Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ НЕЗРЯЧИХ детей

"Школьный вестник" N1, 2006г.

Вячеслав Озеров


БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ *
*Цикл публикуется в сокращённом варианте

БЕСЕДА ДЕCЯТАЯ: ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ.

К семи годам у ребёнка завершается созревание всех отделов головного мозга, и
только с этого времени он готов к обучению в школе. Родители, пытающиеся <внедрить>
своих чад (как здоровых, так и с нарушениями развития) в школу с шести, а то
и с пяти лет, испытывают при этом <гордость> за ребенка, но на деле пренебрегают
его истинными интересами.

Есть дети, для которых школьные нагрузки и в 7 лет чрезмерны. Возможно, для них
имеет смысл начало учёбы перенести ещё на год. Для решения этого вопроса необходимо
посоветоваться со специалистами. Советов специалистов ДДУ в данном случае недостаточно.
Им иногда <не хочется отпускать> семилетнего <умненького ребёночка> от себя,
и их совет часто <созвучен> с Вашим желанием - <продлить ребёнку детство>. В
марте - апреле в каждой школе работают медико-психолого-педагогические комиссии
по комплектованию первого класса на новый учебный год. В комиссии входят специалисты
школы, хорошо знающие незрячих детей и особенности их обучения. В крупных городах,
при органах управления образования в течение года работают медико-психолого-педагогические
консультации, помогающие родителям разобраться с трудностями, возникающими у
ребёнка в процессе учёбы и при поступлении в школу. В консультациях работают
специалисты разного профиля. Обратитесь туда. Заключения, которые выносят такие
комиссии и (или) консультации, являются рекомендательными, но относиться к ним
надо серьёзно, даже если они не совпадают с вашим мнением.

Что значит готовить ребёнка к школе? Многие родители считают, что надо научить
его читать, писать, считать, и чем лучше он будет это делать, тем лучше его готовность
к школе. А так ли это? Ведь всему этому и многому другому обязаны научить в школе.
Вы можете совершить ошибки, которые потом придётся исправлять учителям.

К шести годам я научил Максима читать книги для слепых (напечатанные брайлевским
шрифтом). Когда он начал учиться в школе (в 7,5 лет), выяснилось, что я научил
его читать правой рукой, а методика обучения слепых чтению предусматривает правую
руку в качестве <ведущей> по строке, а левую - <читающей>. В дальнейшем почти
все школьники осваивают чтение обеими руками. Эта моя ошибка не сказалась на
дальнейшей учёбе сына, но создала ему определённые трудности. Его соученики,
не умевшие читать до школы, к пятому классу освоили чтение обеими руками, а у
Максима до сих пор есть сложности при чтении левой рукой. Умение читать обеими
руками для слепого не прихоть, а необходимость. Например, изучая музыкальное
произведение и сидя за фортепиано, надо попеременно держать одну руку на клавишах,
а другой рукой считывать нотный текст, поочередно для левой и правой руки[1].

Как же готовить незрячего ребёнка к школе?

Да так же, как и зрячего ребёнка.

Во-первых, надо научить ребенка хорошо и правильно говорить. Тифлопедагоги отмечают:
<Речь слепого и слабовидящего : имеет свои особенности формирования - изменяется
темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется <формализм>,
накопление зна-чительного количества слов, не связанных с конкретным содержа-нием>[2].
У незрячего ребёнка, не видящего артикуляцию, часто возникают логопедические[3]
нарушения, которые с возрастом усугубляются. <Детей с речевыми нарушениями среди
слепых встречается в 4-5 раз больше. Отставание в речи включает довольно большое
коли-чество детей с нарушением артикуляции (замены, смешение звуков), го-лоса
(звуковые модуляции, громкость), атипичность речи, заикание>.[4]

Один из способов постановки правильной речи у ребёнка - это <погружение> его
в среду, где звучит <правильная> речь. Этого можно достигнуть не только тем,
что все окружающие будут <правильно> говорить, что не всегда возможно, но и используя
технические средства. Желательно, чтобы малыш с раннего детства имел возможность
слушать аудиозаписи: сказки, песни, тесты, записанные на профессиональном оборудовании
и озвученные артистами и дикторами. Дома должна быть создана зона (комната, угол),
в которой ребёнку никто не мешал бы слушать аудиозаписи. К 2,5 - 3 годам незрячий
ребенок может научиться управляться почти с любой звуковоспроизводящей аппаратурой.
При выборе музыкальных записей необходимо учитывать не свои пристрастия, а качество
записи, возраст ребёнка и соответствие музыкального сопровождения темпераменту
и интересам ребёнка.

По моему мнению, у Максима сформировалась правильная речь и развился абсолютный
музыкальный слух благодаря тому, что в нашем доме с первых дней появления в нём
сына звучали музыкальные сказки, детские песни и другие музыкальные произведения.
Уже в 3 года Максим мог сам самостоятельно включить проигрыватель, поставить
на диск пластинку[5] и опустить на неё звукосниматель. В четырёхлетнем возрасте
Максим достаточно чисто проговаривал и <пропевал> многие отрывки прослушанных
песен и сказок, самостоятельно находил интересующую пластинку, определяя её вначале
по размеру и фактуре конверта, а позже по наклейкам с условными выпуклыми надписями.
Надписи, которые мы вместе с ним сделали на каждой пластинке, содержали 2 - 4
знака, записанные брайлевским шрифтом и соответствующие начальным буквам названия
пластинки. Таким образом мы пометили более сотни пластинок.

Во-вторых, к школе ребёнок должен научиться придерживаться распорядка дня, обслуживать
себя, находить нужные вещи и убирать их на место, одеваться, самостоятельно есть
и т.д. Очень важно научить ребенка уметь сидеть и слушать определённое время,
не мешая другим. Научить его этому можно во время походов в театр, на концерты,
при совместном просмотре телепередач. Ребёнок должен научиться тихо сидеть и
внимательно слушать речь актеров и звуки, идущие со сцены (от телевизора), а
вы, сидя рядом, комментируете происходящее на сцене (экране). Конечно, если вы
начнёте делать комментарии по ходу спектакля, сидя в партере, да ещё в первых
рядах, то на вас <зашушукают> окружающие, и это может испортить ребёнку всё впечатление
от похода в театр. То же самое произойдёт, если при совместном просмотре телепередачи
вы будете отвлекаться на разговоры с другими членами семьи, телефонные звонки
или домашние дела. Поэтому, когда пойдёте в театр, договоритесь с администратором,
билетёрами о месте в ложе или в другом укромном уголке зала, где ребёнок мог
бы хорошо слышать, что происходит на сцене, а вы могли бы делать комментарии,
не мешая другим. Дома договоритесь со всеми, что во время совместного просмотра
передач вы недоступны ни для кого, кроме ребёнка. Обязательно ходите с малышом
на детские праздники: новогодние ёлки, различные утренники, массовые гуляния.

В-третьих, чтобы ребёнок учился в благоприятной для него атмосфере, необходимо
правильно выбрать школу. Для многих людей словосочетания <школа-интернат для:>
или <коррекционное образовательное учреждение:> вызывает дрожь. Многие родители
считают, что, отдав ребёнка в такое учреждение, они ставят на всей его будущей
жизни <клеймо>. Так ли это?

В нашей стране дети с глубокими нарушениями зрения обучаются в школах-интернатах
для слепых и (или) слабовидящих детей.

Первая школа при Александро-Мариинском попечительстве слепых была основана в
Санкт-Петербурге в 1881 году по инициативе замечательного общественного деятеля
XIX века Константина Карловича Грота[6]. С этого времени в России ведётся отсчёт
систематического образования слепых. Сегодня детям в школах для слепых и слабовидящих
предоставляется комплекс образовательных, социальных, медицинских и других реабилитационных
услуг. Образование в школе проводится по образовательным стандартам, соответствующим
стандартам общеобразовательной школы. Это позволяет детям после окончания школы
получать профессиональное образование наравне со зрячими сверстниками. Педагоги
и воспитатели имеют тифлопедагогическое образование, поэтому при обучении детей
используют соответствующие методики. В классах для слепых детей учатся не более
8 человек, а в классах для слабовидящих - 16 человек.

При каждой школе имеется интернат для слепых и слабовидящих детей, живущих далеко.
В интернате детям предоставляется спальное место с бесплатными постельными принадлежностями,
оборудованы санитарно-гигиенические помещения, места для хранения личных вещей.
Оставлять ли ребёнка в интернате или ежедневно привозить его на занятия - решают
родители совместно с администрацией школы в начале учебного года. Никто не имеет
право требовать от родителей оставить ребёнка в школе во внеурочное время. Для
детей, проживающих в интернате, предоставляется бесплатное четырёх-пятиразовое
питание.

Нельзя сказать, что в интернатах условия проживания соответствуют домашним или
даже близки к ним. К сожалению, в спальнях одновременно могут спать от 4 до 10
человек. Если это ещё допустимо для учащихся начальной школы, то для детей старшего
возраста, по моему мнению, это вообще не допустимо. По западным меркам в комнате
должно проживать не более 2 человек. Но существующие интернаты достались нам
из предшествующего периода <поголовного коллективизма>, и по понятиям советских
чиновников от образования интернат - это не место проживания, а место <временного
пребывания>. И никого не смущало, что <временное пребывание> длится в течение
12 лет. Сегодня администрация многих школ пытается исправить данное положение,
но для создания цивилизованных условий проживания в интернатах необходимы большие
капитальные затраты, которых у школ нет.

Проживание ребёнка во время обучения в интернате имеет две стороны медали, влияющие
на становление ребенка намного больше, чем сами по себе условия проживания (пребывания).

С одной стороны - опыт слепых выпускников школы показывает, что дети, прожившие
в интернате школьные годы, оказываются более коммуникабельными, более мобильными
и более неприхотливыми, чем их <домашние> соученики. <Интернатные> выпускники
оказываются в дальнейшем более независимыми, более лёгкими на подъём и более
самостоятельными, но не всегда готовыми к самообслуживанию в части приготовления
пищи, стирки белья и других <домашних> трудностей, которые за них делали работники
школы. Но в дальнейшем жизнь заставляет научиться и этому.

С другой стороны - проживание в интернате, вдали от семьи приводит к нарушению
семейных связей между ребёнком и его родственниками, т.к. часто некоторые дети
видят родителей только в каникулы. Есть родители, которые, отправив ребёнка в
школу-интернат, считают, что их обязанности и ответственность за воспитание ребёнка
полностью переходит школе, а им остается только <ждать> результатов. Но в этом
случае срабатывает эффект <бабушки>, о котором я говорил в шестой беседе. <Бабушкой>
по воле родителей становится школа.

Проживание в интернате имеет свои плюсы и минусы, но максимальное использование
плюсов интерната и сведение до минимума действие минусов зависит в первую очередь
от родителей.

В-четвёртых, необходимо выбрать форму образования, соответствующую возможностям
ребёнка. Сегодня Федеральные Законы <Об образовании>[7] и <О социальной защите
инвалидов>[8] дают право родителям выбирать школу или требовать <обучение : по
полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому>.[9] Некоторым
детям, имеющим сочетанные нарушения, медико-психолого-педагогические комиссии
(консультации) предлагают обучение на дому. Обычно такая форма рекомендуется
незрячим детям, имеющим серьёзные поведенческие отклонения, вызванные нарушениями
ментального[10] характера, или детям, имеющим серьёзные нарушения в передвижении,
нарушения опорно-двигательного аппарата. Таких детей немного и для них, к сожалению,
обучение на дому - единственная форма учёбы. Кто сталкивался с этой формой обучения,
тот знает её неэффективность и знает, сколько труда нужно вложить родителям,
чтобы ребёнок получил приемлемое общее образование.

Бывают случаи, когда некоторые родители требуют надомной формы обучения для своего
незрячего ребёнка, не имеющего других нарушений. Основанием для такого требования
они выдвигают следующие причины: <далеко живём>; <не хотим, чтобы наш ребёнок
общался с другими <брошенными> детьми этого <вонючего> интерната>; или <я считаю,
что в школе будут учить не тому, что нужно моему ребёнку>, и т.п.

Несколько лет назад я участвовал в конференции, посвящённой библиотечному обслуживанию
слепых. Конференция проходила в одном из красивейших городов Сибири. На секции,
посвящённой образованию, работниками городской музыкальной школы был представлен
слепой мальчик 9 - 10 лет, который сыграл на синтезаторе несколько популярных
вещей. У большинства участников конференции, знавших об обучении слепых через
призму библиотечного дела, это выступление вызвало восторг и умиление. По завершению
выступления я поинтересовался у преподавателей музыкальной школы: <Знает ли ребёнок
ноты, записанные брайлевским шрифтом?>. На что получил ответ: <Мальчик обучается
на слух, а ноты по Брайлю школой не используются, нет специалистов>. Сидящие
рядом работники школы слепых (одной из лучших в Сибири) с горечью посетовали:
<Очень способный мальчик, но его мама считает, что в школе слепых учат не тому,
что надо её сыну, и категорически не хочет, чтобы её сын посещал школу слепых.
Добившись надомного обучения, основной упор сделала на музыкальном образовании>.

Мне вспомнилась другая семья <слепого музыканта>, историю взросления которого
я наблюдал более 10 лет.

Слепой мальчик к 12-13 годам незаурядно играл на фортепиано. Музыке он начал
обучаться в обычной районной музыкальной школе, ещё до создания в Санкт-Петербурге
музыкальной школы при школе-интернате для слепых детей. На слух он мог выучить
серьёзные музыкальные произведения. Общеобразовательные предметы изучал в школе
для слепых. Родители ежедневно привозили его в школу, а после занятий забирали
домой. Занятия в общеобразовательной школе, в музыкальной школе, постоянные поездки
- всё это создавало напряжённый ритм жизни для семьи. Родители стойко преодолевали
все трудности. Да и было ради чего: по оценкам специалистов, ребёнок имел неординарный,
самобытный стиль игры. Школой-интернатом и общественной организацией родителей
города семье оказывалась всевозможная помощь: создавались условия для участия
ребёнка в концертной деятельности, в том числе за рубежом; семья участвовала
в летних творческих мастерских, организуемых на юге; учителя <закрывали глаза>
на его учебные <успехи> по некоторым предметам. Когда он стал учиться в старших
классах, подключили специалистов (в том числе из-за рубежа), готовых организовать
его дальнейшее музыкальное образование. Но дальнейшее музыкальное образование
требовало иного принципиального подхода: необходимо уметь читать ноты, записанные
рельефно-точечным шрифтом; знать сольфеджио, музыкальную литературу; приучиться
к самообслуживанию; освоить пространственную ориентировку, хорошо знать иностранный
язык. Но родители не согласились со специалистами. По их мнению, ничего менять
не надо, их одарённый ребёнок обойдётся и без этих <ненужных трудностей>. Проходят
годы, семья живёт прежней напряжённой жизнью. Но специалисты всё ниже и ниже
оценивают его музыкальный уровень. После окончания школы юноша поступает на очное
отделение музыкального факультета одного из вузов Санкт-Петербурга. Но учиться
на дневном отделении он не смог, не хватило не только музыкальной грамотности,
но и элементарной самостоятельности. А родителям с каждым годом становится всё
труднее помогать сыну - возраст берёт своё. Перебрался на вечернюю, затем заочную
форму обучения, а свою неудачу объясняет тем, что <слепые музыканты никому не

успешно обучающихся на очном факультете того же вуза и неплохо <подрабатывающих>
музыкой.

После того, как мальчика увели, я рассказал участникам секции эту историю, надеясь,
что она заставит задуматься присутствующую маму над будущей судьбой своего сына.
Ребёнку, не лишённому слуха, не так уж и сложно научиться играть без нот на синтезаторе,
и некоторое время на этом даже можно получать дивиденды. Родители счастливы -
у них выдающийся ребёнок! Им кажется, что так будет всегда. Но, не научившись
читать ноты, не освоив сольфеджио, не изучив музыкальную литературу, ребёнок,
как бы он ни был одарён, через несколько лет останавливается в своём музыкальном
развитии. А отсутствие навыков самостоятельности сведёт на нет и другие <детские
достижения>.

Об аналогичных случая могут поведать работники многих школ для слепых детей.
Музыкальное образование всегда считалось важным элементом развития незрячих детей,
поэтому в каждой школе для слепых обязательно действуют музыкальные кружки, где
дети учатся играть на фортепиано, аккордеоне и других инструментах, изучают нотную
грамоту, сольфеджио. В Санкт-Петербурге, Армавире и других городах при школах
слепых действуют специальные музыкальные школы (отделения), где незрячим детям
даётся начальное музыкальное образование, позволяющее им в дальнейшем получить
среднее и высшее профессиональное музыкальное образование. В Курске работает
музыкальное училище-интернат для слепых.

Надомная форма обучения для некоторых родителей кажется более безопасной: ребёнок
всегда на глазах, не наберётся <плохого> - родитель может научить только <хорошему>.
Да, человек, имеющий хорошее среднее или высшее образование, может самостоятельно
обучить ребёнка почти по всей программе средней школы, но сумеет ли он обучить
его самой главной науке жизни - общению? Общению со сверстниками, с другими взрослыми
людьми, а не только с людьми <ближнего круга>. Опыт жизни незрячих выпускников,
ставших <надомниками> по воле родителей, да и других детей, излишне опекаемых
родителями, подтверждает это. Роль родителей не в том, чтобы подменить собой
учителей, воспитателей и других специалистов, а в том, чтобы найти те необходимые
и достаточные условия образования для своего ребёнка, которые дадут ему возможность
максимально почерпнуть в школьные годы от окружающих всё <хорошее> и научиться
понимать, что значит <плохое>.

В 90-х годах в среде родительской и научно-педагогической общественности России
широко обсуждался вопрос об интегрированном[11] образовании. Идея интегрированного
образования, основанная на абсолютизации прав человека и пришедшая к нам с Запада
в конце 80-х, на первый взгляд, очень заманчива и проста. Ребёнок с отклонениями
в развитии получает образование не в специальной школе, а в обычной, рядом с
домом, вместе со здоровыми сверстниками, а органы образования создают для обучения
необходимые условия. Родители, вспоминая свои школьные годы, считают, что обучение
в обычной школе <лучше> и более <надёжное> (в своё время так же думал и я), но
мало кто задумывается над тем, как практически можно организовать процесс обучение
ребёнка с нарушением развития в условиях массовой школы.

Сегодня, основываясь на анализе возможностей нашей системы образования, её традициях,
опыте реализации этой идеи в странах запада - Швеции, США, Великобритании, Финляндии
и других, считаю, что у нас организовывать интегрированное образование не целесообразно.
Особенно это касается детей, имеющих сенсорные, церебральные или опорно-двигательные
нарушения. Это связано с рядом объективных причин: неготовностью общества; недостатком
финансовых средств, выделяемых на образование; отсутствием соответствующих специалистов
и другими причинами. Опыт показывает, что, за редким исключением, интеграция
молодого незрячего человека в общество зрячих проходит легче после получения
<нормального> образования в специальной школе, нежели в период его обучения в
массовой школе с <хорошо> организованным интегрированным образованием.

[1] Ноты, записанные с помощью брайлевского шрифта, для правой и левой пишутся
в отдельных строках и считываются сначала для одной руки, затем для другой. (авт.)

[2] Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства М.: <Полиграф сервис>, 2000. - 250
с. стр. 99

[3] Логопедия [гр. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение] раздел дефектологии,
изучающий вопросы постановки правмльной речи, предупреждение и устранения её
дефектов СИС

[4] Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства М.: <Полиграф сервис>, 2000. - 250
с. стр. 101

[5] В конце 80 годах недорогие и качественны аудио записи можно было найти, в
основном, на виниловых пластинках. (Прим.авт.).

[6] Первый Институт для слепых взрослых мальчиков был основан в 1807 году в Санкт-Петербурге.
Учредителем этого учебного заведения был Валентин Гаюи, приглашенный Императором
Александром I. Руководство учебным заведением осуществляли Валентин Гаюи и е
го 17-летний воспитанник слепец Шарль Фурнье. Обучали детей по программе, разработанной
В. Гаюи: французский язык, музыка и некоторые ремесла.

(Учебные заведения для слепых детей в России Сизова А.И. - www.EyeNews.ru)

[7] Закон РФ <Об Образовании>

[8] Закон РФ <О социальной защите инвалидов в Российской Федерации> от 24.11.
1995 года # 181 - ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.10.2003 # 132-ФЗ).

[9] Там же. ст. 18

[10] От слова менталитет (фр. mentalite) - склад ума; мироощущение, мировосприятие;
психология. ССИС

[11] Интеграция (лат. integratio восстановление, восполнение) процесс взаимного
приспособления, расширения сотрудничества. (прим. Авт.)

Выпуск листа на новом месте: 1639

Ответить   Fri, 6 Jan 2006 02:32:57 +0300 (#497758)