Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-01-03

[TIFLO] От рабфаков до вузов

Клюшников Е. В. От рабфаков до ВУЗов. К 60-летию ПО РИТ Ленинградского правления
ВОС. М., 1991.

Публикуется в сокращении

Часть4

50-е годы отличались массовым поступлением незрячих в вузы Ленинграда. Число
студентов и аспирантов из года в год возрастало. Так, только в 1950 г. вузы закончили
27 незрячих, а из различных городов страны поступило учиться более 40 человек.
В весеннюю сессию 1951 г. успешно сдали выпускные экзамены 26 человек, большинство
из них получили направление на работу по специальности, а осенью в вузы Ленинграда
поступило 12 окончивших средние школы для слепых. Среди них - 4 медалиста.

К лету 1952 г. в вузах Ленинграда обучалось более 150 незрячих. Причем подавляющее
большинство в ЛГУ и в ЛГПИ. Всего в студенческой организации числилось 160 человек,
в том числе 95 в ЛГПИ и 52 - в ЛГУ.

В 1952 г. получили высшее образование более 40 членов Организации. Студенты -
выпускники филфака ЛГУ В. П. Никитина и В. Б. Культиасов поступили в аспирантуру.
Заметно увеличилось количество преподавателей и научных сотрудников. Многие (М.
Н. Адамов, С. С. Батенин, В. Н. Гордеев, С. 3. Закиров, М. С. Кузьмин, А. М.
Мурзин, П. Ф. Никандров и др.) защитили диссертации, получили ученые степени
кандидатов наук.

Однако в связи с увеличением количества молодых дипломированных специалистов,
выпускаемых вузами в этот период, все чаще стали возникать сложности с их трудоустройством.
Нередко преподаватели истории, литературы, математики, получив направление по
распределению Государственной комиссии, возвращались обратно с отказом в приеме
на работу с мотивировкой <за отсутствием вакантных мест>. Поэтому комиссии по
распределению стали прибегать к испытанному средству - выдавали незрячим <свободный
диплом>. В связи с этим была поставлена под сомнение целесообразность поступления
слепых на исторические и литературные факультеты педагогических институтов.

Первичная организация # 3 прилагала большие усилия для разрешения этих вопросов.
Принимались решения бюро, на общих собраниях писались письма в Центральное правление,
министерства и ведомства. Совместно с отделом социального обеспечения, Горкомом
КПСС, общественными организациями и администрацией вузов неоднократно собирались
совещания по вопросу целенаправленного трудоустройства незрячих.

VII отчетно-выборная конференция Ленинградского городского отдела ВОС, состоявшаяся
в июне 1951 г., рассмотрела вопрос о трудоустройстве выпускников вузов и интеллигенции.
В резолюции было записано: <Обратить особое внимание на трудовое устройство работников
умственного труда> (<Путь восовца>, 1952, # 6, с. 45). Было признано целесообразным
в журнале <Путь восовца> ввести рубрику по обмену опытом преподавателей, членов
ВОС, работающих в учебных заведениях.

Летом 1952 г. журнал <Путь восовца> писал: <От местных организаций ВОС, а прежде
всего от Центрального правления Общества требуется самое активное вмешательство
в дело трудового устройства незрячих специалистов; требуется, чтобы Центральное
правление совместно с Министерством высшего образования и Министерством просвещения
планомерно проводило работу по трудоустройству выпускников. Получая от местных
отделов ВОС точные данные об общем количестве незрячих студентов, оканчивающих
вузы, об их специализации и уровне подготовки, доводя материалы учета до сведений
названных министерств, Центральное правление могло бы принять активное участие
в распределении незрячих специалистов. Кроме того, следует серьезно задуматься
над организацией и проведением в широких масштабах агитационной работы среди
зрячих, положительное значение которой бесспорно> (<Путь восовца>, 1952,# 8,
с. 14).

Жизнь поставила на повестку дня еще один из существенных вопросов учебной работы.
Программы всех факультетов вузов включали изучение одного или двух иностранных
языков, и студентам необходимо было сдавать зачеты и экзамены по чтению и переводу
текстов.

Для облегчения сдачи учебных текстов было решено создать специальную учебную
библиотечку на иностранных языках. Лен-горотдел выделил на это денежные суммы,
закладывавшиеся в смету ячейки. Рекомендованные методистами тексты переписывались
на приборах и пишущих машинках под диктовку зрячих и затем переплетались. Работа
по переписке книг дома была надежным подспорьем в бюджете, особенно семейных
студентов. Сохранившиеся в архиве счета говорят о том, что перепиской в те годы
активно занимались Т. Николаев, А. Хайрулин - на немецком и Н. Балашова - на
английском языках. Особенно много было переписано книг на немецком и французском
языках штатной переписчицей библиотеки Дома просвещения Е. А. Ивановой. Студент
П. И. Вишталь переплетал рукописные книги. Таким способом за несколько лет была
создана неплохая библиотечка учебной литературы, насчитывавшая более ста книг.
Среди них были произведения классиков марксизма-ленинизма, отдельные номера журнала
<Neue Zeit>, <Фауст> Гете, отрывки из произведений Т. Манна и Б. Келлермана,
впоследствии все эти книги поступили в Ленинградскую городскую библиотеку для
слепых. Аспиранты ЛГПИ и ЛГУ изучали французский язык. По их просьбе Ленгоротделом
были выделены средства на организацию кружка французского языка, в котором занимались
А. И. Соловьева, М. Н. Адамов, Е. И. Иванова и другие. Руководителем кружка была
Е. Н. Карцева.

При помощи бюро ячейки была установлена связь с Лейпциг-ской и Лондонской библиотеками
для слепых, и преподаватели немецкого языка Е. Ф. Бондаренко, Л. В. Ришпен и
студенты Института иностранных языков оформили индивидуальный абонемент для получения
литературы из их книгохранилищ. Студент Ю. П. Баталов не только читал журнал
<Гегенварт> (<Современник>), но и публиковал в нем наиболее интересные статьи
из журнала <Жизнь слепых> и <Путь восовца>, переведенные им на немецкий язык.
Так, например, в <Гегенварт> была помещена корреспонденция Е. В. Клюшникова <Первая
русская книга на рельефно-точечном шрифте>.

Это позволяло знакомить зарубежных читателей с жизнью советских незрячих, с деятельностью
ВОС. Через иностранные журналы, имевшие специальные рубрики объявлений и знакомств,
ус^ танавливались личные контакты и велась многолетняя дружеская переписка.

В начале 1951 г. при Ленинградском городском отделе ВОС из преподавателей, научных
сотрудников, аспирантов и студентов была создана первичная организация Всесоюзного
общества по распространению политических и научных знаний. Все они были приняты
действительными членами или членами-соревнователями Общества. Уже в следующем
году в Ленинградской городской организации ВОС в сети политпросвещения начали
работать 60 кружков, которые посещали свыше тысячи человек. К руководству ими
было привлечено 50 пропагандистов, и в том числе 29 членов ВОС, среди них - 19
студентов.

Во время выборных кампаний многие студенты работали в качестве агитаторов в цехах
УПК, а Борис Иванов, Иван Бардады-мов и другие вели агитационно-массовую работу
среди зрячих трудящихся. Для молодых пропагандистов и агитаторов лекторы горкома
и обкома партии в малом зале Дома просвещения регулярно проводили установочные
лекции, семинары и методические консультации.

В этот период по решению президиума Ленгоротдела ВОС вновь началось комплектование
рабкоровских кружков на предприятиях и в первичных организациях для улучшения
работы стенной печати и для более активного участия в журналах <Путь восовца>
и <Жизнь слепых>. Бюро первичной организации # 3 направляло своих членов на этот
важный участок работы. В рукописном журнале <Ленинградский студент> и в восовской
печати стали систематически появляться корреспонденции, очерки, стихи А. П. Зажигина,
А. Л. Дегтяра, В. А. Квашонкина, Р. Л. Золотницкой, Е. В. Клюшникова, Т. С. Малевой,
Н. А. Ушкова, Е. И. Самарина, В. А. Летова , Ф. А. Назимова.

Незадолго до войны была начата работа по обучению незрячих студентов и преподавателей
письму на плоскопечатных машинах. И эта полезная традиция возобновилась в 1947
году. Созданный в ячейке # 3 кружок машинописи работал многие годы, помогая будущим
педагогам и научным сотрудникам овладеть пишущей машинкой. Военоослепшим киноинженером
В. В. Нестеровым было написано методическое пособие <Машинопись для слепых>,
выпущенное по Брайлю.

Студентка III курса филологического факультета ЛГУ А. В. Алешина в заметке <Овладевайте
письмом на машинке плоского шрифта>, опубликованной в журнале <Путь восовца>,
писала: <В процессе учебных занятий мне много приходилось выполнять письменных
заданий. Овладев машинкой плоского шрифта, все сообщения, рефераты и доклады
для практических занятий я пишу самостоятельно. Это дает большое удовлетворение.
Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что всем незрячим товарищам, учащимся
в вузах, обязательно нужно овладевать машинкой плоского шрифта. Лучше всего начинать
обучаться еще в школе. Было бы очень хорошо, если бы директора средних школ слепых
заботились об организации кружков машинописи> (<Путь восовца>, 1951, # 11, с.
109-110).

Центральное правление для студентов и преподавателей установило льготы: при приобретении
плоскопечатных пишущих машинок Общество выплачивало половину их стоимости, а
в первые годы после окончания Великой Отечественной войны, когда пишущие брайлевские
машинки, письменные приборы, мерительные инструменты, специальные часы приобретались
за границей, ими в первую очередь обеспечивались члены первичной организации
студентов и преподавателей.

До появления магнитофонов наряду с уже установленной льготой (освобождение инвалидов
по зрению от оплаты за пользование радиоточкой) ячейка оплачивала расходы по
радиофикации при получении новой жилплощади.

Оказывалась также материальная помощь при покупке трех-программных приемников
и проигрывателей для прослушивания долгоиграющих пластинок. Студентам Института
иностранных языков и филологам германо-романского отделения ЛГУ для языковой
практики выдавались безвозмездные суммы на приобретение радиоприемников. При
распределении поступавших партий магнитофонов Ленинградское правление в первую
очередь всегда обеспечивало студентов, работающих педагогами, и научных сотрудников.

Студенческая и педагогическая первичная организация на протяжении всей своей
истории была активным пропагандистом тиф-лотехнических средств, а некоторые ее
члены являлись изобретателями письменных приборов, пишущих машинок и различных
наглядных пособий. Выпускались в печатном виде всевозможные чертежи и рисунки.
Для нужд специальных школ Ленинграда по индивидуальным заказам выполнялись различные
модели, макеты рельефные глобусы. В 1951 г. УПК # 4 Ленгоротдела ВОС изготовил
партию 9-строчных карманных приборов с уменьшенным! шрифтом, разработанных В.
С. Сверловым.

Испытание опытных образцов различных приборов и приспособлений проводилось членами
Организации. Она являлась как бы* опытным полигоном тифлотехники. Здесь была
опробована одна из моделей отечественной пишущей машинки для слепых П. П. Лебедева;
проходили испытания прибор для двустороннего письма М. И. Вербицкого,
арифмометр, кронциркуль и логарифмическая линейка, приспособленные для слепых
Э. Ф. Кемом, пособия по хи-f мии преподавателя Р. В. Березкина, рельефные планы
Куйбышевского района и атлас планов Ленинграда.

Значительным вкладом в изучение и распространение вспомогательных технических
средств явилась книга профессора В. С. Сверлова <Тифлотехника>, изданная в 1960
году.

1954 год для первичной организации был особенно ответственным. Она вступила в
год своего 25-летия. Студенты отметили юбилей хорошими показателями в учебе.
Из 79 экзаменовавшихся 53 сдали все экзамены на <отлично>. Особенно больших успехов
добились студенты исторического, филологического и философского факультетов ЛГУ.
Из 37 человек 30 - отличники: Б. Ахлибининский, В. Глазков, Е. Клюшников, А.
Рак, А. Тихомирова, Н. Маляко, В. Мальков, А. Фомин и др. (<Путь восовца>, 1954,
# 3, с. 55).

Весной этого же года ленинградские вузы окончили 27 незрячих. Большинство из
них было направлено на преподавательскую работу в общеобразовательные специальные
школы, а небольшая часть - в вузы. Среди окончивших было несколько юристов.

22 апреля исполнилось 25 лет существования первичной организации ленинградских
студентов. За активную работу президиум Ленгоротдела ВОС наградил Почетными
грамотами студентов

A. Горюнова, К. Долженко, А. Гатаулину, М. Неуймину, аспиранта
И. Виноградова, бывших студентов В. С. Сверлова, И. Ф. Бары-
шева, П. В. Горчакова, В. П. Прехтеля, И. П. Белянского, К. Н. Ре
пину, А. П. Зажигина, Д. П. Травникову и других.

По решению президиума Ленгоротдела ВОС в канун празднования 37-й годовщины Великой
Октябрьской революции за хорошие показатели в работе и активное участие в общественной
жизни организации на Доску почета Ленинградской организации были занесены 27
человек, в том числе студент философского факультета

B. А. Мальков. (<Путь восовца> 1954, # 11, с. 40).

Продолжение следует

Выпуск листа на новом месте: 1633

   2006-01-03 22:15:31 (#496829)

[TIFLO] От рабфаков до вузов

Клюшников Е. В. От рабфаков до ВУЗов. К 60-летию ПО РИТ Ленинградского правления
ВОС. М., 1991.

часть3

В связи с перестройкой работы в системе ВОС в конце 1934 начале 1935 гг. произошли
структурные изменения, коснувшиеся и ЛБСУ, которое было преобразовано в студенческую
ячейку # 6. Общественная, бесплатная до этого времени должность председателя
по новому положению стала оплачиваемой.

Во второй половине 30-х годов председателями бюро были Г. К- Бондаренко, П. И.
Борисов, И. П. Белянский и Я. Л. Зобин. К этому времени значительно изменился
и состав первичной организации. В связи с ликвидацией системы рабфаков ячейка
объединяла теперь студентов техникумов, вузов, аспирантов, и в то же время с
каждым годом в ней все больше и больше увеличивалось количество учителей, тифлопедагогов,
научных сотрудников, юристов, библиотечных работников, артистов, музыкантов,
массажистов, административно-хозяйственных работников со средним и высшим образованием
и преподавателей других интеллектуальных профессий.

К 1940 году в ячейке # 6 насчитывалось 124 члена, в том числе более 50 тифлопедагогов.
В этот период среди интеллигенции появились ученые, получившие степени кандидатов
и даже докторов наук. Так, уже несколько лет в ЛГПИ преподавал доктор педагогических
наук, профессор Б. И. Коваленко. В 1936 г. на географическом факультете ЛГУ защитил
диссертацию на тему <Глобус для слепых и работа с ним> на звание кандидата педагогических
наук В. С. Сверлов, научный сотрудник Ленинградского института экспертизы труда
и трудоспособности инвалидов (ЛИЭТИН).

Член студенческой ячейки # 6 А. Ф. Силантьев защитил диссертацию на звание кандидата
экономических наук. В 1940 г. аспирантка ЛГУ Ольга Константиновна Горячева первая
из слепых женщин Советского Союза получила ученую степень кандидата философских
наук. Накануне Великой Отечественной войны в аспирантурах ленинградских вузов
обучалось уже несколько членов ВОС. Так, у профессора Б. И. Коваленко из трех
аспирантов двое были незрячими.

Хочется сказать о дальнейшей судьбе членов Ленинградской организации довоенного
периода. Павел Иванович Борисов, проработавший много лет учителем математики
в Ташкентской школе для слепых детей, получил звание заслуженного учителя Узбекской
ССР. Талантливый математик А. В. Австрийский, воспитавший несколько поколений
учащихся Костромской школы, был удостоен высокого звания заслуженного учителя
РСФСР. Бывшие рабфаковцы, научные сотрудники Г. К. Бондаренко и М. Н. Зубков,
в 50-е годы защитили диссертации на звание кандидатов филологических наук, преподаватель
истории СССР в Марийском государственном педагогическом институте в г. Йошкар-Оле
К- В. Данилович защитил в 1956 г. диссертацию на тему <Крестьянство Марийского
края в пореформенный период> и получил звание кандидата исторических наук.

При таком качественном изменении состава ячейки необходимы были и новые направления
работы ее бюро. Нужно было больше внимания уделять вопросам трудоустройства,
изучению условий работы специалистов, а также обеспечению их учебными наглядными
пособиями, тифлотехническими средствами, облегчающими научную и педагогическую
работу.

Студенческая ячейка # 6 совместно с городским и областным отделами ВОС организовала
курсы машинописи, где будущие педагоги и научные сотрудники по определенной программе
осваивали технику письма так называемым <слепым методом> на плоскопечатных машинках,
учились составлять и оформлять деловые бумаги, заявления, акты, протоколы и т.
п. После окончания курса проводились испытания на скорость и грамотность печатания.
Первоначально обучение вел зрячий инструктор, а затем - незрячая студентка Ленинградской
консерватории А. И. Сарап, показывавшая прекрасные результаты по скорости и качеству
письма.

Ежегодно в Доме просвещения слепых проводились конкурсы на лучшее владение пишущей
машинкой. По ходатайству ячейки отделы ВОС предусмотрели в своих сметах выдачу
окончившим курсы машинописи долговременных денежных ссуд для оказания помощи
на приобретение машинок на льготных условиях - в рассрочку. В 1939 г. таким образом
машинки приобрели около 60 человек.

Постепенно в быт слепых все больше внедрялась тифлотехника. При непосредственном
участии ячейки и педагогов Ленинградской школы для слепых детей в местной слесарной
мастерской было организовано производство письменных брайлевских приборов, грифелей
и даже был выпущен опытный образец пишущей машинки Брайля.

Ленсовет разрешил незрячим пользоваться на улицах города белыми сигнальными тростями.
Размеры и качество их сначала обсуждались на страницах журнала <Ленинградский
студент> и <Путь восовца>, и только после этого городской отдел ВОС заказал для
своих членов партию таких тростей.

Для помощи квалифицированным специалистам по инициативе членов ячейки Ленинградским
городским и областным отделами ВОС был основан тифлологический музей с богатой
коллекцией специальной литературы, образцов учебных наглядных пособий, отечественной
и зарубежной тифлотехники.

В связи с развитием грамотности, культуры и повышением спроса на книги библиотека
для слепых ДПС им. В. А. Шелгунова при помощи ячейки # 6 в 1938-1939 гг. нашла
новый вид труда для незрячих со средним образованием: переписка книг на машинках
с рельефно-точечным шрифтом под диктовку зрячих чтецов. В помещении самой библиотеки
работали два переписчика - А. А. Станкевич и 3. Д. Гашкова, а также корректоры
- окончившие рабфаки Н. С. Прехтель и С. И. Колесова, проверявшие подготовленные
для брошюровки страницы книг. Кроме того, на дому работали переписчиками С. А.
Рубинштейн, Е. П. Кедринский, В. Н. Плетц и Е. А. Оболенская.

Заработная плата переписчика в месяц составляла 200 рублей, а корректора - 225.
Перепиской книг вместе с чтецами и корректорами занято было около 20 человек,
поэтому книжный фонд библиотеки пополнялся очень быстро и накануне войны составлял
почти 4700 брайлевских томов общественно-политической, естественно-научной и
художественной литературы.

Естественно, что перед молодыми работниками интеллектуального труда встал целый
ряд новых проблем, связанных с трудоустройством, специфическими методами работы
и т. д. Поэтому у незрячих педагогов и ученых - членов студенческой ячейки #
6 - возникла мысль о создании секции, которая бы вела учет незрячих работников
интеллектуального труда, изучала возможности их деятельности, определяла и обобщала
круг тем их научной работы. В декабре 1937 г. в Ленинграде была создана инициативная
группа по организации секции работников интеллектуального труда (РИТ) при Ленинградском
городском отделе ВОС. В состав бюро секции вошли незрячие: доцент В. С. Сверлов,
экономисты Д. Г. Лихоносов, Ф. О. Подтынников и зрячий научный сотрудник В. А.
Перелешин. Секратарем бюро была избрана студентка государственного института
заочного обучения иностранных языков Э. А. Бюхтгер.

Вскоре такие же секции возникли при Московском городском отделе ВОС и в Куйбышеве.

Продолжение следует

Выпуск листа на новом месте: 1632

   2006-01-03 10:56:43 (#496578)

[TIFLO] За философским камнем

"Саратовский Арбат"(Саратов)
42(358) от 19-10-2005

Жизнь

За философским камнем

Восьми лет от роду Миша Духонин потерял зрение, но это не помешало ему стать
перспективным ученым

В зачетку смотреть неинтересно

..Чья-то заботливая рука, мамина или папина, поставила на компьютерный стол,
за которым большую часть суток проводит Миша, тарелку с орехами, финиками и румяными
яблоками. "Это для мозговой деятельности, - пояснил серьезно Миша. - А яблоки
- с нашей дачи. Берите".

Комната у Миши маленькая, зато своя. Порой сюда заходит мама, Людмила Филипповна,
и вчиняет сидельцу разгон. "Пыль к компьютеру, как к магниту липнет, - сердится
она. - Неужели вытереть трудно?!" Сын отбивается, ворча: "Предупреждатьнадо,
что мы сегодня убираемся..."

Сейчас Миша из дома выходит редко. Второй год учится в аспирантуре СГУ, занимается
социальной философией, а точнее - динамикой жизненного пространства этноса, его
социально-философским основанием. К расписанию занятий не привязан. Перед этим
пять лет ходил на лекции и семинары в университет, на отделение философии. А
еще до этого двенадцать лет - в школу-интернат для незрячих и слабовидящих детей.
"Младшая моя сестренка ко мне прикалывалась: "Твою зачетку смотреть неинтересно,
одни пятерки", - смеется Миша. - Я и сам на последнем курсе шел сдавать последний
экзамен и думал: неужели за все десять семестров четверку так и не получу?" Так
и не получил. Зато стипендия у него была повышенная: 396 рублей. "Очень смешная
стипендия, если учесть, что философский словарь две "штуки" стоит", - говорит
Михаил.

Кстати, в силу дороговизны Миша его до сих пор не заимел.

- А мой немецко-русский словарь видели? - спрашивает у меня и идет к широкому
шкафу. Там ряды тяжелых
пухлых томов с рельефно-точечными буквами по системе Брайля. - Мой словарь состоит
из одиннадцати таких
вот томиков - в карман не засунешь, на лекцию не возьмешь.

Но выход из ситуации Миша все же нашел.

- Если сын болел, то в школе-интернате без него старались не объяснять новый
материал, уважали, наверное,
его страсть к знаниям, - говорит Людмила Филипповна. - Студенты не прочь лекции
прогулять, а Миша - наоборот.
Дедушка возил и возит его на трамвае в университет. Если из-за толпы не заберутся
в вагон, отец везет на
машине. Однокурсники - спасибо им - из корпуса в корпус его водили. Зато потом
сидит и строчит своим шилом-
грифелем по плотной картонной бумаге - шуршанье на всю аудиторию...

Нестандартный организм

Миша потерял зрение в восемь лет. Началось все с банального вывиха тазобедренного
сустава, который часто случается у младенцев. "Из роддома его сразу повезли в
больницу", - говорит Людмила Филипповна. В три с половиной года оперировали в
институте ортопедии, и болезнь суставов обернулась чередой операций, поездок
по врачам, больницам... Сначала один глаз заболел, затем другой. Оперировали
и в Саратове, и самые известные профессора в Москве, в клинике Святослава Федорова.
Дважды меняли роговицу, но через две недели она отторгалась. "Организм у меня
такой нестандартный, непредсказуемый", - говорит Миша. Мама вторит ему: "Если
врачи говорили, что такой исход заболевания встречается у одного человека на
тысячу, то этим одним оказывался наш сын". Организм Миши не воспринимал оперативного
вмешательства, это Духониным помогли понять генетики. Миша переносил операции
мужественно, нередко отказываясь от наркоза. Московские офтальмологи восхищались
мужеством мальчика.

Пятнадцать лет длилось хождение по мукам. Начались проблемы со слухом. Теперь
в семье казнятся: "Может, лучше было бы и не начинать оперировать тот тазобедренный
сустав? Может, по-другому бы пошло развитие организма?.."

Но что сделано, то сделано. И одно счастливое обстоятельство, подчеркивают Духонины,
все же есть: восемь лет Миша видел!

Недуг ему не мешает

Стр.2

- Кому легче жить - кто успел увидеть этот мир или тому, кто родился незрячим?
- спрашиваю Мишу.

- Конечно, счастливее тот, кто видел. Зрение ведь во многом формирует психику.
У меня, например, развито
пространственное представление. А вот мой знакомый не может представить ни одну
геометрическую фигуру, не
чувствует даже, что такое треугольник.

- А мамино лицо вы помните?
Миша качает головой:

- В детстве разве вглядываешься в лица? В детстве живешь ощущениями... Нет,
не помню.

...Когда случилось несчастье со зрением, появились люди, которые стали помогать
Духониным. В прямом и переносном смысле вести Мишу по жизни. Повезло с учителями:
Людмила Александровна Демидова и Людмила Владимировна Мясникова учили Мишу заново
читать - по системе Брайля (к слову, читать книжки глазами Миша стал уже в четыре
года). Директор школы Николай Алексеевич Будников и вовсе повлиял на дальнейшую
Мишину судьбу. Помог ему окончить школу с серебряной медалью и однажды повел
на олимпиаду по философии, которую проводил классический университет. Миша занял
там первое место, его заметил председатель жюри, декан СГУ Владимир Николаевич
Белов.

- Он еще скажет свое слово в науке, - сказал мне директор школы Николай Алексеевич
Будников, когда я ему
позвонила.- Он будущий талантливый ученый. А про зрение вы забудьте, не мешает
ему этот недуг. Не мешает,
понимаете?

Потом и сама убедилась: общаясь с Мишей, забываешь напрочь о зрении. Черные очки?
Да в них эстрадные звезды то и дело интервью дают. Очки нынче в моде.

"Все земные, а я виртуальный"

В обучении философии есть одна особенность, которую человеку без зрения трудно
преодолеть - надо много читать. Поначалу Мише читали до хрипоты родственники,
в том числе и бабушка Раиса Ивановна. Записывал чтение на кассеты, слушал. Конспекты
на лекциях строчил. А потом, на его счастье, появился компьютер.

- Я клавиатуру лучше, чем свои пять пальцев, знаю, - говорит мне Миша.

Что-то нажал - синтезатор (голос из динамика) сообщил ему время. "Почти час уже
разговариваем", - сообщил аспирант.

Потом еще постучал кнопками. На мониторе появилось начало книги: "Бакунин. Философские
рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и человеке". Механический
голос начал читать текст, да с такой скоростью, что я не разобрала ни одного
слова. "Да я уже несколько лет за компьютером сижу, речь понимаю..." И объяснил:
компьютер выдает ему всю информацию в озвученном виде. "Надо только выпросить
в библиотеке редкую книгу на ночь и отсканировать ее". В компьютере у Миши собралась
уникальная библиотека. В Интернете он нашел клубы по интересам, да и единомышленников
- обмениваться литературой. "Мама где-то покупает раз в месяц интернет-карту
за 575 рублей, а мое дело - продуктивно ее использовать". Миша не дает пропасть
и бесплатным ночным часам, в пять утра вскакивает к компьютеру, чтобы бесплатно
выйти во всемирную паутину. "А печатаете, - спрашиваю, - как?" Руки паренька
вспорхнули над клавиатурой, на мониторе появилось: "Я помню чудное мгновенье..."

"Напишите: парень потрясающий..."

- Необычность Миши не в том, что он без зрения, - сказал мне доктор философских
наук, профессор, завкафедрой
религиоведения и философской антропологии Владимир Петрович Рожков (он еще и
научный руководитель
Духонина). - Он необычен по состоянию воли, по творческим способностям. Сильный,
интеллигентный и
интеллектуальный человек. С большими способностями к абстрактно-логическому мышлению.

Мы долго разговаривали с Владимиром Петровичем.

- Он блестяще, с красным дипломом, закончил университет. В его дипломной работе
- личностное, творческое
начало. Это редкость для студенческой среды. Ведь философом можно стать, только
когда переживешь многое,
выстрадаешь, узнаешь жизнь. Годам этак к тридцати пяти-сорока... А у Миши в его
двадцать пять лет опыт
спрессован: глубже, чем его сверстники, он чувствует жизнь, больше страдал, больше
имеет права на
размышления о жизни... Я его выделяю по интеллекту, в этом плане он превосходит
других студентов. За все
годы Миша ни разу не сделал себе скидок, ссылаясь на зрение. Он и в глазах коллег
по кафедре настолько силен
и уважаем, что не возникает и мысли о жалости. Напишите: он - потрясающий парень.
Его талант,
работоспособность, воля помогут ему выстоять, найти свое место в науке и в жизни.

- Я Мишу знаю уже восьмой год, - продолжает профессор. - Его приводит всегда
дедушка, Анатолий Иванович,
которому сейчас 79 лет. Заботы о Мише вытесняют, видно, и все его возрастные
недуги, дедушка живет
интересами внука. И отец, Михаил Анатольевич, нашел верный тон отношений с Мишей
- в глазах отца
восхищение парнем. Они и рыбачат вместе, и на даче вино из винограда делают,
и плавают в Волге... Знаете,
смотрю я на Мишиных родственников и думаю: как хорошо, что два таких замечательных
мужика с ним рядом.

Стр.3

Попали в неординарную ситуацию, и все трое - такие, между прочим, внешне похожие
- так незаурядно проявились. Как философу мне ведь можно сделать обобщение? (смеется)
Если бы в России было побольше таких мужиков, давно бы мы уже вышли из катастрофического
состояния.

Кстати, дедушка и отец Миши - геологи, геофизики. Мама - тоже. Миша с детства
камни собирал, мечтал стать геологом. Потомственным... Он теперь ищет другой
камень - философский.

Валентина НИКОЛАЕВА

Выпуск листа на новом месте: 1631

   2006-01-03 09:40:35 (#496562)

[TIFLO] От рабфаков до вузов

Клюшников Е. В. От рабфаков до ВУЗов. К 60-летию ПО РИТ Ленинградского правления
ВОС. М., 1991.

Часть.2

ИДЕМ НА РАБФАКИ

Советское государство для ликвидации вековой отсталости и обеспечения предприятий
и учреждений и всего народного хозяйства грамотными, культурными кадрами
ввело в 20-е годы ускоренную форму их подготовки.

Такой новой формой, дававшей возможность поступать в высшее учебное заведение,
стали рабочие факультеты. Рабфаки - это общеобразовательные учебные заведения,
готовившие в течение трех лет взрослых рабочих и крестьян для поступления в вузы,
чтобы быстрей вырастить новую советскую интеллигенцию. 17 сентября 1920
г. Советом Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина был подписан
декрет об организации рабфаков при

* Газетой первоначально назывался журнал <Жизнь слепых>, выходивший как приложение
к газете <Взаимопомощь>.

всех высших учебных заведениях, в котором говорилось: <На рабочие факультеты
принимаются рабочие и крестьяне от 18 лет, делегированные производственными
союзами, фабрично-заводскими комитетами, партийными отделами работы в деревне,
волостными и губернскими исполкомами> (10 лет строительства рабфаков. Сб.
статей. М.-Л., Госиздат, 1929, с. 44). Определяя значение рабфаков в деле воспитания
специалистов и научных кадров для страны, Нарком просвещения А. В.
Луначарский писал: <В самый быстрый срок надо наполнить высшую школу какой-то
новой молодежью, надо во что бы то ни стало открыть сюда доступ нашим юношам
и девушкам> (Там же, с. 22).

Рабфаки уже в середине 20-х годов стали наиболее распространенной формой обучения
молодежи, и тяга на них была очень велика, а возможности приема все-таки
ограничены.

Для трехсоттысячной части взрослого незрячего населения страны, получившей все
политические и гражданские права после Великой Октябрьской революции, в эти
годы элементарной формой получения знаний были только кружки ликбеза.

С созданием Всероссийского общества слепых улучшилось обучение незрячих и встал
вопрос о возможности их поступления и: на рабфаки. Но в то время это были
единичные случаи и, как правило, каждый раз приходилось вести индивидуальные
хлопоты в Наркомпросе. Однако с созданием местных организаций ВОС, несмотря
на ограничения, начался постепенный, но все более заметный рост числа незрячих,
обучавшихся на рабфаках и в вузах.

Знаменательно, что год создания Ленинградского губернской* отдела ВОС (1924)
стал стартовым годом появления в вузах и на рабфаках первых незрячих. Это были:
активист общественного движения слепых, студент геолого-географического отделения
физико-математического факультета Иркутского университета, переведшийся
после закрытия факультета в Ленинградский институт географии, В. С. Сверлов;
одна из инициаторов создания Ленинградского губернского отдела ВОС, бывшая
ученица Александро-Мариинского училища в Петрограде, а затем экстерном закончившая
частную гимназию и поступившая на философский факультет университета
О. К- Лапик (Горячева) и музыкально одаренный ученик того же училища, ставший
рабфаковцем, а затем студентом консерватории И. С. Берман.

Во второй половине 20-х годов советская школа для слепых стала реорганизовываться
из начальной, с сильно урезанной программой, в школу первой ступени с
пятилетним курсом обучения. Одной из крупнейших таких школ была ленинградская,
которая еще по традиции с 1915 г. носила название Института слепых детей.
Если до 1926 г. в школе имелись только дошкольное отделение (детский сад), шкодьное
(пятилетка) и ремесленная группа, где обучали щеточному и переплетному
делу, то с осени этого года был набран первый класс второй ступени из лучших
учеников ленинградской, московской, костромской, саратовской, тамбовской и
см
оленской школ. В последующие три года из двенадцати провинциальных школ были
набраны еще три таких класса, в которых за два года проходили программу пяти
и шести классов второй ступени Из этих наборов ленинградская школа выпустила
44 ученика. Так как среди них большинству было уже по 18 лет, многие смогли
пойти учиться на рабфаки.

Обычно до 1927 г. на каждое вакантное место на рабфаке направлялись на приемные
испытания по два-три человека с тем, чтобы отобрать наиболее способных,
лучших. Этим объясняются ограничения, которые существовали в то время и для приема
незрячих. В 10-ю годовщину Великой Октябрьской революции ограничения
на поступление на рабфаки незрячих были сняты, и с нового 1928/29 учебного года
была установлена норма ежегодного приема на рабфаки и в вузы по 50 человек.
Таким образом, незрячей молодежи представились большие возможности для получения
образования.

В конце 20-х начале 30-х годов значительно возрастают потребности в квалифицированных
кадрах в различных отраслях народного хозяйства, а рабфаковское движение
получает дальнейшее развитие. 1930 год в этом плане стал своеобразным рубежом.
В этом году были приняты важные постановления: в феврале - постановление
Наркомпроса <О специализации и прикреплении рабфаков к вузам и втузам>; в мае
- решение ЦК ВКП (б) <О перестройке рабфаков> и сентябре - постановление
Совнаркома СССР <О реорганизации рабочих факультетов и контингента приема на
них в 1930/31 гг.> (Катунцева Н. М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции
из рабочих и крестьян. М., <Мысль>, 1977, с. 65). В том же году установленные
ранее для незрячих нормы поступления на рабфаки и в вузы были полностью отменены.

Для развивающейся советской специальной школы требовались новые кадры молодых
учителей. В конце 20-х годов в РСФСР насчитывалось 22 тысячи незрячих детей,
нуждавшихся в обучении, и только 7 процентов из них попадали в специальные школы.
Что касается взрослых слепых, то в эти годы на учете в Ленинградском
областном отделе состояло 1300 членов ВОС, а грамотных из них было всего около
400, т. е. только каждый третий. Все это объяснялось как малочисленностью
детских школ, так и полным отсутствием школ для взрослых и хронической нехваткой
учителей-специалистов. Срочно требовалось увеличить подготовку учителей-дефектологов.

В то время небольшое количество педагогов для спецшкол готовили 2-й Московский
государственный университет и педагогический институт в Ленинграде, в котором
в 1929 г. были организованы дефектологическое отделение и кафедра тифлопедагогики.

В Ленинград были приглашены бывший директор Смоленской школы для слепых, имевший
опыт практической работы, выступавший с публикациями в специальной печати
и докладами на съездах и совещаниях по вопросам воспитания дефективных детей,
а также молодой, энергичный незрячий тифлопедагог Б. И. Коваленко, получивший
по совокупности опубликованных работ ученую степень доктора педагогических наук,
звание профессора, возглавивший кафедру тифлопедагогики. С их приходом
значительно улучшилась подготовка педагогов-дефектологов и, главное, усилился
приток незрячих студентов.

Как показал уже имевшийся опыт получения незрячими среднего и высшего образования,
они не могли овладевать специальностями инженеров и врачей, но могли,
с успехом закончив комвузы, педагогические институты, университеты, консерватории,
работать педагогами, юристами, политэкономистами, математиками.

Однодневная газета <Наш путь>, выпущенная Ленинградским областным отделом ВОС
(ЛОО ВОС), донесла до нас наглядную таблицу постепенного роста учащихся в
средних и высших учебных заведениях:

1924 г. - 3 чел.;

1925 г. - 5,

1926 г. - 6,

1927 г. - 11,

1928 г. - 17,

1929 г. - 35 человек (<Наш путь>, 1930, # 1, с.3).

Неуклонный рост незрячих учащихся приводил к тому, что их: специфические вопросы
все чаще и настойчивей ставила сама жизнь. Нужна была своя профессиональная
организация. Эта тема не раз обсуждалась на заседаниях президиума ЛОО ВОС, и
весной 1929 г. такая организация была в Ленинграде создана. 20 апреля президиумом
было собрано общее собрание учащихся, на котором было создано Ленинградское бюро
слепых учащихся (ЛБСУ), собравшее воедино 35 рабфаковцев и студентов.

Первым председателем ЛБСУ единодушно был избран студент юридического факультета
университета Николай Филиппович Белозеров. В те годы эта выборная должность
не оплачивалась, замещалась демократическим путем и, как правило, председатель
переизбирался ежегодно. Документальным свидетельством создания организации
может служить небольшая заметка Н. Ф. Белозерова <Студенты-слепцы> в газете <Наш
путь>, выпущенной к очередному Трехдневнику помощи слепым в январе 1930
года, в которой цель создания организации была сформулирована так: <...все слепые
студенты, которые учатся в общих учебных заведениях, объединены в одну
общую организацию, органом которой является бюро учащихся, избираемое общим собранием
всех слепых студентов, которые находятся под руководством культотдела
ВОС. Это бюро, кроме основной своей задачи - заботиться о благосостоянии слепых
студентов в смысле ходатайства о поступлении в то или иное учебное заведение
и исходатайствования стипендий и учебных пособий - проводит те мероприятия, которые
необходимы для повышения академической успеваемости и поднятия дисциплины
слепых студентов>.

ЛБСУ работало под руководством заведующего культотделом ЛОО ВОС Н. А. Волкова,
умного, образованного, энергичного человека. Бюро помогало студентам сдавать
приемные экзамены, поступающим оформлять документы, устраивало в общежитие, помогало
в бытовых, житейских вопросах, ходатайствовало о назначении пенсий.

Но главное свое внимание ЛБСУ обращало на политико-воспитательную и культурно-просветительную
работу. Как писал в корреспонденции <Учеба слепых> рабфаковец
Константин Соболев, целью новой организации было: <... накоплять и сосредоточивать
в своих руках опыт, получаемый учащимися в процессе учебы, и передавать
его вновь поступающим учиться слепым; организовывать и направлять всю внерабфаковскую
и вневузовскую общественную работу учащихся по линии ВОС; следить
за успеваемостью слепых студентов и организовывать, в случае необходимости, помощь
отстающим товарищам и т. д.> (<Наш путь>, 1930, декабрь, с. 3).

Главной задачей ЛБСУ на первых порах было сплочение воедино коллектива, состоявшего
в основном из двух групп - студентов рабфаков ЛГПИ им. А. И. Герцена
и университета. На одном из первых заседаний бюро было обсуждено и принято решение
о вызове на социалистическое соревнование между собой учащихся рабфаков
этих вузов, что явилось хорошим стимулом для развертывания всей работы организации.
Опыта еще не было, и брали его из жизни студенческих коллективов зрячих,
а затем установили тесную связь с Московским бюро слепых учащихся, возникшим
в том же году.

Для полноты картины нужно представить, что незрячий, вырванный из привычной обстановки
школы, сразу окунался в бурную студенческую жизнь. Планировка зданий
рабфаков с большим количеством коридоров, переходов, лестниц, дверей, лабораторий,
постоянные перемещения из одной аудитории в другую, напряженный темп
жизни по расписанию, по звонкам, многолюдье в учебных помещениях, в общежитиях,
в столовой - все требовало умения приспособиться, включиться в рабфаковские
будни.

Для этого необходимы были хорошие компенсаторные возможности, заменяющие отсутствие
зрения. Подавляющее число рабфаковцев и воспользовались этим качеством.
При этом им помогало десятилетиями вырабатываемое у незрячего человека чувство
товарищеской солидарности, коллективизма. На занятиях проявились их способности:
обостренное внимание, сосредоточенность, целенаправленность, тренированная память,
умение систематизировать услышанное, усидчивость и трудолюбие.

Бригадный метод учебы, принятый в то время в вузах, помогал незрячим. Студенты
вместе готовились к занятиям, вместе читали, составляли конспекты, и нередко
незрячие студенты занимали лидирующее положение в бригаде. Как складывались взаимоотношения
зрячего студенчества со своими коллегами по учебе, членами
ВОС, рассказал в журнале <Жизнь слепых> рабфаковец А. Селезнев: <Наши незрячие
товарищи завоевали всеобщую симпатию на рабфаке. Трудно было только сначала
с проверкой письменных работ. Наши зрячие преподаватели, конечно, не знали Брайля,
но скоро и это наладилось. Отдельные педагоги стали изучать брайлевскую
систему... Администрация рабфака уделяет довольно много внимания студентам-восовцам>
(<Жизнь слепых>, 1936, # 5, с. 20- 21).

Но, как говорится, в семье не без урода. Были, конечно, среди незрячих рабфаковцев
несерьезные, ленивые, шедшие на рабфаки не для того, чтобы получить знания
и профессию, а чтобы облегчить свое материальное положение, так как стипендии
в те годы были хорошие. Такие студенты пропускали занятия, отказывались от
помощи чтеца и, ссылаясь на свою слепоту, пытались получить различные поблажки.
Учились они плохо и тем самым дискредитировали в глазах преподавателей
своих товарищей. Но таких были единицы. Нерадивых студентов сами члены ВОС окрестили
<пенсионерами рабфаков>, и бюро приходилось вести с ними борьбу, чтобы
освободить места для желающих по-настоящему овладевать знаниями.

Центральное правление ВОС совместно с Наркоматом просвещения для облегчения поступления
незрячей молодежи на рабфаки еще в 1928-1929 гг. при Московской
и Ленинградской школах для слепых детей организовало краткосрочные курсы подготовки.
А летом 1930 г. в Москве на Ордынке были организованы уже двухмесячные
курсы. Возглавили их молодой педагог Ф. И. Шоев и П. Д. Красноусов, преподавали
незрячие тифлопедагоги А. П. Белоруков, М. И. Ксенофонтова и М. В. Трубицын,
а также математики А. С. Пархоменко и И. В. Проскуряков. На курсы были направлены
из различных школ РСФСР самые одаренные выпускники. Ленинградская школа
отправила на курсы Николая Ушкова, Григория Бондаренко, Ивана Давыдова, Зою Голованову
и др. Были скомплектованы две группы по 20 человек. Успешно закончившие
курсы по желанию направлялись на рабфаки Москвы, Ленинграда, Костромы, Ростова-на-Дону,
Калинина, Симферополя и других городов.

По инициативе культотдела ЛОО ВОС в Ленинграде были открыты вечерние курсы подготовки
на рабфаки молодых рабочих мастерских. Причем сами рабфаковцы и студенты
вызвались быть преподавателями на этих курсах. Так, рабфаковцы К- Данилович и
А. Рогалев преподавали русский язык и литературу, а А. Воронецкий - математику.
Работали курсы в Доме просвещения слепых им. В. А. Шелгунова два раза в пятидневку.
Весной 1932 г. курсы выпустили 25 человек. К осени была набрана следующая
группа. Эти курсы регулярно работали до середины 30-х годов.

В первые годы существования ЛБСУ преимущественно объединяло студентов рабфаков,
которые являлись в то время самой многочисленной группой учащихся.

В годы первых пятилеток кампании по усилению культурно-просветительной работы
объявлялись культпоходами, а учителя и общественники, обычно студенты или
рабфаковцы, именовались культ-армейцами. Характерен лозунг этих лет: <Просвещенцы,
культар-мейцы, ликвидируйте неграмотность среди слепых города и деревни,
содействуйте их трудовому устройству!>

И

В 1930-1931 гг. среди ленинградских рабфаковцев насчитывалось десять культармейцев.
В это время культотделом ЛОО ВОС план приема на рабфаки и в вузы был
превышен на 50 процентов. И в следующем учебном году все рабфаковцы и студенты
объявили себя мобилизованными культармейцами на предприятиях Общества слепых.
Бюро слепых учащихся было разбито на секторы и сумело так мобилизовать и расставить
свои резервы, что в Лен-облотделе не осталось ни одной организации,
даже самой маленькой, где бы студенты не занимались политико-воспитательной или
культурно-просветительной работой.

Из студентов музыкальных техникумов и рабфака при консерватории была создана
концертная бригада по обслуживанию рабочих предприятий, области, колхозников
и красноармейцев. Только за 1931 год бригада провела 55 концертов, слушателями
которых стали более 11 тысяч человек. Перед концертами культармейцы обычно
проводили беседы, знакомя сельских жителей с деятельностью ВОС и системой Брайля.
Студентам музыкального рабфака и консерватории формально не разрешалось
выступать на эстраде, поэтому приходилось прибегать к сценическим псевдонимам.
Так, студентка Л. С. Рудевская, обладавшая прекрасным колоратурным сопрано,
выступала под псевдонимом Лидия Руно.

В 1931 г. из разрозненных кружков по ликвидации неграмотности начала складываться
Базовая школа грамотности, переросшая затем в Ленинградскую городскую
школу для взрослых слепых. Рабочие, окончившие эту школу и прошедшие курсы подготовки,
в большинстве случаев также поступали на рабфаки.

Жизнь выдвигала все новые и новые задачи перед Обществом слепых. Вплотную это
касалось и членов ЛБСУ. Научить грамотно составить заявление, докладную записку,
написать расписку, письмо в учреждение или зрячим товарищам и меньше зависеть
от других - вот цель кружка, созданного при базовой школе в Доме просвещения
им. В. А. Шелгунова для обучения письму плоскопечатным шрифтом. Ведь это было
так жизненно важно для учащихся рабфаков и вузов. За десять занятий по полтора
часа студент осваивал весь алфавит и технику письма карандашом по трафарету.
В течение первого же года таким способом научились писать 60 юношей и девушек.
Опыт работы этого кружка был обобщен в специальной брошюре педагогом А. Малыгиной,
проводившей занятия в течение нескольких лет.

В результате открытия Базовой школы грамотности была произведена переподготовка
кадров учителей, и за первый же год внов& было обучено системе Брайля 245
человек.

На рабфаки шла самая передовая, сознательная часть молодежи. Большинство курсантов
на рабфаках вступали в комсомол, а затем, учась в вузах, становились
кандидатами и членами ВКЩб). Немалую долю рабфаковской молодежи составляли женщины,
приобщавшиеся к культуре и общественной работе. Каков же был социальный
состав студентов рабфаков и вузов того времени? Безусловно, в первую очередь
это были выходцы из рабочих и крестьянских семей, воспитанники школ слепых.

Характерны биографии будущих советских тифлопедагогов. Сергей Петрович Сырнев
ослеп от оспы в четыре года от роду. Тягостная, беспросветная жизнь у родных.
Родители его - отец слесарь, мать портниха - тогда еще не знали, что существует
училище для слепых. И только после Октябрьской революции, в 1920 г., они
отправили десятилетнего мальчика в Елабужскую школу, где он проучился всего лишь
год. Затем Сережу перевели в г. Пермь, и здесь он учился семь лет, освоив
профессию щеточника. Первое время пришлось работать в матрацном цехе артели слепых,
а в 1930 г. отдел ВОС командировал его в Москву на курсы по подготовке
на рабфак. После курсов юноша был направлен в Ленинград на рабфак при педагогическом
институте им. А. И. Герцена, закончив который в 1932 г. он поступил
в этот же институт. Успешно учился, много читал, занимался комсомольской и общественной
работой в Бюро слепых учащихся.

На рабфаке познакомился со своей будущей женой, Полиной Ивановной Зарубиной,
тоже незрячей, приехавшей в Ленинград, как и он, учиться по направлению Общества
слепых. Ее судьба была очень похожа на судьбу мужа: тоже из бедной семьи рабочего
стекольного завода, в детстве ослепшая от тяжелой болезни, после революции
учившаяся в одной из провинциальных школ. Они создали дружную, счастливую семью.
В 1936 г. успешно закончили институт, защитив дипломы учителей русского
языка и литературы, и получили направление на работу в специальную школу.

Численность незрячих студентов из года в год заметно возрастала. Если в 1930
г. во всех средних и высших учебных заведениях РСФСР обучалось около 250 человек,
то осенью 1932 г. их насчитывалось уже 258, а в 1934 г. количество незрячих студентов
выросло почти до 500 человек.

Естественно, самыми крупными центрами обучения незрячих были Москва и Ленинград.
Так, в Ленинграде в 1930 г. из 49 обучавшихся было 27 рабфаковцев, 18 студентов
музыкальных техникумов и 4 студента вузов. В 1931 г. из 56 учащихся на рабфаках
обучалось 37, в музыкальных техникумах - 12, в вузах - 5 и в совпартшколах
- 2. В 1934 г. Ленинградское бюро слепых учащихся объединяло уже 76 студентов,
из них 31 рабфаковец, 43 студента вузов и 2 аспиранта. Студенты обучались
в основном на дефектологическом, историческом, филологическом, философском, политэкономическом,
физико-математическом факультетах и в консерватории.

Наркоматы просвещения и социального обеспечения в годы первых пятилеток много
сделали для облегчения получения незрячими среднего и высшего образования.
Незрячим устанавливались специальные надбавки к стипендиям для оплаты чтеца,
а стипендии в вузах были тогда в среднем от 130 до 150 рублей. Им разрешалось
в виде исключения выдавать на руки книги и пособия из читальных залов и методических
кабинетов.

В 1933 г. Всероссийское общество слепых в честь своего десятилетия установило
несколько стипендий ВОС, которые выплачивались особо одаренным студентам и
наиболее активным общественникам, направленным на рабфаки и в вузы для того,
чтобы впоследствии получить высококвалифицированных специалистов для местных
отделов Общества. Было рекомендовано также крупнейшим местным отделам из своих
средств выделять несколько таких целевых стипендий. Кроме того, Ленинградский
областной отдел ВОС выплачивал определенные суммы на чтеца для нескольких групп
рабфаковцев и студентов вузов.

* Тогда годом рождения ВОС был принят 1923 - год создания инициативной группы
(Ред.).

В начале июля 1933 г. в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция слепых
студентов рабфаков, техникумов и вузов, которая отметила, что слепые,
несмотря на отсутствие специальных учебных пособий, напечатанных по системе Брайля,
и в особенности по точным наукам, неплохо справляются с учебой, как
правило, имеют хорошие и отличные результаты и после получения дипломов успешно
работают преподавателями не только средних школ, но и высших учебных заведений.
Такие же конференции прошли в городах, где было большое количество незрячих учащихся,
в частности, в Ленинграде, Ростове-на-Дону и других центрах.

Местные и Всероссийская конференции сыграли положительную роль в повышении качества
занятий. Дело в том, что в первые годы появление на рабфаках слепых
для многих преподавателей оказалось полной неожиданностью, морально они не были
к этому готовы. Но успехи незрячих победили и это препятствие. Так, многие
преподаватели рабфаков и институтов добровольно занялись изучением психологии
слепых и восприятия ими окружающего мира. Материалы конференций заинтересовали
преподавательский состав, шире раскрыли перед ним потенциальные возможности незрячих
учащихся. В результате этого, например, преподаватель математики рабфака
при Ростовском педагогическом институте Мюнц изобрел особые наглядные пособия
по геометрии, а преподаватели русского языка стали изучать систему Брайля
для того, чтобы более углубленно проверять знания учащихся. Все это улучшило
взаимоотношения педагогов и студентов, упрочило их деловые связи. В конечном
итоге значительно повысилась успеваемость.

Важнейшей задачей работы Ленинградского БСУ всегда являлась борьба за повышение
качества учебы путем организации, как тогда говорили, <самопомощи>, улучшения
материальных и бытовых условий жизни студентов, организации культурного отдыха.
Бюро организовало при помощи хорошо успевающих студентов математико-механического
факультета ЛГУ систематические кон сультации по физике и математике. Подобные
консультации проводились и на рабфаке при ЛГПИ им. А. И. Герцена.

Для развития физико-математического образования специально была издана Марбургская
система Брайля. Но ввиду несовершенства первого русского издания и технических
трудностей начинающему студенту изучать ее самостоятельно было сложно. Поэтому
перед каждой зачетной сессией Бюро устраивало циклы дополнительных консультаций
по заявкам студентов. Кроме того, по мере надобности практиковалось также индивидуальное
прикрепление отстающих к успевающим студентам, что называлось
<брать на буксир>.

Бюро искало все новые и новые формы работы. Стали проводить так называемые производственно-методические
совещания, на которых студенты совместно со своими
преподавателями, а также представителями от учебной части и профкома разбирали
все слабые с точки зрения тифлопедагогики стороны учебно-педагогического
процесса. Таким образом студенты сами нередко подсказывали преподавателям, исходя
из практики, пути и методы точного учета и оценки знаний.

В начале 1933 г. стал выходить рукописный журнал Бюро слепых учащихся под названием
<Ленинградский студент>. Была избрана редколлегия из пяти человек, в
основном студентов-филологов, работавшая при рабфаке ЛГУ. Членами редколлегии
были К. Данилович, С. Волгин, Г. Бондаренко, В. Боровиков. В издании журнала
принимали участие студенты К- Соболев, Н. Ушков, Е. Не-дураева и др.

Весь материал в журнале распределялся по рубрикам: работа Всероссийского общества
слепых и Ленинградской организации; студенческая жизнь; новости науки
и тифлотехники; слепые за рубежом; литературно-художественный отдел.

Так, например, в разделе <Студенческая жизнь> помещали корреспонденции и заметки
об опыте учебы студентов и проведении педагогической практики, о преодолении
всевозможных трудностей, отсутствии учебных пособий по системе Брайля. В рубрике
<Новости науки и тифлотехники> рассказывалось о достижениях профессора
В. П. Филатова по восстановлению зрения, об изобретениях новых письменных приборов,
пишущих машинок, читающих аппаратов, дискутировались проблемы: нужна
ли собака-проводник, что дает слепым радио и т. д.

Очень интересно строился литературно-художественный отдел. Здесь печатались фельетоны,
басни, очерки, рассказы и стихи. Так, первые стихотворные опыты В.
Боровикова и С. Волгина были опубликованы сначала в этом журнале, а затем уже
появились на страницах журналов <Путь восовца> и <Жизнь слепых>.

Журнал <Ленинградский студент> выходил многие годы, правда с большими перерывами.
На его страницах поднимались специфические вопросы учащейся молодежи и
ставились волновавшие ее проблемы. Студенческий журнал сыграл большую роль в
подготов
ке рабкоровских кадров и дальнейшем развитии этого движения в рядах Общества.

Об опыте своей работы редколлегия журнала рассказала на Первой конференции слепых
студентов в Москве, что побудило Московское бюро слепых учащихся поднять
вопрос о создании своего рукописного журнала.

Учеба на рабфаках и в вузах незрячих в те далекие годы вызывала у зрячих людей
и даже студентов-однокашников естественный интерес, а иногда и недоумение.
Но стремление слепых получить как можно больше знаний, их трудолюбие постепенно
разрушали предвзятость к ним. И нередко на семинарских занятиях и экзаменах
незрячие показывали более глубокие, прочные знания, нежели их зрячие товарищи.

Зрячие студенты с других факультетов, как правило, живя под одной крышей со слепыми,
учась в одном институте, почти ничего не знали о мире и быте, интересах
незрячих. Они уступали им очередь в столовой, буфете, помогали перейти улицу
- и все. Многим казалось, что живут слепые неряшливо, разбросанно, мрачно.
Ведь они - люди, навеки обездоленные, обиженные судьбой. Поэтому так понятно
желание зрячего студента проникнуть в незнакомый мир слепого человека. Так,
по заданию институтской многотиражки <За большевистскую подготовку кадров> молодую
семью незрячих студентов третьего курса литературного факультета С.
П. Сырнева и П. И. Зарубиной посетил их товарищ по учебе Семен Шоймер. И вот
первое впечатление в очерке <Прозрение>: <Кровати, стол, окно, тумбочки -
все было накрыто белым, как будто только что выпал снег в комнате и все покрыл
тонким, нежным слоем. Туалетный столик был кокетливо уставлен флаконами
духов, коробочками, шкатулками. На полочке симметрично - зубной порошок, щеточки.
На дверях - портьеры, а лампочка одета в красный узорно-замысловатый
абажур>. (<Жизнь слепых>, 1934, # 21, с. 12).

Побыв в этой комнате несколько часов, наблюдая, непринужденно разговаривая с
ее обитателями, автор очерка был поражен их энтузиазмом, бодростью, верой в
свои силы и целенаправленное будущее.
Продолжение следует

Выпуск листа на новом месте: 1630

   2006-01-03 03:03:37 (#496508)

[TIFLO] От рабфаков до вузов

Клюшников Е. В. От рабфаков до ВУЗов. К 60-летию ПО РИТ Ленинградского правления
ВОС. М., 1991.

К СВЕТУ, ЗНАНИЯМ, ТРУДУ

Царская Россия оставила молодому Советскому государству сотни тысяч нищих, невежественных,
неграмотных слепых. До революции только 1,6 процента незрячих детей попадали
в начальные училища Попечительства о слепых. На всю огромную страну имелось лишь
28 учебно-воспитательных заведений, в числе которых были и совсем небольшие,
рассчитанные на 15-20 учащихся. Поэтому неграмотность среди слепых оставалась
почти поголовной. Прогрессивные деятели - сторонники всеобуча слепых детей: незрячие
писатель А. П. Белоруков и профессор философии А. М. Щербина, ослепший художник
и общественный деятель В. И. Нечаев, учителя А. А. Зайцева и А. И. Червяковский,
писатель В. Г. Короленко и другие - тщетно пытались решить этот вопрос в Министерстве
народного просвещения и в Государственной Думе.

Две небольшие типографии в Александро-Мариинском (в Петрограде) и Московском
училищах не могли удовлетворить запросы на книги и ноты даже немногочисленных
грамотных незрячих. Маленькие частные типографии А. А. Адлер, Е. П. Щеголевой
(Москва), Г. А. Миткевича (Одесса), А. В. Должанского (Кривой Рог), переписчики,
работавшие на дому вручную, ни в коей мере не обеспечивали потребности читателей.

В царской России не было ни одной библиотеки для взрослых слепых. В небольших
училищных библиотеках книгами можно было пользоваться только по особому распоряжению
заведующего или председателя местного отделения Попечительства. Единственная
попытка А. А. Адлер и горячо поддержавшего ее начинание директора Румянцевского
музея в Москве профессора И. В. Цветаева организовать специальный стол в библиотеке
музея для чтения брайлевских книг большого практического значения не имела.

В дореволюционной России брайлевских книг вообще было мало и цены на них были
очень высокими. С 1898 по 1917 г. в стране издавался единственный журнал рельефно-точечным
шрифтом <Досуг слепых>, тираж которого в лучшие годы доходил только до 150 экземпляров.
Цена же годового комплекта была слишком большой для малоимущих или безработных
слепых - один рубль. Поступавший в Императорскую публичную библиотеку в Петербурге
обязательный экземпляр <Досуга слепых>, по мнению дирекции,

занимал много места на полках, и с 1906 г. его вовсе отказались хранить.

Подъем общественного движения слепых во время первой мировой войны пришелся на
начало 1916 г., когда со страниц многих русских газет и журналов прозвучало страстное
обращение ко всем слепым России, подписанное группой незрячих активистов, - объединяться
во Всероссийский союз слепых.

Но из-за военной разрухи и материальных затруднений программа по открытию школ,
учительского института, типографий, библиотек, музеев, изданию книг и журналов
рельефно-точечным шрифтом, выдвинутая Всероссийским союзом слепых, практически
не осуществлялась.

В годы первой мировой и гражданской войн закрылись многие училища слепых (Смоленское,
Каменец-Подольское, Черниговское, Костромское, Минское, Институт слепых Императорского
человеколюбивого общества в Петрограде), некоторые были эвакуированы в другие
города в связи с военными действиями и голодом, поэтому количество учащихся еще
более сократилось. Война, пополнявшая ряды незрячих десятками тысяч <увечных
воинов>, небывалыми темпами множила армию обездоленных, безработных, неграмотных
инвалидов.

До революции слепые довольствовались начальным обучением и только восемь человек
смогли получить высшее образование. В большинстве это были выходцы из богатых,
привилегированных сословий. Слепые учителя были редчайшим явлением в училищах,
да и то им доверяли вести преимущественно музыкальные занятия и пение. Известен
случай, когда с большим трудом слепой Д. С. Раевский экстерном закончил Петербургский
учительский институт, но применить свои знания на практике начальство не допустило.
Д. С. Раевский всю жизнь был вынужден работать печатником в брайлевской типографии,
заболел туберкулезом и скончался совсем молодым. Занимался частными уроками и
перепиской книг и слепой учитель В. И. Тебелев.

Великая Октябрьская социалистическая революции сделала незрячих полноправными
гражданами страны. Ленинские декреты в области социального обеспечения восстановили
социальную справедливость и в отношении инвалидов, передав всю заботу о них в
руки Советского государства.

Наркоматы социального обеспечения, здравоохранения и просвещения в первые же
годы провели большую работу по учету незрячих, их материальному обеспечению,
борьбе с пережитками прошлого - нищенством, неграмотностью и бескультурьем. Важную
роль в этом плане сыграла инициатива самих слепых, жадно тянувшихся к свету,
знаниям, труду.

Для развития грамотности и просвещения огромное значение имела реформа русской
письменности 1918 г., в результате которой упростилось усвоение грамматики при
изучении алфавита Брайля и заметно уменьшился объем журналов и книг, выпускавшихся

рельефно-точечным шрифтом. Однако в первые годы Советской власти из-за гражданской
войны и экономических трудностей книги для слепых не печатались.

В период восстановления народного хозяйства возобновили работу старые школы для
слепых детей и начали организовываться новые. В общежитиях для слепых, в домах
труда и других учреждениях создавалась система кружков ликбеза.

Вскоре после революции в Петрограде возникла благотворительная организация -
Комиссия улучшения быта слепых (К.УБС), в которой принимали активное участие
как сами слепые (К. А. Аносов, В. И. Плетц, А. В. Кароль), так и зрячие педагоги
Александро-Мариинского училища (супруги Ф. В. и А. И. Карякины, К- В. Малина,
Р. А. Кац и др.). Они обучали слепых системе Брайля, снабжали литературой из
богатой библиотеки училища, читали вслух книги, газеты и журналы в общежитиях
и лечебных учреждениях, на частные пожертвования и добровольные отчисления от
доходов артелей кооперации инвалидов помогали незрячим преодолевать бытовые трудности.

Заметное место в распространении грамотности среди взрослых слепых принадлежало
образовавшейся в начале 20-х годов секции эсперантистов. Ее члены не только обучали
слепых системе Брайля и приобщали к языку эсперанто, но и организовывали получение
из-за границы эсперантских журналов, письменных приборов, писчей бумаги, наладили
печатание в Стокгольме русско-эсперантского словаря и учебников. После создания
Ленинградского губернского отдела ВОС эта секция полностью вошла в его состав.

Для борьбы с неграмотностью взрослых слепых были необходимы учителя системы Брайля,
буквари и книги для чтения. В этом деле большую роль сыграло добровольное общество
<Долой неграмотность>, членами которого становились старшие учащиеся школ первой
ступени, занимавшиеся с рабочими в кружках ликбеза.

В 1923-1924 гг. начали вновь работать брайлевские типографии. В Московской типографии
рельефно-точечного шрифта со старых, еще дореволюционных матриц было оттиснуто
несколько книг классической художественной литературы и русского фольклора. Одновременно
открылась типография и в Петрограде. Здесь печатались учебники, буквари, работы
В. И. Ленина, ноты и отдельные номера журнала <Жизнь слепых>.

С организацией в 1923 г. инициативной группы по созданию Всероссийского общества
слепых и окончательным оформлением его в 1925 г. значительно усилилась политиковоспитательная
и культурно-просветительная работа среди членов ВОС.

В Ленинграде в 1924 г. был создан губернский отдел ВОС, который вместе с органами
народного образования энергично взялся за ликвидацию неграмотности, за развитие
просвещения и культуры. Среди первых членов ВОС был очень низкий процент грамотных,
поэтому Ленгуботдел направлял своих членов в кружки ликбеза и этим во многом
способствовал получению общего и профессионального образования.

Неуемная тяга к общественной жизни, упорное стремление учиться, осваивать новые
профессии, бурная инициатива пробужденных революцией инвалидов по зрению образно
выражены в стихотворении незрячего поэта Гавриила Добржинского <Наш голос>, опубликованном
в первом номере журнала <Жизнь слепых>, вышедшего в апреле 1924 года:

Побольше знаний! Побольше света! Былой насмешки долой шипы! Пусть освещает своя
газета * Дорогу, нужды и быт слепых.

Нас давит ночи тяжелый камень, Нас душит сумрак, но выход есть: Что вы глазами,
то мы руками Сумеем в книгах своих прочесть.

Да, мы - калеки. Но мы не плачем, С сумою жалкой не гнём спины. Докажем миру,
докажем зрячим, Что по работе мы им равны.

Нет, наши песни ещё не сспеты - Услышать голос слепых пора. Из нас выходят свои
поэты, И музыканты, и мастера.

В нас бродят мысли и ждут ответа. Мы рвемся к делу страстней других. О, пусть
осветит своя газета Работу, силу и быт слепых.

Продолжение следует

Выпуск листа на новом месте: 1629

   2006-01-03 00:17:40 (#496481)