[TIFLO] От рабфаков до вузов

Клюшников Е. В. От рабфаков до ВУЗов. К 60-летию ПО РИТ Ленинградского правления
ВОС. М., 1991.
Публикуется в сокращении
Часть4
50-е годы отличались массовым поступлением незрячих в вузы Ленинграда. Число
студентов и аспирантов из года в год возрастало. Так, только в 1950 г. вузы закончили
27 незрячих, а из различных городов страны поступило учиться более 40 человек.
В весеннюю сессию 1951 г. успешно сдали выпускные экзамены 26 человек, большинство
из них получили направление на работу по специальности, а осенью в вузы Ленинграда
поступило 12 окончивших средние школы для слепых. Среди них - 4 медалиста.
К лету 1952 г. в вузах Ленинграда обучалось более 150 незрячих. Причем подавляющее
большинство в ЛГУ и в ЛГПИ. Всего в студенческой организации числилось 160 человек,
в том числе 95 в ЛГПИ и 52 - в ЛГУ.
В 1952 г. получили высшее образование более 40 членов Организации. Студенты -
выпускники филфака ЛГУ В. П. Никитина и В. Б. Культиасов поступили в аспирантуру.
Заметно увеличилось количество преподавателей и научных сотрудников. Многие (М.
Н. Адамов, С. С. Батенин, В. Н. Гордеев, С. 3. Закиров, М. С. Кузьмин, А. М.
Мурзин, П. Ф. Никандров и др.) защитили диссертации, получили ученые степени
кандидатов наук.
Однако в связи с увеличением количества молодых дипломированных специалистов,
выпускаемых вузами в этот период, все чаще стали возникать сложности с их трудоустройством.
Нередко преподаватели истории, литературы, математики, получив направление по
распределению Государственной комиссии, возвращались обратно с отказом в приеме
на работу с мотивировкой <за отсутствием вакантных мест>. Поэтому комиссии по
распределению стали прибегать к испытанному средству - выдавали незрячим <свободный
диплом>. В связи с этим была поставлена под сомнение целесообразность поступления
слепых на исторические и литературные факультеты педагогических институтов.
Первичная организация # 3 прилагала большие усилия для разрешения этих вопросов.
Принимались решения бюро, на общих собраниях писались письма в Центральное правление,
министерства и ведомства. Совместно с отделом социального обеспечения, Горкомом
КПСС, общественными организациями и администрацией вузов неоднократно собирались
совещания по вопросу целенаправленного трудоустройства незрячих.
VII отчетно-выборная конференция Ленинградского городского отдела ВОС, состоявшаяся
в июне 1951 г., рассмотрела вопрос о трудоустройстве выпускников вузов и интеллигенции.
В резолюции было записано: <Обратить особое внимание на трудовое устройство работников
умственного труда> (<Путь восовца>, 1952, # 6, с. 45). Было признано целесообразным
в журнале <Путь восовца> ввести рубрику по обмену опытом преподавателей, членов
ВОС, работающих в учебных заведениях.
Летом 1952 г. журнал <Путь восовца> писал: <От местных организаций ВОС, а прежде
всего от Центрального правления Общества требуется самое активное вмешательство
в дело трудового устройства незрячих специалистов; требуется, чтобы Центральное
правление совместно с Министерством высшего образования и Министерством просвещения
планомерно проводило работу по трудоустройству выпускников. Получая от местных
отделов ВОС точные данные об общем количестве незрячих студентов, оканчивающих
вузы, об их специализации и уровне подготовки, доводя материалы учета до сведений
названных министерств, Центральное правление могло бы принять активное участие
в распределении незрячих специалистов. Кроме того, следует серьезно задуматься
над организацией и проведением в широких масштабах агитационной работы среди
зрячих, положительное значение которой бесспорно> (<Путь восовца>, 1952,# 8,
с. 14).
Жизнь поставила на повестку дня еще один из существенных вопросов учебной работы.
Программы всех факультетов вузов включали изучение одного или двух иностранных
языков, и студентам необходимо было сдавать зачеты и экзамены по чтению и переводу
текстов.
Для облегчения сдачи учебных текстов было решено создать специальную учебную
библиотечку на иностранных языках. Лен-горотдел выделил на это денежные суммы,
закладывавшиеся в смету ячейки. Рекомендованные методистами тексты переписывались
на приборах и пишущих машинках под диктовку зрячих и затем переплетались. Работа
по переписке книг дома была надежным подспорьем в бюджете, особенно семейных
студентов. Сохранившиеся в архиве счета говорят о том, что перепиской в те годы
активно занимались Т. Николаев, А. Хайрулин - на немецком и Н. Балашова - на
английском языках. Особенно много было переписано книг на немецком и французском
языках штатной переписчицей библиотеки Дома просвещения Е. А. Ивановой. Студент
П. И. Вишталь переплетал рукописные книги. Таким способом за несколько лет была
создана неплохая библиотечка учебной литературы, насчитывавшая более ста книг.
Среди них были произведения классиков марксизма-ленинизма, отдельные номера журнала
<Neue Zeit>, <Фауст> Гете, отрывки из произведений Т. Манна и Б. Келлермана,
впоследствии все эти книги поступили в Ленинградскую городскую библиотеку для
слепых. Аспиранты ЛГПИ и ЛГУ изучали французский язык. По их просьбе Ленгоротделом
были выделены средства на организацию кружка французского языка, в котором занимались
А. И. Соловьева, М. Н. Адамов, Е. И. Иванова и другие. Руководителем кружка была
Е. Н. Карцева.
При помощи бюро ячейки была установлена связь с Лейпциг-ской и Лондонской библиотеками
для слепых, и преподаватели немецкого языка Е. Ф. Бондаренко, Л. В. Ришпен и
студенты Института иностранных языков оформили индивидуальный абонемент для получения
литературы из их книгохранилищ. Студент Ю. П. Баталов не только читал журнал
<Гегенварт> (<Современник>), но и публиковал в нем наиболее интересные статьи
из журнала <Жизнь слепых> и <Путь восовца>, переведенные им на немецкий язык.
Так, например, в <Гегенварт> была помещена корреспонденция Е. В. Клюшникова <Первая
русская книга на рельефно-точечном шрифте>.
Это позволяло знакомить зарубежных читателей с жизнью советских незрячих, с деятельностью
ВОС. Через иностранные журналы, имевшие специальные рубрики объявлений и знакомств,
ус^ танавливались личные контакты и велась многолетняя дружеская переписка.
В начале 1951 г. при Ленинградском городском отделе ВОС из преподавателей, научных
сотрудников, аспирантов и студентов была создана первичная организация Всесоюзного
общества по распространению политических и научных знаний. Все они были приняты
действительными членами или членами-соревнователями Общества. Уже в следующем
году в Ленинградской городской организации ВОС в сети политпросвещения начали
работать 60 кружков, которые посещали свыше тысячи человек. К руководству ими
было привлечено 50 пропагандистов, и в том числе 29 членов ВОС, среди них - 19
студентов.
Во время выборных кампаний многие студенты работали в качестве агитаторов в цехах
УПК, а Борис Иванов, Иван Бардады-мов и другие вели агитационно-массовую работу
среди зрячих трудящихся. Для молодых пропагандистов и агитаторов лекторы горкома
и обкома партии в малом зале Дома просвещения регулярно проводили установочные
лекции, семинары и методические консультации.
В этот период по решению президиума Ленгоротдела ВОС вновь началось комплектование
рабкоровских кружков на предприятиях и в первичных организациях для улучшения
работы стенной печати и для более активного участия в журналах <Путь восовца>
и <Жизнь слепых>. Бюро первичной организации # 3 направляло своих членов на этот
важный участок работы. В рукописном журнале <Ленинградский студент> и в восовской
печати стали систематически появляться корреспонденции, очерки, стихи А. П. Зажигина,
А. Л. Дегтяра, В. А. Квашонкина, Р. Л. Золотницкой, Е. В. Клюшникова, Т. С. Малевой,
Н. А. Ушкова, Е. И. Самарина, В. А. Летова , Ф. А. Назимова.
Незадолго до войны была начата работа по обучению незрячих студентов и преподавателей
письму на плоскопечатных машинах. И эта полезная традиция возобновилась в 1947
году. Созданный в ячейке # 3 кружок машинописи работал многие годы, помогая будущим
педагогам и научным сотрудникам овладеть пишущей машинкой. Военоослепшим киноинженером
В. В. Нестеровым было написано методическое пособие <Машинопись для слепых>,
выпущенное по Брайлю.
Студентка III курса филологического факультета ЛГУ А. В. Алешина в заметке <Овладевайте
письмом на машинке плоского шрифта>, опубликованной в журнале <Путь восовца>,
писала: <В процессе учебных занятий мне много приходилось выполнять письменных
заданий. Овладев машинкой плоского шрифта, все сообщения, рефераты и доклады
для практических занятий я пишу самостоятельно. Это дает большое удовлетворение.
Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что всем незрячим товарищам, учащимся
в вузах, обязательно нужно овладевать машинкой плоского шрифта. Лучше всего начинать
обучаться еще в школе. Было бы очень хорошо, если бы директора средних школ слепых
заботились об организации кружков машинописи> (<Путь восовца>, 1951, # 11, с.
109-110).
Центральное правление для студентов и преподавателей установило льготы: при приобретении
плоскопечатных пишущих машинок Общество выплачивало половину их стоимости, а
в первые годы после окончания Великой Отечественной войны, когда пишущие брайлевские
машинки, письменные приборы, мерительные инструменты, специальные часы приобретались
за границей, ими в первую очередь обеспечивались члены первичной организации
студентов и преподавателей.
До появления магнитофонов наряду с уже установленной льготой (освобождение инвалидов
по зрению от оплаты за пользование радиоточкой) ячейка оплачивала расходы по
радиофикации при получении новой жилплощади.
Оказывалась также материальная помощь при покупке трех-программных приемников
и проигрывателей для прослушивания долгоиграющих пластинок. Студентам Института
иностранных языков и филологам германо-романского отделения ЛГУ для языковой
практики выдавались безвозмездные суммы на приобретение радиоприемников. При
распределении поступавших партий магнитофонов Ленинградское правление в первую
очередь всегда обеспечивало студентов, работающих педагогами, и научных сотрудников.
Студенческая и педагогическая первичная организация на протяжении всей своей
истории была активным пропагандистом тиф-лотехнических средств, а некоторые ее
члены являлись изобретателями письменных приборов, пишущих машинок и различных
наглядных пособий. Выпускались в печатном виде всевозможные чертежи и рисунки.
Для нужд специальных школ Ленинграда по индивидуальным заказам выполнялись различные
модели, макеты рельефные глобусы. В 1951 г. УПК # 4 Ленгоротдела ВОС изготовил
партию 9-строчных карманных приборов с уменьшенным! шрифтом, разработанных В.
С. Сверловым.
Испытание опытных образцов различных приборов и приспособлений проводилось членами
Организации. Она являлась как бы* опытным полигоном тифлотехники. Здесь была
опробована одна из моделей отечественной пишущей машинки для слепых П. П. Лебедева;
проходили испытания прибор для двустороннего письма М. И. Вербицкого,
арифмометр, кронциркуль и логарифмическая линейка, приспособленные для слепых
Э. Ф. Кемом, пособия по хи-f мии преподавателя Р. В. Березкина, рельефные планы
Куйбышевского района и атлас планов Ленинграда.
Значительным вкладом в изучение и распространение вспомогательных технических
средств явилась книга профессора В. С. Сверлова <Тифлотехника>, изданная в 1960
году.
1954 год для первичной организации был особенно ответственным. Она вступила в
год своего 25-летия. Студенты отметили юбилей хорошими показателями в учебе.
Из 79 экзаменовавшихся 53 сдали все экзамены на <отлично>. Особенно больших успехов
добились студенты исторического, филологического и философского факультетов ЛГУ.
Из 37 человек 30 - отличники: Б. Ахлибининский, В. Глазков, Е. Клюшников, А.
Рак, А. Тихомирова, Н. Маляко, В. Мальков, А. Фомин и др. (<Путь восовца>, 1954,
# 3, с. 55).
Весной этого же года ленинградские вузы окончили 27 незрячих. Большинство из
них было направлено на преподавательскую работу в общеобразовательные специальные
школы, а небольшая часть - в вузы. Среди окончивших было несколько юристов.
22 апреля исполнилось 25 лет существования первичной организации ленинградских
студентов. За активную работу президиум Ленгоротдела ВОС наградил Почетными
грамотами студентов
A. Горюнова, К. Долженко, А. Гатаулину, М. Неуймину, аспиранта
И. Виноградова, бывших студентов В. С. Сверлова, И. Ф. Бары-
шева, П. В. Горчакова, В. П. Прехтеля, И. П. Белянского, К. Н. Ре
пину, А. П. Зажигина, Д. П. Травникову и других.
По решению президиума Ленгоротдела ВОС в канун празднования 37-й годовщины Великой
Октябрьской революции за хорошие показатели в работе и активное участие в общественной
жизни организации на Доску почета Ленинградской организации были занесены 27
человек, в том числе студент философского факультета
B. А. Мальков. (<Путь восовца> 1954, # 11, с. 40).
Продолжение следует
Выпуск листа на новом месте: 1633