимание не на цветистые названия ВУЗов, в
которые поступили наши ребята. Самых разных ВУЗов сейчас полно, и что ни название,
то приманка. Нет, в этот раз обратила я внимание на формы обучения, которые стали
всё чаще наши абитуриенты предпочитать при выборе ВУЗов. Всё меньше ребят, идущих
на очное обучение, на дневные отделения, и всё чаще выпускники наших школ выбирают
заочные формы образования. <Ну и что! - скажет мне кто-то из вас. - Так же проще.
И общежития не нужно, и нагрузки меньше, ездить тоже можно пореже>. Всё так,
да не совсем.

Более 10 лет назад вышло постановление, которое позволило инвалидов принимать
вне конкурса. На первый взгляд - прекрасное постановление. Не надо так напрягаться,
как приходилось когда-то нам, готовясь к вступительным экзаменам, чтобы сдать
как можно лучше. Но мы готовились и сдавали. Выдерживали конкурсы и в 10, и в
20, и в 30 человек на место. Трудно было? Да, очень. Волновались, конечно. Но
победа эта запоминалась надолго. И казалось, труднее этого испытания ничего не
будет. Но начинались занятия, студенческие будни: семинары, коллоквиумы, курсовые,
рефераты, и всё в таком темпе, в таких объёмах! Мы до поступления и не представляли,
что столько придётся заниматься. Но та база, те знания, с которыми мы пришли,
выручали. И очень скоро я поняла, что учиться значительно труднее, чем поступить,
даже по конкурсу. И чем выше уровень подготовки, тем легче учиться.

Что же произошло за последние 10 лет? Нам - инвалидам - облегчили поступление,
но тем самым усложнили учёбу. Я говорю здесь о настоящей учёбе, а не лавировании
между зачётами и экзаменами. Ведь в последнее время мы стали говорить о выборе
ВУЗа, а не специальности. А выбирать-то надо специальность, то есть будущее применение
своих знаний. И знаний этих должно быть много, и должны они быть глубокими, иначе
при устройстве на работу тебе предпочтут другого, более грамотного. Ведь учёба
в ВУЗе - это не временное времяпрепровождение, это подготовка к будущей работе.
Об этом не стоит забывать при поступлении на первый курс Университета или Академии.

Заочные отделения изначально создавались для тех, кто имел практические навыки
в данной специальности, но не имел документа - диплома, говорящего о компетенции
специалиста. Здесь опускалось многое, поскольку имелось в виду, что человек в
практической своей работе всё это узнает. Было время, когда на вечерние и заочные
отделения принимали только работающих по будущей специальности. Теперь многое
изменилось. Не секрет, что для многих ВУЗов главным стало не научить своих студентов,
а заработать деньги. Вот и выходят из стен таких заведений не специалисты, а
обладатели дипломов о высшем образовании. Но для нас это не подходит. Дипломы,
не подкреплённые глубокими знаниями, нам не годятся.

<Ну, зачем же себя мучить сложными программами? - возразит опять кто-нибудь.
- Учатся, учатся, а потом-то всё равно на УПП!>

Да, бывает и так. И случается, что УПП становится одним из этапов жизненного
пути. 28 ноября проходил Молодёжный Форум по проблемам студентов - инвалидов
по зрению. На нём выступил Артур Борисович Луппов. Инвалид I группы. Когда-то
он закончил Московскую школу-интернат #1. После этого поступил в МГУ на механико-математический
факультет (поступал, кстати сказать, по конкурсу). Окончил и некоторое время
(полгода) работал на УПП. Но хотел он работать именно по полученной специальности
и не забывал об этом. Искал возможность трудоустройства. Вначале нашёл работу
на курсах повышения квалификации. Работа не очень высокооплачиваемая, но это
был первый шаг. Дальше завязывались отношения, расширялся круг знакомств, да
и профессиональный уровень повышался. Некоторое время спустя он уже работает
в Госкомстате, а это - отмечаю для тех, кто не знает, - очень серьёзное учреждение.
Через некоторое время он возглавил один из отделов. Его неоднократно по работе
посылают во Францию. Вот вам и слепой!

Сейчас он кандидат наук, готовится к защите докторской диссертации, доцент Московского
Экономико-Статистического Университета. А ему ведь только 37 лет. Не всякий зрячий
достигает этого уровня.

И тут же всплывает в памяти такой разговор: <Я закончил ВУЗ. Устройте меня на
работу>.

<А где и кем ты хотел бы работать?> - <Да не знаю сам>. - <Ну, может быть:> -
и я называю одно из мест возможного трудоустройства. <Ой! Что вы! - восклицает
мама. - Да как же он работать там будет? Он же не видит. Да этому ж учиться надо!>

- А разве он не учился 5 лет? - спрашиваю я.

- Так то была учёба, а тут - работа.

С работой действительно не просто. Но если сам человек не может сформулировать,
чего он хочет, если ни он, ни его близкие даже представить себе не могут, как
он сможет работать, то как же ему можно помочь?

Вы закончите ВУЗ, придёте наниматься на работу - и должны будете убедить, что
вы специалист, обладающий высоким уровнем знаний и можете работать несмотря на
недостаток в зрении. Вот в этом случае, пусть и не сразу (сразу ничего не бывает),
ваша судьба сложится интересно.

Будьте готовы к этой борьбе и не ищите лёгкого на первых же шагах самостоятельной
жизни.

Выпуск листа на новом месте: 1693

   2006-01-21 22:45:14 (#503799)

[TIFLO] Губернатор Смоленской области посетил подшефную школу-интернат

Губернатор Смоленской области посетил подшефную школу-интернат

В деревне Черныш Краснинского района работает единственная в Смоленской области
школа-интернат для слабовидящих детей. Долгие годы воспитанники и работники
интерната не были избалованы вниманием властей. Накопился немалый груз проблем.
Но три с небольшим года назад ситуация кардинально изменилась: восстановлена
система отопления, полным ходом идет ремонт помещений, готовится газификация
интерната.

Как сообщили корреспонденту
ИА REGNUM
в пресс-центре областной администрации, летом 2002 года шефство над ребятами
и их домом взял губернатор области
Виктор Маслов,
и вот на днях он в очередной раз навестил своих подшефных. На каждой такой встрече
и маленькие дети, и старшеклассники показывают все свои таланты. Не даром
на различных фестивалях, которые регулярно проводятся и в Москве, и в других
городах России ребята неизменно занимают призовые места.

В подарок ребятам губернатор передал музыкальный центр, пожелав в новом году
новых успехов и на сцене, и за партами, а коллективу интерната - в нелегкой
работе.
Постоянный адрес новости:
www.regnum.ru/news/574204.html
11:10 18.01.2006

Выпуск листа на новом месте: 1692

   2006-01-21 02:28:21 (#503553)

[TIFLO] СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

КонсультантПлюс
18 января 2006 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2005 N 832 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

Утверждена федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006
- 2010 годы". В числе основных задач указаны развитие реабилитационной
индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов
и обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Создание на государственном уровне системы комплексной реабилитации граждан,
ставших инвалидами при выполнении задач в условиях боевых действий или при
проведении контртеррористических операций и уволенных с военной службы или из
правоохранительных органов, выделено в отдельную подпрограмму.

Ожидаемыми конечными результатами программы прогнозируются возвращение к трудовой
и общественной деятельности около 800 тыс. инвалидов и увеличение доходности
бюджета на 2,6 - 3,5 млрд. рублей ежегодно.

Выпуск листа на новом месте: 1691

   2006-01-21 02:24:15 (#503551)

[TIFLO] Горячая неделя в СПБ

Андрей Тихонов

Горячая неделя в СПБ

Прошлый семестр выдался достаточно напряжённым. В начале, как это обычно бывает,
я дал себе слово, что буду методично и постоянно заниматься, т.е. каждый день
отгрызать маленький кусочек от гранита науки. Разумеется, это весьма будет полезно
в разгаре сессии. К тому же новые предметы оказались не совсем простыми для понимания
смертного студента. Поэтому, принял я решение, надо сразу, как говориться, брать
быка за рога. Первые три недели были лишь лекции. Да, конечно, я собирался каждую
из них внимательно читать вечерком, с тем чтобы в конце концов в голове образовалась
какая-то система знаний, а не куча оных. Но как-то не складывалось... Затем звёзды
встали так, что львиная доля внеучебного времени стала уходить на музыку, на
постоянные репетиции, а потом и выступления. Образовался коллектив из четырёх
человек, которые просто играли, лишь иногда задумываясь о последствиях столь
частых музыкальных встреч.

В первой декаде первого зимнего месяца до меня дошло, что вот уже и сессия не
за горами. А сколько семинаров не сданных! А сколько информации пропустил мимо
ушей! А на экзамене ведь не предъявишь диплом за участия в фестивале или не сыграешь
крутую джазовую вещицу. За неделю до этого, ко всему прочему, получил приглашение.
Московский некоммерческий благотворительный фонд "Мир искусства" звал выступить
в составе хора в большом зале филармонии в Санкт-Петербурге. Причём, мероприятие
состоится в декабре, буквально за неделю до старта зачётной поры. Однако колебался
я не долго. Разумеется, ехать стоит. Побывать на сцене - всегда опыт. Затем общение
с новыми людьми. К тому же, отдохну немного, а, вернувшись, со свежими силами
легче будет разгребать долги, сдавать экзамены, зачёты.

* * *

Некоммерческий благотворительный фонд "Мир Искусства" начал делать первые шаги
к будущим вершинам в 1996 г. Возглавил организацию её бессменный президент Тетерин
Владислав Михайлович. Этот незаурядный человек в своё время закончил московскую
государственную консерваторию им. П.и.Чайковского по классу фортепиано. Затем
жизнь его превратилась в сплошные гастроли по всему миру. С каждым годом популярность
всё добавляла очки в пользу талантливого музыканта. В одной Японии, стране не
столь посещаемой российскими исполнителями, Тетерин В.М. выходил на сцену, давая
концерты, свыше сотни раз. Казалось, что дорога жизни идёт ровно, что музыкант
преодолевает трудности на обычном тернистом пути к славе, к признанию своей гениальности.
А ведь так сложно предугадать, как резко эта самая тропинка судьбы подчас свернёт
в сторону.

Такой крутой поворот появился в поле зрения Владислава Михайловича именно в стране
восходящего солнца.

Шло обычное ничем неотличающееся благотворительное выступление в детском доме,
где тоскавали без родных семей узкоглазные детишки. Струны их душ, лишённых родительского
тепла и любви, не особенно задевали звуки музыки. Детей не слишком-то радовало,
что для них звучит королевский инструмент- рояль, столь богатый по тембровым,
динамическим и техническим возможностям. Тогда Владислав Михайлович решил поимпровизировать
с программой концерта. Ему были поданы ноты национальных японских песен, слова
которых дети знали отлично, поскольку только в России принято забывать традиционное,
накопленное веками фолклорное творчество. Дети с великой радостью откликнулись
на предложение попеть. И сразу их до толи лица, выражающие безразличие и неизбежность,
осветились, взгляд, устремлённый в никуда, зажёгся смыслом. И Владислава Михайловича
охватило новое чувство: он осознал то, что эти обездоленные судьбой тоже могут
быть счастливы и они должны быть счастливы, они имеют право на то, чтобы быть
таковыми. И помочь им достигнуть этой высоты может музыка. Своими волнами она
способна унести их в пространство, где царит добро, ласка и столь необходимое
им ощущение единства.

Осознание этого и стало на жизненном пути Владислава Михайловича поворотным моментом,
определившим всю его будущую деятельность. Было принято решение о создании благотворительной
организации. Цель- помочь детям с ограниченными возможностями найти себя через
музыку, утвердиться благодаря её целительному свойству и стать обладателем несметного
богатства, даруемого искусством.

Но как эффективнее решить поставленную задачу? Необходимо каждому страждущему
донести кусочек счастья...

По всей России-матушке проходили фестивали творчества детей с ограниченными возможностями
здоровья. На них шёл отбор самых удачных и ярких выступлений. Затем дети получили
одно из самых сильных эмоциональных впечатлений- приглашение для участия в концертах,
проходящих в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Нижнем
Новгороде, Костраме, Ярославле, Казани, Риме, Лондоне: Где только не оставил
свой светлый след благотворительности и радости фонд <Мир Искусства> за девять
лет существования! Это были не совсем обычные концерты, на которых привыкли выступать
детишки в своих регионах. Они появлялись на знаминитых сценах вместе с профессиональным
хором из хоровой академии г. Москвы под управлением народного артиста СССР Виктора
Сергеевича Попова. Один из лучших хоров России, самые блестящие оркестровые составы
своим творчеством, атмосферой происходящего на сцене чуда поддерживали начинающих
музыкантов, голоса которых вливались в многослойный звуковой поток, уносящий
всех в живительные дали катарсиса. Для участия в этих грандиозных событиях приглашались
величайшие и гениальнейшие звёзды мировой славы: Монсеррат Кабалье, Анжела
Георгиу, Паата Бурчуладзе, Антон Сорокин, Чечилия Бартоли, Мария Гулегина, Дмитрий
Хворостовский, артисты знаменитого московского оперного театра <Геликон-опера>.
Хор детей с ограниченными возможностями здоровья, благодаря стараниям фонда,
получил статус всемирного хора ЮНЕСКО. Соборная площадь в столице нашей Родины,
гостиный двор Москвы, Петергоф, Дворцовая площадь града Петра, резиденция Папы
Римского Кастель Гандольфе в Ватикане, имение барона Родшильда в Лондоне стали
свидетелями того, какими незаурядными организаторскими способностями обладают
сотрудники <Мир искусства>. Навсегда в памяти маленьких артистов остались эти
места. Долго они ещё будут вспоминать ту положительную эмоциональную атмосферу,
которая являла собой источник сил и радости, которой так подчас не хватает
нам. От каждой подобной акции дети получали столько энергии, что она позволяет
им преодолевать трудности жизни и до сих пор. Общение между собой и с великими
музыкантами, внимание и бережное отношение- вот, что находили дети.

Каждый год фондом набирается новый состав всемирного хора ЮНЕСКО, но бывшие участники
продолжают поддерживать отношения, несмотря на то что их разделяют тысячи километров
бескрайних просторов России.

Моё знакомство с <Миром искусство> произошло в 1998 г. Пройдя отбор, я и ещё
девушка из нашей области были приглашены для участия в концертах. Вместе с приглашениями
нам прислали ноты. Одно из условий- очень хорошо знать музыкальный материал,
чтобы исполнение в составе профессионального хора было высокого качества. До
конца не осознавая, куда мы поедем, чем мы будем заниматься, наши родители и
мы стали готовится к нашей первой поездке, организованной фондом. Даже теперь
картины того действа ярко и живо встают в сознании, как будто всё это случилось
лишь вчера: проживание в гостинице <Россия>, отражающей масштаб мышления власть
имущих советского периода нашей истории, репетиции под чутким руководством мастерски
работающего хормейстера, совместные посиделки по вечерам, где мы знакомились,
становились друзьями, влюблялись, обсуждали интересующие темы, грандиозные концерты,
после которых нам дарили шикарные банкеты. Всегда все акции заканчивались одинаково.
Последний вечер и ночь окрашивались радостью от свершившегося и печалью и тоской,
что эти события позади и более не повторятся. Но разъезжаясь по аэропортам и
вокзалам, мы увозили с собой адреса новых друзей, желание искать и добиваться.

Но, как известно, ничто не вечно под Луной, всё когда-нибудь имеет свойство заканчиваться.
<Мир искусства> работает лишь с детьми. Т.е. когда нам, первому составу, исполнилось
18 лет, мы потеряли надежду найти в своём почтовом ящике очередное письмо с приглашением
и нотами. Однако руководство фонда отметило для себя самых активных участников
и предложило им нечто большее нежели раньше: сотрудничать на правах представителей
фонда в своих регионах, заниматься подобной благотворительной деятельностью
на местах.

Зимой 2005 г. и в нашей, Архангельской области появился такой человек. Им является
автор сих строк. Будучи студентом дневного отделения университета, постоянно
приходится брать взаймы время у господина сна. Поэтому для эффективной работы
с фондом к процессу подключилась мама. Вместе с ней нам уже удалось осуществить
несколько проектов. Весной и осенью мы организовали концерт, на котором выступали
одарённые детишки со всего города и даже из соседних. Затем помогли с финансированием
и подарками на традиционных городском и областном фестивалях детей с ограниченными
возможностями здоровья. Летом был организован благотворительный концертный тур
по лагерям детского оздоровительного отдыха. Многие дети из этой категории имеют
большое желание учится музыке, выступать, одним словом, показать свои эмоции
и мысли с помощью искусства. Часто бывает, что эти дети достаточно зажаты, живут
в своём мирке, боясь представить его другим людям, чтобы они жестоко не разрушили
иллюзорную идиллию. А через музыку устанавливается некий контакт, благодаря которому
незаметно этот замкнутый мирок открывается, развивается и становится полноценным.
Но как трудно бывает, чтобы ребёнка, отличающегося от остальных, взяли в музыкальную
школу! Педагоги опасаются, что не смогут найти подход, директор говорит, что
нет средств у нас оплачивать образование ваших детей. В двух школах нашего города
эту проблему разрешили. Согласно выигранному гранту от фонда <Мир искусства>,
около двух десятков ребятишек имеют возможность соприкасаться с великим и прекрасным.

* * *

На Ладожском вокзале нашу архангельскую делигацию встретила руководитель координационного
центра НБФ "Мир искусства" по Санкт-Петербургу Ирина Валентиновна. Всего нас
7 человек, которым улыбнулась удача быть здесь. Погода выдалась замечательная:
чуть-чуть подмораживало, небо ясное. Одним словом, для Питера очень хорошо-нет
привычной сырости и пронизывающего до мозга костей северного ветра. Вскоре мы
ехали на микроавтобусе к Гостинице "Октябрская". По дороге Ирина Валентиновна
объявила нам "распорядок действий". В гостинке мы подкрепимся завтраком, входящим,
кстати, в стоимость номера, затем в оперативном порядке отправимся на репетицию.
После нас ждёт обзорная экскурсия по Питеру. Скажу честно, с дороги мне по душе
пришёлся лишь первый пункт плана.

В филармонии наши товарищи-музыканты находились уже в полной готовности к репетиции,
когда мы присоединились к ним. Сколько здесь старых знакомых! Однако есть и новоиспечённые
подопечные "Мир искусства". Президент фонда Владислав Михайлович лично приветствует
нас. Чуть позже его жена, управляющий делами фонда, Елена Евгеньевна сказала,
что приехали для участия в концерте гости из Великобритании. К сожалению, не
смогли вовремя найти переводчика. Поэтому мне прийдётся переквалифицироваться
из будущего преподавателя иностранных языков в гида и рассказать по ходу экскурсии
британцам о городе. В нашей архангельской группе была девушка Лена, которая как
и ваш покорный слуга имеет счастье обучаться на факультете иностранных языков.
Так что на неё также легла ответственность за нескучное времяпрепровождение лондонцев.

Честно говоря, я очень обрадовался внезапно появившейся возможности практики
языка. Как известно, практика- один из ключевых моментов в научении любому делу,
тем более иностранному языку. Ранее у меня уже был неоднократный опыт общения
и с носителями великого английского, и с изучающими его. Поэтому я без малейшего
волнения стал выполнять возложенную на меня почётную обязанность.

Кэлам Рассел и Элизабет Пауэлл. Пареньку 14 лет, он ничего не видит. Как ни странно,
это не мешает ему быть барабанщиком. За его спиной сидел весь концерт ассистент,
передающий действия дирижёра. Девушке 15, у нее парализована правая рука. А на
валторне играют левой рукой, поэтому она успешно играла в оркестре на ровне со
всеми.

С пареньком я быстро сошёлся. Правда, он постоянно вставлял в свою речь слэнговые
выражения и согласно молодёжному стилю проглатывал добрую половину оканчаний.
Иногда такая манера доставала в конец. Но любой опыт полезен. Кэлом особого интереса
к экскурсии не проявлял. Поэтому по больше части мы разговаривали о музыке, его
школе, о Великобритании. Когда речь заходила об ударных инструментах, его невозможно
было остановить, дабы задать очередной вопрос. Видно, что его просто, простите
за жаргонное словечко, прёт.

Вечером англичане пригласили нас в кафе отужинать.

.шла обычная генеральная репетиция в большом зале Санкт-Петербургской филармонии.
Хор, а следовательно и мы, уже своё сказали, поэтому праздно ходили закулисами,
не зная пока, что нас ждёт дальше. Оркестр тем временем не расходился. Видно
решили для уверенности ещё пару-тройку раз пройти произведения. Всё-таки выступление
не далее как вечером, а масштаб действа и ответственность артиста не дают возможности
нести со сцены некачественный "продукт".

Так и не определившись с дальнейшими действиями, я стал убивать время, набирая
кому-то смс. Вдруг со сцены донеслись звуки музыки. Это Эвелин Гленни исполняет
произведение для перкуссии, фортепиано и оркестра, написанное Джоном Псазасом-
<<Вид с Олимпа>>. Сочинение, ко всему прочему, было создано специально для неё,

выдающейся солистки современности из Великобритании (Шотландии) Эвелин Гленни.

С раннего детства она занималась музыкой, но в 8 лет начала терять слух. Долгое
время старалась это скрыть; лишь когда ей исполнилось 11 лет, врачи установили,

что потеря слуха достигла 95 процентов. Однако Эвелин категорически отказалась
идти в спецшколу для глухих и продолжала заниматься музыкой. Ей удалось выдержать
экзамен в лондонскую Королевскую академию музыки. Она безошибочно

угадывала ноты и воспроизводила мелодии, которые ей играли. Профессора с трудом
верили, что Эвелин почти не слышит.

Сегодня 37-летняя Гленни играет на множестве инструментов; она - одна из немногих
перкуссионисток, дающих сольные концерты и выступающих с лучшими оркестрами

мира. За год у нее бывает более 100 выступлений в разных странах. Среди множества
премий, которых она удостоена, есть и высшая музыкальная награда - Grammy,

присужденная ей в 1988 году за запись сонаты Бартока для двух фортепиано и ударных.

Звуковая волна подхватила моё сознание, унося в мир невероятного ритма, удивительно
красивых тембровых находок, ладовых и гармонических изысканий. Пока мозг пытался
анализировать воспринимаемое слухом с точки зрения музыкально-теоретической концепции,
воображение также не осталось безучастным. Представьте, что перематываете на
видеомагнитофоне фильм- кадры несутся с огромной скоростью. Вы ещё не успели
понять смысл одного, как другой спешит поразить вас новым содержанием. Тоже самое
происходило со мной, только здесь не было видио- лишь его величество воображение
творило, творило всё новые картины. То я оказывался в центре сражения средневековых
рыцарей, и лязг холодного оружия заставлял бежать мурашки по коже; то на первый
план выходила какая-то романтическая тема, когда, кажется, готов отдать жизнь
ради идеи, в которую глубоко веришь; то вот затишье- раздумье, созерцание случившегося
со стороны. Будто небеса взирают на деяния земных разумных существ, и самим фактом
обращения взоров на планету вносят порядок и умиротворение. А вот во время активных
военных действий, разыгралась любовная история, которая так и не нашла завершения,
поскольку прервалась продолжающимся не то боем, не то разгулом природных стихий.

Финальная часть подводит всему итог. Вновь возвращается быстрый темп. Энергетика
такова, что ты подобно спутнику, выходишь на другую арбиту мышления. Накал страстей,
события развиваются молнееносно. Порой создаётся впечатление, что скорость поглатит
тебя, раздавит, разобьёт, вовремя не успев умалить себя на опасном участке пути
к победным фанфарам. Но с другой стороны, осознаёшь, что напряжение ненапрасно,
и результат будет положительным.

Да... Такого катарсиса я давненько не испытывал. В произведении встречаются и
элементы современного образа мысли в гармонии, и джазовые приёмы. Не ошибусь,
если даже найдётся здесь какая-то связь с рок-музыкой.

Что меня особенно поразило и заставила почувствовать своё ничтожество и беспомощность-
это то, с какой ритмической точностью Эвелин Гленни ведёт свою сложнейшую партию.
Не могу себе представить, как бы сам, имея слух, исполнил сиё сочинение. Сколько
может сделать человек, если действительно захочет чего-либо! Не укладывается
в моей голове, как этого добилась Гленни. Таким образом рождается уважение и
даже в некотором смысле приклонение перед талантом и трудолюбием человека.

Лишь по завершении композиции я дописал своё сообщение и пошёл немного прогуляться
по зданию. Хотелось ещё раз проанализировать услышанное, ещё раз подумать над
силой человеческой воли, над тем, как много мы подчас теряем, не дооценивая.
Однако кто-то или что-то меня задержало на несколько минут. А в это время начала
исполнять свою программу Руфь Монтгомери, молодая английская флейтистка. Достаточно
сложная по ритмической организации и диапозону мелодия. И опять всё та же поражающая
точность! Но Руфь никогда в жизни не

слышала музыки по причине врожденной глухоты. Либо оркестр настолько грамотно
подходит к процессу музицирования, что в синтезе фактура звучит слаженно и синхронно,
либо, что более вероятно, это результат многих часов преодоления себя, в первую
очередь. Результат, который могут видеть зрители зала,- это свидетельство огромного
желания посвятить своё существование искусству, креативного подхода к жизни,
непоколебимой силы воли и того иррационального элемета, что даётся нам свыше.
А легкие прозрачные флейтовые пассажи продолжали порхать над сценой. Что стоит
за каждой этой невесомой ноткой?.. Лишь сама Руфь знает цену.

До начала концерта оставалось ждать не долго. Мы, особо не суетясь, переоделись,
совершили небольшой проминат, и вот уже Мария Шведова, сотрудник НБФ "Мир искусства",
выходит на сцену с приветственным словом. Паша Алюков, мой старый знакомый по
подобным мероприятиям из Корелии, в сильном волнении. Переживательный от ответственности
и по природе, он вновь и вновь переспрашивает, когда нам идти петь, как мы и
куда выходим. Меня лишь одна проблемка немного тревожила- как бы не запнуться
за ударные инструменты, которые как раз бессовестно расположились на нашем пути.
К счастью, препятствия преодолены успешно, мы с Пашей благополучно вклинились
в стройные ряды одного из лучших в России хоров- хора академии хорового искусства
под управлением народного артиста СССР В. Попова. Я очень рад, что нам позволили
петь именно с басами, т.е. со своей родной партией. Во-первых, так легче ориентироваться
в нотном материале. Во-вторых, прекрасно слышно остальные голоса. Это даёт возможность
более объективно и полно оценить произведение, да элементарно получить удовольствие
от музыки. В-третьих, только здесь, стоя со своим голосом, можно осознать сопричастность
к событию, осознать, что делаешь вклад в общее дело. Чувства единства- вот что
так привлекает меня в хоре.

Наконец, плотная хоровая фактура даёт тебе, как одной из частичек её самой, какую-то
силу и прилив подрящей энергии. Одним словом, весьма я благодарен, что на этом
концерте мы с Павликом заняли достойные места среди таких же пареньков. И не
важно, что мы с ним не станем лётчиками-штурмовиками или каскадёрами. Главное,
такими маленькими шагами только и может продвигаться столь желанная в российском
обществе интеграция инвалидов. Люди видят наши старания, начинают нам сами помогать,
разговаривать, находить общий язык. Это надо ставить как одну из основных задач.
Один из путей её решения - рассредоточение наших ребят среди хора. Так гораздо
естественнее, целесообразнее и больше адреналина даёт.

Вскоре наша миссия первого отделения была выполнена- все возвернулись закулисы.
Однако я, зная, что сейчас Эвелин Гленни в очередной раз взорвёт сознание людей
в зале "Видом с Олимпа", остался поближе. И вновь тот же самый визрь эмоций,
нескончаемый поток ассоциаций и фантастических картин подарила мне музыка. Казалось,
что солистка, совершенно не жалея себя, готова полностью растворится в своей
деятельности с тем, чтобы как можно ярче представить сочинение залу. Со стороны,
как мне рассказывали, создаётся впечатление- всё её существо подчиняется лишь
ритму, смысл для неё заключен только в музыке. Таким образом достигается невероятная
по эмоциональному напряжению атмосфера. Надо быть немного самоубийцей, чтобы
так безвозмездно делится своим скрытым энергетическим потенциалом с сидящими
в зале.

Свободно и непренуждённо пространство заполнилось звуками импровизации. Конечно,
это Олег Акуратов дождался момента, когда ему улыбнулась удача высказаться. Внимать
джазу в официальной обстановке- хорошая вещь. Однако более естественно и "вкусно"
звучит он в неформальной ситуации. Где-то сидя в баре с кружкой хорошего пива...
В любом случае пианист правильно развивал форму, делая при этом вид, что процесс
доставляет лишь удовольствие и блаженство единения с частью культуры афро-американцев.
А на самом деле каждый аккорд тянет за собой историю протяжённых утомительных
репетиций, массу усилий педагогов и собственного трудолюбия.

Вечером поезд Санкт-Петербург - Москва увёз большинство выступающих в столицу.
Там через день в большом зале Московской государственной консерватории им. П.И.
Чайковского пройдёт аналогичный концерт. Одна наша архангельская делигация осталась
в городе на Неве. Делясь впечатлениями по поводу прошедшего концерта, мы направились
в кафе "У тёщи".

Выпуск листа на новом месте: 1690

   2006-01-21 01:50:56 (#503547)

[TIFLO] Fw: Интервью с О. Смолиным

Ведущие:
Ашот Насибов
Гости:
Олег Смолин
первый заместитель комитета ГД по образованию и науке РФ
конец таблицы
13.01.2006

В эфире радиостанции <Эхо Москвы> - Олег Смолин, первый заместитель председателя
комитета ГД по образованию и науке РФ.

Эфир ведет - Ашот Насибов.

А. НАСИБОВ - Приветствую уважаемых слушателей <Эха Москвы> еще раз, Ашот Насибов
у микрофона, передо мной в студии Олег Николаевич Смолин, первый заместитель
председателя комитета ГД по образованию. Я вас приветствую, Олег Николаевич.

О. СМОЛИН - Добрый день, Ашот, добрый день, уважаемые радиослушатели.

А. НАСИБОВ - Мы беседовать будем на тему, выбирать или назначать ректоров высших
учебных заведений, правильно я обозначил?

О. СМОЛИН - Правильно.

А. НАСИБОВ - Давайте для начала определимся, а в чем проблема-то?

О. СМОЛИН - А проблема в том, что до сих пор действует закон, согласно которому
ректоры избираются, если быть точным, в действующей 12-й статье закона о
высшем образовании, соавтором которого я имею честь быть, записано, что ректор
избирается собранием, общим собранием или конференцией коллектива вуза.
В случае, если федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится
вуз, в данном случае, это федеральное агентство Рособразования не
согласно с решением вуза, оно может попытаться наложить вето на это решение,
т.е. не утвердить ректора, но если повторно на общем собрании или конференции
кандидат набирает две трети голосов, он утверждается в обязательном порядке.
Вот то, что прописано сейчас. Однако сравнительно недавно председатель комитета
по образованию и науке Николай Булаев, как водится, представитель партии <ЕР>,
у нас теперь других председателей комитетов в думе нет, внес два законопроекта,
которые меняют ситуацию. Они выдержаны по известному принципу пряника и кнута,
причем, забегая вперед, хочу сказать, что пряник изрядно подмоченный, а
кнут в несколько шелковой упаковке. Но сути дела это не меняет. Собственно, эти
законопроекты и послужили поводов для рассмотрения вопроса на недавнем
президиуме российского союза ректоров, затем будут рассматриваться на правлении
российского союза ректоров, я думаю, что и на съезде ректоров, который
предположительно назначен на 15 февраля.

А. НАСИБОВ - На 15 февраля?

О. СМОЛИН - На 15 февраля, съезд ректоров. Позвольте, я сначала расскажу, в чем
суть законопроектов.

А. НАСИБОВ - Этих двух новых?

О. СМОЛИН - Этих двух новых. Начнем с пряника, автор законопроекта, повторяю,
Николай Булаев, предлагает ввести в вузах, по их предложению, дополнительно
к должности ректора еще и должность президента вуза. Для чего это делается, сейчас,
по действующему законодательству, ректор может быть ректором только
до 65 лет, дальше нет, так написано в законе о высшем образовании и в трудовом
кодексе. Для того, чтобы не терять опыт людей, которые много проработали
в должности ректора, им исполнилось 65 лет, предлагается своеобразный запасной
трамплин или своеобразная подстилка, возможность сделать этого человека
президентом вуза.

А. НАСИБОВ - Т.е. это другая должность уже будет?

О. СМОЛИН - Это другая должность, чтобы теперь, плюс, естественно, появится новый
ректор, для того, чтобы вдвоем они могли вести вуз в это самое светлое
будущее.

А. НАСИБОВ - Президент вуза, он должен обладать какими-то полномочиями или это
такая чисто номинальная должность?

О. СМОЛИН - Дело в том, что там написано, что положение о президенте вуза будет
разрабатывать тот же самый федеральный орган, который будет его утверждать.
Понимаете, т.е. все в одних и тех же руках, но самое интересное даже не в этом.
Почему я сказал, что пряник этот подмочен, дело в том, что не факт, выдвигать,
вносить предложение о том, чтобы ввести в вузе должность президента, будет коллектив,
ученый совет вуза, а предлагать кандидатуру на должность президента
будет федеральный орган исполнительной власти, в данном случае, агентство или
министерство. Вуз надеется, что им предложат их же бывшего ректора, а им
берут и предлагают совершенно другую кандидатуру, поэтому пряник более, чем сомнительный.
Но, тем не менее, правление российского союза ректоров, в общем,
поддерживает эту идею, поскольку надеется все-таки, что это будет форма трудоустройства
для ректоров, достигших 65 лет. Но пряник пряником, намного важнее
кнут. Что предлагает нам Николай Булаев в качестве новой системы утверждения,
якобы аттестации ректоров в вузе. Предлагается такая схема, кандидатуры на
должность ректора проходят аттестацию в специальном органе, в специальной аттестационной
комиссии при, сейчас это Рособрнадзор называется, при службе по
надзору в области образования и науки, причем, опять же, непонятно, кто выдвигает
эти кандидатуры на аттестацию. Затем Рособрнадзор направляет кандидатуры
или кандидатуру в вуз, соответственно, конференция или общее собрание вузов фактически
утверждает решение, предложенное им сверху, а затем еще другой орган,
в данном случае, это агентство по образованию, утверждает решение общего собрания
или конференции. И фактически о чем идет речь, о том, что между двумя
бюрократическими структурами, одна - надзорная, другая - управляющая, согласуется
ректор, а коллектив вуза, общее собрание или конференция, играет здесь
роль своего рода штампа, который проштамповывает решение двух этих бюрократических
органов.

А. НАСИБОВ - Понятно, у вас, в этом суть этих новых предложений?

О. СМОЛИН - В этом суть этих двух законопроектов.

А. НАСИБОВ - У вас есть контрпредложения?

О. СМОЛИН - Разумеется. Я пытался спросить господина Булаева на правлении российского
союза ректоров, а в чем, собственно, необходимость внесения этих новых
законопроектов, ведь закон меняется, когда он или доказал свою неэффективность,
или доказал свою порочность. Я спросил, а что, сколько у нас не аттестованных
вузов из-за того, что ректоры избираются коллективом? Ответа не было. Я спросил,
а что, среди ректоров у нас особо большое количество криминальных элементов,
например, братков каких-нибудь, ответа не было, ответ был один, это вопрос политический,
давайте его обсуждать на комитете. Вопрос, действительно, политический.
Дело в том, что во всем так называемом цивилизованном мире существует принцип
вузовской автономии, и один из элементов этой вузовской автономии заключается
в том, что ректор избирается коллективом или общим собранием, или конференцией
или где-то ученым советом, но важно - коллективом или представителями коллектива
этого вуза. Все это накладывает определенные отношения на отношение, извините
за тавтологию, в данном коллективе. Если ректор избирается, он чувствует
себя представителем коллектива перед органами власти. Если ректор назначается,
что происходит, он чувствует себя представителем власти перед данным коллективом,
вот и все. Вся разница, а это скажется немедленно на всей системе отношений,
между преподавателями внутри вуза, между руководителями и управляемыми внутри
вуза, между преподавателями и студентами внутри вуза и т.д. До сих пор все-таки
вузы у нас - это зона относительной свободы, ни для кого не секрет, что
после 2000 г., да и прежде-то свободы было не ахти, как много, но все-таки после
2000 г. зона относительной свободы в России резко сокращается.

А. НАСИБОВ - С чем вы связываете то, что эти два законопроекта появились именно
сейчас?

О. СМОЛИН - С чем я связываю то, что эти два законопроекта появились именно сейчас?
С желанием так называемых горизонтальных вертикальщиков достроить вертикаль
власти везде, где это можно и нельзя. Почему я сказал горизонтальных вертикальщиков,
потому что по отношению к вышестоящей власти они занимают горизонтальное
положение, а по отношению ко всем остальным хотят быть вертикалью. Это совершенно
четко укладывается в систему. Кстати, аналоги, если действующий закон
о высшем образовании - это некий аналог парламентской демократии, тут есть своеобразное
вето, возможность преодоления этого вето двумя третями голосов,
то то, что предлагает господин Булаев, это списано с предложений, уже ставших
законом президента, о назначении губернаторов. Фактическое назначение губернаторов,
формальное согласие некоего выбирающего органа, и все. Разница только в одном,
пока еще нам не предложили, если конференция или общее собрание не согласятся
с предложенной кандидатурой ректора, нам не предложили распустить вуз, распустить
общее собрание или конференцию раз и навсегда. Лиха беда начало, я думаю,
что еще у нас все впереди.

А. НАСИБОВ - Насколько я могу судить или я для себя хочу понять, а чем вузы-то
сейчас, почему очередь сейчас дошла именно до вузов, насколько актуально
введение новых правил именно для вузов? Не разобрались со всеми другими, со многими
другими.

О. СМОЛИН - Да, дело в том, что в большинстве других областей вертикали выстроены.
Здесь пока еще нет, поэтому предлагается, например, то, чего не было
ни в советские, ни в долгое время в послесоветский или антисоветский период,
а именно предлагают назначение президентов академии наук. Но раз всех назначать,
то давайте назначать будем и ректоров. Логика только одна, никакой практической
необходимости в этом нет. На самом деле, если уж так быть до конца честным,
к сожалению, в последнее время ректоры и союз ректоров, говорю об этом с сожалением,
во многом, утратил свои позиции, я хотел бы заметить, что в 90-х гг.
российское образование сохранилось. Я никогда не говорил, что оно было лучшим
в мире, но оно было одним из лучших, безусловно, в советский период, это
доказывается сравнительными социологическими и образовательно-политическими исследованиями.
Оно было, действительно, одним из лучших. И оно все-таки в
какой-то степени сохранилось в 90-е гг. благодаря двум крупным лоббистам образования,
лоббистам в хорошем смысле, это тогдашний профсоюз работников образования
и науки, и это российский союз ректоров. Если бы не эти две мощные организации,
нам в парламенте, а я работаю уже 15 лет, 5 раз избирался по одномандатным
округам напрямую населением Омского региона, нам в парламенте не удалось бы защитить
российское образование от обвальной приватизации. Кстати, чего не
было ни в одной стране мира. Сейчас я, придя на президиум российского союза ректоров,
думал, что сейчас они дадут бой горизонтальным вертикальщикам, что
сейчас они им покажут, кто в доме хозяин, и объяснят, что никакая маломальская
демократия, вузовская автономия несовместимы с назначением ректоров. Но
вдруг услышал разговоры, разговоры были такие - конечно, это шаг назад, но, наверное,
в современной ситуации нужно идти на компромисс. Другой ректор, из
Питера, высказывался еще более определенно, сам он, кстати, член правящей партии,
чуть ли ни один из лидеров ее в Питере, этой власти нужно бросить кость,
он говорил. Т.е. было ощущение, что ректоры очень сильно прогнулись именно теперь.
Вы хотели что-то спросить?

А. НАСИБОВ - Да, у меня сразу, я таким адвокатом дьявола сейчас буду выступать.

О. СМОЛИН - Да ради бога.

А. НАСИБОВ - Давайте я пару вопросов вам задам. Может быть, вы согласитесь со
мной, может быть, нет, что вузовская среда, как-то она замкнулась сама на
себе, и очень малый приток свежих сил извне, малый приток свежей крови, может
быть, это попытка немножко ускорить бег крови, может быть, это попытка немножко,
как говорили во времена стагнации, придать импульс ускорению и прочие живительные
токи? Подразогнать кровь немножко?

О. СМОЛИН - Понятно, на самом деле, это желание, чтобы кровь окончательно застоялась.
Если бы хотели разогнать кровь, если бы хотели разомкнуть вузовскую
среду, это делается каким образом, совершенно другим. Общество должно участвовать
в работе вузов, через попечительские советы, через приглашение в вузы
ведущих политиков, бизнесменов, экономистов, талантливых ученых в качестве лекторов
и преподавателей в вузовской среде, через организации политических
и не политических встреч со студентами. Вот как разгоняется вузовская кровь,
путем, повторяю, выхода вузов в общество и входа общества в вузы. Что касается
назначения ректоров, эта ситуация ровно обратная. Назначенный ректор, повторяю,
будет заглядывать в рот своему, назначившему ему начальнику, а вовсе не
будет думать о том, как быстрее развивать вуз.

А. НАСИБОВ - В рамках как раз развития моего вопроса пришел вопрос от Анастасии
по Интернет-пейджеру, ваш гость прав, пишет Анастасия, но немного лукавит,
вузовская автономия сильно подмочила свою репутацию в связи с чудовищной коррупцией
в вузах и с возникновением псевдовузов.

О. СМОЛИН - Понятно, я думаю, что, на самом деле, я нисколько не лукавлю, ситуацию
в вузах я знаю очень хорошо, поскольку помимо того, что работаю в комитете
по образованию и науке пятого парламента, я еще и действующий на четверть ставки
профессор Омского государственного педагогического университета. Поэтому
ситуацию в вузе знаю не по отчетам и не по обсуждениям в парламенте, а в живую.
Анастасия отчасти права, но это не потому, что вузовская автономия подмочила
себя, а потому, что в вузе не избыток, а недостаток самоуправления. По действующим
законам, по действующим законам мы дали очень большие права ученым советам
и вузовским коллективам. К сожалению, оказалось, что в условиях, когда всех выстраивают
в вертикаль, даже избранный ректор нередко умудряется построить
вертикаль тех, кто его избирал, назначенный ректор будет делать это в пятикратном
или десятикратном размере. Подмочила себя не вузовская автономия или
вузовская демократия, подмочил себя недостаток вузовской автономии и демократии.
И часто либо неспособность, либо невозможность, либо наплевательство части
нас самих, вузовских преподавателей и профессоров, поставить под контроль тех,
кого мы избираем.

А. НАСИБОВ - Напомню, что в студии <Эха Москвы> Олег Смолин, первый заместитель
председателя ГД по образованию, мы беседуем на тему, выбирать или назначать
ректоров вузам, ректоров вузов. Научные сотрудники Никифорова, Васильева и т.д.,
как написано на эфирном пейджере, обращаются к вам, уважаемый товарищ
Смолин, мы называем вас так, потому что вы член фракции КПРФ, мы благодарны вам
и поздравляем вас с новым годом. Сегодня, кстати, старый новый год. Крепкого
здоровья, счастья и благополучия вам и вашей семье.

О. СМОЛИН - Большое спасибо, если можно, я тоже бы хотел от души поздравить наших
радиослушателей с наступающим старым новым годом. И поскольку, как у нас
говорят, это год Собаки, позвольте мне пожелать, если бы я был Владимир Жириновский,
я бы пожелал, наверное, каждой женщине по конуре, а каждому мужчине
по верной собаке.

А. НАСИБОВ - Но вы же не Владимир Вольфович.

О. СМОЛИН - Я не Владимир Вольфович, соревноваться с ним не буду, поэтому, позвольте,
я пожелаю другое, я пожелаю каждому настоящему мужчине по паре шкур
политических медведей в текущем году. И я пожелаю каждому гражданину России,
чтобы жизнь у вас, уважаемые радиослушатели, была не хуже, чем у любимой собачки
президента.

А. НАСИБОВ - Медведей не останется в стране, медведей не останется.

О. СМОЛИН - Я пожелал политических медведей.

А. НАСИБОВ - Давайте пожалеем медведей, давайте пожалеем.

О. СМОЛИН - Да, только не политических.

А. НАСИБОВ - Хорошо, у нас в массе своей вузы государственные, вы согласитесь
с этим утверждением?

О. СМОЛИН - Нет.

А. НАСИБОВ - Не согласитесь?

О. СМОЛИН - У нас примерно половина государственных и негосударственных вузов.
Другое дело, что у нас, если говорить о количестве студентов и преподавателей,
конечно, негосударственные вузы составляют примерно десятую часть, а по количеству
их примерно столько же, сколько и государственных.

А. НАСИБОВ - Т.е. 90% студентов обучается на государственные деньги в государственных?

О. СМОЛИН - Нет.

А. НАСИБОВ - Неправильно?

О. СМОЛИН - 90% студентов обучается в государственных вузах, но на государственные
деньги у нас обучается уже менее 50% студентов, примерно 53% студентов
уже обучается на внебюджетной основе в государственных вузах.

А. НАСИБОВ - Т.е. сами платят за обучение?

О. СМОЛИН - Сами платят за обучение. И 47% студентов обучаются за государственный
бюджетный счет.

А. НАСИБОВ - Хорошо, 47%, очень тоже приличная цифра, чуть меньше половины, есть
такой принцип, кто девушку платит, тот ее и танцует. Если государство выделяет
деньги на обучение 47% студентов, то имеет ли государство право, соответственно,
выдвигать руководителями вузов людей, которые будут контролировать, в
частности, расходование государственных средств?

О. СМОЛИН - Давайте разберемся, кто такая девушка и что такое государство. Я
хотел бы напомнить и вам, и нашим радиослушателям, что мы платим налоги. И
заплатив налоги, мы, между прочим, заплатили уже за образование наших детей и
наших студентов, так написано в конституции, а если правительство считает,
что вместо того, чтобы тратить деньги на образование, нужно загонять их в стабилизационный
фонд, от которого кому стабилизация, кому стабилизец, извините,
это вопросы правительства. Мы заплатили уже один раз за образование. И когда
с нас требуют второй раз платить, это, мягко говоря, мошенничество. Теперь
что касается того, имеет ли право государство назначать ректоров. Повторю еще
раз, во всем мире, в том числе, в какой-нибудь Франции, где, кстати, бюджетные
студенты составляют до 85%, или в Германии, где бюджетные студенты составляют
много за 90%, а у нас, напомню, 47, вузовская общественность и государство
соглашаются с тем, что вузовская автономия - это одна из основ, один из основных
краеугольных камней нормального развития высшего образования. Прошло время,
когда можно было развивать образование, науку в условиях несвободы. Не будет
студент по-настоящему получать образование, если его прижмут и скажут, что
ты должен быть членом только такой-то партии или ты должен придерживаться единственно
верной идеологии.

А. НАСИБОВ - Мы сейчас о финансировании, все-таки не о партийной принадлежности
вузов говорим.

О. СМОЛИН - А я тоже про финансирование. Вы разве не знаете, как у нас финансирование
увязывается с политической принадлежностью, знаете?

А. НАСИБОВ - Как?

О. СМОЛИН - Очень просто, например, как у нас формируется, скажем, важнейшая
позиция, связанная с депутатской работой, так называемые федеральные адресные
инвестиционные программы. На определенном этапе эта федеральная адресная инвестиционная
программа, список объектов, в которые будут вкладываться деньги,
отдается правящей партии. И каждому депутату выделяется, от правящей партии,
выделяется определенное количество денег, которые он может, на которые он
может прописать свои объекты в регионе. После этого он приезжает в регион и говорит
- да, конечно, я не голосовал за учителя, за врача, но зато я для региона,
смотрите, сколько денег вытащил. Так у нас связана партийная принадлежность и
финансирование. Точно также и с вузами. Повторяю еще раз, с моей точки зрения,
государственный интерес для меня - это, прежде всего, интерес людей, которые
живут в данном государстве. У государства у самого по себе денег нет никаких,
это наши деньги, это мы заплатили как налогоплательщики деньги этому государству.
Поэтому мы с него вправе спросить, как оно этими деньгами распоряжается,
а не оно должно нам командовать, что оно на эти деньги делает.

А. НАСИБОВ - Что ректоры-то сейчас собираются делать? Они собираются так и оставаться,
как вы сказали со ссылкой на одного, руководителя одного вуза, кинуть
кость государству, да?

О. СМОЛИН - Я думаю, что окончательный ответ даст съезд ректоров.

А. НАСИБОВ - 15 февраля?

О. СМОЛИН - 15 февраля, кстати, в следующий понедельник уже будет очередное заседание
по этим законопроектам в ГД, но, к моему удивлению, на президиуме
российского союза ректоров я оказался единственным человеком, который резко и
жестко высказался против этого закона. Хотя ожидал совершенно другой реакции.
Но самое главное, позвольте, все-таки я скажу самое главное, это закон не про
ректоров. Представьте себе, что в 90-х гг. у нас были бы назначаемые ректоры,
союз ректоров не смог бы помешать, скажем, массовой приватизации образования
и другим так называемым реформам. Смысл законопроекта предельно простой, сначала
сломить российский союз ректоров как структуру, защищающую образование, а затем
делать с образованием все, что захочется власти, танцевать, как вы выражаетесь,
или по-другому, народ уложить в горизонталь, власть выстроить в вертикаль, пусть
вертикаль по горизонтали топчется, сколько может и как хочет.

А. НАСИБОВ - Понятно, на этой оптимистической ноте, ноте топтания мы заканчиваем
беседу с Олегом Смолиным, первым зам. пред. комитета ГД по образованию.
Беседовали мы, кроме темы, собственно, топтания, мы беседовали на тему, выбирать
или назначать ректоров вузов. Олег Николаевич рассказал о той дискуссии,
которая ведется сейчас среди ректоров вузов.

О. СМОЛИН - Спасибо радиослушателям.

А. НАСИБОВ - Спасибо.

О. СМОЛИН - И пожелаем, чтобы ничего плохого в год Собаки не случилось.

Олег Смолин на "Эхе"

Выпуск листа на новом месте: 1689

   2006-01-21 01:29:56 (#503545)

[TIFLO] новый лист

Приветствую, дорогие братья и сёстры, приветствую, дорогие друзья!
Создан новый лист Ежедневные Духовные чтения. Если вы желаете читать и обсуждать
духовную литературу, обмениваться Духовными откровениями, ниспослаными вам Господом,
размышлять над тем, что нам открывает Господь, можете подписаться на этот лист,
написав любое, даже пустое письмо по адресу:
mailto:religion.dailyreading-list@subscribe.ru
а потом подтвердить подписку по указанному почтовым роботом адресу.
Надеюсь, что этот лист будет интересным для многих из вас, и послужит многим
откровением Божиим.
С Христианским приветом
штоковецкий ярослав

blind_sht***@s*****.com

Выпуск листа на новом месте: 1688

   2006-01-21 00:08:05 (#503506)