[TIFLO] Киев. Вавина,

Проблемы расширения использования персональных
компьютеров в образовании слепых детей
Л.С.Вавина, зав. лаборатории
института специальной педагогики АПН Украины,
кандидат педагогических наук
Я приветствую всех участников конференции, которая поднимает ряд жизненно важных
проблем, которые касаются расширения сферы информатизации и использования персонального
компьютера. В нашей стране были сделаны определенные по поднятию престижа компьютера
в образовании, в быту, в профессиональной деятельности различной категории детей.
Детей общеобразовательных массовых школ и детей, которые имеют те или иные нарушения
психофизического развития.
Были созданы компьютерные классы сначала при общеобразовательных школах. Затем
постепенно такие классы начали появляться в специальных школах, в том числе и
в школах для слепых и слабовидящих детей.
У нас в лаборатории был один аспирант Легкий Олег Михайлович. Когда он к нам
пришел оказалось, что он единственный умеет работать на компьютере. Ни один сотрудник
института не знал, что такое компьютер и не умел работать за ним. Я сама думала,
что я в таком возрасте, что никогда не овладею компьютером. Но оказалось, что
компьютер стал постепенно входить в нашу жизнь. Все научились им пользоваться
и в том числе я. И действительно ничего сложного нет. Потому, что втягиваешься
в эту работу, когда каждый день работаешь с компьютером, привыкаешь к нему также
как и привыкаешь любому удобному в нашей деятельности инструменту.
Когда Олег Михайлович пришел к нам умеючи работать за компьютером мы предложили
изучить проблему взаимодействия детей с темы или иными нарушениями с персональным
компьютером. И поскольку компьютеров в школах пока не было нам пришлось возить
компьютер с собой. Он привозил компьютер в большой сумке. Мы ставили этот компьютер
в школе. Приглашали детей и учителей и объясняли, что это такое и как с ним можно
работать. И вы бы видели какой интерес проявляли дети. Тогда мы просто попробовали.
Мы были в различных типах школ, даже вспомогательной школе, где учатся умственно
отсталые дети. Все без исключения дети проявляли интерес к компьютеру. Исследование
которое у нас было проведено по использованию компьютера в обучении слепых детей.
Это были разработанные Олегом Михайловичем аудиторские курсы обучения. Это когда
по какому-нибудь предмету ребенок отвечая на тот или иной вопрос мог увидеть
правильно ли он ответил и получить оценку. Эти программы имели очень большой
успех. Потому, что ребенок воочию видел вопросы, умел выбрать ответ и сразу получал
оценку.
В школе-интернате #11 для слабовидящих детей на тот момент организовывался компьютерный
класс, но не было преподавателя. Все компьютеры были закрыты где-то в кладовой
и как мы не пытались с Олегом Михайловичем убедить дирекцию разрешить нам включить
компьютеры и попробовать мы получали отказ. Нам говорили, что это очень дорогая
техника и если он уйдет от вас и прейдет к нам учителем информатики, то мы возложим
на него материальную ответственность и тогда разрешим включить технику.
Много было сложностей и эти сложности остаются и посей день. У нас нет грамотных
преподавателей, которые могли б обучать детей, не считая конечно же Шишминцева.
У нас в школе для слепых хороший класс, но мало компьютеров. Нам бы хотелось,
чтоб в классе для каждого ученика был бы компьютер. Большая проблема научить
учителей. Начинать нужно с ВУЗа. И было б не плохо, если б каждый тифлопедагог
выходящий из университета умел работать с компьютером.
Почему дети на уроке информатики преимущественно любят играть в какие-то игры.
А потому, что у нас отсутствуют обучающие программы по основам наук. Нет у нас
таких программ и нет кому их разрабатывать. Если б <Окно в мир> кроме преодоления
этой компьютерной безграмотности поставило перед собой еще одну задачу создать
обучающие программы или хотя бы иллюстрирующие какие-то разделы курса по биологии,
химии, алгебре, истории, географии и так далее у ребят появился совсем другой
интерес использования компьютера. У нас таких программ нет. Есть программы для
общеобразовательной школы для учащихся с нормальным зрением и слухом, но эти
программы очень трудно использовать в школах для слепых.
Мне стыдно выступая перед вами не похвастаться какими-то достижениями как представителю
науки в области обучения детей с помощью новейших информационных технологий.
У нас нет для этого никаких средств.
Разрабатывая общеобразовательные программы для начальной школы начиная с третьего
класса в трудовое обучение слепых и слабовидящих детей внесли один маленький
раздел ознакомление с компьютером в плоть до изготовления игрушечного компьютера
с тем, что б дети постепенно привыкали, что есть персональный компьютер, что
его можно использовать не только для игр. Я думаю, что это будет доступно и для
учителей и для учащихся. Уроки информатики в школах для слепых и слабовидящих
построены на программах для общеобразовательных школ. Нам нужна адаптация вот
этой программы для обучения информатики незрячих детей.
В Харьковской областной гимназии для слепых детей есть прекрасный преподаватель
информатики, которая сама разрабатывает и адаптирует все программы, которые ей
попадаются. Однако, там один брайлевский дисплей и его на всех не хватает.
В связи с обучением учителей работе с компьютером было бы хорошо обратится к
институтам последипломного обучения и предложить им при переподготовки кадров
также обратить на этот момент внимание и постараться увлечь учителей компьютером.
Потому, что не у каждого есть дома компьютер и поэтому не каждый знает, что это
такое.
Нам нужен для детей учебник по информатики и если б кто-то его создал, для детей
слепых и слабовидящих, было б хорошо. Москва далеко ушла в перед в вопросе использования
персонального компьютера в обучении. Там разработано очень много программ. В
журнале <Дефектология> это очень широко освещалось. Был даже целый раздел <Компьютер
в руках дефектолога>. Есть лаборатория, которая постоянно занимается этими вопросами.
Поэтому нам есть у кого поучится. Очень большой опыт использования компьютера
в дистанционном обучении накоплен университетом развития человека <Украина>.
В прошлом году университет проводил конференцию посвященную обучению студентов
с различными потребностями и в сборнике материалов были помещены очень интересные
статьи о проблемах обучения незрячих и слабовидящих студентов. В университете
есть специально оборудованные места для работы таких студентов.
Я думаю, что работа нашей конференции на такую сверх актуальную тему, как информатизация
процесса обучения принесет много пользы и мы с вами найдем шаги для решения накопившихся
вопросов.
Спасибо за внимание.
Выпуск листа на новом месте: 1642