[TIFLO] ВОЛШЕБНАЯ БЕЛАЯ ТРОСТОЧКА

"Школьный вестник" #11, 2005г.
Андрей Сунгуров
ВОЛШЕБНАЯ БЕЛАЯ ТРОСТОЧКА
Сказка
1
До полуночи оставалось совсем немного. Пушистый кот Сима вни-мательно смотрел
на старинные настенные Часы. Стрелки двигались еле уловимо. А вот маятник - блестящий
диск на длинной ножке - равномер-но качался влево - вправо.
- Тик-так, тик-так, - отстукивали время Часы. Сима любил Часы. Ему нравился жёлто-золотистый
маятник, похожий на неяркое осеннее солнце. Нравилась слушать строгое тиканье
мудрых Часов. Сима пытался подпевать им, но у него выходило не "тик-так", а "мур-мур".
Сейчас в школе-интернате тихо. Все спят. Вахтер тётя Рая отложила вязание. Она
достала из сумки термос с крепким душистым чаем, несколько бутербродов. Сима
к чаю был равнодушен, но только не к бутерброду с колбасой. "Докторскую" колбасу,
в этом Сима был уве-рен, делают доктора. Разве сделают колбасу невкусной такие
учёные люди?
- Иди, иди, лежебока! - ласково позвала кота тётя Рая. - Подкрепись, день-то
тяжёлый выдался.
"Лежебоку" Сима пропустил мимо ушей, а с бутербродом справился очень даже быстро.
Колбасу он съел. Хлеб из вежливости оставил тёте Рае, чтобы она не думала, будто
он жадный кот, и с благодарностью потёрся о тапочки вахтёра.
День и в самом деле выдался непростой. Одним словом - понедельник! Утром в умывальной
комнате кто-то из ребят забыл закрыть кран. Вода, переполнив раковину, разлилась
большой лужей. Теперь на кафельном полу можно было пускать кораблики. Дежурные
так долго вытирали это рукотворное море, что опоздали на первый урок.
Потом Семён Николаевич искал свой молоток по всей школе. Он ремонти-ровал дверь
в коридоре на втором этаже. Вышел на минутку в мастерс-кую за гвоздями, вернулся
- нет молотка! Семён Николаевич всю пере-мену расспрашивал школьников, учителей,
даже директора, не брали ли они его ценный инструмент. Он спускался в подвал,
бродил по чердаку, залезал под парты. Не находилась пропажа. И только спустя
час плотник обнаружил молоток: в своём кармане. Семён Николаевич чуть-чуть обиделся
на него, дескать, мог бы о себе и раньше напомнить, а не путешествовать в кармана
халата по всей школе.
А вот потом, после уроков и полдника, в вестибюле появилась маленькая растерянная
девочка. Сима сразу понял: она нуждается в его помощи. Снежинки на её шапочке
быстро таяли, тёмная меховая шубка пахла зимой, а по щекам девочки текли слёзы.
Она беззвучно плакала.
Женщина, которая привела новенькую в школу, держала в одной руке кожаную папку
с какими-то документами, а другой ласково гладила девочку по розовой щеке, сма-хивая
слезинки. Женщина шептала ей что-то ласковое, нежное.
"Новенькая!" - догадался Сима. "Новенькая и маленькая, как пер-воклашка", - подтвердили
Часы. Кот Сима жил в школе-интернате уже три года, поэтому он многое знал. Старинные
Часы знали ещё больше. Ведь им почти сто лет!
Вскоре женщина ушла с завучем в кабинет, попросив девочку не волноваться. Маленькая
незнакомка осталась одна. Её не заинтересо-вали разноцветные весёлые картины,
нарисованные на стене Ваней Жуковым - замечательным художником из десятого класса.
Она не заме-чала красных цветков "декабриста". Этот удивительный цветок зацвёл
только вчера. Не обращала она внимания и на полосатого Симу, похожего на тигра,
только на карликового тигра. Девочка ничего не видела, она была слепа.
2
Тетя Рая дремала на стуле. Наступила полночь, и Часы пробили двенадцать раз,
но не очень громко, чтобы не нарушать ночную тишину.
- Многоуважаемые Часы! - обратился к ним кот Сима. - Надо бы помочь девочке.
Она сейчас так одинока. Она ещё не успела познакомиться с нашими ребятами, скучает
по дому, плачет.
- Так-так, - согласились Часы, - так-так. Сима, ты попроси Волшебную Белую Тросточку,
она поможет девочке.
- Мяу! Верно! Я побегу к этой доброй волшебнице. Спасибо за совет.
И он галопом помчался по коридору.
<Так-так, - а мне спешить нельзя>, - с грустью думали Часы.
Внимательно выслушав Симу, Волшебная Белая Тросточка поблагодарила кота и поспешила
к маленькой девочке. По пути она взяла с Симы обещание, что он будет помогать
ей во всем. Кот такому доверию обра-довался. Он высоко подпрыгнул, словно резиновый
мячик, и чуть не замя-укал во всё горло. Но шуметь было нельзя. В спальных комнатах
устав-шие за день дети смотрели свои сны. Представьте, что вы во сне летите по
небу птицей и вдруг откуда ни возьмись - <мяу>! Поэтому Сима только подпрыгнул
вверх.
Ночь мягкой поступью ходила по школе. Поправляла ребятам подушки и одеяла, напевала
колыбельные песенки, нашёптывала сказки, навевала добрые сновидения.
Лике не спалось. Она уже больше не плакала - слёзы кончились. Ей было очень грустно.
Впервые она не чувствовала рядом с собой маму, не слышала её мягкого голоса,
не ощущала тепла её родных рук. Мама вернулась в тот небольшой городок у широкой
реки, где родилась Лика. В городке нет такой специальной школы, поэтому Лику
и направили сюда, в школу-интернат.
Небольшая комната, где находилась Лика, оказалась уютной. В ней пахло медикаментами,
накрахмаленным бельём. Комната называлась необычно - "изолятор". Медицинская
сестра объяснила, что Лика проведёт здесь одну ночь. Таков порядок. А завтра:
Вот это "завт-ра" и пугало девочку. Как примут её другие ребята? Не будут ли
они смеяться над ней, если она что-то сделает не так? Она ведь совсем ничего
не знает здесь: И не станут ли они называть её "бедненькой" и "несчастненькой"?
С такой неприятной жалостью Лика уже сталкивалась. Гуляя с мамой по аллее парка
или по улицам городка, она слышала сюсюканье дяденек и тётенек, которое почему-то
казалось ей притворным. Их навязчивая помощь, когда Лика в ней вовсе не нуждалась,
обижала девочку.
Лика уже засыпала, когда услышала странный, необычный звук.
- Тук, тук, тук, - отчётливо доносилось из коридора. Потом скрипнула дверь в
комнату...
И вдруг Лика услышала:
- Девочка, не пугайся! Я знаю, что ты храбрая и добрая. Я чувствую, как тебе
сейчас тяжело. Поверь, скоро это пройдёт. Я помогу тебе, Лика!
- Кто вы? Я не боюсь, но я вас не знаю.
- Извини, Лика, что я не представилась. Меня зовут Волшебная Бе-лая Тросточка.
- Вы фея? - прошептала девочка.
- Почти, - уверенно ответила Волшебная Белая Тросточка.
- А вы можете сделать чудо? Вы можете:
- Милая Лика! Знаю, о чём ты попросишь. Нет, я не могу вернуть тебе зрение.
- Но вы же волшебная! - с жаром воскликнула девочка.
- Да. И всё-таки, поверь мне, человек сам творит такие чудеса, на которые не
способны ни феи, ни волшебники. Надо только верить в себя, в свои силы. Не унывать.
Учиться. И много-много работать!
- А что произойдёт тогда?
- Тогда ты увидишь, Лика, что мир, окружающий нас, красив и удивителен.
- Увижу? - переспросила девочка.
- Обязательно увидишь! Я буду помогать тебе, а ты - мне. Поодиночке мы с тобой
ничего не сможем сделать. Дружба - великая сила. Хочешь со мной дружить, Лика?
- Хочу, - прошептала радостно девочка.
- Тогда возьми мою рукоятку в свою ладошку. Чувствуешь, какая я лёгкая и гладкая?
Тебе удобно держать меня?
- Да.
- Молодец, Лика. Я верю в твою настойчивость. Утром мы с тобой увидимся снова,
а сейчас я хочу прочесть тебе одно стихотворение. Его написал мой друг, ученик
нашей школы. Пройдут годы, и он, может быть, станет настоящим поэтом. Слушай:
Грустно мне немножко:
Дождик за окном.
Листики-ладошки
Протянул мне клён.
А сегодня ночью
Выпал первый снег...
Клен проститься хочет,
Тянет ветки вверх.
Но окно высоко,
Снизу не достать.
Знаю, одиноко
Во дворе стоять.
А зима завьюжит -
Это не беда.
Что для нашей дружбы
Снег и холода?
Лика заснула крепким сном. Волшебная Белая Тросточка поправила подушку, чтобы
девочке было удобно спать, и тихонечко вышла из изолятора.
3
Сима проснулся за полчаса до звонка, который весёлой трелью будит ребят интерната
на зарядку. Наскоро умывшись одной лапкой, почесав себя за ухом другой, он подошёл
к двери изолятора. Проникнуть в комнату, пахнущую лекарствами и накрахмаленным
бельём, он и не пытался, ведь медицинская сестра строго-настрого запретила коту
входить туда. Сима был умным котом и понимал, что раз сестра запретила - значит,
тому есть причины. Вот он и ждал, терпеливо сидя у дверей. Ему очень хотелось
увидеть новенькую: какое настроение у неё с утра?
"Надо же, - размышлял Сима. - Сижу здесь, как сторожевой пёс. Может, попробовать
залаять?>
Но лаять Симе не пришлось. Дверь осторожно открылась. В коридор вышла Лика. Девочка
уже не казалась такой испуганной и растерянной, как накануне, - она улыбалась.
Счастливая улыбка делала её лицо прекрасным. В правой руке Лика держала Волшебную
Белую Тросточку.
Прошло два дня. Лика освоилась в школе. Она подружилась со многими ребятами.
Ей уже не было так одиноко и грустно, как в первый вечер. Конечно, трудно было
научиться ориентироваться в незнакомом помещении интерната. Здесь столько коридоров,
поворотов, классных комнат, спален. Незнакомое часто пугает человека, а потом
привыкнешь - и уже сам над собой смеёшься: как это я боялся?
Теперь Лике известен актовый зал, где ребята уст-раивают дискотеки и праздничные
концерты. Спортивный зал, где можно играть в волейбол или настольный теннис.
В игровой комнате можно посмотреть-послушать телевизор, поиграть куклами в дочки-матери,
построить целый город из кубиков.
Кот Сима сопровождал Лику повсюду, пока она не освоилась в школе. Ему нравилось
быть проводником. Вообще-то он знал, что проводниками незрячих людей работает
собаки. Их специально тренируют для этого. Та-кие умные дрессированные собаки
могут сопровождать слепого человека куда угодно: в магазин, на работу, на прогулку.
Собака видит препятствие, останавливается перед ним, и хозяин вслед за ней обходит
преграду. Собака может нести в зубах сумку или сетку, тем самым помогая пожилому
человеку. Собаки-проводники понимают множество команд, они вер-ные друзья-помощники
незрячему человеку. Сима знал, что у них есть специальный паспорт и особое удостоверение.
Они могут сопровождать хозяина и в самолёте, и в общественном транспорте. Эти
собаки очень добрые - на кошек они никогда не лают и не обращают внимания.
Вот и сделала Волшебная Белая Тросточка по просьбе Симы специальный поводок,
чтобы Лике легче было чувствовать все движения кота. Так Сима помог Лике лучше
узнать расположение школы. Он даже хотел показать девочке маленькую кладовочку,
где жила знакомая мышка, но передумал. "А вдруг Лика боится маленьких сереньких
существ с длинным хвостиком, неприятным писком и вредным характером?" - подумал
умный кот.
Через несколько дней Волшебная Белая Тросточка сказала Лике:
- Скоро мы будем гулять около школы, а потом - по городу. Ты узнаешь много интересного.
Мне уже много лет, а я до сих пор люблю учиться, это так здорово - узнавать что-то
но-вое, слушать музыку, беседовать с мальчиками и девочками обо всём! И читать,
читать, читать! Удивительное изобретение - книги! Это ма-шина времени: ты можешь
переместиться в Древнюю Грецию или Рим, побывать на звёздах, путешествовать по
дну океана или отправиться в тайгу.
- А я не умею читать. Я не вижу букв, - вздохнула девочка.
- Многие ребята в нашей школе тоже не видят букв, но отлично читают! Есть особые
книги для незрячих людей. Они напечатаны особым шрифтом, в котором буквы - выпуклые.
Кончиками пальцев ты научишься узнавать буквы. Буквы складываются в слоги, слоги
- в слова, а слова - в предложения. Ты будешь и читать, и писать!
- Как здорово! А кто придумал такой удивительный шрифт?
- Луи Брайль. Он жил во Франции. Луи перестал видеть с раннего детства, но он
очень хотел учиться. И хотел, чтобы все слепые тоже могли учиться. Теперь во
всём мире незрячие пользуются его азбукой.
- Неужели я сама смогу читать сказки, стихи, рассказы? И я смогу сама написать
маме письмо? И всем-всем девочкам и мальчикам, которые захотят переписываться
со мной?
- Да. Только ты должна учиться, тренироваться, запастись терпением. Смелый и
сильный духом человек преодолеет все трудности. Учись завязывать шнурки, накрывать
стол во время дежурства в столовой, пришивать пуговицы. И зарядку делать, чтобы
не болеть и не пропускать уроки.
- Я буду стараться!
- А я тебе, Лика, буду помогать. И кот Сима, и ребята нашей школы!
Пролетело ещё несколько дней. Вечером плотник Семён Николаевич и вахтёр тётя
Рая пили чай. "Тик-так, тик-так", - размеренно считали время настенные часы.
Кот Сима дремал у батареи. Семён Николаевич пах стружками, клеем, шурупами и
гвоздями, тётя Рая пахла домашними пирожками. Эти запахи причудливо смешивались,
поэтому-то Симе снился странный сон: он ест огромный пирог с мясом, из которого
торчит де-ревянная ручка молотка. И этот молоток вместе с пирогом хочет забрав
себе плотник. Вот он протянул руку и... И Сима, вздрогнув, проснулся. Кот подозрительно
посмотрел на Семёна Николаевича: из кармана плотницкого халата высовывалась деревянная
ручка. "Кажется, плотник уже успел съесть мой пирог-молоток", - с грустью подумал
Сима.
А за окном разыгралась метель. Такие случается на Севере часто: только что был
мороз, воздух прозрачен, и снег хрустит под ногами, искрится алмазными блёстками.
И вдруг - метель!
Снежные хлопья заглядывали в окна школы. Они удивлялись тому, что все дети спят,
а одна маленькая девочка водит пальчиком по плотным листам толстой книги. Девочка
улыбается. Губы её что-то шепчут, но через стекло любопытным снежинкам ничего
не слышно, и они спешат дальше, по своим снежным делам.
Окончание в следующем номере
Выпуск листа на новом месте: 1627