Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Киев. Цейтлин

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!

Начинаю знакомить Вас с материалами международной научной конференции <Применение
информационных технологий в образовании слепых>. Киев, ноябрь 2005г.

Материалы будут публиковаться в рубрике с темой "Киев. Фамилия автора публикуемого
доклада".

С уважением

Зарубина Ирина
e-mail: tifloresour***@m*****.ru

О повышении уровня преподавания

с использованием информационных

технологий в школах для слепых детей

Г. Е. Цейтлин, доктор технических наук, профессор,

Президент ОО "Окно в мир"

В чем проблема компьютерного образования в школе?

Главная проблема состоит не в том, что бы учить детей пользоваться компьютерными
технологиями. Многие из них это уже умеют делать. Главная проблема состоит в
том, чтобы научить это делать учителей. Вот в чем проблема.

Мы постоянно сталкиваемся с этим. У детей, которые к нам приходят из интернатов,
уровень образования не высок. И чем это объясняется? Просто тем, что для того,
чтобы его поднять нужно, прежде всего, приобщить к компьютерным технологиям их
учителей. Вот главная проблема.

И вот тот проект, который мы намерены сейчас реализовать, это Повышение компьютерного
образования и квалификации учителей, которые готовят наших учеников. Вот суть
и цель моего выступления сегодня.

И как раз главный инструмент в решении этой проблемы - это наша компьютерная
школа, которая, в общем-то предназначена для того, чтобы внедрять компьютерные
технологии прежде всего в интересах наших пользователей, для тех, кто имеет проблемы
со зрением, а значит, разумеется, детей, но и учителей мы тоже намерены приобщить
к этой технике благодаря этой школе.

Это первое. И второе - это технология, о которой я говорил и продолжаю о ней
говорить, спринт-технология. Ее главная идея состоит в том, чтобы взаимодействие
с аудиторией реализовать с помощью диалога. Вот главный аспект, который я стремлюсь
реализовать и при чтении лекций обычным студентам (обращаю на это ваше внимание),
и, в том числе, конечно же, при обучении тех из нас, кто имеет проблемы со зрением.

Это основная цель моего выступления.

Какой главный мотив моего выступления здесь? Он состоит в том, чтобы использовать
еще одну возможность взаимодействия с вами, с руководителями УТОСа, с теми, кто
хорошо понимает проблематику, которая тут затрагивается. Взаимодействие с вами
должен обеспечить пропаганду этих средств и поддержку, прежде всего с вашей стороны
тому, что мы делаем.

Я не буду вас утомлять некоторыми проблемами, связанными с тем, как была создана
эта технология и как она развивается, скажу просто пару слов.

Основной наш подход состоит в том, чтобы программно реализовать те средства,
которые я вам тут представляю. Что означает реализовать их программно?

Как вы знаете, программа для компьютера - это алгоритм, алгоритм, который на
нем реализован и который компьютер понимает. Средствам проектирования для создания
нужных алгоритмов посвящено научное направление, которым я продолжаю заниматься.
Всю жизнь я им занимался и продолжаю заниматься.

Это направление называется алгебра алгоритмики. Начало его положено фундаментальными
работами Виктора Михайловича Глушкова, именем которого назван институт, который
он создал и в котором я учился и продолжаю работать в настоящее время.

И алгебра алгоритмики как раз и есть тот инструмент, который мы используем для
реализации, в том числе, и той технологии, о которой я говорю. Почему алгебра?
И как могут эти формулы тут нам помочь?

Дело в том, что оказывается, алгебраическое описание алгоритмов существенно является
более простым, чем обычные программы для компьютера, и вот этот момент существенен,
потому что он обеспечивает возможность приобщить пользователя к развитию этой
технологии. Вот почему алгебра алгоритмики.

И вот эти средства, которые позволяют сделать из алгоритмов, так просто проектируемых,
программы,- они тоже представляют собой определенный инструментарий. Это инструментарий,
который позволяет перевести эти алгоритмы в программы. И поэтому я тут позволил
себе сказать пару слов на эту тему.

Я немножко напомню, что представляет собой эта система. Во-первых, это озвученные
редакторы. Это не один редактор, а именно некоторый спектр средств ориентированных
на редактирование текста- Word, а также тот редактор, который мы в свое время
первый создали при поддержке УТОСа.

Я всегда об этом помню. И первые исследования, связанные с озвучиванием, были
поддержаны Виктором Михайловичем Акимушкиным, светлая ему память, и Владиславом
Николаевичем Бильчичем. Он первый был за то, чтобы вложить в дело небольшие по
тем временам деньги, но в такое, казалось, абсолютно бесполезное дело, которое
тогда в конце 80-хгодов казалось абсолютно нереальным. Вот тогда отдать в руки
инвалида компьютер, который стоил больше, чем полторы тысячи рублей! Если бы
всю жизнь я занимался те, чтобы собирать деньги на такой компьютер, в общем-то,
этой жизни мне бы не хватило, безусловно.

Но я благодарю Владислава Николаевича и тех, кто был с ним тогда, кто рискнул
вложить эти небольшие деньги. Они очень скоро, как вы знаете, себя окупили.

Кроме этих средств редактирования, включая и Word и другие редакторы, мы имеем
соответствующие инструменты, а именно наша школа и ее оборудование. Оно в достаточно
хорошем виде. И благодаря этому оборудованию мы реализуем наш учебный процесс
в школе и благодаря ему мы намерены реализовать тот проект, о котором я вам тут
говорю.

Я немножко напомню о том, как была создана эта школа. Она была создана в 2000-м
году. Два года мы реализовали проект, который был нацелен на создание этой школы.

Нашими партнерами были немецкие коллеги. Это, прежде всего, Евроком, структура,
которая обеспечивала наше взаимодействие с Брюсселем. Была и существует в настоящее
время та немецкаяшкола , которая, на самом деле, в какой-то части выполняет те
же функции, которые реализует сейчас и "В?кно в св?т". Ею руководила и руководит
в настоящее время известная вам Габриэла Зайде. Мы вместе реализовали этот проект,
и так была создана школа "В?кно в св?т". Она и в настоящее время, подчеркиваю,
реализует свою функцию.

С тех пор у нас появилось много других важных моментов. Это и интернет, и использование
его при обучении, и дистанционное обучение, которым мы сейчас активно занимаемся.
И об этом я еще скажу несколько слов.

Вот тот проект как раз и был нацелен на подготовку тех, кто имеет проблемы со
зрением. Это, прежде всего, молодежь. Это те же школьники. Мы ими занимались
уже тогда, и поэтому у нас есть определенный опыт по взаимодействию с ними. И
есть понимание того, как решить те глобальные проблемы, которые, к сожалению,
как были, так и остаются. Кроме того, к сожалению, никто не может быть гарантированным,
что ему не понадобится (к несчастью, я еще раз это подчеркиваю) наша помощь.
Поэтому мы помогаем всем, кто имеет проблемы со зрением, и все они тоже пользуются
нашими средствами. И это не только школьники. Это и студенты, это и ученые, это
и аспиранты. Короче говоря, мы помогаем всем и стараемся это делать в меру наших
сил. Вот что это за школа и какие цели она преследует. И в настоящее время потребность
в ней, к сожалению, остается весьма высока, и мы продолжаем выполнять, я думаю,
свою полезную функцию.

У нас достаточно неплохое оборудование, которое еще с той поры у нас находится,
и мы стараемся это оборудование обновлять, потому что оно в общем-то с тех пор
достаточно устарело. Усилия к этому мы прилагаем.

Наш инструментарий - это озвученная технология. Это не только DOS-средства, а,
конечно же, и Windows-средства. И кстати, к освоению Windows тоже был привлечен
в свое время, на начальном этапе, УТОС, и Владислав Николаевич и другие наши
коллеги нас поддержали, и это должна быть взаимная поддержка. Я думаю, что кое-что,
может быть, и мы сделали для УТОСа и будем продолжать это делать безусловно.

Кроме того, говоря о средствах, которые мы имеем, я хотел бы подчеркнуть тот
факт, что мы учим наших пользователей по лицензии. Лицензия нам выдана Министерством
образования. Сейчас мы работаем над тем, чтобы ее продлить. Лицензия эта дает
право выдавать документ, сертификат государственного образца, который обеспечивает
возможность трудоустройства.

Трудоустройство - Это важный момент для наших выпускников. И я хочу надеяться,
что в том числе и при участии УТОСа нам удастся не только формально, а и по существу
обеспечить трудоустройство наших пользователей. Это действительно для них шанс.
И для тех детей, которых мы учим, и для взрослых. Для того, чтобы восстановить
свою работоспособность и обеспечить должную квалификацию.

Хотя я это показывал неоднократно, но для тех, кто слушает меня в первый раз,
я немножко объясню, что же такое эта спринт-технология. Это важный момент, поскольку
именно ее мы реализуем сейчас дистанционно.

Первый компонент спринт-технологии состоит в наличии конспекта. И конспект этот
представляет собой некоторую последовательность кадров. Каждый кадр - это некоторая
замкнутая, законченная единица информации. И этот конспект разворачивается перед
теми, кто учится по этой технологии, последовательно кадр за кадром.

Говоря об обучении обычных студентов, к которому я причастен в университете,
я хочу подчеркнуть, что я свои конспекты,- все конспекты, на целый семестр,-
отдаю студентам в начале семестра. Поэтому у нас на лекциях никто ничего не пишет
и никто никому ничего не диктует.

Что должен сделать студент для того, чтобы так учиться? Он должен перед лекцией
просмотреть этот конспект и выяснить для себя, что для него ясно, а что нуждается
в уточнении. Дальше обсуждение этого конспекта происходит в режиме прямой и обратной
связи. То есть в начале каждый кадр высвечивается на экране, и студенты могут
поставить передо мной свои вопросы. Я отвечаю на них и в свою очередь спрашиваю
их о том, насколько глубоко им удалось понять смысл того, что там излагается.
И вот в этом взаимодействии, в этом диалоге как раз и происходит их обучение.

Что здесь является главным? Диалог еще с древних сократовских времен - это один
из наиболее эффективных средств обучения, и он тут имеет такое полное компьютерное
воплощение. И эффективность этой спринт-технологии весьма высока.

У меня опыт почти десятилетнего обучения по этой технологии. В будущем году будет
как раз 10 лет, когда мы выиграли соответствующий грант в 1996 году. Тогда о
наличии таких презентационных средств могли мечтать, ну, известные университеты.
Центральные университеты Киева КГУ и КПИ. Эти презентационные средства были в
отдельных фирмах, которые использовали эти средства презентации для пропаганды,
для рекламы своей продукции.

Вот тогда нам удалось попросить фонд "Видродження" предоставить нам это презентационное
оборудование для того, чтобы я мог рассказать о том, что такое алгоритмы. Так
была названа тема доклада, и я должен был показать нашу систему, которая была
показана тогда в Ганновере.

И вот тогда состоялась моя первая лекция по этой спринт-технологии. Были проблемы
в том, как соединить вместе компьютерное изложение системы, которая была показана,
с демонстрацией того, что же такое алгоритмика, о которой я сказал пару слов.
Вот это удалось тогда сделать и это был первый такой доклад по спринт-технологии.
И тогда родилась идея, почему бы не использовать эти средства при обучении. И
вот мы получили соответствующий грант, и таким образом ведется обучение у нас
в университете. И я стараюсь в нашей школе таким же образом работать с нашими
студентами.

Теперь немножко о дистанционном обучении.

Дело в том, что мои аспиранты,- ну, и я в меру сил стараюсь им в этом помочь,-
сейчас на фазе реализации такого дистанционного обучения в интернете. Дистанционное
обучение на базе этой спринт-технологии.

одному из моих аспирантов осенью этого года удалось установить первые контакты
между Киевом и Кошице. И я надеюсь, что еще в этом году, может быть, нам удастся
реализовать первое занятие по этой спринт-технологии. И если это состоится и
планы наши реализуются, тогда мы сможем обеспечить обучение, используя этот дистанционный
подход, использовать его не только между Киевом и Словакией, но и между Киевом
и другими регионами Украины. Это большая возможность, которую нам предстоит еще
реализовать.

Я уже немножко вам сказал о том, что предполагает наличие такого инструментария.
Во-первых, эти презентационные средства. Это то оборудование, которое нам для
этого необходимо. И можно его реализовать, в том числе, дистанционно, имея в
виду известную вам технику, связанную с организацией собраний, используя интернет.
И там можно реализовать наличие экранов и экранов пользователя. Рабочие места
ученика имеются по количеству тех, кто пришел на занятия, и имеется экран преподавателя
- рабочее место преподавателя. И вот такого рода взаимодействия можно реализовать.

Заканчивая это свое компьютерно поддержанное выступление, я хотел, может быть,
сформулировать несколько аксиом, которые, с моей точки зрения, должны быть приняты
тем, кто хочет помочь людям, имеющим наши проблемы.

Аксиома первая. Она состоит в том, что наши цели являются общими, и поэтому следствием
этой посылки является то, что мы должны поддерживать друг друга. Не конкурировать,
не стремиться в чем-то, скажем, опередить (хотя конкуренция - это, конечно, здоровое
состояние, которое присуще современному развитию нашего общества). Но наша цель
не в конкуренции, а в том, чтобы обеспечить помощь и поддержку друг другу. Именно
это и есть первое и необходимое условие.

Второе. Для того, чтобы нам можно было дальше успешно продвигаться, нам нужно
обеспечить внутренние и внешние инвестиции в наше дело. И этого мы тоже должны
добиваться вместе. Мы должны добиваться того, чтобы наши внутренние фонды работали
с нами вместе и помогали нам в достижении тех целей, которые перед нами стоят.
И тогда к нам придут внешние инвестиции. Потому что западные люди (это не только
сейчас, это уже давно стало ясно) не хотят вкладывать в нас деньги, если мы не
пользуемся поддержкой государства. И поэтому это второе, что нам необходимо достичь.

И завершая, я еще хотел бы сказать, что вот этот проект поддержки учителей, которому
мы хотим посвятить ближайшие наши планы, поддержан программой "Темпус". Есть
такая программа университетов. Это консорциум университетов. И этот консорциум
решил реализовать этот план.

Мы будем приглашать к взаимодействию прежде всего учителей, которые работают
в школах для детей с нарушениями зрения, повышать их уровень образования. Таким
образом, надеемся, это приведет к тому, что будет оказана помощь учителям не
только информатики, но и вообще учителям, которые учат детей. Это математики,
физики, химики гуманитарщики. Они должны использовать при своем обучении компьютер.
И тогда они смогут приобщить к этому в полном объеме и своих учеников.

Вот в чем состоит наш план, и мы надеемся на вашу поддержку нашего плана.

Выпуск листа на новом месте: 1640

Ответить   Fri, 6 Jan 2006 22:02:13 +0300 (#498026)