Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-01-02

[TIFLO] ВОЛШЕБНАЯ БЕЛАЯ ТРОСТОЧКА

Андрей Сунгуров

ВОЛШЕБНАЯ БЕЛАЯ ТРОСТОЧКА

Сказка

Окончание. Начало в # 11 <ШВ>

4

Лика научилась читать. Конечно, другие ребята читали быстрее, но у неё всё ещё
впереди. Она подружилась с Васей Прохоровым - учеником пятого класса. Он, как
и Лика, был незрячим. Вася бегло чи-тал книги, написанные шрифтом Брайля, замечательно
играл на аккордеоне и гитаре, хорошо знал компьютер. Вася рассказывал Лике раз-ные
истории, которые прочёл в книгах, давал дельные советы. Ведь когда-то и ему,
много лет назад, помогла Волшебная Белая Тросточка.

Теперь часто в библиотеке звучал звонкий голос Лики, и этому очень радовались
и библиотекарь, и книги. Мудрые книги учили девочку все-му, что знали сами, они
любили вдумчивых читателей.

В школе всегда с нетерпением ждали почтальона. Всем хотелось получить письма
и от-крытки от родителей, дедушек и бабушек, друзей. Кто не получал долгожданного
конверта, огорчался. Но как радовались девчонки и мальчишки, когда надо было
идти на почту за посылками! Вместе с библиотекарем весёлой гурьбой они торопились
в интернат, неся туго перевя-занные пакеты с новыми книгами и учебниками. Распаковывая
их в библиотеке, дети вслух читали названия книг и фамилии авторов:

- Антон Чехов, "Каштанка"!

- А у меня Майн Рид, "Всадник без головы"!

- Чур, я первый читаю эту книгу! "Незнайка на Луне" Носова!

- Ура! Новый номер <Школьного вестника"!

В библиотеке стоял тот веселый шум и гомон, задорная суета, которую любили все
школьники и, конечно, кот Сима. Как же тут обойтись без него? Он любил послушать
сказки, стихи, рассказы, что читали вслух ребята. По правде сказать, ему больше
понравились бы книжки про колбасу. Но писатели и поэты почему-то не писали про
неё ни повестей, ни поэм, ни романов.

День ото дня крепла дружба Лики и Волшебной Белой Тросточки. Они вместе гуляли
уже не только возле школы, но всё чаще и чаще уходили вглубь березовой аллеи
или к крутой горке, с которой дев-чонки и мальчишки катались на санках и ледянках,
или к ламбушке - маленькому озерку, что притаилось среди темных мохнатых елей.
Лике нравилось бродить среди деревьев, трогать их шершавую кору. Здесь замечательно
пахло хвоей и чистым снегом. Иногда с верхушек деревьев падал снег - это возились
беспокойные вороны, перелетая с ветки на ветку. Девочке чудилось, что птицы кричат:
"Кар! Хор-рошо! Крррасота!"

Волшебная Белая Тросточка была доброй, но требовательной настав-ницей. Она учила
терпению, сосредоточенности. Лика поверяла ей радости и горести, свои даже самые
маленькие достижения, рассказывала о том новом, что узнала на уроках и из книг.

- Волшебная Белая Тросточка, а у тебя есть братья или сёстры?

- Мне повезло, - у меня столько родственников, что я даже устаю подписывать им
открытки к праздникам, - шутливо отвечала Волшебная Тросточка.

- Счастливая!

- Конечно. Мои сестрички, Белые Тросточки, помогают людям во всех странах. Незрячим
без них трудно. Мои двоюродные братья - приборы для письма шрифтом Брайля. Дядя
- компьютер с брайлевской строкой. Он такой умный, такой общительный! Знаешь,
скольким людям он помог? Кому друзей нашёл, кому необходимые знания дал, кому
работу посоветовал. Я уверена: ты с ним подружишься.

И они заспешили к зданию школы.

Школу не спутать ни с каким другим зданием или домом. Деревянная или каменная,
высокая или одноэтажная, в деревне или в городе, а школу узнаешь по тому особенному
весёлому гомону, смеху, детским крикам, которые окружают её. И эту особую атмосферу
любят не только дети, но и взрослые.

5

В классе, где ребята изучали информатику, работало несколько компьютеров. Все
были так увлечены, что не заметили, как в кабинет приоткрылась дверь. Кот Сима
решил заглянуть в класс, потому что ещё в коридоре услышал звонкий голос учительницы:
"Это мышка, Лика. Зрячие без неё не могут, а вот ты прекрасно справишься и без
неё: у тебя есть такой замечательный помощник, как брайлевский дисплей>.

"Вот это да! - поразился кот. - С каких это пор преподаватели знакомят детей
с мышами? На это надо посмотреть".

Он прошмыгнул в класс и взглянул на Лику. Она сидела на стуле, а перед ней на
столе стоял какой-то пластмассовый ящик. Передняя стенка ящика была стеклянной.

''На аквариум не похоже, аквариум я видел в кабинете биологии", - подумал кот.
Пока учительница что-то объясняла девочке, Сима прыгнул на соседний стол. Он
обнюхал ящик, который пах элект-ричеством, попробовал на зуб длинный провод,
тянувшийся неизвестно куда и зачем, осмотрел пластмассовую дощечку с клавишами
и кнопочками, а потом лизнув непонятный овальный предмет с белым шнуром. И тут
учительница информатики заметила нового ученика.

- Сима, оставь "мышку" в покое! - строго приказала она и добавила: - Брысь!

Кот Сима даже обиделся на учительницу. Неужели она не знает, что мышка - это
живое мягкое существо? У неё тонкий длинный хвостик, а не такой шнур, как у утюга.
К тому же мышки пищат. Видно, придётся всё это объяснить ей и показать на примере.

<Представляю, как она обрадуется, когда у себя на столе обнаружит мою мышку",
- рассуждал кот, спускаясь по ступенькам лестницы в подвал, где жила одна очень
нахальная, вредная мышка...

Но не только учительница информатики помогала Лике осваивать компьютер. С ней
был её новый друг, верный товарищ Вася Прохоров. Он давал девочке дельные советы.
Ведь ещё совсем недавно и он только начинал изучать информатику и учился общению
с компьютером.

- Лика, ты не торопись. Надо выполнять все команды точ-но, а скорость потом придёт
обязательно. Не суетись. Проверь текст на брайлевском принтере. Внимательно прослушай
озвучивание каждого слова, каждого знака препинания, - с мальчишеской твёрдостью
говорил Вася.

- Ты программистом будешь, Василий? - спросила Лика.

- Не знаю. Я ещё не решил. Мне и музыкой заниматься нравится. А потом, в старших
классах мы будем изучать массаж. Может, я масса-жистом буду. Но знание компьютера
всегда пригодится. А кем ты хо-чешь стать?

- Учительницей.

- Да ну?!

- Ты сомневаешься? Думаешь, если я незрячая, так и не смогу рабо-тать в школе
или университете? - вспыхнула Лика.

- Почему, верю, - серьёзно сказал Вася.

- Я знаю, что будет трудно, но я стараюсь. Этому меня ты учишь. И Волшебная Белая
Тросточка. Конечно, я многого ещё не знаю. Сколько лет ещё пройдёт, пока я стану
учительницей! И я буду такой же доброй и требовательной, как Волшебная Белая
Тросточка.

- Да, Тросточка многим помогла в жизни. Ну и что, что мы не видим мир глазами,
как другие? Мир можно увидеть и сердцем. Не обязательно видеть лицо любящего
тебя человека. Когда тебя любят, ты это чувствуешь и сердцем, и душой, и ещё
чем-то, чему найти определение трудно, - с жаром говорил мальчик. - Ты согласна
со мной?

- Согласна, - прошептала девочка. - Я люблю музыку, а её ведь глазами не увидеть!
Люди грустят или веселятся вместе с ней, не видя её. Мы чувствуем запах сосновой
смолы и аромат цветов, который тоже невидим...

- Ты права, Лика. Мы всё чувствуем и воспринимаем. Поэтому среди незрячих столько
талантливых людей: и композиторы, и певцы, и спортсмены, и поэты... Главное -
какая у тебя душа. Жестокий человек может обидеть собаку, сломать дерево, посмеяться
над слабым. И при этом не видит, что творит зло. Вот он-то и есть настоящий слепец!
И неважно, хорошее у него зрение или плохое... Я почему-то уверен, Лика, что
мы с тобой никогда не станем такими. Нам через сердце виден весь мир! Знаешь,
давай с тобой дружить... всю жизнь!

Лику поразила искренность и откровенность Васи.

- Давай, - взволнованно ответила она.

Эти слова прозвучали как клятва. Стены школы-интерната, ставшие невольными слушателями
и свидетелями разговора, очень обрадовались за ребят. Школа любила своих воспитанников,
всегда радовалась и горевала вместе с ними и обижалась, когда выпускники прошлых
лет долго не приходили к ней - к школе-маме, школе-бабушке, заботливой, хозяйственной,
доброй и справедливой.

6

Наступает самый удивительный и волшебный праздник - Новый год! В школе-интернате
все готовились к праздничному балу: спешно шились костюмы, делались забавные
маски. Семен Николаевич привёз огромную пушистую ель. Тётя Рая принесла коробку
с ёлочными игрушками и украшениями. Все ребята наряжали северную красавицу! Серпантин
- разноцветные длинные ленты - тянулись от верхушки к нижним ветвям ели. Серебристый
дождик шелестел и переливался, отражая свет ламп актового зала. Белая вата, словно
снег, укрыла кончики колючих ветвей. Стеклянные шары, бусы, лошадки, зайчики,
шишки - всё сверкало, блестело, позванивало. Всем понравилось нарядная ёлка,
даже коту Симе, потому что на одной из еловых лап лежала его любимая игрушка
- симпатичная серая мышка из папье-маше. Все ждали новогодний бал!

И он был! Звучала весёлая музыка. Самые маленькие воспитанники школы с нетерпением
ожидали Деда Мороза и Снегурочку. Все знают: весёлый дедушка с лохматыми бровями
и большущей бородой приносит подарки. Ребята и сами подготовили Снегурочке и
Деду Морозу подарки. Они показывали свои рисунки, поделки из пластилина и глины,
вышивку, вязаные шапочки и рукавички. Дети дарили свои изделия и гостям, и друг
другу, и воспитателям, и родителям. Пелись песни, читались стихи и загадки. Вокруг
ёлки велись хороводы. Зайчики, мишки, лисички, забавные клоуны, - маски, костюмы,
карнавал! Вот прошёл Гарри Поттер в своём плаще, с волшебной палочкой и метлой.
Вот появилась Баба Яга с помелом - почти такой же волшебной метлой - и куда-то
вновь исчезла. Прыгал Буратино с золотым ключиком. Были здесь Белоснежка и семь
гномов, мушкетёры и пираты, роботы и рыцари.

В такие минуты не встретишь грустного или задумчивого взгляда. Все радуются предстоящим
новогодним каникулам, сюрпризам, празднику. На бал-маскараде работала почта.
Самая настоящая почта. В зале был почтовый ящик, куда ребята и взрослые опускали
записки, письма, поздравительные открытки. Несколько почтальонов забирали <почту>
и разносили адресатам. Несколько открыток и поздравительных записок получила
и Лика. Её пальчики уже уверенно читали буквы шрифта Брайля. Она улыбнулась поздравлению
Васи Прохорова и тут же написала ему весёлый ответ.

И, конечно, была открытка от Волшебной Белой Тросточки с пожеланиями всяких благ.
В конце поздравления была сделана приписка, постскриптум, чтобы Лика ровно в
полночь вместе с Васей пришла в учительскую. Такой просьбе Лика сильно удивилась
и пошла искать своего друга.

После праздничного ужина многие дети, кто жил не очень далеко от школы и этого
города, стали разъезжаться по домам на каникулы. За кем-то пришли сёстры, братья,
мамы, папы, бабушки и дедушки. Грустный момент - расставание, ведь не за всеми
детьми приезжают близкие, чтобы забрать их. Для некоторых школьников их дом -
школа-интернат. Нет у них родителей и родственников, некому их забрать в родной
уютный дом, так случается.

Вася Прохоров был одним из них, и на каникулы он оставался в интернате. Лика
тоже будет проводить зимние каникулы в школе - мама девочки не может приехать
за дочкой: ехать очень далеко, да и работы много. Лика это знала, поэтому взгрустнулось
ей совсем немножко, чуть-чуть, самую капельку.

Ребята прощались друг с другом, обменивались номерами телефонов, обещали писать
письма. Тётя Рая напутствовала всех добрыми словами и желала удачной дороги.
Кот Сима тоже провожал ребят: <Мр-мур, мр-мур>.

С каждой минутой в школе становилось тише. Младшие школьники уже заснули, улыбаясь
во сне празднику и подаркам. Старшеклассники собрались у телевизора - им сегодня
разрешили посидеть подольше. Ночные воспитатели, вахтёр Тётя Рая, Семён Николаевич
пили чай с ватрушками и бутербродами. Часы важно отстукивали время: <Тик-так,
тик-так>. Старинный маятник качался влево - вправо, влево - вправо.

Лика ждала, когда наступит полночь. Она ещё на празднике пересказала Васе содержание
записки Волшебной Белой Тросточки. Они вместе решили подняться на второй этаж
в учительскую в полночь. Вася обещал зайти за Ликой чуть пораньше, чтобы успеть
к назначенному сроку. У мальчика были наручные <говорящие> часы: нажмёшь на кнопочку
- и приятный голос называет точное время. А Лика могла о таких часах пока только
мечтать. Мама обещала ей сделать этот подарок к весенним каникулам. Ах, как ещё
далеко до весны!

Вася должен был тихо постучать в дверь три раза... Время тянулось томительно
долго.

7

Кот Сима решил немножко размять лапы. Его сегодня так наугощали, что даже волшебное
слово <колбаса> не оказывала на него никакого действия. Он немного посмотрел
телевизор со старшеклассниками. Потом решил навестить знакомую серую мышку, поздравить
её с наступающим Новым годом. Вдруг он увидел, как из спальни вышли Лика и Вася.
Осторожно, чтобы не шуметь, они направились к учительской.

<Ай-я-яй, - подумал кот Сима, - все малыши уже спят. Не понимаю, но чувствую
своим носом: что-то случилось!>

Ночь сказочная, новогодняя ночь! Взявшись за руки, дети шли по коридору. Вот
и учительская. Скрипнула дверь, и Лика с Васей вошли. Им было немного не по себе:
в учительскую, без разрешения:

Яркие звёзды смотрели с неба вниз, на школу. Их бледно-голубой свет заливал комнату.
Свет лежал на учительских столах, на учебниках и тетрадях, на глобусе. Свет отражался
в стеклянных дверцах шкафа. Дорожки света причудливо расстилались по паркетному
полу.

Кот Сима, заглянув украдкой в комнату, поразился тихой торжественной чистоте,
волшебному таинственному покою.

<Вот бы в такие звёздные ночи учителя вызывали бы учеников-шалунов в учительскую.
Почувствовав такую красоту, школьники перестали бы проказничать!> - философствовал
Сима, глядя на звёздный свет.

- Добрый вечер, Лика и Василий! - зазвенел голос Волшебной Белой Тросточки, -
точнее, доброй ночи! Молодцы, что пришли. Я приготовила вам новогодний подарок.
Мне приятно будет: Сима, нельзя подслушивать! Ты же воспитанный кот! Зайди к
нам. Садитесь, ребята.

Лика и Вася присели на стулья, а Сима подошёл к Волшебной Белой Тросточке и лёг
перед ней на пол, прямо в таинственный звёздный свет.

- Мне приятно будет, - продолжала Волшебная Белая Тросточка, - показать вам голубое
море, золотой песок пляжа, ярко-красное солнце.

- Показать?! - с удивлением переспросили девочка и мальчик.

- Не только показать. Попробовать на вкус солоноватую воду моря, услышать шум
прибоя, побродить по горячему песку, почувствовать дыхание вечернего бриза. Вы
познакомитесь с черепахами и крабами, покатаетесь на дельфине, вы будете кормить
из рук крикливых чаек, пить кокосовое молоко и есть бананы.

- Но как это возможно? Сейчас зима, мы в школе: - прошептала Лика.

- Почему только мы? А другие ребята? - спросил Вася.

- Многие школьники уже путешествовали со мной. Но эти приключения и путешествия
ребята считают сном.

- Для нас это тоже будет сном?

- Да. Волшебным сном, фантазией, творческим вымыслом. Вы ведь знаете, что человек
с воображением и фантазией может всё отразить в своём творчестве: в стихах, рисунках,
танце? Мы с вами побываем не только на море, но и в других странах, познакомимся
с разными народами, их обычаями. Это мой подарок вам к Новому году.

- А сколько дней нас не будет в школе? - встревоженно спросила Лика.

- И на чём мы поедем - на машине, самолёте, по железной дороге? - принялся уточнять
Вася.

- Мы отправимся сейчас, в полночь. Как только старинные настенные Часы пробьют
внизу, на вахте, двенадцать раз, время в школе остановится, но никто не заметит
этого. Ночь Нового года - необыкновенная ночь! Итак, в путь! - приказала Волшебная
Белая Тросточка.

<А как же я? - обиженно подумал Сима. - Я тоже хочу в путешествие. Разве я заслуживаю
его меньше, чем вы, дети? Нет уж, я иду с вами!>

Волшебная Белая Тросточка подвела ребят к стене, на которой уже много-много лет
висела великолепная картина неизвестного художника. Холст в золочёной раме выглядел
таинственно и привлекательно. На затянувшихся педсоветах молодые педагоги любили
рассматривать картину: они мысленно переносились на жёлтый песок морского побережья,
где под сенью пальм крабы увлечённо беседовали о чём-то своём.

- Вот и лестница, ребята, - торжественно произнесла Волшебная Белая Тросточка,
легонько стукнув об одну из ступенек. Лестница была вплотную приставлена к нижнему
краю картины.

- Откуда она в учительской? - удивилась Лика.

- Может, Семён Николаевич забыл её здесь? - предположил Вася. - Он ведь всегда
что-то забывает.

- Нет, ребята. Это особая лестница. По ней мы поднимемся прямо туда, к морю!
Но по её ступеням сумеет пройти далеко не каждый.

- А мы? - с волнением спросили Лика и Вася.

<А я?> - с волнением подумал кот Сима.

- Первая ступень - Дружба! Друзья всегда стараются понять друг друга и помогают
друг другу в трудную минуту. С другом можно поделиться радостью и печалью, своими
мечтами и идеями. Вы - дружные ребята!.. Вторая ступенька - Любовь. Любовь к
родителям и близким, любовь к людям, которые нас окружают, и ко всему живому
на свете: животным, растениям... Любовь к Родине! А третья ступенька - Труд.
Каждодневный труд над собой, над своими слабостями. Труд во имя других людей.
Вы - трудолюбивые дети, я знаю! Поэтому нам по силам любое путешествие. Идёмте
же, друзья! Вверх, только вверх по Лестнице Жизни!

И они стали подниматься вверх по ступеням. За ними спешил кот Сима. Ступеньки
покорились ему: Сима был хорошим другом многим детям, и преданно любил школу,
и был очень даже трудолюбивым котом!

Уже чувствовалось дыхание моря, слабый ветерок ерошил волосы Василия и Лики.
Воздух пах водорослями, медузами, нагретым песком, он был наполнен ароматами
цветов. Весело кричали быстрокрылые чайки. О чём-то задумчиво шелестели пальмы.
А над всем этим удивительным миром стояло жёлтое солнце, огромное золотое солнце,
похожее на маятник старинных настенных Часов...

Дети, кот Сима и Волшебная Белая Тросточка зачарованно молчали. И вдруг Лика
прошептала:

- Я чувствую солнечный свет!

Выпуск листа на новом месте: 1628

   2006-01-02 09:12:11 (#496309)

[TIFLO] ВОЛШЕБНАЯ БЕЛАЯ ТРОСТОЧКА

"Школьный вестник" #11, 2005г.

Андрей Сунгуров

ВОЛШЕБНАЯ БЕЛАЯ ТРОСТОЧКА

Сказка

1

До полуночи оставалось совсем немного. Пушистый кот Сима вни-мательно смотрел
на старинные настенные Часы. Стрелки двигались еле уловимо. А вот маятник - блестящий
диск на длинной ножке - равномер-но качался влево - вправо.

- Тик-так, тик-так, - отстукивали время Часы. Сима любил Часы. Ему нравился жёлто-золотистый
маятник, похожий на неяркое осеннее солнце. Нравилась слушать строгое тиканье
мудрых Часов. Сима пытался подпевать им, но у него выходило не "тик-так", а "мур-мур".

Сейчас в школе-интернате тихо. Все спят. Вахтер тётя Рая отложила вязание. Она
достала из сумки термос с крепким душистым чаем, несколько бутербродов. Сима
к чаю был равнодушен, но только не к бутерброду с колбасой. "Докторскую" колбасу,
в этом Сима был уве-рен, делают доктора. Разве сделают колбасу невкусной такие
учёные люди?

- Иди, иди, лежебока! - ласково позвала кота тётя Рая. - Подкрепись, день-то
тяжёлый выдался.

"Лежебоку" Сима пропустил мимо ушей, а с бутербродом справился очень даже быстро.
Колбасу он съел. Хлеб из вежливости оставил тёте Рае, чтобы она не думала, будто
он жадный кот, и с благодарностью потёрся о тапочки вахтёра.

День и в самом деле выдался непростой. Одним словом - понедельник! Утром в умывальной
комнате кто-то из ребят забыл закрыть кран. Вода, переполнив раковину, разлилась
большой лужей. Теперь на кафельном полу можно было пускать кораблики. Дежурные
так долго вытирали это рукотворное море, что опоздали на первый урок.

Потом Семён Николаевич искал свой молоток по всей школе. Он ремонти-ровал дверь
в коридоре на втором этаже. Вышел на минутку в мастерс-кую за гвоздями, вернулся
- нет молотка! Семён Николаевич всю пере-мену расспрашивал школьников, учителей,
даже директора, не брали ли они его ценный инструмент. Он спускался в подвал,
бродил по чердаку, залезал под парты. Не находилась пропажа. И только спустя
час плотник обнаружил молоток: в своём кармане. Семён Николаевич чуть-чуть обиделся
на него, дескать, мог бы о себе и раньше напомнить, а не путешествовать в кармана
халата по всей школе.

А вот потом, после уроков и полдника, в вестибюле появилась маленькая растерянная
девочка. Сима сразу понял: она нуждается в его помощи. Снежинки на её шапочке
быстро таяли, тёмная меховая шубка пахла зимой, а по щекам девочки текли слёзы.
Она беззвучно плакала.

Женщина, которая привела новенькую в школу, держала в одной руке кожаную папку
с какими-то документами, а другой ласково гладила девочку по розовой щеке, сма-хивая
слезинки. Женщина шептала ей что-то ласковое, нежное.

"Новенькая!" - догадался Сима. "Новенькая и маленькая, как пер-воклашка", - подтвердили
Часы. Кот Сима жил в школе-интернате уже три года, поэтому он многое знал. Старинные
Часы знали ещё больше. Ведь им почти сто лет!

Вскоре женщина ушла с завучем в кабинет, попросив девочку не волноваться. Маленькая
незнакомка осталась одна. Её не заинтересо-вали разноцветные весёлые картины,
нарисованные на стене Ваней Жуковым - замечательным художником из десятого класса.
Она не заме-чала красных цветков "декабриста". Этот удивительный цветок зацвёл
только вчера. Не обращала она внимания и на полосатого Симу, похожего на тигра,
только на карликового тигра. Девочка ничего не видела, она была слепа.

2

Тетя Рая дремала на стуле. Наступила полночь, и Часы пробили двенадцать раз,
но не очень громко, чтобы не нарушать ночную тишину.

- Многоуважаемые Часы! - обратился к ним кот Сима. - Надо бы помочь девочке.
Она сейчас так одинока. Она ещё не успела познакомиться с нашими ребятами, скучает
по дому, плачет.

- Так-так, - согласились Часы, - так-так. Сима, ты попроси Волшебную Белую Тросточку,
она поможет девочке.

- Мяу! Верно! Я побегу к этой доброй волшебнице. Спасибо за совет.

И он галопом помчался по коридору.

<Так-так, - а мне спешить нельзя>, - с грустью думали Часы.

Внимательно выслушав Симу, Волшебная Белая Тросточка поблагодарила кота и поспешила
к маленькой девочке. По пути она взяла с Симы обещание, что он будет помогать
ей во всем. Кот такому доверию обра-довался. Он высоко подпрыгнул, словно резиновый
мячик, и чуть не замя-укал во всё горло. Но шуметь было нельзя. В спальных комнатах
устав-шие за день дети смотрели свои сны. Представьте, что вы во сне летите по
небу птицей и вдруг откуда ни возьмись - <мяу>! Поэтому Сима только подпрыгнул
вверх.

Ночь мягкой поступью ходила по школе. Поправляла ребятам подушки и одеяла, напевала
колыбельные песенки, нашёптывала сказки, навевала добрые сновидения.

Лике не спалось. Она уже больше не плакала - слёзы кончились. Ей было очень грустно.
Впервые она не чувствовала рядом с собой маму, не слышала её мягкого голоса,
не ощущала тепла её родных рук. Мама вернулась в тот небольшой городок у широкой
реки, где родилась Лика. В городке нет такой специальной школы, поэтому Лику
и направили сюда, в школу-интернат.

Небольшая комната, где находилась Лика, оказалась уютной. В ней пахло медикаментами,
накрахмаленным бельём. Комната называлась необычно - "изолятор". Медицинская
сестра объяснила, что Лика проведёт здесь одну ночь. Таков порядок. А завтра:
Вот это "завт-ра" и пугало девочку. Как примут её другие ребята? Не будут ли
они смеяться над ней, если она что-то сделает не так? Она ведь совсем ничего
не знает здесь: И не станут ли они называть её "бедненькой" и "несчастненькой"?
С такой неприятной жалостью Лика уже сталкивалась. Гуляя с мамой по аллее парка
или по улицам городка, она слышала сюсюканье дяденек и тётенек, которое почему-то
казалось ей притворным. Их навязчивая помощь, когда Лика в ней вовсе не нуждалась,
обижала девочку.

Лика уже засыпала, когда услышала странный, необычный звук.

- Тук, тук, тук, - отчётливо доносилось из коридора. Потом скрипнула дверь в
комнату...

И вдруг Лика услышала:

- Девочка, не пугайся! Я знаю, что ты храбрая и добрая. Я чувствую, как тебе
сейчас тяжело. Поверь, скоро это пройдёт. Я помогу тебе, Лика!

- Кто вы? Я не боюсь, но я вас не знаю.

- Извини, Лика, что я не представилась. Меня зовут Волшебная Бе-лая Тросточка.

- Вы фея? - прошептала девочка.

- Почти, - уверенно ответила Волшебная Белая Тросточка.

- А вы можете сделать чудо? Вы можете:

- Милая Лика! Знаю, о чём ты попросишь. Нет, я не могу вернуть тебе зрение.

- Но вы же волшебная! - с жаром воскликнула девочка.

- Да. И всё-таки, поверь мне, человек сам творит такие чудеса, на которые не
способны ни феи, ни волшебники. Надо только верить в себя, в свои силы. Не унывать.
Учиться. И много-много работать!

- А что произойдёт тогда?

- Тогда ты увидишь, Лика, что мир, окружающий нас, красив и удивителен.

- Увижу? - переспросила девочка.

- Обязательно увидишь! Я буду помогать тебе, а ты - мне. Поодиночке мы с тобой
ничего не сможем сделать. Дружба - великая сила. Хочешь со мной дружить, Лика?

- Хочу, - прошептала радостно девочка.

- Тогда возьми мою рукоятку в свою ладошку. Чувствуешь, какая я лёгкая и гладкая?
Тебе удобно держать меня?

- Да.

- Молодец, Лика. Я верю в твою настойчивость. Утром мы с тобой увидимся снова,
а сейчас я хочу прочесть тебе одно стихотворение. Его написал мой друг, ученик
нашей школы. Пройдут годы, и он, может быть, станет настоящим поэтом. Слушай:

Грустно мне немножко:

Дождик за окном.

Листики-ладошки

Протянул мне клён.

А сегодня ночью

Выпал первый снег...

Клен проститься хочет,

Тянет ветки вверх.

Но окно высоко,

Снизу не достать.

Знаю, одиноко

Во дворе стоять.

А зима завьюжит -

Это не беда.

Что для нашей дружбы

Снег и холода?

Лика заснула крепким сном. Волшебная Белая Тросточка поправила подушку, чтобы
девочке было удобно спать, и тихонечко вышла из изолятора.

3

Сима проснулся за полчаса до звонка, который весёлой трелью будит ребят интерната
на зарядку. Наскоро умывшись одной лапкой, почесав себя за ухом другой, он подошёл
к двери изолятора. Проникнуть в комнату, пахнущую лекарствами и накрахмаленным
бельём, он и не пытался, ведь медицинская сестра строго-настрого запретила коту
входить туда. Сима был умным котом и понимал, что раз сестра запретила - значит,
тому есть причины. Вот он и ждал, терпеливо сидя у дверей. Ему очень хотелось
увидеть новенькую: какое настроение у неё с утра?

"Надо же, - размышлял Сима. - Сижу здесь, как сторожевой пёс. Может, попробовать
залаять?>

Но лаять Симе не пришлось. Дверь осторожно открылась. В коридор вышла Лика. Девочка
уже не казалась такой испуганной и растерянной, как накануне, - она улыбалась.
Счастливая улыбка делала её лицо прекрасным. В правой руке Лика держала Волшебную
Белую Тросточку.

Прошло два дня. Лика освоилась в школе. Она подружилась со многими ребятами.
Ей уже не было так одиноко и грустно, как в первый вечер. Конечно, трудно было
научиться ориентироваться в незнакомом помещении интерната. Здесь столько коридоров,
поворотов, классных комнат, спален. Незнакомое часто пугает человека, а потом
привыкнешь - и уже сам над собой смеёшься: как это я боялся?

Теперь Лике известен актовый зал, где ребята уст-раивают дискотеки и праздничные
концерты. Спортивный зал, где можно играть в волейбол или настольный теннис.
В игровой комнате можно посмотреть-послушать телевизор, поиграть куклами в дочки-матери,
построить целый город из кубиков.

Кот Сима сопровождал Лику повсюду, пока она не освоилась в школе. Ему нравилось
быть проводником. Вообще-то он знал, что проводниками незрячих людей работает
собаки. Их специально тренируют для этого. Та-кие умные дрессированные собаки
могут сопровождать слепого человека куда угодно: в магазин, на работу, на прогулку.
Собака видит препятствие, останавливается перед ним, и хозяин вслед за ней обходит
преграду. Собака может нести в зубах сумку или сетку, тем самым помогая пожилому
человеку. Собаки-проводники понимают множество команд, они вер-ные друзья-помощники
незрячему человеку. Сима знал, что у них есть специальный паспорт и особое удостоверение.
Они могут сопровождать хозяина и в самолёте, и в общественном транспорте. Эти
собаки очень добрые - на кошек они никогда не лают и не обращают внимания.

Вот и сделала Волшебная Белая Тросточка по просьбе Симы специальный поводок,
чтобы Лике легче было чувствовать все движения кота. Так Сима помог Лике лучше
узнать расположение школы. Он даже хотел показать девочке маленькую кладовочку,
где жила знакомая мышка, но передумал. "А вдруг Лика боится маленьких сереньких
существ с длинным хвостиком, неприятным писком и вредным характером?" - подумал
умный кот.

Через несколько дней Волшебная Белая Тросточка сказала Лике:

- Скоро мы будем гулять около школы, а потом - по городу. Ты узнаешь много интересного.
Мне уже много лет, а я до сих пор люблю учиться, это так здорово - узнавать что-то
но-вое, слушать музыку, беседовать с мальчиками и девочками обо всём! И читать,
читать, читать! Удивительное изобретение - книги! Это ма-шина времени: ты можешь
переместиться в Древнюю Грецию или Рим, побывать на звёздах, путешествовать по
дну океана или отправиться в тайгу.

- А я не умею читать. Я не вижу букв, - вздохнула девочка.

- Многие ребята в нашей школе тоже не видят букв, но отлично читают! Есть особые
книги для незрячих людей. Они напечатаны особым шрифтом, в котором буквы - выпуклые.
Кончиками пальцев ты научишься узнавать буквы. Буквы складываются в слоги, слоги
- в слова, а слова - в предложения. Ты будешь и читать, и писать!

- Как здорово! А кто придумал такой удивительный шрифт?

- Луи Брайль. Он жил во Франции. Луи перестал видеть с раннего детства, но он
очень хотел учиться. И хотел, чтобы все слепые тоже могли учиться. Теперь во
всём мире незрячие пользуются его азбукой.

- Неужели я сама смогу читать сказки, стихи, рассказы? И я смогу сама написать
маме письмо? И всем-всем девочкам и мальчикам, которые захотят переписываться
со мной?

- Да. Только ты должна учиться, тренироваться, запастись терпением. Смелый и
сильный духом человек преодолеет все трудности. Учись завязывать шнурки, накрывать
стол во время дежурства в столовой, пришивать пуговицы. И зарядку делать, чтобы
не болеть и не пропускать уроки.

- Я буду стараться!

- А я тебе, Лика, буду помогать. И кот Сима, и ребята нашей школы!

Пролетело ещё несколько дней. Вечером плотник Семён Николаевич и вахтёр тётя
Рая пили чай. "Тик-так, тик-так", - размеренно считали время настенные часы.
Кот Сима дремал у батареи. Семён Николаевич пах стружками, клеем, шурупами и
гвоздями, тётя Рая пахла домашними пирожками. Эти запахи причудливо смешивались,
поэтому-то Симе снился странный сон: он ест огромный пирог с мясом, из которого
торчит де-ревянная ручка молотка. И этот молоток вместе с пирогом хочет забрав
себе плотник. Вот он протянул руку и... И Сима, вздрогнув, проснулся. Кот подозрительно
посмотрел на Семёна Николаевича: из кармана плотницкого халата высовывалась деревянная
ручка. "Кажется, плотник уже успел съесть мой пирог-молоток", - с грустью подумал
Сима.

А за окном разыгралась метель. Такие случается на Севере часто: только что был
мороз, воздух прозрачен, и снег хрустит под ногами, искрится алмазными блёстками.
И вдруг - метель!

Снежные хлопья заглядывали в окна школы. Они удивлялись тому, что все дети спят,
а одна маленькая девочка водит пальчиком по плотным листам толстой книги. Девочка
улыбается. Губы её что-то шепчут, но через стекло любопытным снежинкам ничего
не слышно, и они спешат дальше, по своим снежным делам.

Окончание в следующем номере

Выпуск листа на новом месте: 1627

   2006-01-02 00:12:44 (#496271)