[TIFLO] Горячая неделя в СПБ
Андрей Тихонов
Горячая неделя в СПБ
Прошлый семестр выдался достаточно напряжённым. В начале, как это обычно бывает,
я дал себе слово, что буду методично и постоянно заниматься, т.е. каждый день
отгрызать маленький кусочек от гранита науки. Разумеется, это весьма будет полезно
в разгаре сессии. К тому же новые предметы оказались не совсем простыми для понимания
смертного студента. Поэтому, принял я решение, надо сразу, как говориться, брать
быка за рога. Первые три недели были лишь лекции. Да, конечно, я собирался каждую
из них внимательно читать вечерком, с тем чтобы в конце концов в голове образовалась
какая-то система знаний, а не куча оных. Но как-то не складывалось... Затем звёзды
встали так, что львиная доля внеучебного времени стала уходить на музыку, на
постоянные репетиции, а потом и выступления. Образовался коллектив из четырёх
человек, которые просто играли, лишь иногда задумываясь о последствиях столь
частых музыкальных встреч.
В первой декаде первого зимнего месяца до меня дошло, что вот уже и сессия не
за горами. А сколько семинаров не сданных! А сколько информации пропустил мимо
ушей! А на экзамене ведь не предъявишь диплом за участия в фестивале или не сыграешь
крутую джазовую вещицу. За неделю до этого, ко всему прочему, получил приглашение.
Московский некоммерческий благотворительный фонд "Мир искусства" звал выступить
в составе хора в большом зале филармонии в Санкт-Петербурге. Причём, мероприятие
состоится в декабре, буквально за неделю до старта зачётной поры. Однако колебался
я не долго. Разумеется, ехать стоит. Побывать на сцене - всегда опыт. Затем общение
с новыми людьми. К тому же, отдохну немного, а, вернувшись, со свежими силами
легче будет разгребать долги, сдавать экзамены, зачёты.
* * *
Некоммерческий благотворительный фонд "Мир Искусства" начал делать первые шаги
к будущим вершинам в 1996 г. Возглавил организацию её бессменный президент Тетерин
Владислав Михайлович. Этот незаурядный человек в своё время закончил московскую
государственную консерваторию им. П.и.Чайковского по классу фортепиано. Затем
жизнь его превратилась в сплошные гастроли по всему миру. С каждым годом популярность
всё добавляла очки в пользу талантливого музыканта. В одной Японии, стране не
столь посещаемой российскими исполнителями, Тетерин В.М. выходил на сцену, давая
концерты, свыше сотни раз. Казалось, что дорога жизни идёт ровно, что музыкант
преодолевает трудности на обычном тернистом пути к славе, к признанию своей гениальности.
А ведь так сложно предугадать, как резко эта самая тропинка судьбы подчас свернёт
в сторону.
Такой крутой поворот появился в поле зрения Владислава Михайловича именно в стране
восходящего солнца.
Шло обычное ничем неотличающееся благотворительное выступление в детском доме,
где тоскавали без родных семей узкоглазные детишки. Струны их душ, лишённых родительского
тепла и любви, не особенно задевали звуки музыки. Детей не слишком-то радовало,
что для них звучит королевский инструмент- рояль, столь богатый по тембровым,
динамическим и техническим возможностям. Тогда Владислав Михайлович решил поимпровизировать
с программой концерта. Ему были поданы ноты национальных японских песен, слова
которых дети знали отлично, поскольку только в России принято забывать традиционное,
накопленное веками фолклорное творчество. Дети с великой радостью откликнулись
на предложение попеть. И сразу их до толи лица, выражающие безразличие и неизбежность,
осветились, взгляд, устремлённый в никуда, зажёгся смыслом. И Владислава Михайловича
охватило новое чувство: он осознал то, что эти обездоленные судьбой тоже могут
быть счастливы и они должны быть счастливы, они имеют право на то, чтобы быть
таковыми. И помочь им достигнуть этой высоты может музыка. Своими волнами она
способна унести их в пространство, где царит добро, ласка и столь необходимое
им ощущение единства.
Осознание этого и стало на жизненном пути Владислава Михайловича поворотным моментом,
определившим всю его будущую деятельность. Было принято решение о создании благотворительной
организации. Цель- помочь детям с ограниченными возможностями найти себя через
музыку, утвердиться благодаря её целительному свойству и стать обладателем несметного
богатства, даруемого искусством.
Но как эффективнее решить поставленную задачу? Необходимо каждому страждущему
донести кусочек счастья...
По всей России-матушке проходили фестивали творчества детей с ограниченными возможностями
здоровья. На них шёл отбор самых удачных и ярких выступлений. Затем дети получили
одно из самых сильных эмоциональных впечатлений- приглашение для участия в концертах,
проходящих в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Нижнем
Новгороде, Костраме, Ярославле, Казани, Риме, Лондоне: Где только не оставил
свой светлый след благотворительности и радости фонд <Мир Искусства> за девять
лет существования! Это были не совсем обычные концерты, на которых привыкли выступать
детишки в своих регионах. Они появлялись на знаминитых сценах вместе с профессиональным
хором из хоровой академии г. Москвы под управлением народного артиста СССР Виктора
Сергеевича Попова. Один из лучших хоров России, самые блестящие оркестровые составы
своим творчеством, атмосферой происходящего на сцене чуда поддерживали начинающих
музыкантов, голоса которых вливались в многослойный звуковой поток, уносящий
всех в живительные дали катарсиса. Для участия в этих грандиозных событиях приглашались
величайшие и гениальнейшие звёзды мировой славы: Монсеррат Кабалье, Анжела
Георгиу, Паата Бурчуладзе, Антон Сорокин, Чечилия Бартоли, Мария Гулегина, Дмитрий
Хворостовский, артисты знаменитого московского оперного театра <Геликон-опера>.
Хор детей с ограниченными возможностями здоровья, благодаря стараниям фонда,
получил статус всемирного хора ЮНЕСКО. Соборная площадь в столице нашей Родины,
гостиный двор Москвы, Петергоф, Дворцовая площадь града Петра, резиденция Папы
Римского Кастель Гандольфе в Ватикане, имение барона Родшильда в Лондоне стали
свидетелями того, какими незаурядными организаторскими способностями обладают
сотрудники <Мир искусства>. Навсегда в памяти маленьких артистов остались эти
места. Долго они ещё будут вспоминать ту положительную эмоциональную атмосферу,
которая являла собой источник сил и радости, которой так подчас не хватает
нам. От каждой подобной акции дети получали столько энергии, что она позволяет
им преодолевать трудности жизни и до сих пор. Общение между собой и с великими
музыкантами, внимание и бережное отношение- вот, что находили дети.
Каждый год фондом набирается новый состав всемирного хора ЮНЕСКО, но бывшие участники
продолжают поддерживать отношения, несмотря на то что их разделяют тысячи километров
бескрайних просторов России.
Моё знакомство с <Миром искусство> произошло в 1998 г. Пройдя отбор, я и ещё
девушка из нашей области были приглашены для участия в концертах. Вместе с приглашениями
нам прислали ноты. Одно из условий- очень хорошо знать музыкальный материал,
чтобы исполнение в составе профессионального хора было высокого качества. До
конца не осознавая, куда мы поедем, чем мы будем заниматься, наши родители и
мы стали готовится к нашей первой поездке, организованной фондом. Даже теперь
картины того действа ярко и живо встают в сознании, как будто всё это случилось
лишь вчера: проживание в гостинице <Россия>, отражающей масштаб мышления власть
имущих советского периода нашей истории, репетиции под чутким руководством мастерски
работающего хормейстера, совместные посиделки по вечерам, где мы знакомились,
становились друзьями, влюблялись, обсуждали интересующие темы, грандиозные концерты,
после которых нам дарили шикарные банкеты. Всегда все акции заканчивались одинаково.
Последний вечер и ночь окрашивались радостью от свершившегося и печалью и тоской,
что эти события позади и более не повторятся. Но разъезжаясь по аэропортам и
вокзалам, мы увозили с собой адреса новых друзей, желание искать и добиваться.
Но, как известно, ничто не вечно под Луной, всё когда-нибудь имеет свойство заканчиваться.
<Мир искусства> работает лишь с детьми. Т.е. когда нам, первому составу, исполнилось
18 лет, мы потеряли надежду найти в своём почтовом ящике очередное письмо с приглашением
и нотами. Однако руководство фонда отметило для себя самых активных участников
и предложило им нечто большее нежели раньше: сотрудничать на правах представителей
фонда в своих регионах, заниматься подобной благотворительной деятельностью
на местах.
Зимой 2005 г. и в нашей, Архангельской области появился такой человек. Им является
автор сих строк. Будучи студентом дневного отделения университета, постоянно
приходится брать взаймы время у господина сна. Поэтому для эффективной работы
с фондом к процессу подключилась мама. Вместе с ней нам уже удалось осуществить
несколько проектов. Весной и осенью мы организовали концерт, на котором выступали
одарённые детишки со всего города и даже из соседних. Затем помогли с финансированием
и подарками на традиционных городском и областном фестивалях детей с ограниченными
возможностями здоровья. Летом был организован благотворительный концертный тур
по лагерям детского оздоровительного отдыха. Многие дети из этой категории имеют
большое желание учится музыке, выступать, одним словом, показать свои эмоции
и мысли с помощью искусства. Часто бывает, что эти дети достаточно зажаты, живут
в своём мирке, боясь представить его другим людям, чтобы они жестоко не разрушили
иллюзорную идиллию. А через музыку устанавливается некий контакт, благодаря которому
незаметно этот замкнутый мирок открывается, развивается и становится полноценным.
Но как трудно бывает, чтобы ребёнка, отличающегося от остальных, взяли в музыкальную
школу! Педагоги опасаются, что не смогут найти подход, директор говорит, что
нет средств у нас оплачивать образование ваших детей. В двух школах нашего города
эту проблему разрешили. Согласно выигранному гранту от фонда <Мир искусства>,
около двух десятков ребятишек имеют возможность соприкасаться с великим и прекрасным.
* * *
На Ладожском вокзале нашу архангельскую делигацию встретила руководитель координационного
центра НБФ "Мир искусства" по Санкт-Петербургу Ирина Валентиновна. Всего нас
7 человек, которым улыбнулась удача быть здесь. Погода выдалась замечательная:
чуть-чуть подмораживало, небо ясное. Одним словом, для Питера очень хорошо-нет
привычной сырости и пронизывающего до мозга костей северного ветра. Вскоре мы
ехали на микроавтобусе к Гостинице "Октябрская". По дороге Ирина Валентиновна
объявила нам "распорядок действий". В гостинке мы подкрепимся завтраком, входящим,
кстати, в стоимость номера, затем в оперативном порядке отправимся на репетицию.
После нас ждёт обзорная экскурсия по Питеру. Скажу честно, с дороги мне по душе
пришёлся лишь первый пункт плана.
В филармонии наши товарищи-музыканты находились уже в полной готовности к репетиции,
когда мы присоединились к ним. Сколько здесь старых знакомых! Однако есть и новоиспечённые
подопечные "Мир искусства". Президент фонда Владислав Михайлович лично приветствует
нас. Чуть позже его жена, управляющий делами фонда, Елена Евгеньевна сказала,
что приехали для участия в концерте гости из Великобритании. К сожалению, не
смогли вовремя найти переводчика. Поэтому мне прийдётся переквалифицироваться
из будущего преподавателя иностранных языков в гида и рассказать по ходу экскурсии
британцам о городе. В нашей архангельской группе была девушка Лена, которая как
и ваш покорный слуга имеет счастье обучаться на факультете иностранных языков.
Так что на неё также легла ответственность за нескучное времяпрепровождение лондонцев.
Честно говоря, я очень обрадовался внезапно появившейся возможности практики
языка. Как известно, практика- один из ключевых моментов в научении любому делу,
тем более иностранному языку. Ранее у меня уже был неоднократный опыт общения
и с носителями великого английского, и с изучающими его. Поэтому я без малейшего
волнения стал выполнять возложенную на меня почётную обязанность.
Кэлам Рассел и Элизабет Пауэлл. Пареньку 14 лет, он ничего не видит. Как ни странно,
это не мешает ему быть барабанщиком. За его спиной сидел весь концерт ассистент,
передающий действия дирижёра. Девушке 15, у нее парализована правая рука. А на
валторне играют левой рукой, поэтому она успешно играла в оркестре на ровне со
всеми.
С пареньком я быстро сошёлся. Правда, он постоянно вставлял в свою речь слэнговые
выражения и согласно молодёжному стилю проглатывал добрую половину оканчаний.
Иногда такая манера доставала в конец. Но любой опыт полезен. Кэлом особого интереса
к экскурсии не проявлял. Поэтому по больше части мы разговаривали о музыке, его
школе, о Великобритании. Когда речь заходила об ударных инструментах, его невозможно
было остановить, дабы задать очередной вопрос. Видно, что его просто, простите
за жаргонное словечко, прёт.
Вечером англичане пригласили нас в кафе отужинать.
...шла обычная генеральная репетиция в большом зале Санкт-Петербургской филармонии.
Хор, а следовательно и мы, уже своё сказали, поэтому праздно ходили закулисами,
не зная пока, что нас ждёт дальше. Оркестр тем временем не расходился. Видно
решили для уверенности ещё пару-тройку раз пройти произведения. Всё-таки выступление
не далее как вечером, а масштаб действа и ответственность артиста не дают возможности
нести со сцены некачественный "продукт".
Так и не определившись с дальнейшими действиями, я стал убивать время, набирая
кому-то смс. Вдруг со сцены донеслись звуки музыки. Это Эвелин Гленни исполняет
произведение для перкуссии, фортепиано и оркестра, написанное Джоном Псазасом-
<<Вид с Олимпа>>. Сочинение, ко всему прочему, было создано специально для неё,
выдающейся солистки современности из Великобритании (Шотландии) Эвелин Гленни.
С раннего детства она занималась музыкой, но в 8 лет начала терять слух. Долгое
время старалась это скрыть; лишь когда ей исполнилось 11 лет, врачи установили,
что потеря слуха достигла 95 процентов. Однако Эвелин категорически отказалась
идти в спецшколу для глухих и продолжала заниматься музыкой. Ей удалось выдержать
экзамен в лондонскую Королевскую академию музыки. Она безошибочно
угадывала ноты и воспроизводила мелодии, которые ей играли. Профессора с трудом
верили, что Эвелин почти не слышит.
Сегодня 37-летняя Гленни играет на множестве инструментов; она - одна из немногих
перкуссионисток, дающих сольные концерты и выступающих с лучшими оркестрами
мира. За год у нее бывает более 100 выступлений в разных странах. Среди множества
премий, которых она удостоена, есть и высшая музыкальная награда - Grammy,
присужденная ей в 1988 году за запись сонаты Бартока для двух фортепиано и ударных.
Звуковая волна подхватила моё сознание, унося в мир невероятного ритма, удивительно
красивых тембровых находок, ладовых и гармонических изысканий. Пока мозг пытался
анализировать воспринимаемое слухом с точки зрения музыкально-теоретической концепции,
воображение также не осталось безучастным. Представьте, что перематываете на
видеомагнитофоне фильм- кадры несутся с огромной скоростью. Вы ещё не успели
понять смысл одного, как другой спешит поразить вас новым содержанием. Тоже самое
происходило со мной, только здесь не было видио- лишь его величество воображение
творило, творило всё новые картины. То я оказывался в центре сражения средневековых
рыцарей, и лязг холодного оружия заставлял бежать мурашки по коже; то на первый
план выходила какая-то романтическая тема, когда, кажется, готов отдать жизнь
ради идеи, в которую глубоко веришь; то вот затишье- раздумье, созерцание случившегося
со стороны. Будто небеса взирают на деяния земных разумных существ, и самим фактом
обращения взоров на планету вносят порядок и умиротворение. А вот во время активных
военных действий, разыгралась любовная история, которая так и не нашла завершения,
поскольку прервалась продолжающимся не то боем, не то разгулом природных стихий.
Финальная часть подводит всему итог. Вновь возвращается быстрый темп. Энергетика
такова, что ты подобно спутнику, выходишь на другую арбиту мышления. Накал страстей,
события развиваются молнееносно. Порой создаётся впечатление, что скорость поглатит
тебя, раздавит, разобьёт, вовремя не успев умалить себя на опасном участке пути
к победным фанфарам. Но с другой стороны, осознаёшь, что напряжение ненапрасно,
и результат будет положительным.
Да... Такого катарсиса я давненько не испытывал. В произведении встречаются и
элементы современного образа мысли в гармонии, и джазовые приёмы. Не ошибусь,
если даже найдётся здесь какая-то связь с рок-музыкой.
Что меня особенно поразило и заставила почувствовать своё ничтожество и беспомощность-
это то, с какой ритмической точностью Эвелин Гленни ведёт свою сложнейшую партию.
Не могу себе представить, как бы сам, имея слух, исполнил сиё сочинение. Сколько
может сделать человек, если действительно захочет чего-либо! Не укладывается
в моей голове, как этого добилась Гленни. Таким образом рождается уважение и
даже в некотором смысле приклонение перед талантом и трудолюбием человека.
Лишь по завершении композиции я дописал своё сообщение и пошёл немного прогуляться
по зданию. Хотелось ещё раз проанализировать услышанное, ещё раз подумать над
силой человеческой воли, над тем, как много мы подчас теряем, не дооценивая.
Однако кто-то или что-то меня задержало на несколько минут. А в это время начала
исполнять свою программу Руфь Монтгомери, молодая английская флейтистка. Достаточно
сложная по ритмической организации и диапозону мелодия. И опять всё та же поражающая
точность! Но Руфь никогда в жизни не
слышала музыки по причине врожденной глухоты. Либо оркестр настолько грамотно
подходит к процессу музицирования, что в синтезе фактура звучит слаженно и синхронно,
либо, что более вероятно, это результат многих часов преодоления себя, в первую
очередь. Результат, который могут видеть зрители зала,- это свидетельство огромного
желания посвятить своё существование искусству, креативного подхода к жизни,
непоколебимой силы воли и того иррационального элемета, что даётся нам свыше.
А легкие прозрачные флейтовые пассажи продолжали порхать над сценой. Что стоит
за каждой этой невесомой ноткой?.. Лишь сама Руфь знает цену.
До начала концерта оставалось ждать не долго. Мы, особо не суетясь, переоделись,
совершили небольшой проминат, и вот уже Мария Шведова, сотрудник НБФ "Мир искусства",
выходит на сцену с приветственным словом. Паша Алюков, мой старый знакомый по
подобным мероприятиям из Корелии, в сильном волнении. Переживательный от ответственности
и по природе, он вновь и вновь переспрашивает, когда нам идти петь, как мы и
куда выходим. Меня лишь одна проблемка немного тревожила- как бы не запнуться
за ударные инструменты, которые как раз бессовестно расположились на нашем пути.
К счастью, препятствия преодолены успешно, мы с Пашей благополучно вклинились
в стройные ряды одного из лучших в России хоров- хора академии хорового искусства
под управлением народного артиста СССР В. Попова. Я очень рад, что нам позволили
петь именно с басами, т.е. со своей родной партией. Во-первых, так легче ориентироваться
в нотном материале. Во-вторых, прекрасно слышно остальные голоса. Это даёт возможность
более объективно и полно оценить произведение, да элементарно получить удовольствие
от музыки. В-третьих, только здесь, стоя со своим голосом, можно осознать сопричастность
к событию, осознать, что делаешь вклад в общее дело. Чувства единства- вот что
так привлекает меня в хоре.
Наконец, плотная хоровая фактура даёт тебе, как одной из частичек её самой, какую-то
силу и прилив подрящей энергии. Одним словом, весьма я благодарен, что на этом
концерте мы с Павликом заняли достойные места среди таких же пареньков. И не
важно, что мы с ним не станем лётчиками-штурмовиками или каскадёрами. Главное,
такими маленькими шагами только и может продвигаться столь желанная в российском
обществе интеграция инвалидов. Люди видят наши старания, начинают нам сами помогать,
разговаривать, находить общий язык. Это надо ставить как одну из основных задач.
Один из путей её решения - рассредоточение наших ребят среди хора. Так гораздо
естественнее, целесообразнее и больше адреналина даёт.
Вскоре наша миссия первого отделения была выполнена- все возвернулись закулисы.
Однако я, зная, что сейчас Эвелин Гленни в очередной раз взорвёт сознание людей
в зале "Видом с Олимпа", остался поближе. И вновь тот же самый визрь эмоций,
нескончаемый поток ассоциаций и фантастических картин подарила мне музыка. Казалось,
что солистка, совершенно не жалея себя, готова полностью растворится в своей
деятельности с тем, чтобы как можно ярче представить сочинение залу. Со стороны,
как мне рассказывали, создаётся впечатление- всё её существо подчиняется лишь
ритму, смысл для неё заключен только в музыке. Таким образом достигается невероятная
по эмоциональному напряжению атмосфера. Надо быть немного самоубийцей, чтобы
так безвозмездно делится своим скрытым энергетическим потенциалом с сидящими
в зале.
Свободно и непренуждённо пространство заполнилось звуками импровизации. Конечно,
это Олег Акуратов дождался момента, когда ему улыбнулась удача высказаться. Внимать
джазу в официальной обстановке- хорошая вещь. Однако более естественно и "вкусно"
звучит он в неформальной ситуации. Где-то сидя в баре с кружкой хорошего пива...
В любом случае пианист правильно развивал форму, делая при этом вид, что процесс
доставляет лишь удовольствие и блаженство единения с частью культуры афро-американцев.
А на самом деле каждый аккорд тянет за собой историю протяжённых утомительных
репетиций, массу усилий педагогов и собственного трудолюбия.
Вечером поезд Санкт-Петербург - Москва увёз большинство выступающих в столицу.
Там через день в большом зале Московской государственной консерватории им. П.И.
Чайковского пройдёт аналогичный концерт. Одна наша архангельская делигация осталась
в городе на Неве. Делясь впечатлениями по поводу прошедшего концерта, мы направились
в кафе "У тёщи".
Выпуск листа на новом месте: 1694