[TIFLO] Киев. Покутнева

Сотрудничество специалистов по
информационным технологиям
и ученых-тифлологов как необходимая составляющая оптимизации компьютерной грамотности
учащихся
школ слепых и слабовидящих
С.А.Покутнева, кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник лаборатории тифлопедагогики
Института специальной педагогики АПН Украины
В образовательной цепочке по использованию компьютерных технологий больше всего
сегодня страдает начальная школа. Поэтому в докладах участников конференции по
проблемам информационных технологий прозвучала некоторая горечь. Выступающие
отмечали, что педагогическая наука отстает от практики.
Но ведь это естественный процесс. Принцип компьютеризации в образовании молодого
поколения Украины был введен не так уж и давно. А пионерами в разработке компьютерных
технологий для учащихся стали не гуманитарии, которым раньше отдавалась пальма
первенства в образовании школьников, а специалисты с техническим образованием.
И это привело к некоторым трудностям.
Специалисты с техническим образованием имеют уже достаточно много интересных
и серьезных наработок в области информационных технологий, но внедрение их в
школьное обучение во многом сдерживается из-за того, что они не владеют в достаточной
мере теорией обучения школьников, особенно учащихся начальной школы. Специалисты
гуманитарного профиля, наоборот, прекрасно владеют теорией обучения учащихся,
но не имеют достаточных знаний в области компьютерных технологий.
И сегодня для оптимизации компьютерного образования детей с глубокими нарушениями
зрения следует объединить усилия всех специалистов. Для начала, я думаю, будет
полезно просто обменяться некоторым опытом по педагогическим технологиям.
В теории педагогики в настоящее время происходит философское переосмысление всех
проблем сущности человека, человеческой жизни вообще и проблем формирования личности.
Лозунг сегодняшнего дня гласит: каждый человек талантлив и обязан раскрыть свой
талант на пользу себе и обществу. Интеллектуально-образовательный уровень преобразовывается
в универсальный механизм успеха индивида, а также в глубокую и естественную мотивацию
и механизм конкуренции.
Сегодня образование приводится в соответствие с потребностями и требованиями
современной Украины - это обеспечение конкурентоспособности граждан как на внутреннем,
так и на мировом рынке труда. Суть социально-философской педагогической теории
направлена на формирование способности человека адаптироваться к окружающему
природному и социальному окружению, обеспечить свое выживание и даже повысить
эту свою способность.
Все это важно и для слепых и слабовидящих. Однако надо отметить, что реформирование
образования лиц с глубокими нарушениями зрения может осуществляться только с
учетом сохранения требований тифлодидактики.
Во-первых, руководящий принцип специального образования слепых и слабовидящих
гласит: все дети с глубокими нарушениями зрения, как и нормально видящие, должны
получить одинаковое образование. Для этого, при необходимости, первым следует
дать дополнительную помощь и поддержку с тем, чтобы они смогли иметь равные стартовые
условия в образовании.
Во-вторых, содержание обучения детей с глубокими нарушениями зрения должно отвечать
высоким стандартам и быть полностью тождественным содержанию всякого воспитательного
процесса с нормально зрячими учениками с отличием от массовой школы лишь в реализации
путей и средств, а также при соблюдении лишь разности в символике у слепых,
выдержки необходимого размера шрифта учебных текстов, наглядных пособий и других
гигиенических требований у слабовидящих.
Одним из ведущих принципов обучения слепых детей в школе должно быть не приспособление
к дефекту, а его учет с целью преодоления.
Руководствуясь этими положениями, мы оптимизировали учебную программу по курсу
<Я и Украина> для слепых и слабовидящих, учащихся младших классов.
В теории обучения и образования учебная программа определена как государственный
документ, куда вкладывается содержание учебного предмета , которым должен овладеть
каждый ученик. Мы внесли некоторые изменения в содержание программы.
Так, во-первых, как и в массовой школе, обновление содержания данного курса идет
за счет количественного расширения учебного материала. Таким образом, мы сохраняем
идентичность цензового образования.
Во-вторых, ряд тем из курса <Я и Украина> перенесена для отработки на уроки компенсаторного
развития (уроки специальной дополнительной помощи), которые имеют пропедевтическое
направление в познании окружающего мира, помогают в восприятии содержания курса
<Я и Украина>.
Это оправдано тем, что процесс обучения в школах слепых и слабовидящих рассматривается
в тифлодидактике как соотношение общего и специального как взаимодополняющих
и взаимопроникающих структур образования, теоретически и методически связанных
межпредметными связями следующих видов:
а) связи на основе общих подходов к структуре содержания;
б) связи на основе общих операционных компонентов;
в) связи на основе общих средств работы с учебным материалом.
В-третьих, изложение учебного материала детям с глубокими нарушениями зрения
нуждается в изменении очередности содержательных линий. Так, усвоение учениками
содержания курса <Я и Украина> нужно начинать со знаний о человеке.
В-четвертых, обновление содержания должно идти за счет укрупнения подаваемой
информации в направлении родовидовых отношений, т.е. формирования теоретических
понятий об окружающем мире. Воспринимая этот материал, ученик вынужден употреблять
такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Таким
образом, усиливается роль интеллектуального компонента в обучении. Кроме того,
значительно увеличивается количество практических упражнений с натуральными
объектами окружающей действительности.
Формирование теоретических понятий связано с новыми подходами в обучении младших
школьников. Это согласуется с тем, что в настоящее время познавательная деятельность
ученика рассматривается как деятельность научного познания, основным атрибутом
которого является теоретическое мышление. Именно оно несет в себе наибольший
развивающий потенциал личности в целом.
Развитие теоретического мышления особенно важно для слепых и слабовидящих учеников,
у которых отображение объектов через обобщенное логическое познание приобретает
максимально адекватное выражение. При этом влияние аномальных факторов обозначается
меньше всего (Л.С. Выготский, М.И.Земцова и др.).
Эти изменения в содержании обучения помогут создать необходимые средства учебной
деятельности - компенсаторные способности как основные психические новообразования
(теоретическое мышление, устная связная речь, самосознание). Благодаря процессам
компенсации структура личности ребенка имеет тенденцию достигать определенной
нормы социального типа.
Таким образом, компенсаторное развитие становится главной формой развития слепых
и слабовидящих учеников, которая проявляется в прогрессивном изменении психических
процессов мышления, речи и сознания, взятых вместе.
Однако на сегодня оптимизация учебной программы за счет расширения содержания
программного материала, упорядочивание его за счет введения содержательных компонентов
является не совсем достаточным. За порогом программы остается сама учебная деятельность
учащихся.
Поэтому наша программа по курсу <Я й Украина> пополнилась новым разделом, который
вмещает такие единицы анализа, которые несут в себе педагогическое и психологическое
отражение процесса управления, связанное непосредственно с учебной деятельностью
учеников. Именно эти акценты в программе создают необходимые условия для усвоения
школьниками нового содержания образования, овладения новых знаний, формирования
умений, выдвинутых в современной учебной программе, поскольку направляет учителей
конкретно на пути решения задач образования - педагогическое управление и совершенствование
учебно-воспитательного процесса.
В связи с вышеизложенным, учебная программа по курсу <Я и Украина> пополнилась
новой колонкой под названием <Направленность развивающего обучения учащихся и
ожидаемые результаты работы>. В данной колонке представлены данные об усвоении
основных этапов овладения процессом учебной деятельности: мотивы обучения, принятие
учебной задачи, представление о содержании и средствах деятельности, контроль,
рефлексия и оценка деятельности.
Понятие <принятие учебной задачи> подводит ребенка к принятию определенного решения.
Решение становится постоянным этапом в поведении человека. Следует отметить,
что решение является не началом, а результатом такой очень тонкой и обширной
работы, проделанной мозгом, которая формирует решение и предопределяет его направленность,
а именно: определяется, какие обстоятельства должны быть учтены при принятии
решения, из какого набора нужно выбирать ту деятельность человека, которая окажется
наиболее адекватной и эффективной.
Представление о содержании и средствах деятельности входят в основу учебных
действий учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов
действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач.
Этап контроля и рефлексии состоит из осознанной деятельности учащихся, направленной
на сравнение результатов своих учебных действий с заданными образцами. Этап оценивания
фиксирует окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов
решения задач.
Следует отметить, что для того, чтобы говорить о применении современных информационных
технологий в начальной школе как первой ступени школьного обучения, следует всю
работу с детьми разбить на определенные этапы и постепенно приступать к их реализации.
Например, это могут быть такие этапы:
1) развитие умений учащихся качественно воспринимать информацию об окружающей
действительности;
2) развитие умений детей работать с полученной информацией об окружающей
действительности;
3) знакомство с компьютером;
4) развитие умений детей отображать полученную информацию на компьютере;
5) развитие умений детей получать информацию средствами компьютера;
6) компьютер как средство по расширению возможностей учащихся в получении
информации.
Известно, что учащиеся с остаточным зрением всегда стараются использовать свое
неполноценное зрение в учебной деятельности, поэтому очень важно научить их
разумно использовать зрение в этой работе, хорошо осознавая необходимость охранительных
мер, роль зрительного режима. Кроме того, на мой взгляд, знакомство с компьютером
можно начинать с первого класса, когда слепые школьники обучаются грамоте, постигая
тактильные способы обучения. Возможно, изучение брайлевской азбуки на уроках
украинского языка и параллельное перенесение этих умений на работу с компьютером
в дальнейшем приучит слепых школьников не использовать (или ограничить использование)
в процессе обучения несовершенное зрение.
Можно отметить, что специалисты с техническим образованием на практике постепенно
овладевают теорией обучения школьников. На мой взгляд, многие проблемы можно
решить путем взаимного рецензирования пособий между педагогическими сотрудниками
и техническими, путем взаимных консультаций, создания совместной научной продукции:
программы, пособия, методические рекомендации.
Выпуск листа на новом месте: 1644