Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Киев. Васина.

Влияние информационных технологий
на образ жизни незрячих

Е.К.Васина, аспирантка кафедры тифлопедагогики

Института коррекционной педагогики и психологии

Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова

Образ жизни охватывает совокупность типичных видов (способов) жизнедеятельности
индивида в единстве с условиями, определяющими эту жизнедеятельность. Влияние
отсутствия или существенной потери зрения на проявления жизнедеятельности бесспорно.
Оно приводит к формированию устойчивых особенностей, типичных для жизнедеятельности
незрячих, т.е. к формированию специфического образа жизни незрячих.

Прежде всего, эти особенности обусловлены отсутствием или существенным ограничением
естественного способа получения индивидом информации через органы зрения. Поэтому
львиная доля мер реабилитационного и учебно-воспитательного характера по отношению
к незрячим состоит в создании и развитии альтернативных способов получения, обработки
и передачи информации. Как только такие меры приобретают системный характер,
они, по сути, превращаются в информационные технологии.

С этой точки зрения можно утверждать, что уже шрифт Брайля выступил своеобразной
информационной технологией, включающей технические средства набора рельефно-точечного
шрифта, кодирование знаковой информации и технику ее усвоения.

Применение шрифта Брайля как информационной технологии с самого начала наложило
отпечаток на структуру восприятия слепого - увеличило роль осязания как инструмента
познания, потребовало специальной образовательной подготовки, сформировало организационно-
техническую и социальную систему доступа незрячего к рельефно-точечным изданиям.

Такое влияние информационных технологий на жизнь незрячего имело своим следствием
и определенную направленность всего процесса образования слепых, и развитие
приоритетных форм использования интеллектуальных возможностей слепых в системе
общественного труда, и утверждение типичных способов связи между незрячим и другими
членами общества.

Развитие компьютерных технологий открыло новую эпоху в информатизации образования
и всей жизнедеятельности незрячих. Однако принципиальная общность этих технологий
с традиционными способами компенсации отсутствия зрения как информационного канала
состоит именно в том, что, как старые, так и новые технологии решают, по сути,
одну и туже задачу. И в этом смысле современные информационные технологии оказывают
аналогичное влияние на образ жизни незрячего.

Однако практических различий в способе влияния на образ жизни между традиционными
и современными технологиями значительно больше, чем сходства между ними. Компьютерные
технологии существенно расширяют сферу доступной незрячим информации. Они одновременно
используют как осязание, так и слух незрячего при формировании информационных
образов. Уровень образовательной подготовки, требуемый от незрячего для освоения
компьютерных технологий, существенно выше, чем для чтения и письма по Брайлю.

Все это существенно видоизменяет характер общественных связей незрячего. С одной
стороны, общество открывает перед ним двери к информационным богатствам цивилизации.
С другой стороны, общество выдвигает для этого доступа более высокие образовательные
требования.

В современных условиях система школьного образования еще не адаптирована в полной
мере к этим новым отношениям. Но на уровне профессиональной подготовки и системы
высшей школы незрячий уже активно включаются в новые взаимоотношения с обществом,
и их образ жизни претерпевает динамичные изменения.

Понятно, что рост образовательного уровня незрячих пользователей компьютерных
технологий заметно повышается. Но еще важнее тот факт, что сама логика взаимоотношения
с компьютером требует от пользователя активной позиции - постоянного самообразования,
поиска необходимой информации в достаточно неопределенных условиях (базы данных,
электронные библиотеки, интернет-форумы и прочее). Такая активность отрицает
характерную для незрячих созерцательно-наблюдательную позицию и является важнейшей
предпосылкой более широкого их вовлечения в интеллектуальную сферу общественно
полезного труда.

В то же время компьютерные технологии предоставляют средства коммуникации, не
требующие непосредственного общения с другими людьми, интенсивного перемещения
по городу и связанных с этим психических и физических нагрузок. Другими словами,
компьютер расширяет мир незрячего, но делает этот мир все более виртуальным.

Естественно, нет смысла критиковать новые формы общения, коль скоро они предоставляют
дополнительные возможности и в образовании, и в трудовой деятельности. Но долг
тифлопедагогов состоит в оценке тех потенциальных опасностей, которые кроются
за виртуализацией общения незрячих как устойчивой тенденцией в изменении образа
их жизни.

Достаточно рассмотреть такую ситуацию: формируя навыки здорового образа жизни
у подростков с глубокими нарушениями зрения, тифлопедагог обращает их внимание
на роль внешнего вида в установлении благоприятных отношений с социальной средой
(чистая и наглаженная одежда, личная гигиена, адекватное поведение и т.д.). Но
если общение незрячего с внешним миром преимущественно сводится к обмену электронными
письмами и дискуссиям в интернет-форумах, то только что названные атрибуты социального
поведения утрачивают свое практическое значение. А, как известно, если навык
не получает положительного подкрепления, он постепенно угасает, и налицо реальная
угроза социального одичания незрячего, несмотря на предшествующую тифлопедагогическую
работу с ним.

Отсюда следует, что чем шире внедряются компьютерные технологии в жизнь незрячих
и чем явственней становится виртуализация их общения, тем насущнее задача развития
форм их непосредственного социального общения, которые, в частности, должны выполнять
роль положительного подкрепления навыков здорового образа жизни. Через интернет
можно завести знакомства, но нельзя создать семью и реализовать себя в социально-биологическом
плане.

Однако в современных условиях значение форм непосредственного общения незрячих
с окружающим миром явно недооценивается. Такие формы их социальной реабилитации,
как физкультурно-спортивная работа и художественная самодеятельность носят традиционный
характер и зачастую постепенно сворачиваются. Необходимо как наполнение этих
форм новым содержанием, так и развитие новых форм общения, адекватных возрастающему
образовательному уровню незрячих.

Очевидно, особую роль здесь должны сыграть такие реабилитационные учреждения,
как библиотеки, учебно-информационные центры, клубы и дома культуры для слепых.
Организация общения по интересам может и должна стать альтернативой виртуальному
общению, но, чтобы быть интересной для незрячей молодежи, она должна быть не
менее информативной, динамичной и эмоциональной, чем общение в интернете.

Таким образом, как и раньше, особенности образа жизни незрячих в большой степени
представляют собой результат их физических ограничений, а не неких философски
переосмысленных преимуществ. Как и раньше, задача состоит в интеграции незрячих
в общество путем максимального приближения их жизнедеятельности к нормам цивилизованного
общества. И важно то, чтобы в этом деле на службу реабилитации незрячих были
поставлены как раз те информационные технологии, которые образуют тенденцию к
виртуализации общения незрячих.

Выпуск листа на новом месте: 1685

Ответить   Wed, 18 Jan 2006 15:24:28 +0300 (#502971)